Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ИГРЫ В ШАХМАТЫ

Еник О.А. 1 Вейлерт Н.Т. 2 Каракозова Н.Ю. 2
1 ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»
2 АНО ДО «Планета детства «Лада»
Актуальность статьи обусловлена важной ролью шахмат в формировании и развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Авторы предлагают технологический подход к обучению старших дошкольников элементам игры в шахматы, основанный на использовании современных средств мультимедиа. В качестве примера рассматриваются условия реализации программы «В стране шахматных чудес». Описаны основные формы и средства обучения программы. Перечислены ресурсы, необходимые для ее реализации. Применение в качестве основного технического средства интерактивной доски обеспечило расширение дидактических возможностей процесса обучения. Как показала практика, обучение игре в шахматы способствует развитию у старших дошкольников познавательной активности и способности самостоятельно выполнять сложные логические задания, в том числе предполагающие осуществление операций классификации, сериации и анализа-синтеза.
шахматы
игра
старшие дошкольники
обучение
технологический подход
1. Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. – 1983. – № 2. – С. 43-50.
2. В стране шахматных чудес: Программа дополнительного образования / под ред. О.А. Еник, Н.Ю. Каракозовой. – Тольятти: ТГУ, 2014. – 220 с.
3. Еник О.А. Вейлерт Н.Т., Мамонтова М.А., Полянская Е.А. Применение интерактивного оборудования PROMETHEAN в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения // В мире научных открытий. – 2013. – № 11.8 (47). – С. 193-199.
4. Сухин И.Г. Дидактическое обеспечение развития способности действовать «в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы: автореферат дисс. … канд. пед. наук. – М., 2008. – 24 с.
5. Сухин И.Г. Еще раз о шахматном курсе // Начальная школа. – 2003. – № 12. – С. 107-109.
6. Шахматы и педагогика / под ред. Б.С. Гершунского, Н.В. Крогиуса, В.С. Хелемендика. – М.: Педагогика, 1991. – 336 с.
7. Шахматы: наука, опыт, мастерство / под ред. Б.А.Злотника. – М.: Высшая школа,1990. – 335 с.

В трудах ведущих ученых, работающих в области детской педагогики и психологии (Н.Г. Алексеев, Б.С. Гершунский, Б.А. Злотник и др.), неоднократно подчеркивалась важная роль шахмат в формировании и развитии интеллектуальных способностей и таких качеств личности ребенка, как логическое и образное мышление, планирующая функция и тренинг гибкости мышления [6,7].

Другими словами, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах [1].

Таким образом, исследования ученых совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада; знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования.

Концепции подхода к обучению игре в шахматы

В детском саду № 204 «Колокольчик» АНО ДО «Планета детства ”Лада”» на протяжении пяти лет реализуется программа «В стране шахматных чудес», которая предполагает:

  • широкое использование в воспитательно-образовательном процессе игры на фрагментах шахматной доски (традиционной и с применением информационных технологий);
  • применение нестандартных дидактических заданий и игр;
  • детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
  • преимущественное использование в воспитательно-образовательном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
  • выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;
  • разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
  • психологическая подготовка ребенка к возможности проигрыша в игре [2].

Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, использование приемов обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Педагог в игровой форме вводит детей в мир шахмат, знакомит с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, повышающие интерес дошкольников к игре.

Включение информационных технологий в виде интерактивной доски в процесс обучения игре в шахматы обеспечивает эффективную и динамичную подачу учебного материала, что способствует повышению мотивации и активизации познавательной деятельности дошкольников.

Благодаря мультмедийному способу передачи информации, у старших дошкольников формируется умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, развивается произвольность психических процессов: дети учатся планировать, выстраивать логику действий в игре в шахматы, осуществлять оценку и контроль своей деятельности [3].

В основу технологии обучения старших дошкольников игре в шахматы положена система игровых заданий на основе шахматного материала, включающая в себя задания по проверке усвоения правил шахматной игры (репродуктивный уровень) и задания на способность действовать в уме (методы проблемного обучения).

Система игровых шахматных заданий включает в себя пять видов постепенно усложняющихся заданий: ознакомительные, пошаговые, лабиринтные, полилабиринтные и динамические. Ознакомительные задания формируют способность дошкольника репродуктивно освоить правила игры. Пошаговые задания – достигать конечной цели через цепочку четко детерминированных «шагов». Лабиринтные задания – выбирать оптимальное решение из небольшого количества альтернатив в условиях статичной цели. Полилабиринтные задания – выбирать оптимальное решение из большого количества альтернатив. Динамические задания – выбирать оптимальное решение в условиях подвижной цели [4, 5].

Каждый из указанных видов последовательно отрабатывается (с опорой на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий) в заданиях пяти видов с нарастающей сложностью и различными сочетаниями шахматных фигур.

Для успешного освоения детьми мыслительных операций, названий шахматных фигур, шахматных ходов, необходима работа в системе, которая включается во все основные формы организации педагогического процесса: образовательную деятельность, совместную деятельности с детьми и самостоятельную деятельность.

Основные формы и средства обучения

Основными формами обучения игре в шахматы являются:

  • практическая игра;
  • решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
  • дидактические игры и задания, игровые упражнения (с использованием интерактивной доски);
  • теоретические занятия, шахматные игры.

Образовательная деятельность по обучению игре в шахматы проводится 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут для детей старшей группы и 30 минут для детей подготовительной к школе группы соответственно.

Период реализации программы при количестве обучаемых детей 10 человек составляет 1 календарный год.

Структура образовательной деятельности по обучению игре в шахматы:

  • вводная часть (приветствие, мотивация детей через создание игровой или проблемной ситуации для постановки цели);
  • основная часть (активизация необходимых знаний и умений детей, презентация новых знаний посредством различных дидактических методов и приемов, технических средств обучения);
  • заключительная часть (организация рефлексии, оценки деятельности детей, обобщение результатов, создание условий для закрепления и использования полученных знаний и умений в повседневной жизни).

Организация совместной деятельности с детьми включает в себя:

  • объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата;
  • совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задачи. У детей вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредотачиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задачи;
  • создание элементной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребенка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребенок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков;
  • объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем, чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими;
  • организация разнообразных форм деятельности в центрах: познания, социально-коммуникативном и др.; конкурсов, вечеров досуга, математических развлечений.

В процессе обучения используются следующие игровые приемы:

  • игровая мотивация, побуждение к действию;
  • пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга, является прекрасным речевым материалом);
  • элементы драматизации для повышения интереса детей к материалу, создания эмоционального фона;
  • метод предварительной ошибки (эффективен при закреплении материала).

Всю работу педагог организует с учетом индивидуальных особенностей детей. Он предлагает ребенку игру, ориентируясь на уровень его познавательного и социально-коммуникативного развития, проявление активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить ее. Интерес к шахматной игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Тот, кто освоил новый ход, составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы и творчества.

Ресурсы для реализации программы

Для эффективной реализации программы необходимы ресурсы, связанные с различными видами обеспечения.

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;
  • комплекс санитарно-гигиенических норм и правил;
  • договор с законными представителями ребенка (родителями);
  • учебно-тематический план.

Материально-техническое обеспечение:

  • специально оборудованное помещение (группа, компьютерный класс, кабинет и т.п.);
  • наличие технических средств обучения (интерактивная доска, компьютер и соответствующее программное обеспечение);
  • дидактический и наглядный, раздаточный материал.

Кадровое обеспечение:

  • педагог, владеющий современными игровыми, образовательными и информационными технологиями.

В качестве примера ресурса рассмотрим фрагмент учебно-тематического плана на 4-ю неделю (таблица).

Фрагмент учебно-тематического плана программы

 

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

 

Взаимодействие с родителями

 

 

 

 

Образовательная деятельность

Дидактические игры с использованием

интерактивной доски

Дидактические игры и упражнения

 

 

Задачи

Сентябрь

 

4. Жители шахматного королевства

Цель: развитие интереса к игре в шахматы: «жители шахматного королевства»

Задачи:

- продолжать знакомить детей с шахматными фигурами: белыми и черными (ладья, слон, конь, король, ферзь, пешка), их расстановкой на доске;

- дать представление о значении и ценности фигур, познакомить с таблицей равенства фигур;

-развивать умение сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

Содержание: педагог вводит детей в «страну» шахмат – шахматное королевство. Знакомит их с основными привычками, названиями и расставкой шахматных фигур; значением и ценностью фигур.

На ИД показаны шахматные фигуры.

Д/и «Какой фигуры не стало»

(перед детьми несколько шахматных фигур, необходимо запомнить их, затем, педагог, когда дети закрывают глаза, убирает одну фигуру, дети называют её).

 

«Снежный ком»

«Кубик»

«Какой фигуры не стало»

«Что общего?»

«Расставь шахматные фигуры»

 

Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух

Обозначить на листе бумаги все поля буквами и цифрами, повторить
буквы и изучение правила хода фигур.

Игры «Какой фигуры не стало»,

«Морской бой»,

раскраска.

Окончание таблицы

 

 

Педагог: чтобы быстрее войти в шахматную жизнь, нужно знать следующие равенства:

Ценность шахматных фигур

Значение фигур вообще находится в зависимости от разнообразия их движения.

Педагог: Таким образом, наиболее ценной фигурой является ферзь, затем ладья, далее, приблизительно равные, слон и конь, затем пешки.

Ферзь равен приблизительно двум ладьям.

Слон или конь = 3 пешкам.

Ладья = слону или коню и 2 пешкам и т. д.

Бывают, однако, случаи, когда слон ценнее ладьи, а конь - ферзя. В зависимости от положения партии, ценность фигур часто меняется.

Дидактические игры и упражнения:

«Снежный ком», «Кубик», «Какой фигуры не стало».

 

 

 

 

Заключение

Апробация программы «В стране шахматных чудес» подтвердила, что дети имеют представления о «шахматном королевстве».

Применение в качестве основного технического средства интерактивной доски обеспечило расширение дидактических возможностей процесса обучения.

Как показала практика, у детей отмечается устойчивая познавательная активность и способность самостоятельно выполнять сложные логические задания, в том числе предполагающие осуществление операций классификации, сериации и анализа-синтеза.

Рецензенты:

Непрокина И.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти.

Руденко И.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и методик преподавания, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти.


Библиографическая ссылка

Еник О.А., Вейлерт Н.Т., Каракозова Н.Ю. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ИГРЫ В ШАХМАТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15800 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674