Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЭТНОТУРИЗМ: ОПЫТ ИПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Федорова С.Н. 1 Медведева З.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Этнотуризм является важнейшим фактором повышения образовательного и общекультурного уровня населения, трансляции и сохранения национальных ценностей. Однако, не смотря на всю свою значимость, этнотуризм, в том числе и такое его направление, как этнотуризм для детей и юношества, не получил должного распространения в нашей стране. Сложившаяся ситуация обусловлена рядом причин, одной из которых является отсутствие специалистов, способных на профессиональном уровне обеспечивать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение данного направления. Решению этой проблемы был посвящен исследовательский проект группы ученых Марийского государственного университета на тему «Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития этнотуризма для детей и юношества в Республике Марий Эл».
этнотуризм
этнотуристические маршруты
этнотуристическое пространство
этническая культура народа мари
1. Календарные праздники и обряды марийцев // Этногра¬фическое наследие. – Вып.1: Сб. материалов. – Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. – 286 с.
2. Медведева З.В., Федорова С.Н. Использование этнокультурных образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов // Вестник Московского государственного областного университета. – 2012. – № 4. – С. 49-56.
3. Мухина С.А., Мальцева Е.В.Диагностика уровня этнокультурной осведомленности школьников // Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития этнотуризма для детей и юношества в Республике Марий Эл: сб. науч. тр. / под ред. С. Н. Федоровой. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования. – 132 с.
4. Этнография марийского народа: Учебное пособие для старших классов / сост. Г.А. Сепеев. – Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 2001. – 184 с.
5. Юзыкайн Т.В. Тенденции развития этнотуризма в Республике Марий Эл // Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития этнотуризма для детей и юношества в Республике Марий Эл: сб. науч. тр. / под ред. С. Н. Федоровой. – Йошкар-Ола: Марийский институт образования. – 132 с.
В последние годы и в нашей стране большое внимание стали уделять развитию этнотуризма, ведь Россия - это многонациональное государство, обладающее огромными возможностями для ознакомления с культурами разных народов. В Республике Марий Эл данное направление является предметом пристального внимания не только правительственных органов (еще в 2012 г. в Йошкар-Оле состоялось XVI заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры РФ на тему «Сохранение традиционной народной культуры как фактор развития этнотуризма»), но и педагогов, работников культуры, предпринимателей. Интересен опыт организации этнотуристических маршрутов в Республике Карелия (Кижи, Валаам, Петрозаводск), на территория регионов Западной Сибири (Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский край, республика Алтай) и др.

Но при всей его привлекательности, этнотуризм, в том числе и такое его направление, как этнотуризм для детей и юношества, не получил широкого распространения в нашей стране. Этнотуристические маршруты для взрослых пока организуются преимущественно предпринимателями, а для детей - педагогами-энтузиастами. Сложившаяся ситуация отсутствия масштабности и медленного темпа развития этнотуризма объясняется рядом причин:

1. Развитие этнотуризма требует значительных финансовых вложений: этнотуристическая индустрия предполагает организацию проживания туристов в этническом поселении, обеспечение питания на основе национальной кухни, организацию национальных вечеров отдыха, развлечений, создание условий для оздоровления организма в соответствии с народной медициной, перевозку на национальных видах транспорта, ознакомление с национальными ремеслами, изделиями художественного промысла, знакомство с представителями национальной интеллигенции, экскурсии к местным достопримечательностям, участие в создании предметов декоративно-прикладного творчества и т.д. А все это требует денег.

2. Не разработана концепция этнотуристической индустрии как системы взглядов на его роль в мире, природе, обществе. Действительно, на настоящий момент недостаточно проанализирована значимость этнотуристического направления. Между тем этнотуризм является важнейшим фактором повышения образовательного и общекультурного уровня населения, трансляции и сохранения национальных ценностей. Этнотуризм важен и как фактор поддержания здоровья людей (физического и психического), это пространство для развития этнотолерантных характеристик личности, воспитания уважительного отношения к представителям разных национальностей, стабилизации межэтнических отношений.

3. Во многих регионах не развита инфраструктура этнотуристических услуг: недостаточен комплекс этнических сооружений, этнокоммуникационных сетей, отсутствуют качественные дороги между районами и регионами, обеспечивающие нормальный доступ этнотуристов к этнотуристическим достопримечательностям и т.д.

4. Отсутствуют специалисты, способные на профессиональном уровне обеспечивать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение этого направления и т.д.

Именно решению последней проблемы и посвящен исследовательский проект группы ученых Марийского государственного университета на тему «Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития этнотуризма для детей и юношества в Республике Марий Эл».

В рамках проекта в ноябре 2014 г. проведена Всероссийская научно-практическая конференция, на которую были приглашены научные работники, преподаватели ВУЗов и СУЗов, докторанты, аспиранты, педагоги школ, ДОО, системы дополнительного образования, представители детских и молодежных общественных организаций, представители турфирм, музеев, библиотек, туристско-информационных центров и все заинтересованные лица. На конференции рассматривались следующие проблемы:

  • Этнотуризм как фактор развития региона, страны.
  • Экспериментальный анализ феномена этнотуризма и уровня его развития в Республике Марий Эл.
  • Тенденции и проблемы развития этнотуризма в республике, стране, мире.
  • Роль бизнес-сообщества в развитии этнотуризма в республике.
  • Этнографический туризм, проблемы организации этнотуров.
  • Сельский туризм с этнографическими особенностями.
  • Культура народов Республики Марий Эл, жизнь и быт марийского народа в исследовательских проектах обучающихся.
  • Национальные обряды и праздники как основа развития этнотуризма.
  • Этнотуристические маршруты для школьников.
  • Диагностический инструментарий по выявлению уровня осведомленности детей и юношества в сфере этнических дестинаций.
  • Электронные образовательные ресурсы и экспериментальные программы по ознакомлению детей и юношества с основными этнотуристическими объектами в районах Республики Марий Эл.

Конференция показала, что в Республике Марий Эл накоплен хороший опыт организации этнотуристических экскурсий для школьников. «Значительный вклад в развитие этнотуризма в республике вносят музеи и музейные комплексы: МУК «Новоторъяльский районный краеведческий музей», МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс», МУК «Моркинский районный музей» с филиалами, Музей крестьянского труда и быта - филиал МУК «Историко-краеведческий музейный комплекс» МО «Оршанский муниципальный район». Учреждения культуры и туроператоры Республики Марий Эл предлагают целый спектр туристских маршрутов и экскурсионных программ, знакомящие с богатым культурным наследием республики, среди них: по Горномарийскому району «На земле Акпарса», «Пояс судьбы горных мари»; по Сернурскому району «Один день в традициях наших предков», «Эшполдинские минеральные источники», Резиденция марийского Деда Мороза ЙӱштӧКугыза; комплексные туры по Республике Марий Эл «Марий Эл - край родниковый», «В гости к овдам», «Усадьбы русской берега» и другие. Целевыми аудиториями этнотурпродуктов республики являются все категории населения от детей до взрослых. Большой интерес у туристов вызывают туристические и культурные комплексы в селе Еласы Горномарийского района и в деревне Шоруньжа Моркинского района» [5]. В развитии этнотуризма особую роль играют имеющиеся в республике гостевые дома:

  • Комплекс гостевых домов «Околица» (Килемарский район);
  • Марийская этнографическая деревня «Визимбирь» (Кужеренский район);
  • Гостевой экокомплекс дом-коттедж «Усадьба» (на базе ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра»);
  • Гостевой дом «Крестьянское подворье» (Звениговский район);
  • Гостевой дом «Марийская усадьба» (Параньгинский район) и др.

Разнообразны формы деятельности музеев в этнотуристическом направлении: это и создание экспозиций и выставок, и поисковые экспедиции, и археологические раскопки, и фенологические наблюдения и т.д. Традиционно используются экскурсии и лекции, театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др. Все больше и больше музеи превращаются в центры общения, а в век господства новых информационных технологий, и виртуального общения, когда люди, живущие в виртуальном пространстве интернета, восполняют дефицит общения, объединяясь по интересам в пространстве музея. Во многих музеях проводятся музыкальные и литературные гостиные и салоны, вечера, музейные праздники, организованы кружки и музейные клубы.

Но не отстают и образовательные учреждения: во многих школах разработаны собственные этнотуристические маршруты («Дорогами предков», «Древние города земли марийской», «Тайны благодатной земли Мари», «По земле Акпарса»), работают этнотуристические маршруты выходного дня, используются разнообразные технологии этнотуристического направления (информационные, исследовательские, проектные и т.д.).

Тем не менее предварительные данные, полученные нами в результате исследования по выявлению уровня осведомленности детей в сфере этнической культуры народа мари и основных достопримечательностей этнического плана в районах Республики Марий Эл, показали недостаточный уровень их развития. «Высокий уровень содержательного компонента по этнокультурной осведомленности младших школьников был выявлен у 10,5 % детей, средний уровень - у 79 % и низкий уровень у 10,5 % обучающихся. Среди детей среднего школьного возраста средний уровень этнокультурной осведомленности показали 24,4 % школьников, 75,6 % - низкий уровень, детей с высоким уровнем этнокультурной осведомленности выявлено не было. Диагностика содержательного компонента этнокультурной осведомленности у старшеклассников показала следующие результаты: у 2 % обучающихся наблюдался высокий уровень, у 36,5 % - средний и у 61,5% юношей и девушек - низкий уровень. Результаты диагностики младших школьников с целью выявления уровня сформированности эмоционально-ценностного и нравственно-патриотического компонентов показали следующее: средний уровень выявлен у 26 % детей, низкий - у 75,6 % обучающихся, детей с высокий уровнем проявления положительного эмоционального отношения ко всем названным ценностям не выявлено. Среди школьников средних классов было выявлено 9 % учеников со средним уровнем сформированности эмоционально-ценностного и нравственно-патриотического компонентов и 91 % - с низким уровнем, обучающихся с высоким уровнем не наблюдалось. И, наконец, среди старшеклассников 20% юношей и девушек показали средний уровень, 80 % - низкий, обучающихся с высоким уровнем сформированности эмоционально-ценностного и нравственно-патриотического компонентов также выявлено не было» [3]. С целью повышения этнотуристических представлений детей нами разработана программа этнотуристического маршрута по районам Республики Марий Эл:

1.1 Организация и проведение экскурсий по достопримечательностям г. Йошкар-Олы, Медведевского и Оршанского районов. Автобусная экскурсия «Йошкар-Ола: прошлое и настоящее» Экскурсия в краеведческий музей п. Медведево. Встреча с родными драматурга Н. Арбана. «Шорыкйол пайрем» - «Марийское рождество» - участие в театрализованном представлении. Родник дружбы народов. «Родина М. Шкетана». Встреча с обучающимися МБОУ «Великопольская СОШ Оршанского района». Участие в театрализованном представлении «Уярня» - «Масленица».

1.2 Организация и проведение экскурсий по достопримечательностям Параньгинского, Мари-Турекского, Ново-Торъяльского, Сернурского, Куженерского и Советского районов. Интеграция культуры народов мари и удмуртов. Национальный костюм. Национальная кухня. Музыкальные инструменты. Народные игры. Обряд «завязывания вороньих лап»[1]. Марийские обрядовые праздники Параньгинского района. Обряд имя наречения. «Мастера земли Олорской». Традиционная культура народа мари. Иванов Кирилл Иванович - Йыван Кырля - актер первого звукового фильма «Путевка в жизнь». «Горняк» - добыча сырьевых ресурсов (бутовый камень). Посадка дерева в школьном саду им. Ш. Осыпа д. Марисола Сернурского р-на. «Марийская Швейцария» - Куженерский район. Посещение Каменной горы. Памашьяльские пещеры. Священные рощи[4]. Встреча с участниками фольклорных ансамблей Куженерского района. Мастер-класс по изготовлению волынки, свадебных украшений народа мари.

Достопримечательности Советского района. Агрохолдинг «Акашевская». Родовые рощи. Чкаринский конезавод. Ронгинский торфо-брикетный завод.

1.3 Организация и проведение экскурсий по достопримечательностям Звениговского, Волжского и Моркинского районов. Детские научно-исследовательские проекты: «Эти чудо-озера «Морской глаз», «Яльчик»». Палаточная экскурсия. Конкурс марийских народных игр. Посещение малой родины З. Прохорова. Деревня Какшамарий - родина И. С. Ключникова - Палантая. По местам марийских писателей и поэтов Моркинского района: д. Чавайнур, д. Мизенер и т. д. Встреча с мастерами традиционной марийской вышивки.

1.4 Организация и проведение экскурсий по достопримечательностям г. Козьмодемьянска, Горномарийского и Юринского районов. Детские научно-исследовательские проекты: «История горномарийской стороны». Экскурсия в этнографический музей под открытым небом. Мастер-класс по изготовлению национального блюда «Кравец». Мастер-класс по лозоплетению и домашнему ткачеству. Творческая встреча с детским ансамблем гусляров Горномарийского района. Килемарский район - район рек и озер. «Раздолье» - отдых современного этнотуриста. Мастер-класс: национальная кухня, обряды и традиции народа мари, национальные танцы и песни. Уголок Царской России в марийском крае - Шереметьевский замок. Река Ветлуга, Волга. «Мужская вышивка» - резьба по дереву. Музеи деревянного зодчества.

Этнотуристическое пространство расширяется за счет использования информационных ресурсов. Этнотуристическое пространство можно охарактеризовать как насыщенную объектами национальной культуры территорию, которая содержит большое количество информации о материальных и духовных ценностях того или иного народа, Обеспечение доступа всех заинтересованных групп населения к этим культурным благам народа - основная цель создания этнотуристического пространства.

Именно в формате информационного ресурса нами был разработан электронный образовательный ресурс «Этнопутешествие по Республике Марий Эл». Этот электронный образовательный ресурс рассчитан на достаточно большую целевую аудиторию, поскольку частично может быть использован на занятиях в ДОУ, в школах на уроках и спецкурсах этноэкологической и этнокультурной направленности, в средних, высших профессиональных учебных заведениях со студентами, на курсах повышения квалификации для педагогов образовательных учреждений. Информационные возможности ресурса позволяют применять в учебно-воспитательном процессе разнообразные этнокультурные образовательные технологии, в том числе технологии дистанционного обучения [2].

Электронный образовательный ресурс «Этнопутешествие по Республике Марий Эл» содержит обширный материал по истории и культуре марийского народа, основных достопримечательностях республики и состоит из 7 основных разделов: «Духовная и материальная культура народа мари», в котором представлена информация о религиозных воззрениях народа, его отношение к природе, о марийских национальных героях, видных деятелях культуры и искусства, декоративно-прикладном творчестве, национальном костюме и др.; «Природно-климатические особенности Республики Марий Эл», в котором представлена информация о географических особенностях, природных памятниках и достопримечательностях нашей республики, а также фото-презентация «Писатели и художники Марий Эло природе» где собраны стихи, загадки, высказывания, картины художников, посвященные образам марийской природы; «Этнотуристические маршруты по Республике Марий Эл», где представлен обширный материал о районах республики и ее отдельных населенных пунктах, основных достопримечательностях того или иного поселения, истории его развития и традиционных праздниках; «Игровой лекторий для детей «По тропам прошлого народа мари», который содержит описания народных игр, загадки, сценарии для проведения мероприятий этнотуристической направленности. В данном электронном образовательном ресурсе представлено достаточно большое количество фото- и видео- материалов, которые располагаются в разделах «Фотогаллерея» и «Видеоматериалы» и наглядно иллюстрируют текстовую информацию: «Марийская Венеция», «Край горных мари», «Мое любимое село - Сернур» и т.д. В разделе «Диагностические методики» представлены задания, предназначенные для выявления уровня осведомленности детей и юношества в сфере этнической культуры народа мари и основных достопримечательностей этнического плана в районах Республики Марий Эл.

Для успешной реализации программы этнотуристической направленности необходим систематический анализ устремлений детской аудитории и дифференцированный подход. Содержание подобной работы должно быть ориентировано на обеспечение познавательных потребностей личности и возможности ее интеграции в системе национальных и мировых культур.

Статья публикуется при финансовой поддержке РГНФ (проект N14-16-12003).

Рецензенты:

Морова Н.С., д.п.н., профессор, директор института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола;

Комелина В.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Федорова С.Н., Медведева З.В. ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЭТНОТУРИЗМ: ОПЫТ ИПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15918 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674