Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Валиев А.Н. 1 Молоствов А.Н. 1
1 Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
В статье выявлены особенности физической подготовки курсантов вузов МВД России, направленные на формирование профессионально-специализированных компетенций. Выяснено, что эффективность физической подготовки курсантов вузов МВД обеспечивается следующими структурными взаимосвязями с составляющими их профессиональной подготовки: значение физической подготовки в процессе решения профессиональных задач возрастает при условии освоения большего числа боевых приемов борьбы, служебно-прикладных двигательных умений и навыков, способов преодоления естественных и искусственных препятствий; эффективность физической подготовки повышается при условии обязательных тренировок и отработок усвоенного учебного материала в обстоятельствах, моделирующих реальное противоборство с правонарушителями; результативность формирования способности к непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя и самозащите без применения оружия возрастает при условии сбалансирования динамики нагрузок и адаптации их к возможностям курсантов; эффективность выбора и реализации служебно-прикладных двигательных умений и навыков, боевых приемов борьбы, способов преодоления естественных и искусственных препятствий в изменяющихся ситуациях оперативно-служебной деятельности при остром дефиците времени повышается при условии системной целостности составляющих профессионально-прикладной подготовки и одновременном освоении приемов боевой борьбы и развитии основных физических качеств до уровня нормативных требований.
развитие основных физических качеств
оперативно-служебная деятельность
самозащита без применения оружия
способность к непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя
противоборство с правонарушителями
обязательные тренировки
служебно-прикладные двигательные умения и навыки
боевые приемы борьбы
профессионально-специализированные компетенции
физическая подготовка курсантов вузов МВД России
1. Короткова О.В., Пугачёва Н.Б. Здоровьеформирующее образование: опыт, проблемы, прогнозы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2011. - № 18. - С. 109-125.
2. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Концепт. – 2013. – № 12 (декабрь). – ART 13260. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения: 06.11.2014).
3. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Информационно-психологическая безопасность личности: сущностная характеристика // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - URL: www.science-education.ru/115-11882 (дата обращения: 11.09.2014).
4. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. – 2014. – № 01 (январь). – ART 14012. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14012.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения: 06.11.2014).
5. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. – 2014. – № 03 (март). – ART 14060. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14060.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения: 06.11.2014).
6. Писарь О.В., Пугачева Н.Б., Ребрик Э.Ю. Формирование личной безопасности студентов технического вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - № 3. - С. 103-108.
7. Пугачева Н.Б., Писарь О.В. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода // Вестник НЦ БЖД. – 2010. - № 1. - С. 36-43.
8. Пугачева Н.Б., Писарь О.В., Ребрик Э.Ю. Формирование мировоззренческих основ безопасности жизнедеятельности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 1. - С. 56-63.
9. Пугачева Н.Б. Закономерности и условия формирования кластеров // Актуальные проблемы экономики и права. - 2007. - № 4. - С. 16-25.
10. Пугачева Н.Б. Управление муниципальной системой образования: теоретические основы // Известия Российской академии образования. - 2010. - № 1. - С. 71-83.
На региональном рынке услуг большое внимание уделяется профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников внутренних дел [2]. Физическая подготовка курсантов вузов МВД России - одна из составляющих их профессионально-прикладной подготовки, наряду с оперативно-служебной, тактико-специальной, огневой подготовкой, направленная на формирование профессионально-специализированных компетенций, определяемых вузом самостоятельно. Цель статьи - выявить особенности физической подготовки курсантов вузов МВД России. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: раскрыть содержание профессионально-специализированных компетенций, формируемых в процессе физической подготовки; установить структурные взаимосвязи между составляющими профессиональной подготовки курсантов вузов МВД, обеспечивающими эффективность их физической подготовки. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. В действующем федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки (специальности) 031001 «Правоохранительная деятельность» в совокупность компетенций специалиста включены: способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения полноценной профессиональной деятельности (ОК-13); способность выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, защите жизни и здоровья граждан, охране общественного порядка (ПК-10); способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей (ПК-23); способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях (чрезвычайного положения, военное время), оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-28).

Таким образом, особенности физической подготовки курсантов вузов МВД России, обусловленные вышеперечисленными общекультурными и профессиональными компетенциями, могут состоять в формировании профессионально-специализированных компетенций: способности к непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя и самозащите без применения оружия; способности к правомерному применению силовой защиты для обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства; способности к силовому обеспечению правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах [7].

Выяснено, что формирование способности к непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя и самозащите без применения оружия предусматривает:

  • усвоение специальных знаний о физиологических механизмах физической работоспособности и особенностях адаптации организма человека к напряженной физической нагрузке, формирование двигательных представлений как образов служебно-прикладных двигательных умений и навыков и боевых приемов борьбы, подлежащих освоению [6];
  • освоение служебно-прикладных двигательных умений и навыков (подтягивание на перекладине, кувырок на полу или на ковре, бег на разные дистанции, передвижение на лыжах, прыжки, посадка, езда и высадка из автомобиля, преодоление полосы препятствий), боевых приемов борьбы (удары рукой, удары ногой, удары головой, защитные действия от ударов, болевые приемы, удушающие приемы, броски, освобождения от захватов и обхватов, защита от попыток обезоружить, защита от угрозы оружием и обезоруживание, пресечение действий противника, способы помощи, способы наружного осмотра и связывания, атакующие и защитные действия с резиновой палкой, задержания удушающим захватом с помощью резиновой палки, защитные действия с помощью щита), способов преодоления естественных и искусственных препятствий (плавание, кросс в гору и с горы, а также по разным видам грунта, марш-бросок);
  • развитие основных физических качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) до уровня нормативных требований.

Установлено, что усвоение специальных знаний и формирование двигательных представлений способствуют осмыслению процесса формирования профессионально-специализированных компетенций, возникновению реальных мышечно-двигательных ощущений и представлений в ходе практического выполнения осваиваемого движения или боевого приема борьбы, построению в коре головного мозга схемы нервных связей, влияющей на поиск оптимального варианта действия.

Освоение служебно-прикладных двигательных умений и навыков, боевых приемов борьбы, способов преодоления естественных и искусственных препятствий способствует: во-первых, оценке эффективности выполняемых упражнений на основе критериев их безошибочности и точности движений, высокой устойчивости к различным сбивающим факторам; во-вторых, умелому пресечению противоправных действий и надежному противостоянию атакующим действиям правонарушителя.

Развитие основных физических качеств (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) обеспечивает высокую работоспособность у курсантов в процессе профессиональной подготовки, а у сотрудников МВД в процессе служебной деятельности, а также успешность одиночных действий по самозащите и задержанию сопротивляющегося правонарушителя.

Для формирования способности к непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя и самозащите без применения оружия в образовательной практике используются следующие специфические приемы:

  • силовые: выполнение действий с отягощением (патронным и снарядным ящиком, грузом, гантелями, штангами с набором дисков разного веса); упражнения с сопротивлением; действия с перемещением собственного тела (перелезание через препятствие, лазание по наклонным и вертикальным лестницам, канатам, безопорные и опорные прыжки и др.); упражнения с противодействием партнера (борьба); метание гранат, вариативные прыжки и пр.;
  • скоростные: эстафеты, преодоление полосы препятствий, единоборство, групповые состязания, кросс и т.п.

Формирование способности к правомерному применению силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства предполагает:

  • усвоение фундаментальных (закономерностей обеспечения безопасности личности, общества и государства; принципов предупреждения и превентивности правонарушений; международных стандартов в области прав и свобод человека; системы конституционных гарантий прав и свобод гражданина Российской Федерации) и практикоориентированных (форм и методов обеспечения криминологической безопасности; основных видов вооружений, применяемых сотрудниками правоохранительных органов, и мер безопасности при обращении с ними; организационно-правовых основ и тактических особенностей применения различных видов специальной техники и специальных средств, находящихся на вооружении у правоохранительных органов; правовых основ, условий и пределов применения физической силы, применения и использования специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов) знаний [3];
  • освоение служебно-боевых умений и навыков (поднимание и переноска человека специальными способами, применение специальных средств индивидуальной защиты и активной обороны, применение специальных средств дальнего действия при массовых беспорядках и т.п.), правомерных комплексов силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, исходя из конкретных ситуаций (преследование правонарушителя, захват правонарушителя, поединок типа «рукопашная схватка», уход из опасного положения при единоборстве, пресечение массовых беспорядков, участие в пресечении угона транспортного средства);
  • формирование морально-волевых качеств (смелость и решительность, гуманность, гражданственность, бдительность, ответственность за свои действия, самообладание, эмоциональная устойчивость) [8].

Установлено, что усвоение вышеперечисленных фундаментальных и практикоориентированных знаний способствует образованию ценностно-мотивационной ориентации на необходимость защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, а также устойчивой направленности на применение силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства исключительно правомерными действиями.

Освоение служебно-боевых умений и навыков, правомерных комплексов силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, исходя из конкретных ситуаций, способствует:

  • во-первых, избирательному развитию отдельных профессионально важных физических качеств (преимущество в скорости бега при преследовании правонарушителя, силовое превосходство при единоборстве с правонарушителем, скоростно-силовые качества мышц ног, специальная скорость рук), обеспечивающих эффективное выполнение оперативно-боевых задач;
  • во-вторых, приобретению опыта как служебно-боевых (штурм, захват правонарушителей, антитеррористические операции), так и оперативно-служебных (патрулирование, преследование, задержание, оцепление, блокирование, развод, сдерживание толпы, вытеснение, поиск) действий и применения мер принуждения для обеспечения законности и правопорядка.

Формирование морально-волевых качеств обеспечивает:

  • психологическую устойчивость и концентрированность внимания и выбор наиболее целесообразных форм поведения, способность к высокой мобилизации в экстремальных ситуациях, быстроту и точность психомоторных реакций;
  • уравновешенность нервной системы и оптимальный уровень тревоги и беспокойства, уверенность в достижении поставленной задачи, эффективность саморегуляции своего состояния и быстрого восстановления сил;
  • повышение стрессоустойчивости и профилактику психодезадаптивных состояний (агрессивность, раздражительность, высокая самооценка, эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, нервно-психическое выгорание и т.п.);
  • формирование устойчивой направленности на толерантное поведение, правомерное применение служебно-боевых умений и навыков, комплексов силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, а также выполнение служебного долга в соответствии с нормами морали и профессиональной этики.

Для формирования способности к правомерному применению силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства на практике применяются специальные скоростно-силовые приемы: передвижения по сложным участкам местности (снегу, песку, мокрому грунту); прыжки в глубину с приземлением на одну или обе ноги с последующим быстрым продвижением вперед; прыжки через ров шириной 2,5-3 метра; преодоление ступеней разрушенной лестницы; бег по наклонной доске; преодоление рва безопорным прыжком и т.п.

Формирование способности к силовому обеспечению правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах включает:

  • усвоение знаний о функциях правоохранительных органов и тактике деятельности сотрудников в чрезвычайных обстоятельствах и период военных конфликтов; психологических основах состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуациях; особенностях психофизиологической адаптации к экстремальным условиям; правовых основаниях ограничения прав и свобод человека;
  • освоение умений и навыков преодоления внешнего сопротивления или противостояния ему за счет мышечных усилий (абсолютная сила), а также достижения максимальных мышечных напряжений в возможно короткое время (взрывная сила);
  • развитие специальной (силовой, скоростной и координационной) выносливости как способности противостояния утомлению в процессе оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности посредством максимальной мобилизации функциональных возможностей организма человека: развития биохимических процессов, способствующих более длительному выполнению работы и устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности.

Установлено, что усвоение знаний, необходимых для силового обеспечения правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах:

  • способствует формированию общего представления о задачах правоохранительных органов и организационно-правовых основах деятельности сотрудников в чрезвычайных обстоятельствах;
  • обеспечивает осознанное восприятие и запоминание нормативно-правовых основ силового обеспечения правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах;
  • информирует о ценности свободы и демократии, значении гуманистических ценностей.

Формирование и развитие абсолютной и взрывной силы обеспечивает эффективное выполнение ряда задач: оперативно-служебных (пресечение блокирования транспортных коммуникаций, участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) и служебно-боевых (пресечение (подавление) вооруженного мятежа, ликвидация незаконных вооруженных формирований и банд, освобождение заложников).

Развитие специальной (силовой, скоростной и координационной) выносливости можно трактовать как частный вид (анаэробный) работоспособности, проявляющийся при быстром преследовании, ведении силового единоборства типа рукопашной схватки с активно сопротивляющимся правонарушителем.

Развитие специальной (силовой, скоростной и координационной) выносливости обеспечивает единовременное проявление скоростно-силовых качеств и физическую готовность к успешной оперативно-служебной деятельности и зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстрого расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, техники владения двигательным действием.

Для формирования способности к силовому обеспечению правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах в практике профессиональной подготовки используются приемы типа сложнокоординационных технико-тактических действий в единоборстве или процессе длительного преодоления препятствия; рукопашного боя; ускоренного передвижения на местности; выпрыгивания с места вверх и пр.

Основными требованиями при подборе и выполнении подобных действий являются длительность и многократность выполнения, относительно полная мобилизация возможностей, достижение в процессе выполнения выраженного утомления.

Выяснено, что эффективность физической подготовки курсантов вузов МВД обеспечивается следующими структурными взаимосвязями с составляющими их профессиональной подготовки:

  • значение физической подготовки в процессе решения профессиональных задач возрастает при условии освоения большего числа боевых приемов борьбы, служебно-прикладных двигательных умений и навыков, способов преодоления естественных и искусственных препятствий;
  • эффективность физической подготовки повышается при условии обязательных тренировок и отработок усвоенного учебного материала в обстоятельствах, моделирующих реальное противоборство с правонарушителями;
  • результативность формирования способности к непосредственному пресечению физического сопротивления правонарушителя и самозащите без применения оружия возрастает при условии сбалансирования динамики нагрузок и адаптации их к возможностям курсантов;
  • эффективность выбора и реализации служебно-прикладных двигательных умений и навыков, боевых приемов борьбы, способов преодоления естественных и искусственных препятствий в изменяющихся ситуациях оперативно-служебной деятельности при остром дефиците времени повышается при условии системной целостности составляющих профессионально-прикладной подготовки (оперативно-служебной, тактико-специальной, огневой, физической) и одновременном освоении приемов боевой борьбы и развитии основных физических качеств до уровня нормативных требований [9];
  • оптимизация формирования физической готовности курсантов к успешному выполнению профессиональных задач усиливается при условии опережающего развития у них профессионально важных физических качеств [5];
  • актуализация формирования способности к правомерному применению силовой защиты для обеспечения законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства увеличивается при условии циклического построения учебных занятий, выражающегося в повторяющейся последовательности занятий по оперативно-служебной, тактико-специальной, огневой, физической подготовке;
  • результативность освоения служебно-боевых умений и навыков, правомерных комплексов силовой защиты возрастает при условии учета требований правоохранительной деятельности к сотрудникам органов внутренних дел;
  • совершенствование способности к силовому обеспечению правопорядка в чрезвычайных обстоятельствах достигается при условии системного чередования постоянно возрастающих тренирующих воздействий и отдыха [1];
  • эффективность развития абсолютной и взрывной силы повышается при условии планомерного последовательного роста двигательной активности и увеличения объема и интенсивности физических нагрузок;
  • результативность развития специальной (силовой, скоростной и координационной) выносливости возрастает при условии концентрации конкретной нагрузки на ограниченном по времени этапе физической подготовки и продолжительном повышении уровня проявления развиваемого физического качества;
  • совершенствование процесса формирования морально-волевых качеств достигается при условии интеграции основных образовательных программ социально-гуманитарного и экономического, информационно-правового, профессионального циклов и физической подготовки [4];
  • оптимизация средств физической подготовки усиливается при условии их соответствия требованиям предстоящей правоохранительной деятельности [10].

Вывод. Выступая составляющей профессионально-прикладной подготовки курсантов вузов МВД России, физическая подготовка представляет собой самостоятельный раздел в структуре основных образовательных программ профессиональной подготовки, направленный на обеспечение готовности будущих специалистов органов внутренних дел к успешному выполнению служебных обязанностей по охране правопорядка.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Валиев А.Н., Молоствов А.Н. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15792 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674