Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУР ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ

Ретракция публикации произведена на основании протокола Комиссии по публикационной этике журнала "Современные проблемы науки и образования" № 1 от 14.08.19г. на основании выявления дублирующего материала Батюта М.Б. Психологические условия развития восприятии и понимания художественных произведений у детей (на материале живописи): Моногр.- Н.Новгород:НГПУ: Изд-во НГПУ, 2009. – 103с
Батюта М.Б. 1 Арифулина Р.У. 1
1 ГОУ ВПО «Нижегородский Государственный педагогический университет им.К.Минина»
Методами психосемантики проведено исследование процесса восприятия живописных произведений детьми 10-12 лет, имеющими разный уровень художественной подготовки. В результате анализа данных у учащихся художественной школы выделены факторные структуры близкие к структурам эмоционально-оценочного восприятия экспертов, что позволяет учащимся на эмоционально-оценочном уровне воспринимать стилевые особенности художественных произведений. Поскольку структуры эмоционально-оценочного восприятия не являются заданными от рождения, а представляют собой результат обучения и воспитания, следует обратить внимание практиков эстетического воспитания на поиск более эффективных путей, методов и форм развития эмоционально-оценочного восприятия у детей младшего школьного возраста, и рекомендовать, при составлении обучающих программ, исходить из такой категории как «художественный стиль», в которой соединяется единство, целостность содержательных и формальных элементов произведения. Полученные результаты значимы как для понимания сущности восприятия детьми, так и для понимания процесса развития эмоциональной и интеллектуальной сферы детей в процессе эстетического воспитания.
понимание.
стилеразличение
художественная подготовка
эмоционально-оценочное восприятие
1. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И.Б.Ханиной. М.: Наука, 1999. – 350с.
2. Батюта М.Б. Психологические условия развития восприятия и понимания художественных произведений у детей 10-12 лет: на материале живописи: дис... канд. психол. наук – М., 2007.
3. Батюта М.Б. Формирование умения различать художественный стиль произведения живописи / // Психология в вузе. 2011. – N4 . – С.46-59.
4. Кульчинская Н.Л. Методика формирования художественного восприятия у детей 4-10 лет и проверка ее эффективности с помощью точных методов ( на базе ГМИИ им. А.С.Пушкина). // Восприятие изобразительного искусства школьниками. / Под ред. Ю.И. Протопопова. М.,1988.- С.85-103.
5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2006. – 350с.

Восприятие произведений искусства является  важнейшим средством  эстетического воспитания подрастающего поколения. Понимание произведений искусства  осуществляется лишь в результате познания структуры и ткани художественного образа. Совокупность господствующих в определенный исторический период художественно-выразительных приемов соединяется в категории - художественный стиль (В.Г. Власов, С.М. Даниэль, Л.С. Зингер, А.М. Кантор, А.Н. Соколов и др.). Восприятие и понимание стиля художественного произведения позволяет лучше понять  специфику исторической эпохи,  ее мировоззрение, выраженное  в художественных образах. Однако в методической литературе крайне редки попытки дать научно обоснованные рекомендации по формированию восприятия  художественного стиля произведений искусства. Существующие пособия для учителей содержат лишь некоторые сведения о художественных стилях, по существу,  не раскрывающие понятия и не определяющие возможные (кроме беседы) формы и методы работы с учащимися. Отсутствие специально разработанной методики обучения стилеразличению  приводит к количественному накопление знаний об искусстве, без развития умения и  навыков анализа произведений живописи в связи с исторической эпохой, без  раскрытия причинно-следственных зависимостей, объясняющих особенность и тематику живописных произведений.  При таком восприятии не формируется у учащихся полноценного и глубокого  понимания  содержания произведения [3].

Цель исследования

В   связи с вышесказанным   цель исследования - выявить различия в восприятии и понимании стилей художественных произведений на эмоционально-оценочном уровне экспертами, имеющими художественно-педагогическое образование, и учащимися школ разного типа - художественной и общеобразовательной. 

Материал и методы исследования

Для изучения структуры эмоционально-оценочного восприятия живописи у школьников 10-12 лет, а также группы взрослых людей, выступивших в качестве экспертов, был использован  метод семантического дифференциала. Данный метод позволяет  исследовать особенности художественного  восприятия произведений живописи у детей школьного возраста на эмоционально-оценочном уровне. В качестве экспозиционного материала использовался набор из 14 живописных произведений европейского изобразительного искусства XVII -XX в.в, включая зарубежное и русское,  из собрания произведений Нижегородского художественного музея . Предложенный экспозиционный ряд включал в себя произведения, в которых можно выделить многообразные признаки: стилевые, композиционные, тематические, информационные, жанровые.

Относительно каждого произведения опрос проводился по одной и той же схеме - предлагалось оценить каждое произведение (без названия и имени художника),  по 20 эмоционально-оценочным шкалам семантического дифференциала, которые задавались следующими прилагательными [1], [4]:  хорошая-плохая, добрая-злая, веселая-грустная, бодрая-усталая, умная-глупая, понятная-непонятная, неинтересная-спокойная, взволнованная-расплывчатая, близкая-далекая, сильная-слабая, легкая-тяжелая, твердая- мягкая, гладкая-шероховатая, теплая-холодная, долгая-краткая, настоящая-выдуманная.  Все шкалы были семиступенчатые: крайние позиции каждой из предъявленных шкал соответствуют наибольшей или наименьшей степени выраженности  того или иного состояния. Опрос проводился с 120 учащимися (10-12 лет). Среди них  60 учащихся общеобразовательных школ и  60 учащихся   1-го класса детской художественной школы № 1 города Нижнего Новгорода. С целью получения нормативных данных для произведений экспозиционного ряда и изучение структур эмоционально-оценочного восприятия у взрослых, методика исследования была также проведена с группой экспертов в 28 человек. В качестве экспертов выступали преподаватели изобразительного искусства художественных и общеобразовательных школ, которые имели соответствующее образование и стаж педагогической деятельности [2].

Порядок предъявления и набор шкал были идентичными и постоянными для всех. Обследование с помощью  представленной методики проводилось в небольших группах по 4-6 человек.

Полученные данные для каждой категории испытуемых представлялись в виде трехмерных матриц: 60х14х20 - для учащихся  общеобразовательной школы; 60х14х20 - для учащихся  художественной школы;  28х14х20 - для экспертов.  Далее для каждой из групп вычислялись среднегрупповые значения оценок, что в результате давало матрицы размерностью 14х20, которые обрабатывались методом факторного анализа в двух направлениях - изучение структуры матрицы сходства произведений и матрицы сходства шкал.

Все необходимые вычисления производились с использованием программы факторного анализа SPSS. Для вычисления матрицы сходства произведений (матрицы сходства шкал)  по полученным средним значениям использовался коэффициент парной корреляции Пирсона, где сильная и тесная корреляция при r > 0.70; средняя при 0,50 < r > 0.69 [5].    Это давало матрицу размерностью 14х14 в  соответствии с количеством произведений.

 С целью анализа структуры эмоционально-оценочного восприятия к полной матрице сходства произведений был применен метод главных факторов  с последующим вращением факторов по методу «варимакс» Кайзера. Факторы, выделенные по матрице сходства произведений у экспериментальной группы, представляют собой те картины, которые воспринимались участниками и как сходные, и как различающиеся. При интерпретации факторов мы пользовались произведениями с относительно большими по абсолютной величине нагрузками, потому что они больше всего коррелированны с этим фактором.

Результаты исследования

 Группа экспертов. В полученной для группы экспертов факторной структуре,  первый фактор можно идентифицировать как «сложный», т.к. его нагружают следующие произведения: Д.Тэнирс мл. «Овчарня» (0,936), где в реалистической форме отражен фламандский быт тех лет;  Ян Викторс «Исцеление отца Товия» (0,895), где изображена религиозная сцена, помещенная в современный художнику  интерьер. Оба произведения относятся к художественному стилю - барокко. Данный фактор  также нагружают произведения: Лукас  Кранаха «Лукреция» (0,928), Брейгель Питер мл. «Голгофа» (0,907), где  в обеих картина представлена мифологическая тема эпохи  Возрождения. И это не  случайно. Искусство барокко в своей основе имеет черты искусства Возрождения - жизнеутверждающий характер, энергичность, точность наблюдения и восприятия деталей. Среднюю нагрузку на данном факторе имеет произведения: Горбунов И.М. «Бабушка с внучкой» (0,546), Брюллов К.П. «Гадающая Светлана» (0,533).Все произведения, имеющие высокую нагрузку по данному фактору, являются сложными по-своему характеру,  и их объединяет контрастность, динамичность, напряженность, тяжеловесность.

Второй фактор нагружают четыре произведения: Крамской И.Н. «Женщина под зонтиком» (0,945),Саврасов А.К. «Грачи прилетели» (0,945), Малявин Ф.А. «Баба в желтом» (0,943), Левитан И.И. «Озеро» (0,930). Произведения  А.К. Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и И.Н. Крамского «Женщина под зонтиком» относятся к художественному направлению - критический реализм, характерной чертой которого, является простота, естественность изображаемых событий, звучность и яркость живописного языка, использование тонких градаций света. Авторы двух других произведений (И.И.Левитан и Ф.А.Малявин) отказались от тщательного рисунка, заменив его несколькими крупными штрихами или красочными пятнами, разбросанными по полотну и дающими общее впечатление, силуэт. Данные произведения относятся к такому художественному направлению в искусстве, как «импрессионизм». Исходя из вышесказанного, данный фактор, следуя мнению искусствоведов, можно интерпретировать как «реалистический», т.к. все произведения, имеющие высокую нагрузку,  представляют собой реалистические системы.

Третий фактор можно идентифицировать как «наивный». Достаточно перечислить какие произведения нагрузили данный фактор: Рерих Н. «Красные кони» (0,951),Рерих Н. «Майтрейя Победитель» (0,949), Машков И.И. «Натюрморт с рыбами» (0,521), с несколько меньшим весом нагружает также фактор 3. Два произведения Н.Рериха «Красные кони» и «Майтрейя Победитель» относятся к художественному направлению - «символизм». Основной особенностью которого, является многозначность образа, игра метафор и ассоциаций. Два других  произведения, имеющих сильную нагрузку по данному фактору, (Н.С.Гончарова и И.И.Машков) принадлежат к примитивизму, стремящемуся приблизиться к чистоте, эмоциональности и незамутненной ясности детского сознания. Живописная манера этих художников - земная, грубая, весомая, материальная с полнозвучным цветом, ощутимой формой, подчас расчлененной на геометрические объемы с ярко выявленной красочной фактурой. Всем произведениям, нагружающим данный фактор, присуще упрощение художественных образов, выразительных средств, ориентации на форму примитива, наивного искусства. Исходя из вышесказанного,  данный фактор можно идентифицировать как «наивный».

Четвертый фактор можно идентифицировать как «классический»,  так как наиболее высокую нагрузку на этом факторе имеют произведения: Горбунов И.М. «Бабушка с внучкой» (0,763),  относящееся к классицизму, Брюллов К.П. «Гадающая Светлана» (0,809), относящееся  к художественному стилю - романтизм, где присутствует тяготение к классическим образам. 

Таким образом, проведенный  факторный анализ эмоционально-оценочного восприятия живописи у группы экспертов, а именно анализ матрицы сходства произведений  выявил структуру восприятия, состоящую из 4-х факторов: наивный; сложный; реалистический; классический. Этот анализ показывает, что оценки экспертов подчинены объективным  (стилевым) признакам и свидетельствуют о структурированности эмоционально-оценочного восприятия  по художественным стилям.

Учащиеся художественной школы (10-12 лет). В первом факторе наиболее значительные нагрузки получили следующие произведения: «Овчарня» Д.Тэнирс мл. (0,956), где в реалистической форме отражен фламандский быт тех лет; «Исцеление отца Товия» Ян Викторса (0,869), где изображена религиозная сцена, помещенная в современный художнику интерьер; оба произведения относятся к художественному стилю - барокко, «Голгофа» Брейгель Питера мл. (0,962),   «Лукреция» Л.Крахана ст. (0,959) представлена мифологическая тема эпохи Возрождения. Все вышеперечисленные произведения могут быть объединены по жанровой принадлежности. Данный фактор, исходя из вышеизложенного,  может быть идентифицирован как «сложный»

Во второй фактор попала группа произведений, имеющих наибольшую нагрузку на этом факторе:Малявин Ф.А. «Баба в желтом» (0,939), Левитан И.И.«Озеро» (0,925), Машков И.И. «Натюрморт с рыбами» (0,902), Гончарова Н.С. «Весна. Петровский парк» (0,899). Эти картины не принадлежат одному жанру: два произведения (И.И.Левитана, Н.С.Гончаровой) относятся к пейзажному, одно (И.И.Машкова) к натюрмортам и последнее произведение (Ф.А.Малявина) - к портрету. Данный фактор может быть идентифицирован как «наивно реалистический», т.к. два произведения (Машков И.И. и Гончарова Н.С.) нагружающие этот фактор имеют черты примитивизма, для которого характерна ориентация на формы примитива «наивность» и  упрощенная техника. Двум другим произведениям (И.И. Левитан и Ф.А Малявин) присущи черты реализма, т.е. стремление запечатлеть природу в ее истинном виде, уловить тончайшую игру света.

В третий фактор попали произведения, имеющие наибольшие нагрузки: Брюллов К.П. «Гадающая Светлана» (0,939), Горбунов И.М. «Бабушка с внучкой» (0,921),Саврасов А.К.. «Грачи прилетели» (0,917), Крамской И.Н. «Женщина под зонтиком» (0,891).  По стилевой принадлежности эти картины могут быть объединены в фактор «классико-реалистический», так как наиболее высокую нагрузку на этом факторе имеют следующие  произведение К.П. Брюллов «Гадающая Светлана», относящееся  к художественному стилю - романтизм, где присутствует тяготение к классическим образам;  произведение И.М. Горбунова «Бабушка с внучкой», относящееся к классицизму;  а также  произведения  Ф.А. Малявина и А.К. Саврасова, представляющие собой реалистические системы,   ориентированные на непосредственное изображение повседневной жизни людей. 

 В четвертом факторе наиболее значительные нагрузки получили два произведения: Рерих Н. «Красные кони» (0,955),Рерих Н. «Майтрейя Победитель» (0,931) являя удивительный сплав реальности и мифа. В конкретные пейзажные мотивы своеобразной тибетской природы органично вплетена мифологическая канва. Сложный мифологический замысел определил особенности изобразительной манеры художника: контраст холодных и теплых тонов, яркая и насыщенная цветовая гамма, выражение настроения и психологического состояния через цвет, форму и линию. По образно-стилистическому строю эти произведения могут быть отнесены к «символизму». В соответствии с этим в полученной для группы учащихся     художественной школы факторной структуре - четвертый фактор - можно идентифицировать как «наивный», понимая название в хорошем смысле - т.к. этому направлению свойственно некоторое упрощение художественных образов, ориентация на наивное искусство. Таким образом, можно констатировать, что эмоционально-оценочное восприятие  учащихся  художественной школы представлено следующими факторными структурами: наивный; классико-реалистический; сложный; наивно-реалистический.

Учащиеся общеобразовательной школы (10-12 лет).  Первый фактор в данной группе  высоко нагружают следующие произведения: Давид Тэнирс мл. «Овчарня» (0,882), Брейгель Питер мл. «Голгофа» (0,868), Брюллов К.П. «Гадающая Светлана» (0,863), Горбунов И.М. «Бабушка с внучкой» (0,835), Машков И.И. «Натюрморт с рыбами» (0,807),   Малявин Ф.А. «Баба в желтом» (0,796), Крамской И.Н. «Женщина под зонтиком» (0,714).  В этом факторе можно наблюдать смешение жанров и стилей.  Четыре произведения (Брюллова К.П., Горбунова И.М.,  Крамского И.Н.. Малявина Ф.А.) относятся к портретному жанру, картина Машкова И.И.  относится к натюрмортному жанру,  произведение Д.Тэнирс Младший может быть отнесено к бытовому жанру, Брейгеля Питера мл. «Голгофа» - к религиозному жанру. Этот фактор не поддается интерпретации, т.к. картины не могут быть объединены ни по жанровой принадлежности, ни по стилевой принадлежности, ни по манере исполнения, ни по каким-либо другим общим для них признакам.

Во втором  факторе наибольшие нагрузки получили: Саврасов А.К. «Грачи прилетели» (0,859), Левитан И.И. «Озеро» (0,855),Рерих Н. «Красные кони» (0,818),  1Гончарова Н.С. «Весна. Петровский парк» (0,809).  Двум произведениям (Н.Рерих «Красные кони», Гончарова Н.С. «Весна. Петровский парк»),  получившим высокие нагрузки на данном факторе,  присуще несколько упрощенная техника, неограниченное богатства красок, выражение настроения и психологического состояния через цвет и форму.   Произведения И.И. Левитана «Озеро»,  А.К.Саврасова «Грачи прилетели»   принадлежат к реалистическим системам.  Именно эти признаки были отмечены детьми данной группы, которые привели к выделению их в отдельный фактор «наивно-реалистический».

В третьем факторе, наибольшие нагрузки имеют картины:Лукас Кранах ст. «Лукреция» (0,938),Ян.Викторс «Исцеление отца Товия» (0,872), Рерих Н. «Майтрейя Победитель» (0,788).   Картина Н.Рериха может рассматриваться и как пейзаж, и как картина мифологического жанра; картина Ян Викторса имеет религиозный сюжет, и картина Лукаса Кранаха ст. - мифологический сюжет. Именно эти признаки общности произведений были отмечены детьми данной группы, и привели к выделению их в оценках в отдельный фактор. Эмоционально-оценочное восприятие  учащихся  общеобразовательной школы (10-12 лет) представляется довольно разрозненными группировками произведений по факторам, в которых объединены произведения разных  стилей. Полученные данные показывают, что у данной группы в основе восприятия  лежит только один фактор -  наивно-реалистический, что позволяет учащимся общеобразовательной школы отличать наиболее наивно реалистические произведения от менее «наивно-реалистических».

Выводы

Эмоционально-оценочное восприятие  детей общеобразовательной школы (10-12 лет) представляется довольно разрозненными группировками  картин по факторам, в которых объединены произведения разных стилей. Это свидетельствует об отсутствии структурированности эмоционально-оценочного восприятия по  художественным стилям.

В основе эмоционально-оценочного восприятия живописи  учащихся художественной школы лежат структуры близкие к структурам эмоционально-оценочного восприятия экспертов, что позволяет им на эмоционально-оценочном уровне воспринимать стилевые особенности художественных произведений. В тоже время, учащиеся   художественной школы имеют тенденцию к слабому различению произведений  классического,  романтического характера от произведений, имеющих реалистическую направленность. Это позволяет при  составлении обучающих  программ исходить из такой категории как «художественный стиль», в которой соединяется единство, целостность содержательных и формальных  элементов произведения, подбирая художественные произведения по многообразию мировоззренческих, нравственных позиций, выраженных в произведениях. 

Исходя из того, что выявленные у детей структуры эмоционально-оценочного восприятия не являются заданными от рождения, а представляют собой результат обучения и воспитания, следует обратить внимание  практиков эстетического воспитания на поиск более эффективных путей, методов и форм  развития эмоционально-оценочного восприятия у детей младшего школьного возраста, и рекомендовать расширение в воспитательных программах разделов, посвященных восприятию произведений живописи.       

Рецензенты:

Гапонова С.А., п.псх.н., профессор кафедры социальной и организационной психологии ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», г. Нижний Новгород;

Суворова О.В., д.псх.н., НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий»,  г.Нижний Новгород.