Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В УСЛОВИЯХ УТВЕРЖДЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Дзалаева К.Р. 1
1 ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства РСО–Алания»
Утверждение общероссийской идентичности на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX вв. осуществлялось посредством различных механизмов. Наиболее эффективными оказались шаги, предпринятые в рамках государственной культурной политики России, направленной на трансформацию традиционного мировосприятия и поведенческих моделей, веками передаваемых народами, проживающими в регионе, из поколения в поколение. Главной стратегической целью было распространение и укрепление единых ценностно-культурных ориентиров, лежащих в основе российской гражданственности и выступающих залогом добровольного участия северокавказских горцев в жизни страны. Объектом исследования данной статьи выступили формирующиеся в изучаемый период новые культурные традиции, рассматриваемые на примере празднования трехсотлетнего юбилея царствующего дома Романовых, предметом – сопричастность к этому историческому событию населения Северного Кавказа как равнозначной части большой страны.
укрепление государственности
государственный праздник
общероссийская идентичность
народы Северного Кавказа
Россия
Северный Кавказ
1. Боров А.Х. Северный Кавказ в Российском цивилизационном процессе (Проблема социально-культурного синтеза). Нальчик, 2007. – 298 с.
2. Дзалаева К.Р. Городская культура осетин (вторая половина XIX – начало XX вв.): Монография; Учреждение РАН СОИГСИ им. В.И. Абаева. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2009. - 194 с.
3. Терские ведомости. 1913. - № 11.
4. Терские ведомости. 1913. - № 45.
5. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия - Алания. Ф. 11. Оп. 52. Д. 1339.
Процесс утверждения общероссийской идентичности на Северном Кавказе во второй половине XIX - начале XX вв. имел в своей основе две составляющие: самоидентификацию горцев с остальным населением российского государства, осознание ими себя частью большой многонациональной страны и признание их неотъемлемой частью единого  государства другими народами России. Межкультурные контакты способствовали взаимообогащению и интеграции культур, повышению уровня толерантности в обществе. Однако необходимость сосуществовать, принимать другую культуру на фоне так называемого «культурного эгоцентризма» была чревата возникновением разного рода конфликтов, борьбой «культурных миров» [2, с. 149].

Как известно, доминирующей формой самоидентификации является соотнесение себя с более древней исторической памятью. Народы Северного Кавказа - это действительно древние народы, которые всегда имели глубоко укорененную собственную гордость и воспринимали себя как особую общность со «своей» историей, культурно-бытовыми традициями, кровно-генетической связью, исторической территорией, языком и религией [1, с. 14]. В новых исторических условиях они были вынуждены претерпевать довольно быструю и грубую ломку веками устоявшейся их картины мира.

Придя сквозь годы к пониманию неэффективности силовых методов покорения горцев, царская администрация обратилась к другим методам «замирения края», позволявшим видеть в российской государственности определенную культурную ценность, условие организованной жизнедеятельности. Наиболее востребованной стала идея формирования среди населения Северного Кавказа новых культурных традиций, способствующих утверждению общегосударственной идеологии. В данной статье рассматриваются наиболее яркие и образные составляющие российской культуры - праздничные торжества с событийно-идеологической основой, выполняющие консолидирующую и воспитательную функции, формирующие единую народную память.

Важнейшим рубежом развития российской государственности было  празднование трехсотлетнего юбилея Дома Романовых. Это событие стало настоящим культурным феноменом, в который было вовлечено все население северокавказского региона. Задолго до его приближения, на протяжении двух-трех лет, местные газеты пестрели сообщениями о ходе подготовки к этой знаменательной для всей России дате.

Так, уполномоченные от населения Владикавказского округа, постановили во время празднования юбилея трехсотлетия царствования Дома Романовых поднести государю императору хлеб-соль на деревянном блюде с подобающими надписями золотыми или серебряными буквами, народную чашу (кус), изготовленную из серебра с золотыми эмалевыми украшениями с надписями и гербами, вместимостью до одной винной бутылки; его императорскому высочеству наследнику цесаревичу и великим княжнам Ольге Николаевне, Татьяне Николаевне, Марии Николаевне и Анастасии Николаевне - башлыки из козьего пуха, украшенные азиатскими галунами и позументами, исполненные «во вкусе и стиле» осетинского населения. Стоимость подношений исчислялась в 600 руб. Также  предписывалось ассигновать 1500 руб. на командирование в Санкт - Петербург депутации в составе трех человек. Доверенные от сельских обществ Большой и Малой Кабарды и 5 горских обществ Нальчикского округа постановили для принесения поздравления и выражения верноподданнических чувств лично его императорскому величеству государю императору командировать от кабардинского народа и сопредельных с ним горских обществ депутацию в составе отставного генерал-лейтенанта Ж.К. Куденетова, князя Т.М. Наурузова, инженера путей сообщения  Б.Б. Шарданова, В.Н. Кудашева, полковника К.Н. Хагондокова и лесничего С.И. Урусбиева, ассигновав на поездку каждому по 500 руб. Уполномоченные от населения Веденского округа постановили для участия в торжествах, имеющих быть по случаю 300-летия царствования Дома Романовых в гор. Владикавказе, командировать депутацию в составе жителя сел. Цацан-Юрт Дасая Бесанова, сел. Гудермес - Анзора Дукаева и сел. Чубах-Кенерой Лабзана-Хаджи Езирханова. Уполномоченные от населения Назрановского округа постановили для участия в торжествах во Владикавказе командировать депутацию в составе поручика Т. Албогачиева и прапорщика А. Мальсагова, поручив им послать государю императору поздравительную телеграмму с выражением верноподданнических чувств всего ингушского народа [3, с. 2].

Сам праздничный день 21 февраля 1913 года ознаменовался беспрецедентным размахом и широкой «географией» торжественных мероприятий.

Во Владикавказе городские здания были расцвечены национальными флагами,  транспарантами, вензелями, гирляндами и коврами. Торжество привлекло к площадям собора, атаманского дома и прилегающим к ним улицам огромные массы народа. Около 9 часов на площади напротив атаманского дворца собрались представители войсковых учреждений, депутаты из станиц, кадеты войскового сословия, воспитанники войсковой учительской семинарии и взвод казаков 1-го Екатеринодарского полка Кубанского казачьего войска. В 9 часов к собравшимся вышли начальник Терской области и наказной атаман терского казачьего войска генерал-лейтенант С.Н. Флейшер, встреченный генерал-маршем. Подходя к каждой отдельной группе, он поздравлял с высокоторжественным днем. Затем последовала команда «под штандарт» и из дворца под звуки войскового оркестра начали выносить регалии, которые были отнесены в кафедральный собор. Туда же проследовали и собравшиеся. В ограду собора начали прибывать войска и учащиеся местных учебных заведений, большинство из которых имели в руках национальные флаги. К началу литургии, совершаемой высокопреосвященным Питиримом, прибыли и крестные ходы из городских церквей. В ограде собора был совершен благодарственный молебен с коленопреклонением и возглашением многолетия императору, императрицам, наследнику цесаревичу и всему царствующему Дому. По его окончании и прочтения высочайшего манифеста состоялся парад войск местного гарнизона, на артиллерийском манеже был произведен установленный салют из орудий, а во всех церквах - колокольный звон. Затем крестные ходы двинулись по Александровскому проспекту к памятнику Архипа Осипова. Вслед за святостями и духовенством промаршировали вокруг бульвара войска и учащиеся, а оркестры духовой музыки все это время исполняли народный гимн и гимн «Славься, славься». В течение всего дня народ толпами гулял по бульварам и улицам города. У памятника Архипа Осипова и Пушкинского сквера на убранных национальными флагами эстрадах до позднего вечера играли оркестры духовой музыки. В 3 часа дня в клубе Общества взаимопомощи служащих в правительственных, общественных и частных учреждениях городским самоуправлением был дан обед депутациям и особо приглашенным лицам. Во время обеда были провозглашены здравицы за государя императора, государынь императриц и наследника цесаревича, тосты эти были покрываемы дружными раскатами «ура» и звуками духового оркестра, исполняющего народный гимн. Вечером в городском театре состоялся парадный спектакль, ставилась пьеса Полевого «Костромские леса». Перед началом пьесы войсковым оркестром был исполнен народный гимн, а по окончании - вновь гимн «Славься, славься»; оба гимна по требованию публики повторялись по несколько раз. В этот и следующие вечера в учебных заведениях города были устроены для учащихся тематические увеселительные вечера.  В кинематографах показывались бесплатно картины исторического содержания. Улицы города,  красиво иллюминованные, до поздней ночи были загружены людьми, но несмотря на такое столпотворение, порядок был везде образцовый. В этот же день, в 6 часов вечера, во дворце наказного атамана состоялось торжественное заседание Терского общества любителей казачьей старины [4, с. 2].

Праздничным настроением был охвачен весь Северный Кавказ, включая даже небольшие отдаленные селения и станицы. Каждый стремился стать сопричастным к всеобщему духовному подъему.

В станице Урухской день празднования 300-летнего юбилея Дома Романовых также не был похож на будничные дни привычной однообразной и скучной провинциальной жизни. Уже ранним утром можно было заметить развивающиеся флаги, которыми были украшены церковная ограда, здания школы и станичного правления. Народ, собравшийся на площади, был одет по-праздничному: даже старики, украшенные сединами, сознавая всю важность праздника, надели чистые черкески, а некоторые украсили груди знаками отличия. По окончании литургии все проследовали к зданию станичного правления, где было назначено место для молебна. Сюда же в должном порядке с портретом государя императора пришли ученики. После молебна атаман станицы поздравил казаков и школьников  с великим праздником 300-летнего царствования Дома Романовых, на что они ответили дружным «ура». Для казаков было приготовлено угощение. Вскоре послышались веселые песни под ровные удары тулумбаса, а вечером школьники вместе с родителями собрались в классе двухклассного училища, убранного историческими картинами, флагами, цветными фонариками, портретами императоров. Дети исполнили стихотворения и песни. Вечером на местной площади были зажжены бенгальские огни и пущены ракеты. Все было устроено «бедно, но зато хорошо и торжественно» [4, с. 3].

С особой торжественностью это событие было встречено и в кабардинском селении Атажукино-3. В начале 12 часа дня к правлению начали собираться местные жители и молодежь, разодетые в лучшие костюмы, хаджи в своих цветных халатах. В присутствии должностных лиц старший эфенди отслужил моление о здравии царствующего Дома Романовых, по окончании которого старшина Хаджи Гиляхстан Агубеков, на родном языке еще раз объяснив собравшимся цель празднества, упомянул «главные милости, дарованные кабардинскому народу». После старшины выступил с речью местный учитель Печенкин, рассказавший собравшимся об истории Дома  Романовых. Затем в местной школе несколько учеников прочли рассказы и стихотворения, посвященные событию, пропели несколько песен и гимн «Боже, царя храни». Далее последовал общественный обед, а после него начались скачки молодежи на призы, по окончании которых начались новые увеселения. Масса девиц, в национальных платьях с серебряными нагрудниками и поясами, с легкими шелковыми шалями на головах, а некоторые и с большими гармониями в руках, стояли отдельной группой. Вокруг них образовался круг мужчин из местной молодежи и начались национальные танцы с небольшими перерывами, во время которых собравшимся раздавались сладости. Веселье продолжалось до заката солнца. Согласно мнению очевидцев, «ни беспорядков, ни скандалов не наблюдалось, что делает честь жителям». Так атажукинцами был встречен великий праздник России [4, с. 3].

В чеченском селении Гудермес, в день 300-летия царствования Дома Романовых, в присутствии правительственного старшины был отслужен молебен по магометанскому обряду о ниспослании здравия всему царствующему дому. Накануне 20 февраля была отслужена панихида по в Бозе почившим государям. После молебна весь народ направился за околицу селения, где в присутствии того же старшины были розданы сладости детям и устроены скачки лошадей с выдачей призов. Весь день 21 февраля гудермесовцы веселились под звуки гармонии и  зурны [4, с. 3].

Сохранилась программа празднования трехсотлетнего царствования Дома Романовых, составленная в Назрановском округе Терской области, согласно которой в день празднования предполагалось утром во всех мечетях округа отслужить панихиду по в Бозе почившему родоначальнику Дома Романовых царя Михаила Федоровича и благодарственный Господу Богу молебен с многолетием ныне царствующему Дому. На молебствии были обязаны присутствовать все чины участка и сельской администрации, стражники охранной и ингушской стражи, все выборные сельских сходов и жители селений. После богослужения участковые начальники, их помощники, сельские старшины, сельские учителя, должны были разъяснять присутствующим на богослужении повод к празднованию, поведать о важнейших моментах славного прошлого и настоящего Дома Романовых. Затем для молодежи были устроены конные состязания (джигитовка) на призы и танцы под гармошку и зурну, для стариков - обед с прохладительными напитками,  для детей обоего пола - игры под руководством и программе, употребляемой в школах сельскими учителями с последующей раздачей сладостей. Утром повсеместно были вывешены национальные флаги [5, л. 14].

Готовились к празднованию этого юбилея и в Веденском округе. В приговоре от 28 декабря 1912 года значится: «Мы, ниже подписавшиеся выборные представители от населения Введенского округа Терской области и уполномоченные сельскими обществами того же округа, будучи собраны в слоб. Ведено для обсуждения некоторых вопросов, сопряженных с предстоящим празднованием 300-летнего Царствования Дома Романовых, в присутствии Начальника Введенского округа, подполковника князя Каралова, слушали циркулярное предписание председателя Терского областного комитета для устройства празднования... Выслушав это, мы, как верные сыны своих обожаемых Государей, искренними сердцами отзываемся на эту общую радость всей России, а также выражая верноподданнические чувства беспредельной нашей преданности и глубокой любви к Его Императорскому Величеству Государю Императору Николая Алексеевичу и всему Царствующему Дому, единогласно постановили: для принесения поздравления и засвидетельствования верноподданнических чувств народа Веденского округа лично Его императорскому Величеству, а также для  поднесения Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу и Великому Князю Алексею Николаевичу дара от народа шашки азиатского образца, избрать депутацию в составе окружного кадия Веденского округа, жителя селения Шали Абаса Аутахаджиева и жителя сел. Энгеной Касум-Хаджи Ильясова, коих и командировать для этой цели в Санкт-Петербург на счет тех сумм, кои будут ассигнованы сельскими обществами на эту надобность» [5, л. 16].

Следует упомянуть, что депутации для участия в торжествах, посвященных празднованию 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых, были направлены от всего Северного Кавказа. В них вошли лучшие представители, избранные самим народом. Терская область была представлена следующими депутациями: от осетин - отставным генерал-лейтенантом Иналом Тегоевичем Кусовым, генерал-майором Созырыко Дзанхотовичем Хорановым и полковником Федором (Татарканом) Гусовым; от кабардинцев - генерал-майором Джанхотом Камбулатовичем Куденетовым, князем Таусултаном Магометовичем Наурузовым и Владимиром Николаевичем Кудашевым; от ингушей - жителем сел. Плиевскгого Юсупом Хаджи Плиевым, жителем сел. Сагопши Тарки Хаджи Цочоевым и жителем Царинского общества Тазо Бархоевым; от караногайцев - начальником Караногайского участка губернским секретарем Капельгородским, головой караногайского народа Тангатаром Камбулатовичем Аджиевым, кадием народа Тангатаром Эфенди Айдабкеловым и  народным казначеем Махмудом Мустафаевичем Аракчиевым; от кумыков - князем Будайханом Каплановым,  князем Мусой Уцмиевым; от чеченцев Веденского и Грозненского округов окружным кадием Веденского округа Абасом Аутахаджиевым, жителем сел. Энгеной Касумом Хаджи Ильясовым и кадием Грозненского суда Хасаном Есиевым [5, л. 67].

Празднование трехсотлетнего юбилея Дома Романовых является ярчайшим примером управляемого государством идеологического воздействия на утверждение единой общероссийской национально-культурной идентичности посредством формирования новых культурных традиций среди населения Северного Кавказа во второй половине XIX - начале XX вв., способствующего органичному включению северокавказских горцев в единое российское социально-культурное пространство. Как уникальная форма эмоционально-символического утверждения ценностно-мировоззренческих установок, инструмент праздников способствовал интеграции таких непохожих культурных систем - российской (русской) и северокавказской.

Рецензенты:

Кобахидзе Е.И., д.и.н., ведущий научный сотрудник ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РCO - Алания, г. Владикавказ;                              

Марзоев И.-Б.Т., д.и.н., ведущий научный сотрудник ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РCO - Алания, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Дзалаева К.Р. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В УСЛОВИЯХ УТВЕРЖДЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15414 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674