Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Жуина Д.В. 1 Майдокина Л.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»
Проведен теоретико-методологический анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме изучения познавательных и личностных особенностей победителей. Изучена психология спортсменов-победителей, участников международных и европейских турниров, имеющих звание «Заслуженный мастер спорта», «Мастер спорта международного класса». Описаны результаты проведенного на базе НПЦ «Акмеологический центр» при МордГПИ эмпирического исследования по выявлению особенностей психологии спортсменов-победителей, в котором выявлены присущие респондентам личностные качества и свойства: активность, энергичность, коммуникабельность, старательность, добросовестность, сильный характер, настойчивость, ответственность, упорство, стойкость, решительность, настойчивость в достижении цели стремление доминировать, желание выделиться. Сформулированы выводы и обоснована актуальность дальнейшего изучения психологии победителя.
спортсмены-победители
психология спорта
психология победителя
1. Варданян Ю.В., Валуев О.С., Дергунова А.В. Студенческая студия развития психологической безопасности – самоорганизующаяся система деятельности субъектов образования // Гуманитарные науки и образование. – 2013. - № 3. – С. 84–88.
2. Жуина Д.В. Планирование развития карьеры студентов педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. – 2011. - №2 (6). – С. 82–85.
3. Зазыкин В.Г. Психология и акмеология лидерства. – М.: Элит, 2010. – 304 с.
4. Майдокина Л.Г. Развитие саморегуляции спортсмена в системе его психологической подготовки // Теория и практика физической культуры. – 2014. - №8. – С. 18–21.
5. Майдокина Л.Г., Кудашкина О.В. Содержание направлений психолого-педагогического сопровождения развития саморегуляции субъекта спортивной деятельности // Гуманитарные науки и образование. – 2013. - №2. – С. 52–56.
6. Zhuina D.V. The acmeological center: the results of its activity of fostering competitive specialists // Life Science Journal. – 2014. - № 11(8). – P. 539-541. – http://www.lifesciencesite.com 74.
7. Zhuina D.V. Diagnostics of career orientation peculiar for the personality of pedagogy students // Life Science Journal. – 2014. - № 11(8). – P. 586-589. – http://www. lifesciencesite.com 84.
В настоящее время в Российской федерации существенное значение уделяется вопросам подготовки высококвалифицированных спортсменов в различных видах спорта [2, 3]. Политика государства диктует необходимость проведения всестороннего глубоко исследования условий, факторов, способствующих достижению высоких спортивных результатов [1, 4, 5]. В этой связи особо актуально проведение исследований, посвященных изучению психологических особенностей спортсменов-победителей.

Цель исследования

Целью исследования является изучение психологии победителя (на примере спортсменов-участников международных и европейских турниров, имеющих звание «Заслуженный мастер спорта», «Мастер спорта международного класса»).

Материал и методы исследования

В процессе исследования психологии спортсменов-победителей использовались следующие методы: авторская анкета «Психология победителя»; опросник «Мини-мульт» (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного теста ММPI); тест Кеттелла 16 PF (форма А). Кроме того, проводилось интервьюирование в свободной форме, проводился графологический анализ автографа спортсменов-победителей [6, 7].

Результаты исследования и их обсуждение

На базе научно-практического центра «Акмеологический центр», являющегося инновационной структурой Мордовского базового центра педагогического образования при МордГПИ было проведено эмпирическое исследование психологии победителя. В исследовании приняли участие 15 победителей и призеров Международных и Европейских турниров по легкой атлетике и единоборствам, которые имеют спортивные звания «Заслуженный мастер спорта», «Мастер спорта международного класса» и стаж спортивной деятельности от 14 до 25 лет.

Результаты анкетирования позволили сформулировать следующие выводы. Большинство респондентов начали свою спортивную карьеру с занятий в спортивной секции (15 чел. - 100 %). В ответах значительной части испытуемых (12 чел. - 80 %) отмечается влияние тренера на становление их спортивной карьеры. 3 человека (20 %) утверждают, что на карьерное продвижение оказали влияние их близкие люди (семья, друзья и пр.).

На вопрос анкеты «Знаете ли Вы, что такое психологическая подготовка спортсмена?» большинство респондентов ответили положительно (13 чел. - 86,6 %). Все испытуемые отмечают важность психологической подготовки в системе учебно-тренировочных занятий. При этом, значительная часть респондентов на вопрос «Оцените в баллах от 1 до 10 значение психологической подготовки спортсмена высокой квалификации» поставила максимальные оценки: 2 чел. (13,3%) - 8 баллов; 2 чел. - 9 (13,3%) баллов; 11 чел. (73,4%) - 10 баллов).

В анкете испытуемым предлагалось раскрыть содержание психологической подготовки спортсмена в системе спортивной тренировки, что вызвало некоторые затруднения. По их мнению, психологическая подготовка спортсмена сводится к настрою (мотивация) на победу, самоконтролю и проявлению волевых качеств.

Была предложена серия вопросов, касающихся описания личностных характеристик победителя. Среди наиболее распространенных ответов респондентов можно выделить следующие: «упорство, настойчивость», «целеустремленность», «трудолюбие», «терпение», «сила духа», «психическая устойчивость». Кроме того, испытуемые предложили психологическую характеристику победителя, среди которых наиболее часто встречались: «трудолюбие», «смелость, способность идти до конца, никогда не сдаваться», «победа любой ценой», «способность пожертвовать всем для достижения поставленной цели», «жажда победы», «терпение», «вера в себя», «постоянная работа над собой», «вера в успех».

Для оценки свойств личности спортсменов-победителей был предложен опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММP1). В ходе анализа данных по опроснику получены следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Свойства личности спортсмена-победителя по опроснику Мини-мульт

Базисные шкалы

Легкоатлеты, %

Единоборцы, %

Ипохондрия (Hs)

0

0

Депрессия (D)

2 (20%)

1 (20%)

Истерия (Ну)

0

0

Психопатия (Pd)

0

0

Паранойяльностъ (Ра)

0

0

Психастения (Pt)

0

0

Шизоидность (Se)

0

0

Гипотония (Ма)

8 (80%)

4 (80%)

Согласно таблице 1, среди спортсменов-легкоатлетов в основном доминирует такое свойство личности, как гипотония (8 чел. - 80 %), проявляющееся в характерно приподнятом настроении независимо от обстоятельств, характеризующееся активностью, деятельностью, энергичностью и жизнерадостностью. Такие личности любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми.

К свойствам личности, встречающимся у спортсменов-легкоатлетов крайне редко, можно отнести депрессию (2 чел. - 20%), присущую старательным, добросовестным, высокоморальным и обязательным людям, но не способным принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в отчаяние.

Аналогичные результаты были получены на выборке спортсменов-единоборцев. Им также присуща гипотония (4 чел. - 80%). А к свойствам личности, встречающимся редко, можно отнести депрессию (1 чел. - 20%).

Возможно, полученные результаты объясняются большими физическими и эмоциональными нагрузками, которые испытывают спортсмены во время тренировок. Данные состояния, как правило, приводят к снижению настроения, утрате способности переживать радость, потере интереса к привычной деятельности, и как следствие - к депрессии.

С целью изучения личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой, была использована методика «16-факторный тест Кеттелла» (форма А). Согласно данным, полученным в ходе анализа результатов теста, получены следующие результаты (см. табл. 2).

Таблица 2

Свойства личности спортсмена-победителя по 16-факторному тесту Кеттелла

Фактор

Единоборцы, %

Легкоатлеты, %

«+» полюс

«-» полюс

«+» полюс

«-» полюс

A

0

2 (40%)

0

1 (10%)

B

0

0

5 (50%)

0

C

0

0

0

0

E

2 (40%)

0

0

0

F

0

0

0

0

G

3 (60%)

0

3 (30%)

0

H

0

0

2 (20%)

0

I

0

3 (60%)

0

1 (10%)

L

0

0

0

0

M

0

0

0

8 (80%)

N

0

0

0

0

O

0

0

0

0

Q1

0

0

0

0

Q2

0

0

0

0

Q3

0

0

0

0

Q4

0

0

0

0

По данным таблицы 2, согласно профилю личности (положительное значение профиля), можно говорить о преобладании у спортсменов-единоборцев фактора G (высокое супер-Эго) - 60% испытуемых. Такие люди отличаются сильным характером, добросовестностью, настойчивостью, уравновешенностью, ответственностью, упорством, стойкостью, решительностью, собранностью, чувством долга, настойчивостью в достижении цели, точностью, деловой направленностью. У 40 % спортсменов (2 чел.) наблюдается преобладание фактора Е (доминантность). Для них характерно доминирование, властность, неуступчивость, самоуверенность, напористость, агрессивность, упрямство, конфликтность, своенравность, неустойчивость, независимость, непреклонность.

У спортсменов-легкоатлетов по положительному профилю личности выявлено преобладание фактора В (высокий интеллект) - 5 чел. (50%), которому присущи такие свойства личности как собранность, сообразительность, абстрактность мышления, проницательность, быстрота реакции. Для 3 чел. (30%) преобладающим является фактора G (высокое супер-Эго). У 2 чел. (20%) доминирует фактор Н (пармия), которому присущи такие качества, как смелость, предприимчивость, социальная смелость, склонность к риску, общительность, активность, отзывчивость.

По отрицательному профилю личности у спортсменов-единоборцев доминирует фактор I (харрия) - 3 чел. (60%). Таким людям присущи низкая чувствительность, суровость, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жестокость, мужественность, самоуверенность, ответственность. Для 2 чел. (40%) характерен фактор А (шизотимия), при которой наблюдается скрытость, обособленность, критичность, непреклонность, отстаивание своих идей, объективность.

У спортсменов-легкоатлетов по отрицательному профилю личности доминирует фактор М (праксерния) - 8 чел. (80%). Для таких людей характерна практичность, твердость, честность, добросовестность, руководство объективной реальностью. По 1 чел. (10%) проявляется фактор А (шизотимия) и фактор I (харрия).

Таким образом, среди личностных свойств спортсменов можно с уверенностью назвать такие, как сильный характер, добросовестность, настойчивость, уравновешенность, ответственность, упорство, стойкость, решительность, настойчивость в достижении цели, практичность, твердость, честность. Именно эти качества определяют победителей в разных видах спорта.

Анализируя результаты методики «Автограф», были получены следующие данные: у большинства спортсменов (11 чел. - 73,3%) в автографе содержится начальная буква имени, что свидетельствует о стремлении подчеркнуть свою значимость, о несколько завышенной самооценке. Подпись размашистая, занимающая много места, характеризующая стремление подчеркнуть свой статус, свои возможности и даже расширить их.

У значительной части спортсменов (13 чел. - 86,7%) отмечается наличие в конце подписи подчеркивающих дуг, штрихов, что говорит о желании выделиться, обратить на себя внимание.

Часть респондентов (3 чел. - 20%) отличает неразборчивая, сложная, с обилием волнистых и запутанных линий подпись, что является свидетельством переменчивости, стремления жить для себя, возможно эгоистичности. Бывает, что это проявление завышенной самооценки, подчеркивание своего статуса, «государственности».

Для 2 чел. (13,3%) в автографе характерно наличие резких, энергичных вертикальных линий, что является признаком доминантности.

Таким образом, результаты методики «Автограф» выявили качества победителя, к которым прежде всего относятся стремление доминировать, подчеркнуть свою значимость, желание выделиться, обратить на себя внимание.

Выводы

Проведенное эмпирическое исследование позволило определить основные личностные свойства, присущие спортсменам-победителям: активность, энергичность, коммуникабельность, старательность, добросовестность, сильный характер, настойчивость, ответственность, упорство, стойкость, решительность, настойчивость в достижении цели, стремление доминировать, желание выделиться.

Работа издается при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации проекта 2.1.2. Решение комплексных проблем формирования профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования Программы стратегического развития института на 2012-2016 гг.

Рецензенты:

Варданян Ю.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой психологии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск.

Власова В.П., д.м.н., доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Жуина Д.В., Майдокина Л.Г. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ПОБЕДИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15781 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674