Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Картавых М.А. 1 Веряскина М.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
В статье охарактеризована актуальность изучения студентами проблем обеспечения экологической безопасности. Раскрыты методологические основы экологической безопасности как необходимого условия достижения устойчивого развития. Обоснованы и охарактеризованы теоретико-методологический и дидактический уровни концепции изучения студентами проблем обеспечения экологической безопасности. Теоретико-методологический уровень концепции является ее базисом и объединяет идеи устойчивого развития и коэволюции; системный, личностно-деятельностный и компетентностный подходы; принципы экогуманизации, фундаментальности и интегративности, стандартизации, контекстности, модульности. Дидактический уровень концепции образован единством целевого, содержательного, процессуального, технологического и рефлексивно-оценочного компонентов, сущность которых охарактеризована в статье. Определены и рассмотрены научно-содержательные, нормативно-организационные и технологические педагогические условия реализации концепции изучения студентами проблем обеспечения экологической безопасности.
концепция
экологическая безопасность
педагогические условия
компетентность
1. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002. № 7-ФЗ // Сборник Федеральных конституционных законов и Федеральных законов РФ. – 2002. – Вып. 4. – С. 45-99.
2. Экологическая Доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901826347 (дата обращения 08.11.2014).
3. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 1973. – 69 с.
4. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: Сб. научн. тр. – Тюмень, 1992. – С. 5-14.
5. Картавых, М.А. Экологическая безопасность: учеб. пособие / М.А. Картавых. – Н.Новгород: НГПУ, 2011. – 115 с.
6. Кузьмина, Н.В. Системный подход в педагогических исследованиях / Н.В. Кузьмина // Методология педагогических исследований/ Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. – С. 82-117.
7. Садовский, В.Н. Смена парадигм системного мышления / В.Н. Садовский // Системные исследования. Ежегодник – М.: Эдиториал УРСС, 1996. – С. 64-78.
8. Урсул, А.Д. Переход к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия / А.Д. Урсул. - М.,1998. – 500 с.
В процессе развития цивилизации среда обитания испытала значительные преобразования, что, с одной стороны, вызвало беспрецедентный рост ее комфортности, а с другой - усугубление экологического кризиса, представляющего серьезный вызов человечеству. Данное обстоятельство актуализировало необходимость решения проблем обеспечения экологической безопасности личности, общества и государства. Адекватным ответом на цивилизационный вызов стала концепция устойчивого развития, ориентирующая общество на достижение гармоничных, а значит, безопасных взаимоотношений общества и природы. Концепция устойчивого развития является общемировой стратегией, ключевые положения которой отражены в отечественном Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.) и Экологической доктрине Российской Федерации (2002 г.) в виде приоритетных идей охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности [1, 2].

Экологическая безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным и естественным воздействием на окружающую среду [8]. Решение проблем экологической безопасности ориентировано на принятие превентивных мер против потенциальных рисков, стратегические, тактические, оперативные действия при их возникновении. Обеспечение экологической безопасности затрагивает все стороны развития общества - социальную, экономическую, политическую. В этой связи экологическая безопасность имеет и личностную значимость для каждого человека, поскольку входит в круг важнейших его потребностей. Учитывая значительный потенциал профессионально-экологического образования в реализации идей устойчивого развития, нами разработана и реализуется концепция изучения студентами проблем обеспечения экологической безопасности и определены педагогические условия ее реализации.

Разработанная нами концепция изучения проблем экологической безопасности в вузе проектировалась на двух уровнях: теоретико-методологическом и дидактическом. Теоретико-методологический уровень концепции представлен основополагающими идеями, подходами, принципами и функциями, которые составляют ее фундаментальное ядро. Ключевой идеей при определении методологических оснований концепции изучения студентами вуза проблем обеспечения экологической безопасности выступает устойчивое развитие и коэволюция. Понятие экологической безопасности имеет дуальный характер, интегрируя экологические и социальные аспекты окружающей действительности, что в полной мере соответствует идеологии устойчивого развития и коэволюции. В связи с этим выбор обозначенных идей представляется нам правомерным.

При проектировании концепции изучения студентами вуза проблем обеспечения экологической безопасности в качестве основополагающих определены системный, личностно-деятельностный и компетентностный подходы. Общефилософская методология системного подхода (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский) и ее педагогическая трактовка (В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина) позволяет раскрыть многоаспектный характер экологической безопасности и механизмы, обеспечивающие эффективность решения проблем ее обеспечения. Личностно-деятельностный подход подразумевает включение студентов в различные виды учебно-профессиональной деятельности, содержание которой носит проблемный характер и связано с решением проблем обеспечения экологической безопасности. Компетентностный подход предполагает особую логику организации обучения и оценки его качества через решение учебно-профессиональных задач по обеспечению экологической безопасности и создание максимально благоприятных условий для развития личностных качеств будущих экологов, готовых и способных к активной социальной адаптации, началу профессионально-экологической и педагогической деятельности и продолжению профессионального образования. Реализация обозначенных идей и подходов осуществляется через принципы экогуманизации; фундаментальности и интегративности; стандартизации; контекстности; модульности.

Дидактический уровень концепции изучения студентами вуза проблем обеспечения экологической безопасности имеет системный характер и представлен единством целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов.

Целевой компонент системы ориентирован на формирование у студентов компетентности в области обеспечения экологической безопасности как необходимого условия достижения устойчивого развития.

Содержательный компонент представляет собой многоплановую систему, позволяющую ее рассматривать в различных аспектах. В первом - модульном аспекте содержание образования в области обеспечения экологической безопасности раскрывается в следующих содержательных линиях: экологическая безопасность в бытовых условиях; экологическая безопасность на производстве; экологическая безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций. Второй аспект содержания образования в области экологической безопасности представлен единством междисциплинарного (фундаментального) и проблемного уровней организации когнитивного компонента содержания. Междисциплинарный уровень объединяет систему интегрированных знаний, которая отражает дуальную сущность экологической безопасности, и представлена эмпирическим, абстрактно-концептуальным и теоретическим уровнями познания. Эмпирический уровень включает представления о конкретных фактах, явлениях, процедурах, связанных с обеспечением экологической безопасности. Абстрактно-концептуальный уровень представлен тезаурусом - концептуально-взаимосвязанной системой ключевых понятий экологической безопасности, представляющей его генерализованное, концентрированное выражение. Теоретический уровень образуют теории, учения, парадигмы, составляющие методологию экологической безопасности. Проблемный уровень сопряжен с функциональной интеграцией содержания вокруг реальных проблем, составляющих предметное поле профессиональной деятельности в области решения проблем обеспечения экологической безопасности. Отсутствие «шаблонных» решений, необходимость разработки оригинальных схем оптимизации экологической деятельности хозяйствующих субъектов и улучшения экологической ситуации территории, обеспечивают развитие опыта творческой деятельности студентов. Третий аспект содержания образования в области экологической безопасности рассматривался в виде педагогической модели социального опыта (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), состоящей из четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированного в виде системы знаний в области экологической безопасности; опыта осуществления известных способов деятельности в форме умений и действий по обеспечению экологической безопасности по знакомому алгоритму; опыта творческой деятельности - умений принимать решения для обеспечения экологической безопасности в нестандартных ситуациях; опыта эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций и потребностей в обеспечении экологической безопасности.

Процессуальный компонент предполагает этапность изучения проблем обеспечения экологической безопасности, соответствующую обозначенным выше содержательным модулям и сконструирован в виде дидактических циклов. Технологический компонент концепции изучения проблем экологической безопасности представлен технологией проблемно-задачного обучения, предполагающей создание и разрешение в ходе учебного процесса проблемных ситуаций, содержание которых связано с обеспечением экологической безопасности. Результативно-оценочный компонент концепции объединяет комплекс традиционных и инновационных форм диагностики, в том числе с использованием электронной образовательной среды Moodle.

Для реализации концепции изучения студентами вуза проблем обеспечения экологической безопасности, исходя из требований необходимости и достаточности, нами определены три группы педагогических условий: научно-содержательные, нормативно-организационные, технологические.

Научно-содержательные условия представлены рабочей программой учебной дисциплины «Экологическая безопасность», и ее дидактическим сопровождением, ориентированными на формирование у студентов-экологов профессиональной компетентности в области обеспечения экологической безопасности. Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическая безопасность» построена по модульному принципу и объединяет три комплиментарных друг другу содержательных модуля: «Экологическая безопасность в бытовых условиях», «Экологическая безопасность на производстве», «Экологическая безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций». Дидактическое сопровождение рабочей программы представлено учебным пособием для студентов «Экологическая безопасность» (М.А. Картавых, 2011), методическими рекомендациями для изучения студентами учебной дисциплины, а также учебным курсом «Экологическая безопасность», разработанным в электронной образовательной среде Moodle (М.А. Веряскина). Дидактическая значимость учебного пособия, методических рекомендаций и электронного учебного курса определяется наличием мотивационного, информационного, деятельностного, диагностического компонентов, нашедших отражение в его модульной структуре, объединенной общей логикой научных основ и педагогических идей.

В мотивационном компоненте заключен значительный потенциал в раскрытии эмоционально-ценностного аспекта содержания профессионального образования в области экологической безопасности. Посвящен рассмотрению нормативно-правового содержания системы экологической безопасности, идей Концепции устойчивого развития, Экологической доктрины Российской Федерации.

Информационный компонент интегрирует значительный блок содержания в единстве его фундаментальных (дисциплинарных) и проблемных аспектов. Представлен основным, дополнительным, пояснительными видами текста, аппаратом ориентировки и иллюстративным материалом. В основном тексте предусмотрено оптимальное сочетание в изложении содержания в традиционной академической логике с проблемно-диалоговым способом. Раскрывает мировоззренческие идеи; фундаментальные понятия, составляющие тезаурус экологической безопасности. Дополнительный текст представлен рубрикой «Страничка Интернет», содержащей хрестоматийный материал по рассматриваемому вопросу и отсылающий студента к виртуальному пространству всемирной информационной сети, к энциклопедиям, словарям, справочным материалам; обзором современной научной, нормативной и учебно-методической литературы. Пояснительный текст включает алгоритмы профессионально-экологической деятельности, планы, памятки, дает толкование иллюстративному материалу, содержит примечания к основному тексту.

В условиях компетентностной направленности современного профессионально-экологического образования особое внимание уделено деятельностному компоненту. Не имея своего содержания в строгом смысле этого понятия, оно пронизывает все профессионально-экологическое образование. Он представлен аппаратом организации усвоения, в виде комплекса разноуровневых учебно-профессиональных задач, ориентированных на индивидуальную, групповую, самостоятельную деятельность, выполнение которой позволяет студентам осваивать профессиональные компетенции в области обеспечения экологической безопасности и совершенствовать личностно-профессиональные качества, необходимые в обозначенной сфере деятельности. Задачи дифференцированы по следующим тематическим рубрикам: «Стоит поразмыслить», где представлены ценностно-смысловые задачи; «Тренажер будущего эколога», содержащего указаний по вариативной организации и проведению лабораторных работ с использованием специального инструментария (лабораторных стендов, установок, измерительных приборов) в виде операциональных задач; «Мозговой штурм», объединяющий ситуационные задачи - кейсы, решение которых требует от студентов творчества, проявления личностно-профессиональных качеств; «Рефлексивное подведение итогов», содержащую рефлексивные задачи, решение которых направлено на осмысление и оценку студентами собственной учебно-профессиональной деятельности.

Диагностический компонент неразрывно связан с деятельностным и позволяет студентам определить собственный уровень освоения профессиональных компетенций в области экологической безопасности. В дидактическом сопровождении представлен рубрикой «Ваша компетентность».

Нормативно-организационные условия, объединяют организационные формы, методы и средства освоения студентами содержания профессионального образования в области экологической безопасности и освоения ими профессиональной компетентности. Подразумевают адекватное сочетание аудиторной и внеаудиторной работы и представлены:

  • аудиторными занятиями, сочетающими традиционные академические лекции, семинары, лабораторные практикумы и инновационные формы продуктивной деятельности проблемно - креативного типа (проблемные лекции, проекты, деловые игры, тренинги, дискуссии, решение кейс - стади, мозговой штурм), обогащающие образовательную среду, реализующие антропологическую направленность профессиональной педагогики, ведущими признаками которой являются гуманистическая ориентация и диалогичность;
  • самостоятельной деятельностью студентов в процессе аудиторной и внеаудиторной работы;
  • учебными и производственными практиками, смысл которых состоит во включении студентов в реальную профессионально-экологическую деятельность по решению проблем обеспечения экологической безопасности, способствующую успешной социально-экологической социализации выпускника и развитию его личностно-профессиональных качеств;
  • научно-исследовательской деятельностью студентов, которая обеспечивает освоение ими методологии экологической безопасности, рассматривается в качестве эффективного средства развития у студентов логического мышления, базовых теоретических основ обучения, творческих способностей, ответственности и инициативности - личностно-профессиональных качеств, повышающих конкурентоспособность специалиста;
  • учебно-профессиональной деятельностью студентов в области обеспечения экологической безопасности, проводимая ими во внеучебное время на инициативной основе в рамках хоздоговорной или грантовой тематики.

Технологические условия подразумевают применение технологии проблемно-задачного обучения в освоении студентами вуза содержания образования в области обеспечения экологической безопасности. Для реализации технологических условий нами создан комплекс учебно-профессиональных задач проблемного характера, направленных на освоение студентами содержания образования в области экологической безопасности. Комплекс объединяет следующие виды задач:

1) ценностно-смысловые, ориентированные на понимание актуальности и специфики экологической безопасности и их деятельностное содержание ориентировано на процессы проблематизации, мотивации, актуализации имеющегося субъектного опыта для освоения нового содержания, коммуникации, рефлексии;

2) операционные, направленные на освоение методологического инструментария экологической безопасности, предполагающие многократное выполнение операций анализа, обобщения, оценивания на основе использования известных алгоритмов работы, трансформируя их в развернутую программу действий с информационными ресурсами, рабочими документами. Их решение сопровождается информационно-познавательной, когнитивной, практико-ориентированной, коммуникативной, рефлексивной видами деятельности;

3) ситуационные, базирующиеся на реальных условиях делового общения, способствуют освоению проблемного содержания профессионального образования в области обеспечения экологической безопасности,

4) рефлексивные, предполагающие наличие у студентов внутренней установки на анализ и осмысление процесса освоения профессиональной компетентности в области экологической безопасности. Деятельность по их решению представляет собой специфическое объяснение собственной работы и мышления, что обеспечивается абстрагированием от сложившейся реальности, возможностью студента представить в другой плоскости свою компетентность в начале освоения программы и ее актуальное состояние путем соотнесения их с уровнями профессиональной компетентности в области обеспечения экологической безопасности.

Результаты апробации концепции изучения студентами вуза проблем обеспечения экологической безопасности в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина показывают устойчивую положительную динамику в развитии профессиональной компетентности студентов.

Рецензенты:

Демидова Н.Н., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой экологического образования и рационального природопользования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Камерилова Г.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры экологического образования и рационального природопользования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Картавых М.А., Веряскина М.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15636 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674