Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ-ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ

Пономарева Ю.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Согласно стратегии государственной политики в области образования, именно научно-исследовательская деятельность студентов является ключевым звеном в подготовке будущих специалистов. В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете научно-исследовательская работа студентов носит комплексный характер с ориентацией на решение научных задач в соответствии с образовательной деятельностью университета. Для студентов, активно занимающихся научно-исследовательской работой, в 2005 году был введено звание «студент-исследователь». Наличие этого звания предполагает знание студентами основ методики проведения научно-исследовательской работы и определенные умения в организации такой работы. В настоящее время одним из инструментов организации информационно-исследовательской среды являются сетевые технологии. В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете реализован опыт использования социальной образовательной сети университета для организации проектной деятельности студентов-исследователей различных профилей обучения.
исследовательская деятельность
портал
социальные сервисы
сетевые технологии
студенты-исследователи
1. Дронюк С.И. Использование метода проектов в обучении студентов. // Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна». 10.07.2013. URL: http://festival.nic-snail.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=105&category_id=11&Itemid=57 (дата обращения: 23.10.2013).
2. Кочева М.А. Научно-исследовательская работа студентов в вузах России // Международный журнал экспериментального образования. − 2012. − № 9. − С. 25-26.
3. Пономарева Ю.С., Сергеев А.Н., Ульченко Е.Н. Использование сервисов веб 2.0 в учебных проектах сетевых сообществ Интернета // Вестник ТулГУ. Серия современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. Вып.12. Тула: Изд-во ТулГУ. – 2013. – С. 161-168.
4. Сергеев А.Н. Становление и развитие сетевых сообществ педагогов в социальной образовательной сети: теоретические основы и практика реализации в ВГСПУ // Теория и практика общественного развития. − 2013. − № 11. − С. 151-154.
5. Таргамадзе А.В. Использование метода проектов в формировании исследовательских умений у студентов // Научные исследования в образовании. − 2012. − № 6. − С. 44-47.
6. Ульченко Е.Н. Разработка интерактивных ресурсов при помощи социальных сервисов сети интернет: материалы науч. исслед. – Волгоград: изд-во ВГСПУ «Перемена», 2012. – 64 с.
7. Образовательный портал Волгоградского государственного социально-педагогического университета http://edu.vspu.ru
8. Glogster. One glog, full story. http://glogster.com.
9. Bubbl.us. Brainstorming made simple, http://bubbl.us.
10. Online whiteboard & online collaboration tool | RealtimeBoard. http://realtimeboard.com.

Современный этап развития общества многими исследователями характеризуется как информационный. Его отличительными чертами являются: глобализация процессов и явлений, формирующая единое информационное пространство и способствующая взаимному проникновению культур; производство и использование услуг и знаний составляют основу социальной деятельности; появляются новые формы деятельности, в первую очередь, на основе использования сетевых технологий. Подготовка человека, способного к плодотворной профессиональной деятельности в формирующихся условиях, конструктивному анализу и планированию своих действий, постоянному повышению квалификации, самоконтролю и саморазвитию; умеющего критически мыслить и решать поставленные задачи, в том числе носящие творческий и исследовательский характер, становится социальным заказом современному образованию, и, следовательно, одной из его приоритетных задач. Так, согласно стратегии государственной политики в области образования, именно научно-исследовательская деятельность студентов является ключевым звеном в подготовке будущих специалистов, которая, с одной стороны, вносит максимальный вклад в профессиональный рост будущего специалиста, а с другой – обеспечивает преемственность в формировании научных кадров путем подготовки студентов к послевузовскому образованию [2].

Тесная взаимосвязь научно-исследовательской деятельности с учебно-воспитательным процессом обеспечивает подготовку специалиста нового типа – обладающего высокой культурой мышления, умеющего ориентироваться в потоке информации, готового применять научные знания на практике [5].

В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (ВГСПУ) научно-исследовательская работа студентов (НИРС) носит комплексный характер с ориентацией на решение научных задач в соответствии с образовательной деятельностью университета. Ежегодный план НИРС вуза формируется исходя из профилей подготовки специалистов в университете и основных направлений научных исследований в вузе.

В ВГСПУ функционируют следующие виды НИРС:

1. НИРС, включаемая в учебный процесс (обязательная составляющая учебного плана);

2. НИРС, выполняемая во внеурочное время (научные кружки, студенческие научные лаборатории, студенческие отряды и проблемные группы);

3. Научно-практические внутриуниверситетские мероприятия (конференции, форумы, олимпиады, выставки, конкурсы и др.).

В ВГСПУ для студентов, активно занимающихся научно-исследовательской работой, в 2005 году был введено звание «студент-исследователь». Наличие этого звания предполагает знание студентами основ методики проведения научно-исследовательской работы и определенные умения в организации такой работы.

Звание «студент-исследователь» присваивается решением Совета по НИРС по ходатайству научного руководителя и рекомендации кафедры. Звание присваивается на конкурсной основе сроком на один год, по истечении которого студентом предоставляется отчет о выполненной НИР, на основе которого Совет по научно-исследовательской работе студентов принимает решение о продлении звания. Определяющими факторами для присвоения и продления звания выступают: наличие научно-исследовательской работы, публикации, участие в конференциях различного уровня, участие во внутривузовском и других конкурсах студенческих работ, наличие дипломов, грамот и пр.

Научно-исследовательская деятельность студентов протекает в условиях некоторой информационно-исследовательской среды: научно-исследовательские общества, студенческие научные лаборатории, проблемные группы и т.д. В настоящее время одним из инструментов организации такого пространства являются сетевые технологии, в первую очередь – социальные сервисы сети Интернет, поддерживающие групповое взаимодействие, в том числе: ведение собственных записей и аннотирование чужих, обмен сообщениями, размещение и комментирование мультимедийных материалов и т.д. Согласно источнику [4], комплексно возможности отдельных социальных сервисов представлены в социальных сетях, обеспечивающих регистрацию пользователей, формирование личных страниц, а также гибкое использование различных моделей взаимодействия и совместной деятельности через компьютерную сеть.

В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете существует социальная образовательная сеть преподавателей и студентов, реализованная в виде образовательного портала ВГСПУ [7], детальное описание которого представлено в работе [4].

С технической точки зрения предлагаемый образовательный портал включает страницы пользователей, групп, а также автономные сайты. Связи между пользователями портала создаются на основе механизма друзей, а также через совместное участие в тех или иных группах портала. Наличие связей предполагает получение информации от других пользователей через ленту активности, совместные документы, форумы групп.

В настоящее время портал активно используется для профессионального развития педагогов Волгограда и области, размещения учебных материалов, организации проектной и исследовательской деятельности, решения прочих педагогических задач.

В частности, в ВГСПУ реализован опыт использования социальной образовательной сети университета для организации проектной деятельности студентов-исследователей различных профилей обучения, приобретенный в ходе организации и проведения серии семинаров. Выбор в качестве педагогической технологии проектной деятельности не случаен, именно она позволяет придать личностный смысл педагогическим знаниям, реализовать собственные идеи и замыслы, развить навыки исследовательской деятельности; способствует формированию умения тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей [1, 5].

В начале указанных семинаров было проведено анкетирование, позволяющее выяснить представления участников семинара о способах использования интернет-сервисов в учебной, исследовательской и проектной деятельности; выявить опыт использования сетевых технологий для решения различных задач. Результаты анкетирования показали, что большинство опрошенных использовали сеть Интернет для поиска интересующей информации (100%), коммуникации средствами электронной почты (80%), публикации статей на сайтах конференций и электронных изданий (60%).

Проведенные семинары были направлены на освоение опыта использования социальных сервисов сети Интернет как инструмента интеллектуальной и творческой деятельности, средства сетевого взаимодействия. Особое внимание при этом уделялось специализированным сервисам, позволяющим совместно разрабатывать собственный сетевой продукт: сетевые презентации, электронные книги, карты знаний, интерактивные плакаты, виртуальные доски и т.д. [3, 6]. Результатом семинаров стали проекты, разработанные студентами-исследователями на основе разнообразных сервисов Интернета. Все работы представлены на сайте «Проекты» [7] образовательной сети преподавателей и студентов ВГСПУ.

Рассмотрим некоторые примеры.

Проект «Авторы и герои», автор – Михайлушкина Ольга.

Проект рассчитан на учащихся 9-11 классов и призван актуализировать понятия «автор», «персонаж», «система персонажей», значимость которых зачастую оказывается на периферии восприятия школьников. Именно анализ системы персонажей, взаимоотношений героев, а также их отношения к окружающей среде помогает глубже понять идею произведения.

Интересным решением в данном проекте является использование интерактивного плаката [8] для привлечения внимания к теме проекта (рис. 1).

Рис. 1. Интерактивный плакат проекта «Авторы и герои»

Проект «Наречия в нашей речи», автор – Сычева Марина.

Целью проекта является совместная разработка на основе информационных и коммуникационных технологий пособия-практикума с игровыми заданиями по русскому языку по теме «Наречие». В ходе работы над проектом класс делится на 3 группы для практического и теоретического изучения данной темы, а также экспериментального подтверждения эффективности упражнений и оценки уровня знаний. В результате полученные материалы оформляются в единое пособие-практикум.

В данной разработке план проекта представлен с помощью сервиса визуализации информации [9], рис. 2:

Рис. 2. Фрагмент плана проекта «Наречия в нашей речи»

Проект «Шахматы в начальной школе», автор – Чабан Дарья.

Проект направлен на знакомство с шахматными терминами, изучение ценностей шахматных фигур и их сравнительной силы, формирование умений записывать шахматную партию и проводить элементарные комбинации.

Находкой данного проекта является использование онлайн-доски [10] в подготовке интерактивного шахматного поля (рис. 3). Данный материал может быть использован при фронтальной работе с интерактивной доской.

Рис. 3. Интерактивное шахматное поле проекта «Шахматы в начальной школе»

Для дистанционной продержки проводимых семинаров в образовательной сети преподавателей и студентов ВГСПУ была создана группа «Проектная деятельность в современной информационной образовательной среде» [7]. В данной группе проводились обсуждения расписания занятий, возникающих проблем при работе с социальными сетевыми технологиями, особенностей организации проектной деятельности в виртуальном пространстве.

Таким образом, сегодня развитие проектного обучения обусловлено информатизацией образования, осмыслением целесообразного и эффективного использования в образовании сервисов сети Интернет. Именно социальные сетевых технологии обладают высоким потенциалом не только для разработки собственных мультимедийных информационных продуктов, но также для осуществления исследовательской, проектной деятельности, развития мыслительных умений высокого уровня, презентации полученных результатов и оценки себя, организации совместной работы и удаленного учебного взаимодействия.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки России на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания №2014/411 (код проекта: 724)

Рецензенты:

Гермашев И.В., д.т.н., профессор кафедры информатики и информатизации образования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;

Сергеев А.Н., д.п.н., профессор кафедры информатики и информатизации образования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Пономарева Ю.С. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ-ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15857 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674