Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД

Валиев А.Н. 1
1 Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
В статье выявлены характеристики боевых приемов борьбы (динамичность, срочность, досрочность победы) и специальные требования к освоению учебного материала. Определены специальные принципы обучения боевым приемам борьбы: первичности, предусматривает предварительное ознакомление курсантов с конкретными приемами борьбы и рукопашного боя посредством рассказа о технике выполнения и демонстрации на несопротивляющемся партнере, а также формирование у курсантов ориентировочной основы двигательного действия; ситуативности, включает детальное разучивание конкретных приемов борьбы или рукопашного боя для их реального применения в типовых ситуациях посредством многократного воспроизведения техники их выполнения с помощью партнера и под руководством преподавателя; репродуктивности, предусматривает закрепление конкретных приемов борьбы и рукопашного боя в стандартных условиях учебных занятий посредством их многократного выполнения на несопротивляющемся партнере или борцовском чучеле; продуктивности, включает совершенствование конкретных приемов борьбы и рукопашного боя посредством их многократного выполнения в условиях варьирования сопротивления партнера и учебно-тренировочных схваток с различными партнерами. Выяснено, что учебный материал по боевым приемам борьбы может быть представлен тремя последовательно изучаемыми модулями. Выяснены функции боевых приемов борьбы как средства формирования профессионально-специализированных компетенций: улучшение бойцовских умений и навыков курсантов и формирование идеала бойца-победителя.
учебно-тренировочные схватки
ориентировочная основа двигательного действия
рукопашный бой
формирование идеала бойца-победителя
бойцовские умения и навыки
средство формирования профессионально-специализированных компетенций
функции боевых приемов борьбы
принципы обучения боевым приемам борьбы
боевые приемы борьбы
1. Короткова О.В., Пугачёва Н.Б. Здоровьеформирующее образование: опыт, проблемы, прогнозы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - № 18. - С. 109-125.
2. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. – 2013. – № 12 (декабрь). – ART 13260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения: 06.11.2014).
3. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Информационно-психологическая безопасность личности: сущностная характеристика // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - URL: www.science-education.ru/115-11882 (дата обращения: 11.09.2014).
4. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. – 2014. – № 01 (январь). – ART 14012. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14012.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения: 06.11.2014).
5. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. – 2014. – № 03 (март). – ART 14060. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14060.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения: 06.11.2014).
6. Писарь О.В., Пугачева Н.Б., Ребрик Э.Ю. Формирование личной безопасности студентов технического вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - № 3. - С. 103-108.
7. Пугачева Н.Б., Писарь О.В. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода // Вестник НЦ БЖД. – 2010. - № 1. - С. 36-43.
8. Пугачева Н.Б., Писарь О.В., Ребрик Э.Ю. Формирование мировоззренческих основ безопасности жизнедеятельности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 1. - С. 56-63.
9. Пугачева Н.Б. Закономерности и условия формирования кластеров // Актуальные проблемы экономики и права. - 2007. - № 4. - С. 16-25.
10. Пугачева Н.Б. Управление муниципальной системой образования: теоретические основы // Известия Российской академии образования. - 2010. - № 1. - С. 71-83.

Выявление особенностей физической подготовки курсантов вузов МВД России показало, что одно из средств формирования профессионально-специализированных компетенций - боевые приемы борьбы [7]. Цель статьи – дать сущностную характеристику боевых приемов борьбы как средства формирования профессионально-специализированных компетенций. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: выявить характеристики боевых приемов борьбы и специальные требования к освоению учебного материала; определить специальные принципы обучения боевым приемам борьбы; выяснить функции боевых приемов борьбы как средства формирования профессионально-специализированных компетенций. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. Выяснено, что боевые приемы борьбы, как средство формирования профессионально-специализированных компетенций, характеризуются: динамичностью, проявляющейся в том, что поединок не продолжается очень долго; срочностью, предусматривающей возможность нокдауна (сокрушающего удара) и даже нокаута (удара, после которого соперник не может продолжать бой) и, таким образом, досрочность победы.

Характеристики боевых приемов борьбы обусловили специальные требования к освоению учебного материала: обучение должно быть направлено не на демонстрацию техники боевых приемов на несопротивляющемся партнере, а на формирование у курсантов прочных умений и навыков их реального применения в типовых ситуациях пресечения различных правонарушений, включая силовое единоборство типа рукопашной схватки.

Например, способы силового обезвреживания правонарушителя включают заднюю подножку с переходом на загиб руки за спину. Алгоритм выполнения этого приема предусматривает: проведение задней подножки посредством нажима левой (правой) рукой в локтевой сгиб задерживаемого; выворачивание захваченной руки внутрь и, перешагивая через задерживаемого, переворачивание его на живот; сесть на спину задерживаемого, переместив колени под его плечи и правым (левым) бедром поджать его загнутую за спину руку и, заведя за спину другую руку, поджать ее одноименным бедром и надеть наручники.

Поэтому обучение боевым приемам борьбы может быть основано на следующих специальных принципах:

  • первичности [1], предусматривающем предварительное ознакомление курсантов с конкретными приемами борьбы и рукопашного боя посредством рассказа о технике выполнения и демонстрации на несопротивляющемся партнере, а также формирование у курсантов ориентировочной основы двигательного действия;
  • ситуативности [9], включающем детальное разучивание конкретных приемов борьбы или рукопашного боя для их реального применения в типовых ситуациях посредством многократного воспроизведения техники их выполнения с помощью партнера и под руководством преподавателя;
  • репродуктивности [5], предусматривающем закрепление конкретных приемов борьбы и рукопашного боя в стандартных условиях учебных занятий посредством их многократного выполнения на несопротивляющемся партнере или борцовском чучеле;
  • продуктивности [10], включающем совершенствование конкретных приемов борьбы и рукопашного боя посредством их многократного выполнения в условиях варьирования сопротивления партнера и учебно-тренировочных схваток с различными партнерами.

Исходя из этих принципов, учебный материал по боевым приемам борьбы может быть представлен тремя последовательно изучаемыми модулями (схема 1).

Схема 1. Модули учебного материала по боевым приемам борьбы.

В рамках разучивающего модуля курсантам предстоит освоить свыше 170 конкретных приемов борьбы и рукопашного боя. Поэтому для определения оптимального перечня боевых приемов борьбы нами были выделены приемы, наиболее часто применяющиеся на практике и обеспечивающие надежность и эффективность задержания правонарушителя и самозащиты без применения оружия.

Для этого нами было опрошено 550 сотрудников органов внутренних дел с целью получения данных о частоте применения приемов борьбы или рукопашного боя по следующим критериям: А – прием применялся свыше 10 раз, Б – от 5 до 10 раз, В – от 2 до 5 раз, Г – от 1 до 2 раз, Д – не применялся не разу. Для получения количественного выражения частоты использования приемов указанным критериям были присвоены условные коэффициенты (А-10, Б-7, В-3, Г-1). Количественная оценка частоты (Коч) использования приемов определялась по формуле:

где n – общее количество опрошенных сотрудников. Для оценки частоты использования приемов было выделено три уровня:

- высокая частота применения - от 2,5 условных баллов и выше;

- средняя частота применения - от 1,5 условных баллов до 2,5;

- низкая частота применения - до 1,5 условных баллов.

На основе полученных данных нами было выделено 48 приемов. Это позволило разделить учебный материал на несколько блоков:

1) разучивание ударов рукой и ногой, которые направлены на применение с целью использования в качестве упреждения агрессивных действий правонарушителей, отвлечения при обезоруживании, перед проведением силового задержания, а также ответных действий после защиты от ударов и освобождения от захватов и обхватов. Выяснено, что для разучивания ударов эффективно использовать групповой односторонний метод, метод целостного разучивания (в зависимости от сложного техники удара);

2) разучивание защитных действий против ударов без оружия (рукой, ногой, головой) и ударов ножом, другим предметом (уходы, повороты, подставки, отбивы);

3) разучивание болевых приемов стоя, применяемых в ходе задержания, обезоруживания правонарушителя, ответных действий после выполнения защит от ударов, освобождения от захватов и обхватов и в случае не успевания активного противодействия противника. Разучивание болевых приемов стоя осуществляется преимущественно при расположении курсантов в двух шеренгах, на интервалах и дистанциях в 3-4 шага;

4) разучивание бросков (сваливаний), применяемых в схватке с противником вплотную в качестве ответного действия после освобождения от обхватов, захватов, защиты от ударов, нанесения противнику упреждающих ударов, с целью перемещения противника в положение лежа, нанесения ему завершающих ударов, проведения удушающих и болевых приемов, ведущих к задержанию. Разучиваются броски в двухшереножном строю. При этом каждая пара курсантов располагается в шахматном порядке или на интервалах и дистанциях, исключающих получение травм при падении друг на друга;

5) разучивание удушающих приемов, которые применяются против правонарушителей, заведомо представляющих повышенную опасность, или в целях оказания помощи сотруднику (гражданину) при нападении на него;

6) разучивание приемов освобождения от захватов и обхватов, которые используются с последующим выполнением ответных действий – ударов, болевых приемов, бросков (сваливаний).

Выяснено, что детальное разучивание конкретных приемов борьбы и рукопашного боя позволяет устранить ошибки в их выполнении, а также формирует способность точного регулирования и определения пространственных, временных и динамических параметров движения, рационального чередования мышечных напряжений и расслаблений.

Установлено, что эффективность детального разучивания конкретных приемов борьбы и рукопашного боя повышается при условии раздельного обучения ударам и борцовским приемам.

Тренировочный модуль предусматривает закрепление конкретных приемов борьбы и рукопашного боя в стандартных условиях учебных занятий. В рамках данного модуля курсанты многократно выполняют приемы борьбы и рукопашного боя на несопротивляющемся партнере или борцовском чучеле, а также осваивают комбинации из боевых приемов при дозированном сопротивлении партнера. Например, способы обезоруживания, которые применяются после защитных действий и ответных ударов против ударов ножом (или другим предметом), если нападающий не упал и не выпустил оружия из рук. В этом случае необходимые приемы выполняются после одного из захватов запястья с последующим проведением рычага руки внутрь до обезоруживания болевым воздействием и с переходом на загиб руки за спину.

Выявлено, что удары необходимо тренировать преимущественно на быстроту и точность, реже на силу выполнения, что обусловлено необходимостью нанесения ударов без защитных приспособлений во избежание травматизма.

Тренировка болевых приемов стоя должна быть ориентирована на их быстрое и точное выполнение, усвоение навыков «входа» в эти приемы: отвлекающих действий, способов перехода к проведению болевых приемов стоя после освобождения от захватов, обхватов, защитных действий от ударов оружием (предметом) или без него, против угрозы применения оружия на близком расстоянии.

Тренировку бросков (сваливаний), удушающих приемов, приемов освобождения от захватов и обхватов следует проводить со ступенчатым увеличением скорости выполнения.

Учебно-боевой практический модуль предусматривает совершенствование конкретных приемов борьбы и рукопашного боя. Для этого курсанты многократно выполняют приемы борьбы и рукопашного боя в условиях варьирования сопротивления партнера, в процессе преодоления полос препятствия и учебно-тренировочных схваток с различными партнерами. На занятиях используются различные спарринги, моделируются ситуации непосредственного пресечения физического сопротивления правонарушителя и самозащиты без применения оружия; правомерного применения силовой защиты для обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства; силового обеспечения правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах.

На занятиях этого модуля особое внимание уделяется предупреждению случаев травматизма обучающихся курсантов. Опыт работы автора показывает, что около 65% всех травм приходится на ушибы и ссадины, 19% – растяжения, разрывы связок и мышц, повреждения коленных суставов, 15% – переломы пястных костей, запястья, 1% – ушибы в области паха в результате нанесения запрещенных ударов ниже пояса. Выяснено, что снижению травматизма на занятиях по боевым приемам борьбы будут способствовать:

  • малочисленность занимающейся группы, учет возрастных и физиологических особенностей курсантов, подготовка организма курсантов к началу занятия (разогрев пальцев, голеностопов, коленных, плечевых, локтевых суставов);
  • доступность изучаемого учебного материала, выполнение приемов борьбы и рукопашного боя (как и их прекращение) только по команде преподавателя, строгое соблюдение правил самостраховки и страховки партнера (перемещения и броски производить от центра ковра к его краю, выполнять болевые приемы плавно, без рывков, отпускать захваты по первому сигналу партнера);
  • организация занятий с соблюдением санитарно-гигиенических норм, согласно которым минимальная площадь на одного курсанта должна составлять шесть квадратных метров, допуск к занятию только по разрешению врача, владение курсантами приемами искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, наличие аптечки для оказания первой медицинской помощи;
  • исправность спортивного инвентаря (ринга, защитных шлемов, макетов ножей, пистолетов и т.п.), качество одежды и обуви курсантов (наличие бандажа, защитной раковины и пр., отсутствие наручных часов, цепочек, металлических пряжек и т.п.).

Реализация функции по улучшению бойцовских умений и навыков курсантов зависит от физической нагрузки и плотности занятий.

Плотность занятий предлагается измерять в минутах, потраченных на определённые действия (рассказ и показ техники выполнения приема и т.д.).

Под физической нагрузкой мы понимаем суммарное воздействие приемов борьбы и рукопашного боя на курсантов, которое характеризуется объемом и интенсивностью.

Объем нагрузки – сумма приемов борьбы и рукопашного боя, выполняемых курсантом за одно учебное занятие (семестр).

Интенсивность нагрузки – отношение числа приемов борьбы и рукопашного боя, выполняемых с повышенной нагрузкой, к общему числу приемов, то есть объему нагрузки. Интенсивность нагрузки определяет напряженность и степень концентрации учебных занятий во времени и зависит от сложности приемов борьбы и рукопашного боя, скорости их выполнения. Можно выделить три способа повышения физической нагрузки:

а) непрерывный, при котором объем и интенсивность приемов борьбы и рукопашного боя повышается постоянно от занятия к занятию (например, при разучивании ударов рукой и ногой);

б) ступенчатый, при котором объем и интенсивность приемов борьбы и рукопашного боя стабилизируется на нескольких занятиях, а потом увеличивается. Например, при разучивании защитных действий, болевых приемов стоя, бросков (сваливаний), что позволяет курсантам адаптироваться к нагрузке и технике их выполнения;

в) волнообразный, при котором повышение нагрузки отличается гибкостью, максимальным учетом индивидуальных особенностей курсантов, периодическими колебаниями объема и интенсивности выполняемых приемов борьбы и рукопашного боя. Например, при разучивании удушающих приемов, приемов освобождения от захватов и обхватов.

Опыт работы автора показывает, что оптимизация физической нагрузки и плотности занятий, обуславливающих реализацию функции по улучшению бойцовских умений и навыков курсантов, достигается при условиях:

  • организационных (сокращение времени отдыха между приемами; увеличение количества повторений приемов и быстрота их выполнения; целесообразное использование тренажеров и инвентаря и пр.);
  • научно-методических (формирование у курсантов устойчивой мотивационно-активной направленности на усвоение учебного материала, краткость и понятность объяснений преподавателем, использование наглядных средств обучения (фильмов, плакатов), учет индивидуальных анатомо-физиологических особенностей курсантов и пр.) [4].

Реализация функции по формированию идеала бойца-победителя предусматривает формирование у курсантов:

  • способности к уважительному и бережному отношению к историческому наследию посредством изучения боевых традиций нашей страны от подвигов легендарных русских богатырей до исторических экскурсов о великих русских полководцах, героях Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны, Героях Советского Союза и Героях России нашего времени - бойцов отрядов специального назначения «Альфа», «Вымпел», «Русь» и других подразделений силовых структур России [3];
  • опыта правомерного применения силовой защиты законности и правопорядка на основе высоконравственных норм поведения, проявляющихся в верности Присяге, гражданскому и служебному долгу, объективности, честности, неподкупности, осознании личной ответственности за безопасность личности, общества и государства, силовое обеспечение правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах [6];
  • патриотического сознания как системы взглядов, идеалов, принципов деятельности, определяющей гражданско-ценностное отношение к Родине и формирующей профессионально-нравственные качества: самоотверженность, добросовестность, профессионализм, мужество, смелость, твердость и непримиримость в борьбе с преступностью, самообладание и достоинство при вынужденном и правомерном применении физической силы и специальных средств [8].

Вывод. На региональном рынке услуг большое внимание уделяется профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников внутренних дел [2]. Успешность овладения курсантами боевых приемов борьбы обеспечивает формирование у них уверенности в себе в ходе силового пресечения правонарушений и самозащиты без применения оружия.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Валиев А.Н. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15758 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674