Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

САМООБСЛЕДОВАНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВУЗА

Николаева А.Д. 1 Алексеева И.С. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» Минобрнауки России
В статье представлен анализ процедуры самообследования как организационного этапа государственной аккредитации вуза. Авторами определено, что самообследование является организационно-методическим инструментарием сбора и первичной обработки информации о качестве образования в вузе. В рамках создания механизма управления и оценки качества образования проведен мониторинг деятельности университета с целью формирования базы данных показателей государственной аккредитации и их анализ. В процессе самообследования координационными учебно-методическими советами по направлениям подготовки проанализированы основные образовательные программы на предмет соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов (федеральных государственных образовательных стандартов).
самообследование
государственная аккредитация
качество образования вуза
координационные учебно-методические советы.
1. Конституция РФ ст. 43.. – Ч. 1. Статья 44.
2. Мотова Г. Н. 12 шагов в технологии профессионально-общественной аккредитвции / Г. Н. Мотова, В. Г. Наводнов. – Йошкар-Ола: Учебно-консультационный центр, 2014. – С. 31.
3. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039.
4. Соболев В. С. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования / В. С. Соболев, С. А. Степанов // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. – № 2(30). – С. 102-110.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273. – ФЗ. Статья 92.

Приоритетным направлением развития образовательной системы РФ является обеспечение высокого качества образования и, как следствие, качественной подготовки выпускников образовательных организаций в соответствии мировым и федеральным государственным образовательным стандартам. Государственные требования к содержанию и качеству образования и проверка соответствия деятельности образовательных организаций этим требованиям являются государственными гарантиями в сфере образования и защищают права личности на образование и иных прав и свобод человека и гражданина в области образования [1].

Одним из механизмов регулирования в области гарантии и оценки качества образования является государственная аккредитация образовательной деятельности в организациях высшего образования, которая проводится с целью подтверждения соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях. Данная процедура проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в соответствии с законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утвержденным от 29 декабря 2012г. и «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 [3,5].

Под системой менеджмента качества вуза понимается система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, то есть совокупность организационной структуры вуза, документации (внутренних положений, порядков документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством [4]. Говоря о системе менеджмента качества в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (СВФУ) отметим, что в рамках создания внутривузовского механизма управления и оценки качества образования, совершенствования учебно-методического сопровождения образовательной деятельности в университете создан Департамент по обеспечению качества образования путем слияния двух управленческих структур - Учебно-методического управления и Управления качества.

Департамент по обеспечению качества образования призван решать следующие задачи: определять политику и цели СВФУ в области качества образования; изучать и внедрять лучшие отечественные и мировые практики в области современных образовательных технологий, форм и методов обучения, направленных на обеспечение высокого качества высшего образования, намечать меры, способствующие дальнейшему развитию системы образования в СВФУ; координировать вопросы лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации ООП; осуществлять планирование и координацию работы учебных подразделений по организации образовательного процесса и контроль качества реализации ООП; осуществлять комплекс организационных работ по подготовке научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации через аспирантуру; разрабатывать и актуализировать нормативно-методическую документацию для осуществления образовательной деятельности СВФУ; стандартизировать процессы образовательной деятельности университета по ООП с целью обеспечения высокого качества образования в СВФУ; проводить контрольно-оценочные мероприятия в соответствии с современными требованиями теории педагогических измерений и принципами всеобщего управления качеством во всех учебных подразделениях СВФУ; вести систематический мониторинг состояния образования, осуществлять контроль выполнения лицензионных требований и аккредитационных показателей в процессе реализации ООП; организовывать, диагностировать и совершенствовать систему менеджмента качества университета по основным направлениям его функционирования; готовить и предоставлять практические рекомендации по повышению эффективности и результативности учебной и учебно-методической работы в СВФУ; повышать профессиональную компетентность научно-педагогических работников и сотрудников; обеспечивать подготовку информационно-аналитических материалов по проблемам качества образования, организовывать и проводить мероприятия по их распространению.

Также с целью непрерывного улучшения качества подготовки студентов и аспирантов в СВФУ действует система Советов - коллегиальных органов управления, координирующих деятельность всех уровней и подразделений университета: Совет по качеству (обеспечение гарантии качества образования), Межфакультетский совет педагогического образования (совершенствование педагогических традиций и повышение качества подготовки будущих педагогов), Координационные учебно-методические советы по направлениям подготовки (совершенствование ресурсного обеспечения основных образовательных программ (ООП)), Совет наставников (осуществление практической помощи в ведении учебно-методической, научно-исследовательской, индивидуально-воспитательной деятельности молодых преподавателей) и др.

Одним из ключевых направлений государственной аккредитации является самоанализ (самообследование) качества деятельности вуза.

Самообследование представляет собой системное изучение, самооценку и анализ состояния образовательного учреждения с целью повышения эффективности функционирования, самоорганизации и его развития [2]. Самообследование (SelfEvaluation) - это внутривузовская деятельность по сбору и анализу информации по всем образовательным программам и образовательной организации в целом, которая проводится им самостоятельно или с привлечением независимых аудиторов [2]. Задачи мониторинга вуза представляют собой не только формирование базы данных показателей государственной аккредитации и их анализ, но и выявление негативных тенденций и причин, их вызывающих, а также перспективы дальнейшего развития.

Структура самообследования определяется образовательным учреждением самостоятельно и является организационно-методическим инструментарием сбора и первичной обработки информации о качестве образования по заданной системе критериев и показателей. Процедуры самообследования устанавливаются каждым вузом самостоятельно, определяя при этом выбор методов, процедур, показателей, критериев, объектов и объема оценки, форм сбора данных, их анализа и дальнейшего использования.

Перечислим совокупность организационных мероприятий СВФУ по самообследованию вуза:

- приказ ректора № 674-ОД от 06.06.2013 г. «О подготовке университета к государственной аккредитации 2014 года»;

- приказ ректора № 865-ОД от 16.07.2013 г. «О подготовке к самоообследованию»;

- приказ ректора № 1401-ОД от 25.11.2013 г. «О подготовке отчетов о результатах самообследования основных образовательных программ высшего профессионального образования, среднего профессионального образования и начального профессионального образования»;

- приказ проректора по естественно-математическому направлению № 865-УЧ от 05.09.2013 г. «О назначении председателей Координационных учебно-методических советов по направлениям (УГНС)»;

- приказ проректора по стратегическому направлению и научно-инновационной работе № 1156-УЧ от 16.12.2013 г. «О составе Координационных учебно-методических советов по направлениям (УГНС)»;

- проведение межфакультетских проблемных семинаров для заведующих кафедрами (МСПО);

- проведение обучающих семинаров для внутренних экспертов-членов Координационных учебно-методических советов по направлениям (УГНС).

- приказ проректора по стратегическому направлению и научно-инновационной работе № 1156-УЧ от 16.12.2013 г. «О составе Координационных учебно-методических советов по направлениям (УГНС)»;

- утверждение графика проведения комплексных мероприятий по проверке вуза (календарный график подготовки отчетов);

- утверждение рабочих групп по самообледованию ООП (УЧП);

- с 1 декабря 2013 года по 30 марта 2014 года проведение самообследования учебных подразделений (подготовлены отчеты);

- приказ проректора по естественно-математическому направлению № 149-УЧ от 06.02.2014 г. «О предоставлении отчетов самообследования ООП»;

- внутренняя экспертиза (работа экспертных групп КУМС по направлениям): 1 этап - до 17.02.2014г; 2 этап - формирование отчетов по самоосбледованию ООП, согласно рабочим инструкциям, разработанным ДОКО в срок до 25 марта; экспертиза отчетов самообследования до 1 апреля 2014г.;

- экспертиза наличия документов ООП - с 1 по 11 апреля 2014г.

- утверждение отчетов самообследования на Ученом совете факультетов (институтов);

- формирование отчетов по самообследованию по направлениям - с 1 -25 апреля 2014г.;

- формирование сводного отчета по самообследованию СВФУ;

- утверждение отчетов самообследования на Ученом совете вуза.

В 2014 г. в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова на государственную аккредитацию представлено 268 основных образовательных программ, из них 256 образовательных программ высшего образования и 12 программ среднего профессионального образования, реализуемых в университете и его филиалах.

Для организации и проведения процедуры самообследования было принято решение о создании Координационных учебно-методических советов по направлениям (КУМС):

- КУМС инженерно-техническому направлению;

- КУМС по педагогическому образованию;

- КУМС по социально-гуманитарному направлению и культуре;

- КУМС по естественно-математическому направлению и медицинским специальностям (Таблица).

Показатели по Координационным учебно-методическим советам

КУМС

Количество экспертов

Кол-во УГНС, выходящих на ГА

Кол-во ООП, выходящих на ГА

Инженерно-техническое направление

19

10

66

Естественно-математическое направление и медицинские специальности

26

6

45

Педагогическое образование

24

1

46

Социально-гуманитарное направление и культура

43

5

111

ИТОГО

112

22

268

Основной задачей Координационного учебно-методического совета СВФУ на 2013-2014 гг. явилось обеспечение инициирования разработки и внедрения ООП, комплексное развитие ресурсного обеспечения ООП, формирование экспертных групп и анализ результатов самообследований.

В процессе самообследования кафедры, реализующие основные образовательные программы, проводили анализ всех представленных к государственной аккредитации основных образовательных программ на предмет соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов (федеральных государственных образовательных стандартов).

Самообследование осуществлялось по системе показателей, отражающих качество профессиональной деятельности образовательного учреждения и соответствующим показателям аккредитационной экспертизы. Так, процедура самообследования проводилась в несколько этапов:

- организация и проведение самообследования в структурных подразделениях;

- обобщение полученных результатов и формирование на их основе отчета о самообследовании университета;

- рассмотрение и утверждение отчета о самообследовании университета на заседании ученого совета университета.

Содержание отчетов взаимосвязано: материалы, содержащиеся в отчётах, представленные выпускающими кафедрами, являются основой для подготовки отчётов о самообследовании университета. Это предъявляет высокие требования к качеству и выполнению сроков представления отчетов. По завершении формирования отчета самообследования вуза, и отчеты о самообследовании филиалов (на бумажном носителе и в электронном виде) прилагаются к заявлению о проведении государственной аккредитации, а отчеты о самообследовании образовательных программ представляются экспертам при аккредитационной экспертизе.

Отчёт о самообследовании основной образовательной программы направления подготовки (специальности) является отдельным документом, который готовится и формируется на подготовительном этапе к государственной аккредитации образовательной деятельности университета. Для подготовки отчета были сформированы комиссии по самообследованию. К участию в работе комиссии привлекались ведущие преподаватели университета, ответственные по кафедрам за организацию и проведение отдельных видов образовательной деятельности (методической работы, воспитательной работы, научно-исследовательской деятельности, информационного и библиотечного обеспечения и т.д.). Содержание отчета содержит сведения: о структуре кафедры и системе ее управления, структуре и качестве подготовки специалистов, качестве организации учебно-воспитательного процесса, итоговой государственной аттестации, кадрового обеспечения, учебно-методического, информационного и электронно-библиотечного обеспечения, материально-технической базы, научно-исследовательской и научно-методической деятельности; системе контроля оценки качества подготовки выпускников; международном сотрудничестве и инновационной деятельности.

В этой связи можно сделать вывод, что при проведении процедуры самообследования и последующего составления отчета, внимание комиссии сосредоточено на экспертизе достоверных данных по всем видам деятельности, а также достигнутым кафедрой нововведениям (инновациям). Кроме того, указаны недостатки и отклонения от требований нормативных документов по организации и содержанию образовательного, научного и воспитательного процессов, сформулированы выводы и предложения их по устранению.

Показатели по отчетам самообследования и по итогам перекрестных проверок внутренних экспертов КУМС показали, что содержание и качество подготовки обучающихся и выпускников СВФУ по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в целом, соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Таким образом, аккредитация - это система контроля качества образования, которая позволяет учесть интересы всех заинтересованных в развитии образования сторон и сочетает общественную и государственную формы контроля. Проведению государственной аккредитации предшествует самообследование образовательной организации, которое представляет собой самооценку вуза за период, предшествующий государственной аккредитации.

Рецензенты:

Голиков А.И., д.п.н., профессор, директор Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;

Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск.


Библиографическая ссылка

Николаева А.Д., Алексеева И.С. САМООБСЛЕДОВАНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16686 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674