Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Тигина Ю.О. 1
1 Федеральное государственное научное учреждение ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования»
В статье рассматривается научно-образовательный кластер, являющийся образовательной средой для обучения профессионально-ориентированному иностранному языку, представлены основные понятия, задачи, цели, признаки. Проведён анализ научно-образовательного кластера, который представляет собой целостное образование, включающее в себя организационный, управленческий, технологический, содержательный уровни, позволяющие обеспечить целенаправленный процесс развития профессионального образования в соответствии поставленной цели конечному результату. В статье особое внимание уделено интеграции образования с наукой и производством. Установлено, что цели деятельности у всех субъектов кластера различаются, однако, функционируя в рамках кластера, все его партнеры находятся в поиске дополнительных ресурсов для улучшения качества профессиональной подготовки кадров для отрасли, и на уровне каждой образовательной ступени возможна профессионализация в обучении иностранному языку.
технический профиль
профессиональная подготовка
профессионально-ориентированное обучение
иностранный язык
научно-образовательный кластер
1. Корчагин Е.А., Айтуганов И.М., Самолдина Л.Н., Сафин Р.С. Высшее учебное заведение и промышленное предприятие: готовность к взаимодействию // Высшее образование в России. – 2011. – № 4.
2. Мухаметзянова Г.В., Шайдуллина А.Р. Интеграционные процессы в региональной системе профессиональным образованием. Извлечения из монографии // Инновации в профессиональной школе. – 2011. – № 10. – 48 с.
3. Мухаметзянова Г.В. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием / Г.В. Мухаметзянова, Н.Б. Пугачева. – Казань: ИПП ПО РАО, 2007. – 144 с.
4. Научно-образовательный кластер как форма интеграционных связей с предприятиями отрасли / Е.В.Гордеева, Е.Р. Мингазинова // kirgteu.com.
5. Трегубова Т.М. Компаративные исследования в области профессионального образования: основные тренды и проблемы адаптации // Казанский педагогический журнал. –2013. – № 3. – С.33-39.
6. Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием – subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_ 17.html.

В Республике Татарстан при разработке региональной стратегии непрерывного профессионального образования с 2007 года приоритетной задачей стало создание научно-образовательных кластеров в различных отраслях экономики и образования, в том числе и отрасли авиастроения. Приоритетами образовательного кластера были определены качество образования, его непрерывность, преемственность, доступность, конкурентоспособность.

Дифференциация и индивидуализация профессионального образования, осуществляемая в условиях действующих государственных образовательных стандартов, являются основой интеграционных процессов, одними из которых является формирование и развитие научно-образовательных кластеров. Кластер по сравнению с другими формами интеграции имеет ряд преимуществ:

  • во-первых - это эффективное использование всех имеющихся внутренних ресурсов;
  • во-вторых - более высокое качество подготовки кадров и соответственно востребованность выпускников не только на предприятиях кластера, но вообще на рынке труда;
  • в-третьих - сокращение сроков подготовки кадров за счет интеграции содержания обучения и преемственности образовательных программ, сквозных планов подготовки и т.д.

Создание научно-образовательных кластеров предусмотрено Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы. Для решения такой задачи Программы, как приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, на создание и развитие кластеров на базе учреждений высшего профессионального образования из федерального бюджета предусмотрено финансирование в размере 3150,48 млн рублей.

Изучение литературы показало, что проблема создания кластеров, кластерного подхода к региональному развитию, развитию профессионального образования в регионе получила освещение в работах зарубежных и отечественных ученых - М. Портера, Т.В. Цихана, Н.И. Лариной, А.И. Макеева, Е.В. Ткаченко, И.П. Смирнова, О.Н. Олейниковой, Г.В. Мухаметзяновой, Е.А. Корчагина, Р.С.Сафина, А.А. Мигранян, Д.Ю. Лапыгина, Г.А. Корецкого и др.

Анализ исследований вышеуказанных авторов позволил выявить направления развития образовательного пространства регионов:

1. Возрастание спроса со стороны регионального бизнеса, производства и управления на кадры высшего уровня квалификации.

2. Увеличение количества специальностей, востребуемых регионами, в том числе уровня начального и среднего профессионального образования.

3. Усиление регионального спроса на специалистов, ранее относившихся к ряду элитарных (международные отношения и торговля, банковское дело, государственное и муниципальное управление и т.д.).

4. Возрастание спроса на разноуровневую подготовку специалистов на всех ступенях образования.

5. Своеобразный «образовательный бум», охвативший все ступени образования и значительную часть населения регионов.

Выявленные тенденции развития привели к изменению отношения к образованию в регионах:

  • выросло осознание значимости образования как для будущего отдельной личности, так и для будущего региона в целом;
  • отчетливо наблюдается тенденция к уяснению руководителями бизнеса значения высококвалифицированных кадров для развития их предприятий, их способности выдержать конкурентную борьбу;
  • само образование начинает восприниматься как определенная ценность (что находится в вопиющем противоречии с предшествующим периодом);
  • родители готовы вкладывать финансовые средства в образование своих детей, причем практически не прослеживается зависимость между уровнем доходов и этой готовностью;
  • меняется отношение учащихся к обучению, все большее количество школьников и студентов проявляют образовательную инициативу и самостоятельность;
  • меняется характер взаимодействия между образовательным пространством и системой образования региона;
  • многие взрослые начинают тратить личные средства на собственную переподготовку и переобучение.

Важно отметить, что научно-образовательный кластер Г.В. Мухаметзянова рассматривает как совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли. Отличительными чертами отраслевого научно-образовательного кластера являются: интеграция образования с наукой и производством, создание условий для подготовки специалистов с различным уровнем профессионального образования, поднятие престижа высококвалифицированных рабочих профессий. Основным отличием научно-образовательных кластеров от учебно-производственных комплексов является рыночный механизм управления ими, который создается снизу, по инициативе самих образовательных организаций высшего и профессионального образования и предприятий, в то время как учебно-производственные комплексы управлялись сверху по командно-отраслевому принципу [2,3].

Научно-образовательный кластер представляет собой целостное образование, включающее в себя организационный, управленческий, технологический, содержательный уровни, позволяющие обеспечить целенаправленный процесс развития профессионального образования в соответствии поставленной цели конечному результату.

Организационный уровень определяет степень адекватности организационных форм и методов научно-образовательного кластера требованиям профессиональной подготовки бакалавров и обеспечения оптимального сочетания всех составляющий в реализации данного процесса. Соответствующие показатели характеризуют прогрессивность применяемых форм и методов организации профессиональной подготовки кадров, их изменения и влияние совершенствования организации данного процесса на конечные результаты.

Управленческий уровень связан с осуществлением планирования, принятия решений, касающиеся взаимодействия участников научно-образовательного кластера внутри системы и с ее внешней средой; координирования действий для достижения поставленных целей.

Технологический уровень обеспечивает преемственность технологической цепочки в подготовке кадров для отрасли.

Содержательный уровень предполагает совместную разработку участниками научно-образовательного кластера содержания образования: научные организации осуществляют научно-методическое обеспечение процесса подготовки, производственные организации активно участвуют в формировании содержания как путем отдельных рекомендаций (например, в виде представления тем дипломных проектов) до разработки профессиональных стандартов.

В качестве конкретных моделей кластеров можно назвать колледжи, университетские комплексы, сервисные центры, технопарки и другие [3,5].

В основе кластерного подхода лежат следующие принципы: соблюдение интересов каждого участника рынка труда; отбор учебных профессий со строгой ориентацией на потребности рынка труда; введение, в дополнение к подушевому нормативу, норматива финансирования заказа [2,3].

23 марта 2011 года Кабинет Министров Республики Татарстан принял постановление №311 «О создании научно-образовательного кластера государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева».

Создание научно-образовательного кластера сферы «авиастроение» направлено на решение следующих задач в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров технического профиля: самостоятельность в выборе профессионально-образовательных программ, введение сквозных учебных планов, охватывающих основные направления и специальности подготовки кадров. Такая диверсификация образования позволяет учитывать потребности рынка труда, создавать условия для подготовки творческого многофункционального и высокопрофессионального бакалавра. Выявление предпочтений в профессиональной сфере и правильная профориентация способны помочь в решении проблемы насыщения рынка труда профессионалами, получающими образование и работающими в одной и той же профессиональной сфере, однако представляется правильным делать это не только для студентов старших курсов, но и для абитуриентов и первокурсников.

Научно-образовательный кластер рассматривается в качестве важного фактора повышения качества подготовки бакалавров технического профиля, так как тесное содружество образовательных, научных учреждений и предприятий отрасли обеспечивает модернизацию материально-технической базы учебного заведения, стимулирование и мотивацию в обучении студентов и повышение квалификации педагогов, трудоустройство выпускников, профориентационную работу как с абитуриентами, так и со студентами, формирование устойчивого интереса к будущей профессии и т.д.

Для достижения целей образовательного учреждения в области профессиональной подготовки кадров взаимовыгодное сотрудничество образовательных, научных учреждений и предприятий отрасли внутри научно-образовательного кластера способно решать следующие важные задачи:

  • совместное планирование образовательного процесса в образовательной организации высшего образования, профильных школах и профессиональных образовательных организаций;
  • обеспечение участия в подготовке бакалавров технического профиля научных организаций и предприятий отрасли;
  • повышение качества предметов гуманитарного, специального и практического обучения;
  • совместная разработка содержания обучения (тематики курсовых, дипломных работ, сквозные образовательные программы, профессиональный стандарт);
  • развитие материально-технической базы учебных заведений;
  • внедрение современных технологий и методов обучения;
  • повышение мотивации у студентов к учению и освоению профессии;
  • профориентационная работа со школьниками.

Кроме того, научно-образовательный кластер реализует следующие основные механизмы развития профессионального образования в регионе:

Организационно-структурные механизмы научно-образовательного кластера обеспечивают распределение функций и обязанностей и разнообразных связей между участниками кластера в подготовке кадров. Каждый сегмент кластера имеет свое поле деятельности в обеспечении качества профессионального образования. Так, например, образовательное учреждение высшего образования разрабатывает сквозные (преемственные) образовательные программы, обеспечивающие многоуровневую подготовку специалистов в сфере машиностроения; организовывает профориентационные занятия по сквозным образовательным программам в рамках научно-образовательного кластера, разрабатывает и реализовывает инновационные образовательные модули, учебные программы в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в сфере машиностроения; организацию совместных учебно-методических и научно-практических семинаров, конференций а также организацию конкурсов профессионального мастерства, иных интеллектуальных и творческих конкурсов, направленных на поддержку обучающихся в организациях высшего профессионального образования.

Психолого-педагогические механизмы научно-образовательного кластера позволяют связать цели системы с образовательными интересами участников кластера и обеспечивают ее движение в направлении наиболее полного достижения целей, определяемых социальным заказом.

В качестве содержательно-целевых механизмов научно-образовательного кластера в области профессиональной подготовки выступают: модель выпускника; цели профессиональной подготовки, конкретизированные на основе оценки внутренних и внешних возможностей учебного заведения.

Организационно-технологические механизмы научно-образовательного кластера связаны с определением и реализацией технологий образовательного и воспитательного процесса.

Социально-психологические механизмы научно-образовательного кластера связаны с адаптацией, профессиональной социализацией, с формированием профессиональной культуры и профессиональной этики и отличаются длительным действием.

Оценить эффективность деятельности научно-образовательного кластера в обучении будущего бакалавра технического профиля, в том числе и иностранным языкам, можно через критерии:

  • качество профессиональной подготовки, в том числе в области иностранного языка (сформированная иноязычная компетенция);
  • уровень социальной и профессиональной адаптации выпускников (реализация требований предприятия отрасли к выпускникам учреждений профессионального образования, способствующих их адаптации к рынку труда);
  • трудоустройство выпускников в производственные объединения научно-образовательного кластера;
  • готовность к самообразованию, обучению в течение всей жизни.

Таким образом, «научно-образовательный кластер» как педагогическое понятие характеризуется следующими признаками:

  • конструктивное взаимодействие образовательных организаций с производствами и научными учреждениями в области подготовки кадров для отрасли, в которой создан кластер;
  • ориентация на удовлетворения интересов всех взаимодействующих сторон в научно-образовательном кластере.

Цели деятельности у всех субъектов кластера различаются, однако, функционируя в рамках кластера, все его партнеры находятся в поиске дополнительных ресурсов для улучшения качества профессиональной подготовки кадров для отрасли. Так, для образовательной организации основная цель в рамках научно-образовательного кластера заключается в поиске дополнительных (к тем, которые заложены в государственных образовательных стандартах) возможностей для улучшения условий (материальных, финансовых, организационных, кадровых, педагогических, социально-психологических и др.) подготовки конкретного специалиста; решения вопросов приема студентов и трудоустройства выпускников: создание баз для практики студентов и др.

Для предприятия - основной целью становится быстрая адаптация выпускников образовательной организации к условиям производства за счет сокращение сроков подготовки кадров, интеграции содержания обучения и преемственности образовательных программ, сквозных планов подготовки и т.д.

Для научных организаций - основной целью становится научно и учебно-методическое обеспечение процесса подготовки на всех уровнях: профильной школы, профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, внутрифирменного обучения, корпоративной подготовки.

Для всех субъектов, входящих в научно-образовательный кластер, предполагается высокая степень взаимной ответственности.

Изучение иностранного языка в рамках научно-образовательного кластера способно носить профессионально ориентированный характер, так как на уровне каждой образовательной ступени возможна профессионализация в обучении иностранному языку.

Рецензенты:

Трегубова Т.М., д.п.н., профессор, зав. лабораторией Компаративных исследований ПО, ФГБНУ «Институт педагогики и психологии ПО Российской академии образования», г. Казань.

Горбунов В.А., д.п.н., профессор, ЧОУ ВПО «Академия социального образования», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Тигина Ю.О. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15765 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674