Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СЛАБОУСТОЙЧИВЫХ ПРИРОДНЫХ СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИИ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ ПОЙМЫ)

Шевандрин А.В. 1 Петрова Е.А. 1 Воронин А.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
В статье рассмотрены особенности территориального развития социохозяйственной слабоустойчивой природной системы - регионального природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». Цель исследования – выявить особенности социально-экономического положения муниципалитетов, расположенных на территории Волго-Ахтубинской поймы в сравнении со средними значениями других муниципальных районов Волгоградской области. Эмпирическую базу исследования составляет банк данных муниципальной статистики Федеральной службы государственной статистики (Росстат). В результате исследования установлено, что, несмотря на природоохранный статус территории парка, продолжается хозяйственное освоение пойменных территорий: наблюдается миграционный прирост населения, увеличивается жилищное строительство. В остальном социально-экономическое положение муниципалитетов природного парка соответствует средним значениям по региону в целом.
социохозяйственные системы
социально-экономическое развитие
Волго-Ахтубинская пойма
муниципальные образования
1. Постановление Главы Администрации Волгоградской области № 917 от 17.06.2011 «Об утверждении положения о природном парке Волго-Ахтубинская пойма». – Режим доступа: http://base.garant.ru/20167181/.
2. Алексеева Т.А. Экологическое состояние водоемов Волго-Ахтубинской поймы // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2007. - №4. – С. 121-124.
3. База данных муниципальных образований – Режим доступа http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst18/DBInet.cgi#1.
4. Петрова Е.А., Воронин А.А., Калинина А.Э., Шевандрин А.В. Проблемы устойчивого развития и оценки эффективности территориального управления в зарубежной и отечественной практике // Вестник ВолГУ. Серия 3. Экономика. Экология. – 2014. - № 2 (25). – С. 6-21
5. Основные социально-экономические характеристики Волгоградской области. – Режим доступа: http://volgastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/volgastat/ru/statistics/.

Слабоустойчивые природные системы (популяции или природные комплексы) – это системы с сильно флуктуирующей структурой воспроизводственной динамики, воспроизводство которых зависит от системообразующего воспроизводственного природного ресурса, поступающего в систему из внешней среды (вода речная или дождевая; гумус, приносимый паводком, количество солнечной энергии). Социохозяйственная система слабоустойчивых природных систем (и хозяйственная, и социальная), изымая, постоянную весомую часть системообразующего природного ресурса или разрушая структуру его природного усвоения, тем самым изменяя структуру природной воспроизводственной динамики и, таким образом, инициирует процесс природной деградации, а также значительно приближает возможное (вероятное) состояние природной системы к границе устойчивости (за которой находится область траекторий динамики, приводящая природную систему к гибели).

Деградация природы вызывает:

  • рост затрат на воспроизводство природного фактора и, следовательно, снижение его эффективности; что в условиях сильных флуктуаций и различной эффективности и ресурсоемкости производств приводит часть экономических субъектов к банкротству;
  • падение качества жизни (деградация среды обитания) населения таких социально-экономических систем.

Взаимовлияние перечисленных выше факторов деградации природы обуславливают, помимо всего и социально-экономическую неустойчивость таких систем.

Волго-Ахтубинская пойма, расположенная на территории Волгорадской, Астраханской областей и республики Калмыкия, может быть отнесена к таким социохозяйственным слабоустойчивым природным системам. Волго-Ахтубинская пойма – уникальное природное образование в полупустынной зоне юга России, последний, практически единственный участок долины Волги, сохранивший естественное строение.

Волго-Ахтубинская пойма – особо ценное и целостное природно-территориальное образование, отличающееся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в существующих условиях видов растений и животных, ландшафтов, а также благоприятных условий для развития экологического туризма.

Статус регионального природного парка за территорией Волго-Ахтубинской поймы закреплен в Постановлении Главы Администрации Волгоградской области № 917 от 17.06.2010 [1]. Согласно данному положению территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения, находящейся в ведении органов исполнительной власти Волгоградской области. Закрепление правового положения природоохранной территории позволяет решать природоохранные, экологические, рекреационные, историко-этнографические и научно-исследовательские задачи, решение которых имеет не только региональное, но и всероссийское и международное значение. По совокупности показателей экологические системы поймы отнесены к первой категории международной значимости. Для Волгоградской области Волго-Ахтубинская пойма выполняет роль регулятора состава атмосферного воздуха городов Волгограда и Волжского.

Волго-Ахтубинская пойма является примером территории с высоким уровнем стратификации и экологической неустойчивости. Природный ландшафт поймы обусловлен весенним паводком, заливающим существенную часть ее низменных областей. Создание каскада крупнейших гидро-энергетических узлов и водохранилищ на р. Волге нанесло ощутимый ущерб природным комплексам Нижнего Поволжья и Волго-Ахтубинской поймы, привело к нарушению стока наносов и изменению руслоформирующих процессов. В условиях зарегулированности реки Волги весенний паводок в Волго-Ахтубинскую пойму полностью регулируется пропуском воды через створ плотины Волжской ГЭС. Существующие в течение полувека параметры паводкового режима Волго-Ахтубинской поймы стали причиной прогрессирующей деградации ее природной системы [2, 121]. Обезвоживание поймы усугубляется незаконным возведением местными жителями и хозяйствующими субъектами несанкционированных дамб.

Строительство объектов транспортной инфраструктуры активизировало другую существенную проблему сохранения природного парка – усилившийся в последние годы процесс урбанизации территории. Ведется как незаконная застройка земель, так и изъятие из состава парка части его территорий, прилегающих к существующим населенным пунктам и объектам инфраструктуры (утверждаются новые генеральные планы муниципальных образований, расположенных на территории поймы).

Усиливая друг друга, инфраструктурный и урабанизационный факторы стимулируют дальнейшее снижение параметров гидрологического режима и, следовательно, рост темпов оскудения водных запасов поймы, являющихся основой пойменной природы. Предпринимаемые в настоящее время попытки осуществления гидротехнических проектов, направленных на локализацию проблемы обезвоживания, очевидно, не изменят негативной тенденции роста неустойчивости социоприродохозяйственного развития территории Волго-Ахтубинской поймы.

Несмотря на охранный статус, территория Волго-Ахтубинской поймы является местом жительства значительного количества населения и, соответственно, на территории ведется хозяйственная деятельность.

Материалы и результаты исследования

Цель исследования – выявить особенности социально-экономического положения муниципалитетов, расположенных на территории Волго-Ахтубинской поймы (в сравнении со средними значениями других муниципальных районов Волгоградской области).

В качестве материалов исследования использована база данных муниципальной статистики Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Для проведения оценки социально-экономического состояния территории Волго-Ахтубинской поймы рассмотрим основные муниципальные районы, расположенные на этой территории:

Согласно п. 1.4. Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» (утвержденным постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 г. N 917) Природный парк расположен на территории Среднеахтубинского, Светлоярского и Ленинского муниципальных районов Волгоградской области в пределах границ (согласно приложению).

В приложении к данному Положению о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» приведена карта, но ее качество и степень детализации не позволяют со 100% точностью определить границы природного парка и определить перечень расположенных на его территории муниципальных образований.

Поэтому, сопоставив ряд карт, авторами учитывались данные по следующим муниципальным образованиям для анализа социально-экономических процессов:

1. Муниципальные образования Среднеахтубинского района Волгоградской области в границах «Природный парк Волго-Ахтубинская пойма»: Городское поселение г. Краснослободск, Кировское сельское поселение, Клетское сельское поселение, Красносельское поселение, Куйбышевское сельское поселение, Суходольское сельское поселение, Фрунзенское сельское поселение;

2. Муниципальные образования Ленинского района Волгоградской области в границах «Природный парк Волго-Ахтубинская пойма»: Каршевитское сельское поселение, Маякское сельское поселение, Покровское сельское поселение.

Ряд муниципальный образований Ленинского района имеют часть своей территории в границах природного парка: город Ленинск, Бахтияровское, Заплавненское, Колобовское, Маляевское и Царевское сельские поселения. Учитывая то, что основные населенные пункты перечисленных поселений находятся за границами природного парка – на данном этапе анализа их также можно исключить.

В Светлоярском районе Волгоградской области в границах «Природный парк Волго-Ахтубинская пойма» находятся 2 муниципальных образования, а именно 2 хутора Грамки и Барбаши. Так как данные исключительно по этим хуторам не собираются, использовать данные городского поселения Светлый Яр не целесообразно, так доля этих хуторов в хозяйстве городского поселения будет незначительна, а сам поселок Светлый Яр располагается вне территории поймы. Поэтому в исследовании Светлоярский район не учитывался.

Таким образом, приведенные ниже показатели по социально-экономическому развитию территории Волго-Ахтубинской поймы отражают социально-экономическое состояние перечисленных выше муниципальных образований.

Демографические характеристики определяют состояние и перспективы развития любой социально-экономической системы. Тенденции рождаемости, миграций и смертности оказывают более существенное влияние на развитие экономики, чем любая другая сложившаяся система (общественных отношений, финансовая и др.), какой бы развитой она ни была [4, 10]. Поэтому, в первую очередь, проведен анализ демографической нагрузки территории Волго-Ахтубинской поймы

Согласно рис. 1 и рис. 2, население в регионе увеличивается, однако индекс роста населения крайне низкий (см. таблицу 1).

Рис. 1. Динамика совокупной численности населения муниципальных образований Волго-Ахтубинской поймы

Таблица 1

Индекс роста населений муниципальных районов и поселений Волго-Ахтубинской поймы

Территория

2012

2013

2014

Ленинский муниципальный район

100,6

100,9

101,0

Среднеахтубинский муниципальный район

100,2

100,7

101,0

Поселения Волго-Ахтубинской поймы

100,3

101,3

102,1

В данных иллюстрациях представлены данные, начиная с 2011 года, что связано с отсутствием данных по населению по муниципальным образованиям регионов, тем более что исследуются даже не отдельные поселения, а территория Волго-Ахтубинской поймы. В статистических сборниках Росстата представлена информация по отдельным регионам, статистическая база по населению отдельных муниципальных образований стала публиковаться лишь с 2011 года, что представляет определенные трудности в демографических исследованиях.

Если рассмотреть показатель плотности населения, то по данной территории его значение составляет от 272 (город Краснослободск) до 3,5 чел./км2 (Краснооктябрьское поселение Ленинского муниципального района), в целом по Волгоградской области этот показатель составляет 23,1 чел./км2, в городе Волгоград этот показатель значительно выше – 1184.59 чел./км² [5]

В структуре населения Волго-Ахтубинской поймы 46% составляют городские жители, проживающие в городе Краснослободск, сельское же население составляет 54%.

Анализ миграции населения показал значительное превышение миграционного прироста населения (+347 чел. в 2012 г.) над естественным приростом (-72 чел. в 2013 г.), что отражает общую тенденцию, наблюдаемую на всей территории Волгоградской области (рис. 4). Поэтому можно сделать вывод, что источником роста населения является миграция.

В целом демографическая ситуация поселений Волго-Ахтубинской поймы отражает тенденции демографической ситуации в целом по области и характеризуются продолжающимся процессом естественной убыли населения в результате превышения числа умерших над числом родившихся, однако в последний год отмечается незначительный прирост населения, источником которого явилась миграция.

Анализ хозяйственной деятельности также затруднен из-за отсутствия подробной статистической информации по муниципальным образованиям, расположенным на территории Волго-Ахтубинской поймы. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) на официальном сайте публикует в свободном доступе Базу данных показателей муниципальных образований. Однако анализ представленной в ней информации показал, что по муниципальным образованиям Волгоградской области, расположенным на территории Волго-Ахтубинской поймы данные по сельскому хозяйству ограничиваются одним лишь показателем «Посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах населения сельских поселений, гектар» и ограничиваются 2009 годом. Однако никаких данных по объему производства сельского хозяйства, индексам производства продукции сельского хозяйства нет. Невозможно найти данную информацию и в свободном доступе на сайте Администрации субъектов РФ или тем более муниципального образования. Поэтому анализ экономического состояния проведен по ограниченному числу показателей.

Хозяйственное освоение пойменных территорий имеет ряд экологических ограничений, связанных с необходимостью сохранения уникальной экологической системы, образованной между Волгой и Ахтубой. Поэтому основным видом экономической деятельности на территориях, разрешаемых к освоению, остается сельское хозяйство, хотя в общей доле данного вида экономической деятельности по Волгоградской области вклад этой территории незначителен.

Крупных промышленных предприятий на территории поймы нет, промышленность в райцентрах представлена предприятиями четырех отраслей: машиностроение, пищевая, строительная и деревообрабатывающая. Удельный вес промышленности районов составляет 0,57% в объеме промышленного производства области. Основные рыбопромысловые водоемы Волго-Ахтубинской поймы находятся в пределах Ленинского района, вылов рыбы стабильно сокращается. Особую ценность река Ахтуба и ерики Волго-Ахтубинской поймы представляют как нерестилища ценных промысловых рыб. Один из наиболее драгоценных объектов охраны Волго-Ахтубинской поймы – это последние оставшиеся на Волге наиболее продуктивные естественные нерестилища осетровых площадью 250 га. Они расположены на участке реки от плотины Волгоградского гидроузла до села Черный Яр. Это верхняя и средняя нерестовые зоны, протяженностью 138 км. Всего в коренном русле Волги функционирует 23 нерестилища площадью 374 га и 15 нерестилищ в Ахтубе – 51,5 га. В настоящее время естественное воспроизводство осетровых в Волге подорвано, сохранение и восстановление его еще возможно, но для этого требуются незамедлительные меры.

Последнее время активно развивается туристическая деятельность, появляются базы отдыха и предлагаются разнообразные туры по территории поймы, однако поступления в бюджеты муниципальных образований малы.

Наиболее доступными являются сведения по объему инвестиций в основной капитал. На рис. 2 представлен среднедушевой объем инвестиций в основной капитал за счет средств муниципального бюджета. В целом по Волгоградской области среднедушевые показатели составляют в 2013 году 48715 тыс. руб. на чел., что практически в 10 раз выше.

Рис. 2. Среднедушевой объем инвестиций в основной капитал за счет средств муниципального бюджета, руб. на чел.

Анализ бюджетной результативности муниципалитетов (среднедушевые консолидированные доходы местных бюджетов, руб. на чел.) и бюджетной обеспеченности муниципалитетов (среднедушевые консолидированные расходы местных бюджетов, руб. на чел.) представлен в таблице 2.

Таблица 2

Бюджетная результативность и обеспеченность муниципалитетов, 2013 г.

Территория

Бюджетная результативность муниципалитетов, руб. на чел.

Бюджетная обеспеченность муниципалитетов, руб. на чел.

Ленинский муниципальный район

4832

4873

Среднеахтубинский муниципальный район

4626

3854

Поселения Волго-Ахтубинской поймы

3392

3467

В целом по Волгоградской области эти показатели составляют: бюджетная результативность – 32798 руб.на чел. (2012 г.), бюджетная обеспеченность – 36210 руб. на чел. Таким образом, имеет место значительный бюджетный разрыв, несмотря на проводимую региональными властями политику бюджетного выравнивания.

Последний показатель, характеризующий деятельность муниципальных образований - Бюджетная задолженность муниципалитетов (отношение совокупного дефицита местных бюджетов к консолидированным расходам), %, что и представлено на рис. 3. За последние три года практически во всех муниципальных образованиях наблюдалась бюджетная задолженность.

Рис. 3. Бюджетная задолженность муниципалитетов (отношение совокупного дефицита местных бюджетов к консолидированным расходам) в 2001, 2012 и 2013 гг., %

Таким образом, анализ социально-экономического состояния муниципальных образований территорий Волго-Ахтубинской поймы показал, что основными видами экономической деятельности являются отрасли сельского хозяйства (растениеводство, рыбное хозяйство и рекреационный бизнес), однако общая доля в общем объеме валового регионального продукта по Волгоградской области очень мала – около 0,5%.

На данной территории проживает 1,5% населения Волгоградской области, 46% населения – это городские жители. Прирост населения очень незначителен и происходит за счет миграции населения.

Наиболее важной проблемой остается урбанизации территории и застройка участков, которые отнесены к охраняемой зоне, что запрещено всеми нормативными документами.

Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ и Администрации Волгоградской области № 14-12-34019 «Проектирование механизмов эколого-экономического управления территориями с низкой социально-экономической устойчивостью»

Рецензенты:

Богачкова Л.Ю., д.э.н, профессор, заведующий кафедрой математических методов и информатики в экономике ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Волгоград;

Курченков В.В., д.э.н, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Шевандрин А.В., Петрова Е.А., Воронин А.А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СЛАБОУСТОЙЧИВЫХ ПРИРОДНЫХ СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ ТЕРРИТОРИИ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ ПОЙМЫ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15628 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674