Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВУЗОВСКОГО ЭТАПА ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Берестнева Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
Как известно профориентация студентов в настоящее время является неотъемлемой частью образовательного процесса. В статье представлены основные задачи вузовского этапа профориентационной работы. и необходимость создания профориентационных систем для решения подобных задач. Рассмотрены примеры уже существующих профориентационных систем (в том числе существующего программного обеспечения), которые уже применяются в Российских вузах. Обоснована необходимость организации профориентационной работы не только с абитуриентами, но и с выпускниками бакалавриата. Многие студенты, планирующие после окончания бакалавриата, продолжить обучение в магистратуре испытывают затруднения в выборе направления подготовки магистратуры. В Томском политехническом университете разработан прототип профориетациооной системы для постапающих в магистратуру Института кибернетики.
профориентация
бакалавры
магистратура
информационные системы
1. Берестнева О.Г., Жаркова О.С., Моисеенко А.В. Информационный ресурс MULTITEST для оценки компетентности студентов// Вестник Московского университета имени С.Ю.Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2013. – С. 107-112
2. Мордовская А.В., Панина С.В. Концептуальные подходы к организации профориентационной работы в федеральном вузе // Преподаватель XXI век. – 2012. – № 1. – С. 57–64.
3. Панина С. В., Игнатьев В. П. Вузовский этап профессиональной ориентации// Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования: Материалы III международной научно-практической конференции 20–21 ноября 2013 года. – Прага: Vědeckovydavatelskécentrum «Sociosféra-CZ», 2013. – Ч. 1. – С.38-40.
4. Швабенланд И. С. Профориентационная работа со студентами и выпускниками// Образование и рынок труда: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Абакан: Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2010. – С. 107-112.
5. Zharkova O. S. , Berestneva O. G. , Moiseenko A. V. , Marukhina O. V. Psychological Computer Testing Based on Multitest Portal // World Applied Sciences Journal . - 2013 - №. 24. - p. 220-224

Комплексная модернизация законодательства Российской Федерации в области образования, структурно-содержательное обновление российской образовательной системы в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, современными международными тенденциями развития образования обуславливают качественное изменение профессиональной ориентации, призванной обеспечить создание благоприятных условий для профессионального самоопределения личности, успешной профессионализации и самореализации в профессиональной деятельности [3]. Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет правовые основы государства в области образования, приоритеты государственной политики, гарантирующей соблюдение прав и свобод в образовании в Российской Федерации, обновленные требования к качеству профессиональной подготовки обучающихся. В данном нормативном документе акцентируется внимание на открытости российской системы образования, создающей условия для непрерывного образования человека на протяжении всей жизни, предоставляющей ему возможности для реализации образовательной и профессиональной траектории развития. Учитывая особенности социально-экономического развития России, территориального рынка труда, распределения трудовых ресурсов в регионе, федеральный вуз должен осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационно-ориентированной экономики, её приоритетных отраслей в долгосрочной перспективе, науки, техники, образования, культуры и социальной сферы в связи с этим профессиональная ориентация должна стать составной частью всей системы качественно новой непрерывной подготовки будущих профессионалов в вузе, направленной на образование человека в течение всей жизни [2]. Открытость образовательного пространства вуза, компетентностная парадигма профессиональной подготовки студентов, ориентация образовательных организаций на потребности рынка труда, образовательные запросы личности, непрерывное образование человека на протяжении всей жизни обуславливают необходимость определения новых концептуальных подходов к организации профессиональной ориентации, качественное её обновление в вузовских условиях.

В последние годы для системы профессиональной ориентации стали характерны инерционные процессы. Заметно позитивное развитие на до вузовском этапе профориентации, но для вузовской и послевузовской подсистем свойственны отставание в профориентационном развитии. Ещё недостаточно в вузовской подсистеме отлажены связи с работодателями на этапе формирования учебных планов и заказа на компетентностное развитие будущих профессионалов, не в полной мере осуществляется профориентационное сопровождение студентов в их профессиональном самоопределении и развитии. По мнению С. В. Паниной и В. П. Игнатьева[3],должна быть пролонгация профориентационной работы с обучающимися на период получения высшего образования. Необходимость этого вызвана потребностью в обеспечении непрерывности образования и преемственности форм и методов профориентации. Так в СВФУ разработаны программы педагогического сопровождения профориентационной подготовки бакалавров, магистров, включающие психолого-педагогическую поддержку (профдиагностика, профконсультация) профессионального самоопределения и роста обучающихся, оказания помощи в построении индивидуального карьерного развития на среднесрочную перспективу. Программа педагогического сопровождения профориентационной подготовки обучающихся в СФФУ составлена с учётом курса и уровня обучения с применением активных форм и методов профориентационной работы: тренингов, деловых игр, психотехнических упражнений и др.  Кроме того, авторы [2 - 4] отмечают, что на вузовском этапе необходимо активное участие основных работодателей при составлении профессиональных компетенций, предъявляемых к бакалаврам и магистрам по направлениям их подготовки. Для успешной профессиональной адаптации на современном рынке труда выпускник университета кроме усвоенных профессиональных компетенций должен обладать определённым набором личностных качеств, в числе которых мобильность, умения само презентации, стрессоустойчивость и пр.

Успешность профессионального выбора выпускниками бакалавриата профиля обучения в магистратуре зависит от уровня профориентационной работы на вузовском этапе, которая предусматривает раскрытие особенностей профилей основных образовательных программ магистерской подготовки. Осознанный выбор профиля обучения является важным фактором дальнейшего образования в магистратуре. В Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова (СВФУ) при выборе профиля магистратуры вуз предоставляет возможность ознакомления с содержанием будущей профессиональной деятельности и технологий карьерного развития посредством преподавания профориентированных дисциплин и курсов: «Психология успеха», «Академия лидерства», «Технология поиска работы» и др., которые позволяют овладеть основами трудового законодательства, умениями грамотного поведения на рынке труда при трудоустройстве и смене вида профессиональной деятельности [2].

Повышение качества подготовки и трудоустройства выпускников возможно посредством использования широких возможностей социального партнёрства образовательныхучрежденийи работодателей. Создание студенческихбизнес-инкубаторов, привлечение обучающихся к участию в инновационной проектной научно-исследовательской деятельности позволит работодателю объективно оценить качество подготовки выпускников. Расширение связей университетов с другими ведущими российскими и зарубежными вузами обеспечит  возможность бакалаврам продолжить образование в магистратуре не только своего вуза, но также и по партнерским или сетевым магистерским программам. Именно в процессе профессиональной подготовки студентов требуется создание акмеологической среды, способствующей личностному и профессиональному росту студентов на первом и третьем курсах бакалавриата, на уровне специалитета и на первом курсе магистратуры в связи с необходимостью адаптироваться к особенностям обучения в вузе, профильной подготовки и специализации. Для этого необходимо активизировать адаптационные механизмы личности путём использования тренингов профессиональной успешности, наставничества, консультирования, встреч со специалистами и др. [3].

Таким образом, на вузовском этапе профориентационная деятельность направлена на повышение профессионально-трудовой мобильности выпускников университета и включает диагностику ожиданий студентов на уровне бакалавриата, специалитета и магистратуры, изучение и анализ требований различных сегментов рынка к уровню и профессиональной компетентности выпускников, организацию совместных мероприятий с конечными потребителями образовательных услуг. Для этого студенты должны информироваться о потребностях регионального рынка труда, требованиях, предъявляемых к работникам и перспективах возможного профессионального и карьерного роста.  Так, в СВФУ введено портфолио, как технология рейтинга достижений обучающихся, отражающая их личностный и профессиональный рост и служащее действенным средством само презентации у работодателей [2].

Достижению эффективности профориентационной деятельности на вузовском этапе способствует  создание системы менеджмента качества на всех уровнях профессиональной подготовки обучающихся. С этой целью разрабатываются модели выпускника-бакалавра, выпускника-специалиста и выпускника-магистра, включающие параметры их профессиональной компетентности, критерии оценки, квалиметрический мониторинг.

В Институте кибернетики разработан информационный ресурс magistr.am.tpu.ru. При этом были использованы возможности портала MultiTest, на базе которого можно создавать любое количество сайтов [1, 5]. Доменное имя magistr.am.tpu.ru было зарегистрировано в доменной зоне am.tpu.ru.  В качестве DNSсервера используются сервера кафедры прикладной математики и главный DNS сервер ТПУ.

Хостинг площадка – сервер кафедры прикладной математики  ТПУ. – соответствует техническим требованиям, предъявляемым потребностями электронного ресурса magistr.am.tpu.ru. К примеру, разрешая использовать PHP 5.3.5., MySQL 5.5.9., Apache 2.2.17.,  удаленный доступ SSH, FTP и т.д. Площадка обладает производительными ресурсами и удобством размещения на ней электронных ресурсов.

Для создания интернет-приложения компьютерного  on-line тестирования использовались ресурсы информационного универсального портала MultiTest. Как было отмечено ранее, портал предоставляет возможности создания и исполнения всех известных типов анкет, опросников и психодиагностических тестов. Все результаты автоматически записываются в поле базы данных на портале, в формате XML,  из которой мы можем с помощью документированных интерфейсов связи получить доступ к данным с последующей обработкой.

Таким образом, для разработки интерфейса (Рисунок) был  использован язык PHP , а для создания анкет, опросников и психологических тестов – XML.

Было также разработано интернет-приложение для on-line тестирования и анкетирования. В соответствии с поставленными задачами были разработаны модули для оценки трех составляющих потенциала выпускников бакалавриата:

-        профессиональный потенциал;

-        личностный потенциал;

-        исследовательский потенциал.

Интерфейс «Результат теста»

После прохождения теста пользователю выводится результат, в котором описывается какой тип профессии ему подойдет больше (рисунок).

Таким образом, разработанное приложение выдает результаты теста пользователю и автоматически заносится в базу данных.

В настоящее время система запущена в опытную эксплуатацию. Протестировано 20 человек студентов 4 курса Института кибернетики (направления «Прикладная информатика», «Прикладная математика и информатика», «Информатика и вычислительная техника»). Для большинства студентов (16 человек) приоритетное направление магистерской подготовки совпало с направлением обучения в бакалавриате. По результатам оценки исследовательского потенциала был сделан вывод, что 8 студентам может быть рекомендована дальнейшая образовательная траектория, с преобладанием исследовательской деятельности (магистр-исследователь), а 12 студентам - с преобладанием инженерной деятельности (магистр-инженер).

 

 

Рецензенты:

Иванкина Л.И.,  д.ф.н., профессор кафедры менеджмента, Институт социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;

Уразаев А.М., д.б.н., профессор, профессор, профессор Института теории образования, ФГБОУ ВПО Томский государственный педагогический университет, г. Томск. 


Библиографическая ссылка

Берестнева Е.В. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВУЗОВСКОГО ЭТАПА ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16651 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674