Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ИНДИВИДУАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ГЕРОНТОЛОГИИ И ГЕРИАТРИИ ПРИ ОЧНО-ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Шеховцов С.Ю. 1 Бессарабов В.И. 2 Полторацкий А.Н. 3
1 ФГБУ «Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена» Минздрава России
2 АНО"Научно-исследовательский медицинский центр "ГЕРОНТОЛОГИЯ"
3 ФГБУ "НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России
Статья посвящена исследованию зависимости индивидуальной успешности повышения квалификации слушателя (ИУПКС) в различных категориях специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии от начального уровня ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)-компетентности. Достоверно установлено, что ИУПКС во всех категориях достоверно выше у лиц с высоким уровнем ИКТ-компетентности по сравнению со специалистами с низким уровнем этого показателя (p<0,05). Такие же различия достоверно обнаружены между слушателями с высоким и средним уровнем ИКТ-компетентности (p<0,05), за исключением категории среднего медперсонала поликлинической службы (p>0,05). Сделан вывод о том, что вновь разрабатываемые программы курсов повышения квалификации в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы должны включать: систему измерения и оценивания ИКТ-компетентности слушателей, перед началом курса и после его окончания; отдельные учебные модули (темы), посвященные изучению систем открытого образования, дистанционного обучения, ИКТ; отдельные учебные модули (темы), посвященные дидактическим приемам герогогики и психологии пожилого возраста.
повышение квалификации
геронтология
гериатрия
пожилой возраст
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 19–26.
2. Бессарабов В.И. Компетентность в области информационно-коммуникационных технологий слушателей курсов повышения квалификации / В.И. Бессарабов // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 3. – С.342-349.
3. Ильницкий А.Н. Современный взгляд на проблемы герогогики / А.Н. Ильницкий, К.И. Прощаев, В.И. Бессарабов // Геронтология. – 2013. – Т. 1, № 2. – С.102-112.
4. Ильницкий А.Н. Особенности клинического осмотра пациента пожилого и старческого возраста / А.Н. Ильницкий, В.В. Кривецкий, Л.Ю. Варавина и др. // Успехи геронтологии. – 2013. - № 3. – С. 472–475.
5. Ильницкий А.Н. Старческая астения (frailty) как концепция современной геронтологии / А.Н.Ильницкий, К.И. Прощаев // Геронтология. – 2013. – № 1; URL: gerontology.esrae.ru/ru/1-2 (дата обращения: 26.10.2014).
6. Лазебник Л.Б. Полиморбидность у пожилых // Сердце. - 2007. - № 7. - С. 25-27.
7. Прощаев К.И. Компетентность в области информационно-коммуникационных технологий учителей - слушателей курсов повышения квалификации / К.И. Прощаев, А.Н. Ильницкий, В.И. Бессарабов // Управление инновационным развитием общего среднего образования в условиях социально-экономических реформ: Сборник тезисов докладов Всеукраинской научно-практической конференции с международным участием, 10 - 11 июня 2014, г. Киев / под наук. ред. Л.М. Ващенко. - Черновцы: Наши книги, 2014. - С. 13-14.
8. Прощаев К.И. Физиологическое и преждевременное старение человека и человечества в контексте обеспечения безопасности жизнедеятельности / К.И. Прощаев, Н.М. Позднякова, Х.С. Мартинес Гарсес, Ю.Ф. Дуке Кальдерон, А.Н. Ильницкий, Т.В. Павлова, В.В. Башук // Безопасность жизнедеятельности. – 2011. – № 12. – С. 45 – 51.
9. Bessarabov V. I. Universal management system of educational resources of the khmara’s scientific research project of open education/ V. I. Bessarabov // Information Technologies and Learning Tools. — 2013. — Vol. 38, №6. — P. 162 — 169. — URL: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/936#.UvHxfLQVfw8(дата обращения 27.10.2014).
10. Bessarabov V. IOrganization of intuitive access to electronic educational and methodical complexes of teacher training based on cloud-oriented system of management of educational resources/ V. I. Bessarabov // Information Technologies and Learning Tools. — 2014. — Vol. 43, №5. — P. 140 — 149. — URL: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/1109#.VHHKI8k0(дата обращения 31.10.2014).

Увеличение средней продолжительности жизни в экономически развитых странах сопровождается естественным увеличением доли пациентов онкологического профиля пожилого и старческого возраста, которые заслуживают особого внимания с точки зрения особенностей диагностики, лечения и ухода. Полиморбидность патологии, особенности психологического статуса пожилого человека требуют от специалистов онкологической службы новых подходов в ведении пациента, организации комфортной среды в медицинских учреждениях, что возможно лишь на основе глубокого изучения основ геронтологии и гериатрии, понимания специфики гериатрических синдромов [3-6, 8].

Последнее является тем фактором, который стимулирует активное внедрение в практику повышения квалификации (ПК) и тематического усовершенствования (ТУ) специалистов-онкологов курсов в области в геронтологии и гериатрии. Современные курсы повышения квалификации естественным образом опираются на электронные учебно-методические комплексы, выполняющие организационную, информационную, дидактическую, контролирующую и управляющие функции [9, 10]. Каждый такой комплекс предполагает активное использование слушателями курсов базовых знаний и умений в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако наибольшей эффективности образовательного процесса возможно достигнуть, по-видимому, лишь на основе компетентностного подхода в области ИКТ [1, 2, 7]. Поэтому настоящая проблема актуальна.

Цель исследования: изучение зависимости индивидуальной успешности повышения квалификации слушателя (ИУПКС) в различных категориях специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии от начального уровня ИКТ-компетентности.

Материал и методы исследования

Эксперимент проводился на основе изучения ИУПКС при ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии специалистов онкологической службы. Организация учебного процесса - кредитно-модульная, форма обучения - очно-дистанционная.

В ходе эксперимента сформированы экспериментальные группы ПК и ТУ из специалистов онкологической службы (категории слушателей курсов ПК). Часть из них проходила ПК и ТУ по очной форме обучения, часть - по очно-дистанционной форме.

В исследование было включено:

1. 155 врачей - специалистов онкологической службы. В том числе:

врачи-онкологи онкодиспансеров - 79 человек;

врачи-онкологи поликлинической службы - 76 человек.

2. 155 специалистов из числа среднего медперсонала. В том числе:

средний медперсонал онкодиспансеров - 80 человек

средний медперсонал поликлинической службы - 75 человек.

3. 158 работников учреждений социальной защиты и социального обеспечения.

Всего: 468 человек.

Основным измеряемым показателем являлся показатель индивидуальных учебных достижений слушателя (ИДС) по каждому виду контроля. На основе ИДС рассчитывался показатель индивидуальной успешность повышения квалификации слушателя (ИУПКС)

, где n - количество видов контроля;

Статистическую обработку материала выполняли на персональном компьютере в статистических программных пакетах MicrosoftExcel, Statistica 6.0. При статистическом анализе материала выполняли расчет интенсивных и экстенсивных показателей средних величин, определяли достоверность различий средних и относительных величин по t-критерию Стьюдента. Достоверными считали различия при р<0,05.

Результаты и их обсуждение

В ходе педагогического эксперимента нами показано, что компетентность в области ИКТ работников онкологической службы, - слушателей курсов повышения квалификации в области геронтологии и гериатрии, - является основой успешного освоения курса, дальнейшего саморазвития и эффективной профессиональной деятельности.

По результатам анкетирования специалистов онкологической службы (12-бальная шкала самооценки уровня ИКТ-компетентности, где 1-4 бала соответствуют низкому уровню, 5-8 баллов - среднему уровню и 9-12 баллов - высокому уровню) достоверно установлено, что ИУПКС во всех категориях достоверно выше у лиц с высоким уровнем ИКТ-компетентности по сравнению со специалистами с низким уровнем этого показателя (p<0,05). Такие же различия достоверно обнаружены между слушателями с высоким и средним уровнем ИКТ-компетентности (p<0,05), за исключением категории среднего медперсонала поликлинической службы (p>0,05) (рис. 1).

Рис. 1. Зависимость индивидуальной успешности повышения квалификации слушателя (ИУПКС) в области геронтологии и гериатрии от начального уровня ИКТ-компетентности у специалистов различных подразделений онкологической службы.

В случае высокого уровня ИКТ-компетентности средний ИУПКС врачей-онкологов онкодиспансеров и поликлинической службы, а также среднего медперсонала онкодиспансеров достигают значений 90-95 баллов. В тоже время, для среднего медперсонала поликлинической службы и работников учреждений соцзащиты и соцобеспечения характерны значения в диапазоне 80-85 баллов.

В случае низкого уровня ИКТ-компетентности средний ИУПКС врачей-онкологов онкодиспансеров и поликлинической службы находится в диапазоне78-84 балла. В тоже время, для среднего медперсонала онкодиспансеров и поликлинической службы, а также работников учреждений соцзащиты и соцобеспечения характерны значения в диапазоне 55-62 баллов (рис.1).

Следует отметить, что обнаруженные различия в уровне ИУПКС в разных категориях специалистов онкологической службы обусловлены, по-видимому, не только начальным уровнем ИКТ-компетентнотси, но и общим начальным образовательным уровнем, а также необходимостью использования ИКТ в ежедневной профессиональной деятельности на своем рабочем месте.

Исходя из вновь полученных экспериментальных данных, все вновь разрабатываемые программы курсов ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы должны включать:

1. систему измерения и оценивания ИКТ-компетентности слушателей, перед началом курса и после его окончания;

2. отдельные учебные модули (темы), посвященные изучению систем открытого образования, дистанционного обучения, ИКТ;

3. отдельные учебные модули (темы), посвященные дидактическим приемам герогогики и психологии пожилого возраста.

Курсы ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы следует рассматривать как определенное продвижение каждого слушателя к саморазвитию и опережающему самообразованию в области ИКТ.

Заключение

Очно-дистанционная форма обучения налагает определенные требования на уровень первоначальной подготовки и, в частности, уровень ИКТ-компетентности слушателя. Фактически, компетентность специалистов онкологической службы в области информационно-коммуникационных технологий является одним из факторов индивидуальной успешности повышения квалификации в области геронтологии и гериатрии при очно-дистанционной форме обучения. Одновременно, следует признать, что более высокий уровень знаний и общей компетентности специалиста-онколога после окончания курсов ПК и ТУ является основой профессиональной успешности.

Таким образом, ИКТ-компетентность работника онкологической службы, как слушателя курсов ПК и ТУ, становится не только необходимым условием успешного освоения программы, но и жизненной потребностью для ежедневной эффективной работы на своем рабочем месте.

Рецензенты:

Павлова Т.В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой патологии ФГАОУ ВПО «Белгородский национальный исследовательский университет», г. Белгород;

Прощаев К.И., д.м.н., профессор, директор АНО «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Шеховцов С.Ю., Бессарабов В.И., Полторацкий А.Н. КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ИНДИВИДУАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ГЕРОНТОЛОГИИ И ГЕРИАТРИИ ПРИ ОЧНО-ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16220 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674