Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Гафарова Г.И. 1
1 ГБОУ ВПО Сургутский Государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
В данной статье рассматриваются потребности, мотивы и интересы личности с помощью опросника «Разработка мотивационного профиля» Шейла Ричи и Питера Мартина, который позволяет определить специфическое ядро потребностей студентов разных специальностей. Результаты исследований показали, что студенты различных специальностей имеют близкую направленность и выраженность мотивационного профиля. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. Корреляционная взаимосвязь позволяет выявить тесное взаимодействие положительного и отрицательного характера основных потребностей студентов в системе мотивационной направленности. При этом формирование системы потребностей и мотивов влияет на воспитание и развитие личности. Мотивационный профиль позволяет выделить доминирование трех-четырех мотивов, так называемое мотивационное ядро, обусловливающее особенности поведения, характер причин определенных поступков в тех или иных условиях жизнедеятельности.
мотивационный профиль.
мотивационная направленность
потребности
мотивы
студенты
учебная деятельность
1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002.- С.60-68.
2. Маркова А. К., Матис Т, А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. –С.20.
3. Сластенин В.А. Доклад «Педагогическое образование: Вызовы XXI века» Москва, 16-17 сентября 2010.
4. Якимова П. Ю. Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях // Психологическая наука и образование.-2008.-№4.-С.110-118.
5. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учебное пособие- М.: Советский спорт, 2014.-C.4-8.
6. Маслоу А. Мотивация и личность. / Пер.с анг..-СПб.: Питер, 2008.- С.60-68.
7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т. 1 / Пер. с нем..— М. : Педагогика, 1986 .— С. 24-30
Проблема изучения мотивов личности студента всегда является актуальной и значимой в условиях получения высшего профессионального образования, т.к. недооценка личностной готовности к профессиональному самоопределению; слабое осмысление профессиональной и личностной идентичности к выбранной специальности; принятие на себя ответственности за успешность и качество учебной и профессиональной деятельности влияют на уровень мотивационной направленности студента к качественной и эффективной будущей профессиональной деятельности и требуют как познания, так и избирательного управления их формированием на ступени высшего образования [2]. Изучение мотивационной направленности студентов вуза определяется необходимостью обновления не только содержания, но и технологий образования в высшей школе в условиях введения ФГОС 3.

Cледует отметить, что неудовлетворительная разработанность проблемы мотивации, отсутствие единства и четкости в определении существа этого явления наложили отпечаток и на методологические подходы исследования мотивов. Многие авторы пытаются упорядочить разнообразные мотивы, классифицировать их на основе разных критериев[5,6,7].

Все структурные компоненты направленности личности: и потребности, и мотивы, и интересы — тесно связаны между собой [5].

Цель исследования

Теоретически обосновать и экспериментально исследовать мотивационную направленность студентов различных специальностей на базе ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югра».

Материал и методы исследования

Мотивационную направленность личности возможно изучить с помощью опросника «Разработка мотивационного профиля» Шейла Ричи и Питера Мартина. «Разработка мотивационного профиля» позволяет определить специфическое ядро потребностей студентов разных специальностей.

Кризисные явления, наблюдающиеся в современном образовании, выступают следствием отставания его  от динамики развития науки, производства и общества. Образование оказалось в двусмысленном положении: с одной стороны, оно обусловливает научно-технический прогресс, а с другой - в недрах самого образовательного процесса отчетливо обнаруживается тенденция энерции, неизменности, существующего внутреннего сопротивления  инновациям в собственной области [3].

Основой изучения мотивационной направленности личности выступают определения ведущих детерменирующих факторов, требований присущих различным профессиональным ситуациям и условиям деятельности, межличностным отношениям, взаимодействиям и т.д. [2]. Определение «мотивационная направленность личности» имеет достаточно широкий спектр интерпретаций: это доминирующая иерархия мотивов на основе их осознания и обобщения в поведении и деятельности, осознание объективных закономерностей, понимание значений смысла для себя, это значение и содержание выбора мотива к условиям жизнедеятельности, вид психической регуляции жизнедеятельности, внутренняя, активная самостоятельность, активно-действенное отношение человека к действительности, важнейшая сторона личности, включающая систему и иерархию мотивов [6]. При всех различиях в понимании и значении подходов к данному понятию, указывается на «активный, динамический» момент направленности действия на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе ценностный момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели.

А.Н. Леонтьев считает, что за мотивом всегда открывается проблема потребностей в ее реальности, но в понятии «потребность» мотив находится скрыто. Мотив — это объект, который отвечает той или иной потребности и который, в определенной форме, отражаясь субъектом, ведет его к деятельности.[1] Определение потребности способствует превращению ее в мотив. В то же время о потребности ничего нельзя сказать иначе, как на языке мотивов. Мотивы деятельности несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы [1, 4, 5].

Динамику направленности в самом общем виде можно представить следующим образом: на базе различных элементарных потребностей у человека появляются влечения, осознаваясь, влечения переходят в желания. Удовлетворение влечений, желаний, связано с проявлением воли и эмоциональными процессами, при этом, потребность сначала проявляется как эмоциональное состояние, затем это состояние, приобретая устойчивость, обобщается, осознается, становится мотивом деятельности. Одновременно потребности становятся формой проявления направленности. Удовлетворение гностических, в том числе, и профессионально-познавательных потребностей ведет к активизации познавательной деятельности.

Направленность личности в профессиональной подготовке связана, прежде всего, с познавательной деятельностью и проявляется в интересах, установке, мотивации, потребностях, ценностных ориентациях, связанных с развитием профессиональной компетентности.

В качестве методики исследования был использован  тест «Разработка мотивационного профиля» Шейла Ричи и Питера Мартина в программе Еxsel. Сущность мотивации они понимают как удовлетворение потребностей человека в процессе работы. Исследовав множество потребностей, которые могут удовлетворяться в процессе трудовой деятельности человека, Ш. Ричи и П. Мартин остановились на двенадцати основных потребностях.

Разработанный ими тест «Мотивационный профиль» позволяет определять индивидуальное сочетание наиболее и наименее актуальных (значимых) для конкретного человека и графически представить его мотивационный профиль.

Наши исследования по диагностике уровня мотивационной сферы студентов проводились на базе ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югра». В исследовании приняли участие 90 студентов II курса специальностей политологии, физической культуры, экономики по 30 человек в каждой из групп. По полу испытуемые распределились следующим образом: 40 юношей и 50 девушек. Возраст студентов от 18-20 лет.

Результаты исследования и их обсуждение

В диаграмме показан мотивационный профиль в виде распределения потребностей студентов по каждой специальности. В ходе сравнительного анализа студентов трех специальностей, выявлено следующее: у студентов экономистов - обнаружены более высокие показатели в потребности в высокой заработной плате и материальном вознаграждении, желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок; потребность в хороших условиях работы и комфортной обстановке, но низкие показатели прослеживаются по шкалам: потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности, потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе. Политологи нуждаются в потребности в виде  чёткого структурирования работы, но в данном случае наблюдаем, что потребность в социальных контактах и потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения на низком уровне, что не характерно для данной специальности. У физкультурников заметим высокие значения в потребности быть креативным, потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности, потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе, смотрите рисунок.

 

 

Рис. Диаграмма мотивационного профиля по методике Ш. Ричи и П.Мартина студентов трех специальностей

Обозначения показателей:1. Потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении;2. Потребность в хороших условиях работы и комфортной обстановке; 3. Потребность в чётком структурировании работы; 4. Потребность в социальных контактах; 5.Потребность формировать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения; 6. Потребность в завоевании признания со стороны других людей; 7. Потребность ставить для себя дерзновенно сложные цели и достигать их; 8. Потребности во влиятельности и власти, стремление руководить другими; 9.Потребность в разнообразии, переменах, стимулировании; 10. Потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником; 11.Потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности;12. Потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе.

Согласно интракорреляционным взаимосвязям показателей у студентов специалистов по физической культуре наблюдаются положительные корреляционные взаимосвязи между потребностью в социальных контактах и потребностью формировать, поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения доверительности (г = 0,57; р>0,05). Между потребностью быть креативным открытым для новых идей и потребностью в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе имеют тесную положительную связь (r= 0,51; р>0,05).

Например, большинство показателей имеет отрицательную связь между потребностью в хороших условиях работы и комфортной обстановке и потребностями:1) потребностью в чётком структурировании работы (r =-0,31; р<0,05); 2) потребностью ставить для себя дерзновенно сложные цели и достигать их (r = -0,42; р<0,05)

Результаты исследований внутри группы экономической специальности корреляционного анализа показали отрицательную взаимосвязь с потребностями: потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении, желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок, то ниже потребности: 1) потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей (r =-0,40; р<0,05); 2)потребностью в совершенствовании, росте и развитии как личности (r =-0,40; р<0,05). Установлена отрицательная интрокорреляция между потребностью формировать, поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения и потребностью быть креативным, анализирующим, думающим работником (r =-0,47; р<0,05).

Положительную взаимосвязь возможно увидеть между потребностью ставить для себя дерзновенно сложные цели, их достижение и потребностями: в разнообразии, переменах, стимулировании (r=0,42; p>0,05) стремление избегать рутины и скуки; быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей (r =0,38; p>0,05) потребностью в совершенствовании, росте и развитии как личности (r=0,38; p>0,05).

Результаты интракорреляционного анализа данных подтверждают, что у студентов будущих политологов наблюдается отрицательная корреляционная зависимость между потребностью в хороших условиях работы и комфортной обстановке, и потребностью в социальных контактах (r =-0,63.; р<0,05); потребностью в хороших условиях работы, комфортной обстановке и потребностью ставить для себя дерзновенно сложные цели и достигать их (r =-0,58; р<0,05).

Положительная корреляционная связь выявляется внутри группы между потребностью в социальных контактах: общение с широким кругом людей, легкая степень доверительности, тесная связь с коллегами и потребностью формировать, поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения (r= 0,47; р>0,05); также достоверные значения можно пронаблюдать между потребностью ставить для себя дерзновенно сложные цели и достигать их; потребность следовать поставленным целям и быть самомотивированным и потребностью быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей (r= 0,50; р>0,05); потребность следовать поставленным целям и быть самомотивированным и потребностью в совершенствовании, росте и развитии как личности (r= 0,50; р>0,05).

Заключение

В заключении следует отметить, анализ потребностей по методике Ш. Ричи предполагает выявление характерной мотивационной направленности студентов трех специальностей по удовлетворенности основных потребностей в связи с выбором профессии. Результаты исследований показали, что студенты различных специальностей имеют близкую направленность и выраженность мотивационного профиля. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. Корреляционная взаимосвязь позволяет выявить тесное взаимодействие положительного и отрицательного характера основных потребностей студентов в системе мотивационной направленности. При этом формирование системы  потребностей и мотивов влияет на воспитание и развитие личности. Мотивационный профиль позволяет выделить доминирование трех-четырех мотивов, так называемое мотивационное ядро, обусловливающее особенности личностного поведения, характер причин определенных поступков в тех или иных условиях жизнедеятельности.

Рецензенты:

Повзун В.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики, профессор Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа –Югры», г.Сургут.

Бахмутский А.Е., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г.Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Гафарова Г.И. МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16302 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674