Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОЗНАВАТЕЛЯ

Токарева Е.В. 1 Тришкина Е.А. 1
1 Федеральное государственное казенное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации»
Статья раскрывает вопросы, касающиеся особенностей надзора прокурора за процессуальной деятельностью дознавателя. По смыслу закона предметом этой отрасли прокурорского надзора в первую очередь является соблюдение прав и свобод человека и гражданина в данной сфере правоотношений. Особое значение эти полномочия прокурора имеют потому, что уголовное судопроизводство связано с возможностью применения различных мер процессуального принуждения, т.е. правовых ограничений в отношении участников процесса. Так как предварительное расследование в форме дознания регламентируется УПК, то содержание надзорных полномочий прокурора за деятельность соответствующего органа заключается в проверке законности и обоснованности принимаемых ими решений и соблюдения установленного порядка производства отдельных процессуальных действий, а при выявлении нарушений – в принятии мер по их устранению. Организационные аспекты прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания регламентируются соответствующими приказами Генерального прокурора РФ.
прокурор
дознаватель
надзор
расследование
законность
постановление
дознание
представление
следственное принуждение
пресечение
1. Булатов В.А., Сеидов М.М. Органы дознания в системе МВД России. Вестник Волгоградской академии МВД России. № 3 (10) 2009. С. 52.
2. Григорьева Н.В., Угольникова Н.В. Вопросы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия. Вестник Волгоградской академии МВД России. № 4 (27). 2013. С. 100.
3. Кехлеров С.Г., Капинус О.С. Настольная книга прокурора. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Юрайт, 2012. С. 18.
4. Колосович М.С. Теоретические и практические проблемы возбуждения уголовного дела по постановлению прокурора. Вестник Волгоградской академии МВД России. № 1 (20) 2012. С. 111.
5. Митрофанова E.В. Разграничение полномочий прокурора при реализации его основных уголовно-процессуальных функций. Вестник Волгоградской академии МВД России. № 1 (16) 2011. С. 119.
Поскольку, как справедливо отмечают Н.В. Григорьева и Н.В. Угольникова, современное законодательство в последние годы активно совершенствуется, не остались без внимания и полномочия прокурора в сфере уголовного судопроизводства (досудебное производство).[2, с. 100] Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания различных ведомств осуществляется в едином правовом режиме. Его формы не меняются в зависимости от ведомственной принадлежности органа дознания.

Первоначально прокурорский надзор осуществляется при принятии решения о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела. Постановление о возбуждении уголовного дела дознаватель выносят при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ. Копия постановления о возбуждении уголовного дела дознавателем в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ должна незамедлительно направляться прокурору. В тех случаях, когда прокурор, исходя из текста копии постановления о возбуждении уголовного дела, не может сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, следует незамедлительно истребовать материалы, обосновывающие принятое решение.

Как нарушение прав участников уголовного судопроизводства следует рассматривать случаи принятия решений о возбуждении уголовного дела по факту при наличии в материалах проверки данных, указывающих на конкретное лицо, и дающих основание подозревать это лицо в совершении преступления.

Признав принятое решение о возбуждении уголовного дела незаконным либо необоснованным, прокурор в срок не позднее 24 часов с момента поступления материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменяет такое постановление своим мотивированным постановлением, копия которого направляется должностному лицу органа дознания, принявшему решение о возбуждении уголовного дела. Срок дополнительной проверки по материалу, по которому прокурор отменил постановление о возбуждении уголовного дела, в УПК РФ не регламентирован, но в приказе Генпрокурора РФ от 06.09.2007 г. N 137 указано, что при отмене постановления о возбуждении уголовного дела и возвращении его дознавателю прокурор устанавливает конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий. Срок дополнительной проверки должен быть установлен в пределах сроков, предусмотренных для проверки сообщения о преступлении ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ.

Вынесение незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела - наиболее распространенный способ укрытия преступлений от учета. Осуществляя надзор за законностью принятия решений об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурору следует помнить, что перечень оснований отказа в возбуждении уголовного дела четко определен в ст. 24 УПК РФ и не подлежит расширительному толкованию, а отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, допускается только в отношении конкретного лица.

УПК РФ не устанавливает срок, в течение которого прокурор должен проверить законность принятого дознавателем решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако прокуроры проводят проверку законности постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовного дела в течение пяти суток с момента поступления соответствующего постановления и материалов в прокуратуру. При проверке принятого решения в случае возникновения сомнений в его законности и обоснованности возникает необходимость незамедлительно истребовать обосновывающие его материалы. При наличии в материалах проверки противоречий прокурор получает объяснения от заявителя, в том числе и о причинах изменения им своих первоначальных объяснений.

После признания постановления об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения, который не должен превышать сроки, указанные в ст. 144 УПК РФ. Указание прокурора о возбуждении уголовного дела, данное дознавателю одновременно с отменой постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, носит обязательный характер и подлежит безусловному исполнению.

При проверке законности принятого решения необходимо обращать внимание на исполнение требований закона о необходимости опубликования в СМИ сведений об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного СМИ, а также о необходимости рассмотрения вопроса об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.

При оценке законности решения о передаче сообщения о преступлении по подследственности (по подсудности) прокурору следует учитывать, что в случае его принятия дознаватель обязан обеспечить сохранение следов преступления, а при угрозе утраты следов преступления, сокрытия лица, его совершившего, и других неотложных обстоятельств, орган дознания обязан возбудить уголовное дело, произвести неотложные следственные действия и направить уголовное дело прокурору для передачи по подследственности.

Заявление о преступлении, уголовное преследование за совершение которого осуществляется в порядке частного обвинения, подлежит передаче в суд в соответствии со ст. 318 УПК РФ. Однако при этом орган дознания должен проверить, не находится ли пострадавшее лицо в зависимом, беспомощном или ином состоянии, в силу чего оно не может самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

В случае установления фактов невыполнения данных прокурором указаний при проверке им порядка приема, регистрации и принятии решения по сообщениям о преступлениях по каждому такому факту следует принимать меры прокурорского реагирования.

В пределах предоставленных прокурору полномочий необходимо сосредоточить внимание на устранении причин и условий, способствующих сокрытию органом дознания преступлений от регистрации и учета, принятию незаконных решений по сообщениям о преступлениях. По выявленным нарушениям закона нужно добиваться привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.[3, с. 18]

При осуществлении надзора за законностью избрания и применения мер процессуального принуждения прокурору необходимо обращаться к судебной практики, учитывая решения высших судов, в частности постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Существует необходимость обеспечить надлежащий надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при применении мер процессуального принуждения, связанных с ограничением конституционных прав человека и гражданина, в том числе на его свободу и личную неприкосновенность; во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц.

Осуществляя надзор за законностью задержания лица по подозрению в совершении преступления, прокурору необходимо выяснять такие обстоятельства, как соблюдение требований закона, регламентирующих основания и порядок задержания подозреваемого; соблюдение сроков задержания подозреваемого; соблюдение прав лиц, подозреваемых в совершении преступления, в том числе предписаний Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», касающихся условий содержания задержанных.

В предмет прокурорского надзора также входит соблюдение оснований и порядка освобождения подозреваемого. Как известно, подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя, в случае, если не подтвердилось подозрение в совершении им преступления; отсутствуют основания для применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу; задержание произведено с нарушением требований закона. Подозреваемый подлежит освобождению, если в течение 48 часов с момента задержания не поступило постановление судьи о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, либо о продлении срока задержания, а также при наличии постановления судьи об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Если подозреваемый не был освобожден постановлением дознавателя либо начальника места содержания подозреваемого под стражей, то прокурор обязан немедленно своим постановлением освободить лицо, незаконно содержащееся под стражей свыше установленного законом срока. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему должна быть выдана справка с указанием, кем он был задержан, даты, времени, места задержания, даты, времени и основания освобождения. Если основанием задержания послужил отказ суда в удовлетворении ходатайства дознавателя об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, то подозреваемому при освобождении должна быть выдана копия соответствующего судебного решения.

Уголовно-процессуальный закон уполномочивает прокурора давать дознавателю письменные указания о направлении предварительного расследования, производстве процессуальных и следственных действий, в том числе и о производстве задержания лица по подозрению в совершении преступления. Такое указание является обязательным для исполнения, но может быть обжаловано в соответствии с ч. 4 ст. 41 УПК РФ вышестоящему прокурору.

При осуществлении надзора на данном участке работы следует также помнить, что прокурору необходимо, не реже одного раза в квартал необходимо изучать практику избрания меры пресечения в виде заключения под стражу; своевременно изучать уголовные дела в отношении лиц, которые задерживались по подозрению в совершении преступления либо которым в качестве меры пресечения избиралось заключение под стражу, а затем производство по делу было прекращено в стадии расследования или судом, и дела, по которым постановлены оправдательные приговоры; в течение 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности задержания, ареста лица, в отношении которого в ходе дознания либо судом принято решение о прекращении дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основания либо постановлен оправдательный приговор; выявлять причины оставления на свободе лиц, впоследствии совершивших новые преступления, скрывшихся от следствия и суда, взятых судом под стражу при вынесении приговора, а также анализировать случаи освобождения из-под стражи в зале суда лиц, в отношении которых такая мера пресечения избиралась при производстве дознания. Как справедливо отмечает М.С. Колосович, что в соответствии с нормами, регламентирующими деятельность прокурора или поступления заявления о допущенном правонарушении, порядок его регистрации, сроки его проверки, а также деятельность по проверке поступившего заявления (производство ревизий, получение объяснений и др.) во многом схожи с деятельность следователя в уголовном судопроизводстве (кроме права производства следственных действий и возбуждения уголовного дела).[4, с.111]

Перечень иных мер процессуального принуждения, которые могут применяться при производстве по делу, предусмотрен ст. 111 УПК РФ. В зависимости от участников уголовного судопроизводства, к которым они применяются, их можно разделить на две группы, такие как, меры принуждения, применяемые к обвиняемым, подозреваемым и меры принуждения, применяемые к иным участникам уголовного судопроизводства.

Прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов при применении иных мер процессуального принуждения, на наш взгляд, следует обращать внимание на процессуальный статус лица, в отношении которого применяются данные меры процессуального принуждения; наличие предусмотренных законом оснований для применения этих мер и соблюдение условий их применения, соблюдение процессуального порядка избрания, применения и отмены соответствующей меры, когда в ее применении отпадает необходимость, соблюдение прав участников уголовного судопроизводства при избрании и применении этих мер. На этот счет, верно, заметила Е.В. Митрофанова сказав, что критерием осуществления прокурорской власти в форме принуждения является его властное повеление, безусловное требование, подлежащее безоговорочному и неукоснительному исполнению, которое не зависит от воли субъекта прокурорско-надзорной деятельности.[4, с.119]

В этой связи прокурор уполномочен давать дознавателю обязательные для исполнения письменные указания об избрании, применении и отмене иных мер процессуального принуждения, согласие на возбуждение перед судом ходатайства о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности, о наложении ареста на имущество и ценные бумаги, участвовать в судебном заседании при рассмотрении судом в ходе досудебного производства по делу ходатайств о применении иных мер процессуального принуждения, которые допускаются на основании судебного решения, обжаловать незаконные и необоснованные, по его мнению, решения суда об отказе в применении иных мер процессуального принуждения, требовать устранения допущенных в ходе дознания нарушений федерального законодательства, отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущены нарушения законодательства, отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя и рассматривать в установленном УПК РФ порядке жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения дознавателя.

Поскольку, предметом данной отрасли прокурорского надзора в первую очередь является соблюдение прав и свобод человека и гражданина в данной сфере правоотношений, В.А. Булатов, М.М. Сеидов подчеркнули, что, для достижения этих целей необходимо решение задач по улучшению качества предварительного расследования в форме дознания; соблюдение законности при расследовании уголовных дел; формирование более совершенных правовых механизмов, обеспечивающих деятельность подразделений дознания; повышение результативности дознания; обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступное деяние, а также формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения деятельности подразделений дознания; совершенствование механизмов распространения передового опыта.[1, с. 52]

Рецензенты:

Печников Г.А., д.ю.н., доцент, профессор кафедры уголовного процесса учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград;

Еремин С.Г., д.ю.н., доцент, профессор кафедры криминалистики учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Токарева Е.В., Тришкина Е.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОЗНАВАТЕЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16348 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674