Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Варакин С.А. 1
1 Нижегородский Государственный Архитектурно-Строительный Университет
В работе на основе широкого круга источников анализируется антирелигиозная деятельность Союза Воинствующих Безбожников накануне и в годы Великой Отечественной войны на материалах Горьковской области. В статье рассматривается история возникновения этой массовой общественной атеистической организации, как на всесоюзном уровне, так и на региональном. В работе СВБ выделяются как периоды спада, так и подъема. В статье анализируются основные направления в атеистической деятельности СВБ. Так, в конце 1930-х годов большую популярность имел антирелигиозный театр. В данном исследовании рассматривается деятельность СВБ в начале 1940-х годов. Здесь внимание уделяется состоянию организации на 1941 год. Рассматривается роль СВБ в формировании мировоззрения в условиях военного времени, основные направления в атеистической работе. Важную роль в этом процессе сыграла переориентация государственной политики государства в отношении к церкви. Итогом этого стало прекращение деятельности СВБ.
Союз Воинствующих Безбожников
атеизм
пропаганда
Областной совет.
1. Абросимова, Л. В. Власть, православная церковь и верующие / Л. В. Абросимова // Общество и власть. Российская провинция. Июнь 1941 г. – 1953 г. Т. 3 / Сост. А.А. Кулаков, В.В. Смирнов, Л. П. Колодникова. – М.: ИРИ РАН, 2005. – 1080 с.
2. Абросимова, Л. В. История православных приходов и старообрядческих общин Нижнего Новгорода (Горького) в период с 1917 по 1991 год / Л. В. Абросимова // Нижегородская старина. – 2011. – № 27–28. – С. 11–21.
3. Бушуева, Т. С. Историческая преемственность традиций Российской цивилизации: знаменательные даты, исследования и новые документы / Т. С. Бушуева, С. А. Мельников, Л. П. Колодникова. – М. : ИРИ РАН, 2013. – 432 с.
4. Варакин, С. А. Антирелигиозная деятельность Союза воинствующих безбожников (СВБ) в Соцгороде Автозавода в 1930-е годы / С. А. Варакин, А. А. Гордин, А. А. Абаимова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6
5. Варакин, С. А. Антипасхальная кампания 1931 года (на материалах Автостроя) / С. А. Варакин, А. А. Гордин, Е. Д. Гордина // Приволжский научный журнал. – 2013. – № 1. – С. 183 – 186.
6. Васильева, О. Ю. Русская православная церковь и советская власть в 1917–1927 гг. / О. Ю. Васильева // Вопросы истории. – 1993. – №8. – С. 40–54.
7. ГКУ ГОПАНО. Ф. 30. Оп. 1 Д. 1777. Л. 14.
8. ГКУ ГОПАНО. Ф. 30. Оп. 1 Д. 2202. Л. 204-205.
9. ГКУ ГОПАНО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 117. Л. 89-103
10. ГКУ ГОПАНО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 2434. Л. 87-89 Об.
11. ГКУ ГОПАНО. Ф. 3. Оп. 1 Д. 2394. Л. 59, 59 Об.
12. Горбатов, В. А. КГБ и религиозные организации в Сибири / В. А. Горбатов // Вопросы истории. – 2008. – № 6. – С. 128–130.
13. Гудечкова, В. О сотрудничестве чехословацкого «Союза пролетарских неверующих» с «Союзом воинствующих безбожников» в 20-30-х годах / В. Гудечкова // Вопросы научного атеизма. Вып. 22. – М. : Изд-во Ин-та науч. атеизма Академии обществ. наук при ЦК КПСС, 1978. – 470 с.
14. Жиромская В. Б. Отношение населения к религии: по материалам переписи 1937 года // Труды Института Российской истории РАН. Вып. 2. – М.: ИРИ РАН, 2000 – С.329 – 330.
15. Дальский. Антирелигиозный театр в Горьком / Дальский // Антирелигиозник. – 1938. – № 11. – С. 3.
16. Ильина, И. Н. Общественные организации России в 1920-е годы / И. Н. Ильина. – М. : ИРИ РАН, 2001. – 215 c.
17. И. С. Дела религиозные и антирелигиозные // Нижегородская коммуна. – 1927. – № 240. – С. 3.
18. Коржихина, Т. П. Общественные организации в СССР. Материалы к источниковедению и историографии / Т. П. Коржихина ; Рос. гос. гуманитар. ун-т. – М. : РГГУ, 1992. – 179 c.
19. Куликов, С. В. То, что аукнулось в XVII в., откликнулось в 1917 г. / С. В. Куликов // Российская История . - 2014 - №4 . – С. 197 -198.
20. Покровская, С. В. Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность: 1925–1947: дис. …канд. ист. наук : 07. 00. 02 / С. В. Покровская. – М., 2007. – 195 с.
21. Прусс, Н. Общество безбожников в Н. Новгороде / Н. Прусс // Нижегородская коммуна. – 1925. – № 166. – С. 3.
22. Пыжиков, А. В. Грани русского раскола. Заметки о нашей истории от XVII века до 1917 года / А. В. Пыжиков. - М. : Древлехранилище, 2013. - 648 с.
23. Розанов, П. А. Антирелигиозная политика и деятельность власти // Общество и власть : российская провинция. В 6 т. Т. 2. 1930 г. – июнь 1941 г. / сост. А. А. Кулаков, В. В. Смирнов, Л. П. Колодникова ; Ин-т рос. истории РАН. – М., 2005 – 1152 с.
24. Слезин, А. А. Антирелигиозные праздники 1920-х гг. / А. А. Слезин // Вопросы истории. – 2010. – № 12. – С. 82–91.
25. Устав Союза воинствующих безбожников. – М. : Изд-во Безбожник, 1930. – 31 с.

Союз Воинствующих Безбожников (СВБ) сыграл значительную роль в формировании социокультурной среды в предвоенные и военные годы. В современном российском обществе происходит поиск путей в религиозной политике государства. Объективное и всестороннее изучение деятельности такой структуры, как Союз Воинствующих Безбожников СССР, может способствовать переосмыслению исторического наследия и предотвращению ошибок прошлого. Также это может повлиять на диалог между властью и церковью в настоящее время.

Изучением взаимоотношений власти и церкви занимались такие исследователи как А. А. Слезин, Т. Е. Бушуева, А. В. Горбатов, В. Б. Жиромская, О. Ю. Васильева, А. В. Пыжиков и др. [24; 3; 12; 14; 6; 22]. Отдельно разработкой Союза Воинствующих Безбожников занимались Т. П. Коржихина, И. Н. Ильина, С. В. Покровская, В. О. Гудечкова, Л. В. Абросимова, П. А. Розанов и др. [18; 16; 20; 13; 1; 2; 23].

Новый взгляд на проблему взаимоотношения власти и церкви в СССР содержится в работе А. В. Пыжикова «Грани русского раскола. Заметки о нашей истории от XVII века до 1917 года». Автор, едва ли не первым из историков попытался осветить политическое влияние старообрядцев не только в XVII -XVIII, но и в XIX -XX вв.(...)В изображении автора книги история России начала ХХ века предстает как грандиозная борьба двух реформаторских проектов - петербургского (никонианского) и московского (старообрядческого) (...) По мнению А.В. Пыжикова, социальной опорой сталинского режима стала именно громадная беспоповская старообрядческая масса (...), чем объясняются, в частности, и «факты невиданных гонений на иерархию РПЦ», поскольку у беспоповцев и «никонианская» иерархия, и ее храмы вызывали такую же ненависть, как и у атеистов. (...) в условиях тяжелейшей войны И. В. Сталин обратился за поддержкой именно к патриаршей (хотя и не имевшей тогда патриарха) православной Церкви. Следовательно, все же в народной среде она пользовалась, по меньшей мере, таким же авторитетом, как и беспоповское старообрядчество» [19, с. 197-198].

Задачей статьи является анализ деятельности СВБ в предвоенные и военные годы на материалах Горьковской области.

СВБ являлся одной из наиболее массовых общественных организаций Советского Союза в межвоенный период. В 1922 году по инициативе П. Красикова было образовано общество «Атеист». В январе 1923 года начал выходить журнал «Безбожник», вокруг которого сложилось Московское общество безбожников [16, с. 134]. 27 августа 1924 года в редакции газеты «Безбожник» состоялось учредительное собрание корреспондентов газеты «Безбожник» и активных атеистов, на котором присутствовало 48 человек, главным образом из Москвы, а также из Поволжья и некоторых других местностей [20, с. 27-28].

13 ноября 1924 года АРК приняла решение о создании всесоюзного антирелигиозного общества: «Признать необходимым существование в Всесоюзном масштабе единого антирелигиозного общества» - «Общество друзей газеты «Безбожник»» [20, с. 28]. 5 июня 1925 года на рабочем президиуме Исполнительного бюро ЦС ОДГБ было принято решение, в котором говорилось: «Ввиду закончившегося организационного периода в строительстве общества и слияния его со всеми прочими антирелигиозными организациями считать целесообразным переименование общества в «Союз безбожников СССР», предложить всем без исключения антирелигиозным обществам...принять это название» [20, с. 34].

В 1929 году на II всесоюзном съезде Союз Безбожников был переименован в Союз Воинствующих Безбожников [20, с. 117]. Согласно уставу, принятому на этом съезде, он определялся как «добровольная пролетарская общественная организация, ставящая своей задачей объединение широких масс трудящихся СССР для активной систематической и последовательной борьбы с религией во всех ее видах и формах, как тормозом социалистического строительства и культурной революции» [25, с. 3].

В Нижнем Новгороде в июле 1925 года по инициативе Горрайкома РКП было организовано временное районное отделение бюро безбожников [21, с. 3]. А на конец 1925 года - начало 1926 года в Нижегородском крае было 23 ячейки СБ, числом в 468 человек [17, с. 3].

В работе СВБ довоенного времени можно выделить три периода: конец 1920-х - середина 1930-х годов, когда проводились массовые мероприятия, направленные на отказ от празднования религиозных праздников на новостройках, будущих гигантах индустрии, активно вовлекались в ряды безбожного движения новые участники, проводилась последовательная атеистическая пропаганда; середина 1930-х годов - снижение активности, связанная с сокращением финансирования и изменением отношения к атеистической пропаганде; 1937-1940-й годы, период, когда была усилена антирелигиозная деятельность, свернутая в связи с началом войны.

В 1934 году вместе с национальными автономиями в крае насчитывалось 32 тыс. членов СВБ, в 1935-1936 годах была проведена перерегистрация и в 1937 году областной совет имел сведения по 18 районам, имевших 278 ячеек СВБ с 6 374 членами [9, Л. 100]. Основными формами работы СВБ были: проведение антирождественских, антипасхальных кампаний, индивидуальные беседы с верующими, вечера вопросов и ответов, лекции, показ антирелигиозных фильмов, представлений.

Большой вклад в антирелигиозную пропаганду в предвоенный период в Горьковской области внес антирелигиозный театр. В ноябре 1937 года группа артистов горьковских театров подготовила спектакль Островского «Женитьба Бальзаминова» для обслуживания клубных площадок г. Горького. По инициативе некоторых работников труппы было предложено подготовить антирелигиозный спектакль «Галилей» и связаться с Горьковским областным советом СВБ, предложив последнему организовать обслуживание периферии и города антирелигиозными пьесами. Это предложение облсоветом было одобрено. В апреле 1938 года труппа была прикреплена к областному совету СВБ для систематического обслуживания городских площадок и районов области пьесами антирелигиозного репертуара. Была поставлена задача - превратить труппу в постоянно действующий стационарный театр [15, с. 61].

За время с 10 мая по 1 сентября 1938 года труппой было поставлено 65 спектаклей, обслужено 40 тыс. зрителей. Труппа обслужила следующие районы Горьковской области: Арзамасский, Первомайский, Чкаловский, Городецкий и Семеновский. На страницах областных и районных газет были помещены положительные отзывы о работе труппы СВБ. Кроме постановок платных спектаклей, труппа вела и общественно-массовую культурную работу среди рабочих и служащих крупных предприятий районов Горьковской области. В г. Арзамасе был дан концерт на заводе имени Буденного, в Городце пьес «Овечья шкура» была поставлена для рабочих Судоверфи, в г. Чкаловске был организован концерт для Судомоторного завода, в Семенове - спектакль для допризывников. Районный актив и актив СВБ на местах оказывал помощь и относился к труппе с должным вниманием [15, с. 61].

1 сентября 1938 года президиум СВБ предложил труппе перейти исключительно на антирелигиозный репертуар, пополнить состав, пригласить для творческой консультации квалифицированного режиссера. Эти предложения были приняты. Помимо уже известных пьес «Галилей» и «Овечья шкура», были подготовлены «Марево» (автор Глебов), «Мракобесы» (автор А. Толстой) и включены в репертуар пьесы, рекомендованные Центральным советом СВБ СССР. На сезон 1938 г. и 1939 г. были подписаны гарантийные договора с клубными площадками, тем самым обеспечена материальная база театра. Но отсутствие средств передвижения, постоянного места (базы) для репетиций и своих костюмов ставило работу театра в затруднительное положение и снижало художественную ценность спектаклей [15, с. 61-62].

1930-е гг., в годы жесткой репрессивной политики, когда уничтожалась даже не только церковь, но все, связанное с религиозной жизнью, Горьковская епархия практически прекратила свое существование [1, с. 604]. В предвоенные годы продолжилась кампания по закрытию церквей. В 1937 году была закрыта церковь Рождества Богородицы в поселке Гнилицы. В 1938 году закрыто 9 церквей: Александро-Невская церковь в Ратманихе, Варваринская, Иоанно-Предтеченская, Петропавловская Всехвятская, Похвалинская, Спасо-Преображенская Карповская, Сергиевская, Спасская, Троицкая Копосовская. 1939 году закрыта Спасо-Преображенская в Печерах. В 1940 были закрыты 2 церкви: Троицкая Высоковская и Новокладбищенская (на Красном кладбище по ул. Пушкина), райисполком отказался регистрировать новых священнослужителей и закрыл эти церкви формально под рабочие клубы [2, с. 17].

20 Октября 1938 года состоялось заседание Секретариата Горьковского Горкома ВКП (б). На повестке дня одной из тем была работа Городского совета СВБ. На заседании постановили, что состояние антирелигиозной пропаганды в городе неудовлетворительно, горсовет и райсоветы работают плохо, пленумы не созываются, нет работы с активом СВБ, научные силы не привлечены к безбожной пропаганде. Комсомольские и профсоюзные организации не ведут антирелигиозную работу, большинство ячеек СВБ формально существуют только на бумаге [7, Л. 14].

Все это явилось результатом беспечности со стороны председателя городского и районных советов СВБ и отсутствия должного руководства со стороны партийных организаций [7, Л. 14].

Заседание постановило:

  1. Указать председателю Горсовета СВБ Зеленко, что основной задачей в его работе является: подбор и изучение кадров антирелигиозников, создание из них актива при Горсовете СВБ, воспитание кадров и повседневная связь с райсоветами СВБ и помощь им в практической работе;
  2. Обязать райкомы ВКП (б) в ноябре обсудить на партийных собраниях вопрос о состоянии безбожной пропаганды, а в декабре провести отчетные собрания ячеек и райсоветов СВБ, произвести выборы там, где руководители ячеек и райсоветов оказались непригодными;
  3. Прямой обязанностью ячеек СВБ является повседневная безбожная пропаганда и агитация трудящихся и особенно верующих, разъяснение им вреда религии и контрреволюционной роли церковников, путем лекций, бесед, экскурсий в музеи, путем личных бесед с верующими, уделяя особое внимание печати [7, Л. 14].

Партийные, комсомольские и профсоюзные организации должны были повседневно руководить организациями СВБ и оказывать им необходимую помощь.

10 Июня 1940 года состоялось заседание бюро Горьковского Городского комитета ВКП (б). Бюро отмечало, что антирелигиозная работа в городе находится в плачевном состоянии. Многие парторганизации в том, числе Автозавода, не выполнили указаний Горкома об антирелигиозной работе, передоверив ее организациям СВБ. Слабое внимание безбожной работе уделялось со стороны Горисполкома, райисполкомов, отдельных ВУЗов и техникумов города, неэффективно использовались научные силы и культучреждения города. Плохо работали комсомольские организации [8, Л. 204-205].

В связи с этим все парторганизации города в июле обязывались обсудить на собраниях вопрос о состоянии антирелигиозной работы на предприятиях и в учреждениях города, райкомам ВКП (б) и парторганизациям крупных заводов было поручено создать на предприятиях постоянные агитколлективы безбожников, отделу пропаганды и агитации ГК организовать для них постоянный семинар [8, Л. 205].

Райкомы ВКП (б) должны были организовать безбожную работу среди депутатов, секционеров, домохозяек, учащихся, родителей, привлекая к этой работе учителей, врачей и другие культурные силы, профсоюзы должны были обеспечить развертывание антирелигиозной работы среди членов союза, полностью используя ассигнования по назначению, председатели райсоветов СВБ были освобождены от других общественных обязанностей [8, Л. 205].

За 1940 год в Горьковской области было прочитано 48 лекций на антирелигиозные темы, на которых присутствовало свыше 5000 человек. Проведена работа по подготовке антирелигиозных кадров в районе, проведено 3 курса антирелигиозников. Райсовет СВБ работает плохо, да фактически и не работает - из 9 членов осталось 3 [11, Л. 59, 59 Об].

К январю 1941 года в Горьковской области было 44 районных совета СВБ. Количество членов в ячейках - 23 тысячи (в том числе 4 890 чел. колхозников). Поступлений от членских взносов и значков СВБ в 1941 году было намечено по смете на сумму 9 600 рублей, а поступило (по 1 декабря) 5 226 рублей. В период войны в Залесском райсовете, Вознесенском, Дзержинском, Воротынском были проведены конференции и пленумы. Проводились совещания и инструктирования райсоветов работниками облсовета, ими оказывалась помощь в проведении массовых кампаний по сбору средств в фонд обороны страны и сбору подарков, теплых вещей и т.д. для Красной армии. Эта работа проводилась совместно с профсоюзными, колхозными и советскими организациями, СВБ при этом выступал в роли помощника [10, Л. 87-87 Об.].

Вербовка ячейками СВБ новых членов во время войны почти совсем прекратилась, убыль из прежних членов из ячеек (в связи с мобилизацией) - огромная. В данное время не имеется никаких сведений из районов о количестве ячеек и наличии членов. Руководители большинства райсоветов выбыли в Красную армию, не оставив своих заместителей. Некоторые представители райсоветов отказывались вести работу, мотивируя это тем, что с июля 1941 года перестали издаваться журнал «Антирелигиозник» и газета «Безбожник». Председатели Борского, Краснобаковского, Лысковского и даже Свердловского (город) не только отказались вести работу, но и вернули облсовету оргматериал (членские билеты, значки и пр.) [10, Л. 87 Об].

Еще одной проблемой, с которой столкнулся облсовет СВБ было то, что почта приостановила прием ценных посылок и выслать в районы почтой членские билеты, марки, значки и пр. стало невозможно. Невозможность отправить в новые организации (например в Понетаевском доме инвалидов создана крупная организация СВБ - собрано до 200 рублей на оргматериал), но выслать почтой невозможно, отвезти им туда эти материалы у нас нет средств [10, Л. 87 Об].

Большие трудности для Облсовета составило и то, что с октября 1941 года прервалась связь с ЦС СВБ (из Москвы он был переведен в Свердловск, но оттуда никаких руководящих указаний в течение 3 месяцев не получали) [10, Л. 88].

Отсутствие методического и организационного руководства из Центра, неимение печатного центрального органа поставили Горьковскую организацию СВБ в тяжелое положение [10, Л. 88]. Некоторые руководители райсоветов начали говорить о прекращении работы организации СВБ - поскольку нет пока ни центральных печатных органов, ни специфической массовой антирелигиозной работы. Облсовет отнесся к этим разговорам критично, заявив о том, что антирелигиозная работа с учетом политической обстановки и военного времени должна проводится и районные руководители СВБ в области должны сохраниться [10, Л. 88 Об.].

В июле 1941 года тематика антирелигиозных лекций снята по постановлению Центрального совета СВБ. Антирождественские и антипасхальные кампании также были сняты, это привело к тому, что проведение массовой работы в ячейках СВБ стало невозможно и потому они не проявляют себя [10, Л. 88].

Единственной работой Облсовета и некоторых крупных районов (Дзержинска, Павлова и др.) явилась лекционная пропаганда. Лекции проводились на антифашистские темы: «Кто правит фашистской Германией», «Расовая теория фашизма». Чтение проходило в госпиталях, частях Красной Армии, общежитиях рабочих, домоуправлениях и при выездах в районы - в колхозы [10, Л. 88]. Кадры лекторов сократились, т. к. большинство внештатных лекторов облсовета выбыло, остались 2 штатных и 3 нештатных. В Дзержинске, Павлове и Муроме осталось по 2-3 лектора [10, Л. 88 Об.].

Подготовка антирелигиозных кадров (набор на заочные антирелигиозные курсы и семинары) в текущем году приостановилась за отсутствием сил и методических указаний. В октябре Облсовет вместе с ОблОНО послал разверстку на заочную антирелигиозную учебу в 8 районов, но райсоветы их не смогли реализовать [10, Л. 88 Об.].

На 1942 год Облсоветом было запланировано: проведение массовых антифашистских лекций и бесед, сохранение основных кадров антирелигиозников и изучение деятельности религиозных организаций, сохранение тех ячеек, которые имеют крепкое организационное начало, вербовка новых членов среди интеллигенции сел, городов, комсомольского и профсоюзного актива [10, Л. 89 Об.].

Война заставила переменить отношение советской власти к церкви. Причиной этому стала Великая Отечественная война. В результате активной патриотической деятельности Русской православной церкви и острой государственной необходимости в патриотической идее, начался диалог между властью и церковью. [1, с. 604-605].

С началом войны прекратились закрытия церквей. В августе 1941 года на окраине г. Горького была открыта первая церковь. Через 8 месяцев - вторая, в апреле 1943 года третья [1, с. 605]. В Горьковский облисполком в 1942 году из 28 приходов пришли просьбы об открытии храмов. Верующие были уверены: война заставила государство признать важность церкви для народа. [1, с. 605]. С началом войны наблюдались случаи антиконституционной агитации (в беседе с верующими безбожников некоторые старики старались представить в таком виде, что теперь де безбожникам запрещено вести свою агитацию), распространялись пророчества о втором пришествии Христа, выступления за открытие церквей, рост антисемитских настроений [10, Л. 89]. Задачей СВБ в военный период провозглашалось «укрепление морально-политического единства советского народа», а в отношении к верующим указывались «товарищеское сотрудничество и недопустимость оскорбления чувств верующих» [1, с. 605].

Союз Воинствующих Безбожников активизировавшись в предвоенные годы, в начале 1940-х годов прекратил свою деятельность. Об этом можно судить по тому, что уже в конце 1942 года документы по работе Горьковского СВБ исчезают. Главной причиной этого процесса послужила переориентация в политике государства по отношению к русской православной церкви и религии вообще.

Статья выполнена в рамках гранта РГНФ 14-11-52005 «Социокультурный феномен тылового города в годы Великой Отечественной Войны в контексте истории повседневности (на материалах Горьковской области)»

Рецензенты:

Гордина Е.Д., д.и.н., профессор, заведующая кафедрой «Методология, история и философия науки» ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева (НГТУ), г. Нижний Новгород;

Солнцев Н.И., д.и.н., профессор кафедры Новой и Новейшей истории, Института международных отношений и мировой истории, ГОУ ВПО Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ), г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Варакин С.А. СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16577 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674