Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ О ПРОЛЕЖНЯХ ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Фаршатов Р.С. 1 Кильдебекова Р.Н. 1 Кандалов А.В. 1 Гильмиярова Э.Р. 1
1 ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской федерации»
Резюме. Пролежни являются неизбежным спутником ряда заболеваний и состояний, способны значительно ухудшать прогноз основного заболевания, в том числе увеличивать летальность больных. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение информированности студентов в вопросах профилактики и лечения пролежней. ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ: Обсервационное исследование. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: Для реализации цели работы проведено анкетирование 160 студентов медицинского университета. РЕЗУЛЬТАТЫ: Большую часть информации о пролежнях в учебное время студенты получали на кафедре терапии и сестринского дела, общей хирургии. При этом большую часть знаний студенты получали из «классических» форм обучения – лекций и практических занятий, тогда как применение инновационных форм образования вносила меньший вклад. ВЫВОДЫ: Необходимо внесение изменений в учебные программы университетского и непрерывного последипломного медицинского образования с целью совершенствования осведомленности широкого круга специалистов здравоохранения в вопросах предупреждения и лечения пролежней.
пролежни
знания
компетентность
студенты
1. Климиашвили А.Д. Профилактика и лечение пролежней. Медицина неотложных состояний. 2007. № 5 (12). С. 99-103.
2. Приказ Минздрава РФ от 17 апреля 2002 г. № 123 «Об утверждении отраслевого стандарта «Протокол ведения больных. Пролежни» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
3. Hospital-acquired pressure ulcers and risk of hospital mortality in intensive care patients on mechanical ventilation/Manzano F. [et al.] // Journal of evaluation in clinical practice. 2014. Т. 20. № 4. С. 362-8.
4. National Pressure Ulcer Advisory Panel (NPUAP). Pressure ulcer definition and stages. February 2007 release [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.npuap.org/pr2.htm (Дата обращения 01.11.2014).
5. The 2014 International Stop Pressure Ulcer Day: EPUAP needs you/British Journal Of Nursing. – 2014. – Vol. 23, Suppl. 20. – P. 12.

Пролежни остаются актуальнейшей проблемой практического здравоохранения, способной значительно ухудшить прогноз лечения, качество и удовлетворенность медицинской помощью [1, 3, 4]. Частота встречаемости пролежней составляет от 11% в отделениях сестринского ухода до 42% в отделениях реанимации и интенсивной терапии [3]. Кроме того, установлено что пролежни являются причиной значимого болевого синдрома, снижают качество жизни больных и повышают летальность [1, 3, 5]. В настоящее время разработаны и за рубежом повсеместно внедряются программы профилактики и лечения пролежней, включающие систему оценки риска развития пролежней, устранения негативных факторов и при неэффективности профилактических мер - соответствующие лечебные мероприятия [2, 4, 5]. В этой связи огромную значимость имеет степень владения медицинскими работниками современными научными данными о предупреждении и лечении пролежней.

Цель работы - изучить характер осведомленности студентов медицинского ВУЗа в вопросах профилактики и лечения пролежней.

Материалы и методы. Для реализации цели исследования было проведено заочное анкетирование студентов Башкирского государственного медицинского университета с использованием социальных сетей «Вконтакте» и «Одноклассники». С помощью общеизвестного алгоритма отбора и поиска были найдены профили студентов 3-6 курсов, которым было разослано 300 анкет, 184 респондента откликнулись на анкетирование. Из исследования были исключены 24 анкеты по причине неполных данных. В исследование не включали студентов, имеющих среднее медицинское образование и/или работающих в медицинских организациях. В итоге доступными для анализа оказались 160 анкет.

Среди студентов выделены 2 главные группы: I группа (n=79) - студенты 3 курса, обучающиеся по Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования III поколения (ФГОС ВПО) и II группа (n=81) - студенты 4-6 курсов, обучающиеся по Государственным образовательным программам (ГОС).

Разработанная для целей исследования анкета включала себя блок демографических данных и основной блок из вопросов, касающихся оценки уровня знаний о пролежнях и источников информации о них.

Результаты. Все опрошенные нами студенты обеих групп были знакомы с понятием «пролежни», однако при ответе на вопрос о составляющих определения термина «пролежень/пролежни» абсолютно правильный ответ был получен в 39 (49,4 %) анкетах в группе студентов, обучающихся по ФГОС, а во II группе - только в 13 (16,1 %). Субъективная оценка респондентами своих знаний была значительно лучше: в I группе исследуемые высоко оценили свои знания о пролежнях 65 (82,3%) человек, во II группе - 56 (69,1%) студентов, тогда как на недостаточность знаний посетовали - 12 (15,2%) и 24 (29,6%) опрошенных соответственно. Среди производящих факторов развития пролежней все респонденты указали сдавление тканей, а на два других не менее важных фактора: трение и сдвиг тканей  - 30,4% и 23,4% лиц соответственно.

            Среди учебных дисциплин (кафедр), при прохождении которых по мнению студентов были получены знания о пролежнях, 55 (69,6%) и 58 (71,6%) лиц I и II групп соответственно выбрали один вариант ответа (причем все опрошенные - кафедру сестринского дела), назвали несколько вариантов - 29,2% и 23,5%, затруднились в названии кафедры - 1 (1,2 %) и 4 (4,9%) соответственно (таблица 1). Второе место, после кафедры сестринского дела, по частоте выбора респондентами занимает кафедра общей хирургии, набравшая 22,8% и 23,4% голосов в I и II группе соответственно, клинические кафедры старших курсов в сумме набрали 12,3% ответов.

Таблица 1

Кафедры, которые участвовали в формировании представлений студентов о пролежнях

Кафедры

I группа (n=79)

II группа (n=81)

- кафедры теоретического профиля

0

0

- кафедры патофизиологии и патанатомии

13

2

- кафедра сестринского дела

78

69

- кафедра пропедевтики внутренних болезней

2

1

- кафедра общей хирургии

18

19

- хирургические кафедры старших курсов

-

8

- терапевтические кафедры старших курсов

-

2

- не помню

1

4

Среди видов учебной деятельности, посредством которых респонденты получали знаний о пролежнях, в обоих группах доминирующее значение имели лекции, на которые указали 87,3% студентов I группы и 51,8% -  во II группе. C внедрением новых образовательных стандартов значимость лекций возросла более чем в 1,5 раза. Характерно, что практические занятия, как источник знаний студенты, обучающиеся по новым стандартам отмечали в анкете чаще - 72% против 45,6%. Производственную практику студенты I группы выбрали в 89,8%, II группы - 97,5%. Кроме того, студенты, обучающиеся по новым ФГОС ВПО как источник знаний, указывали студенческую научно-практическую конференцию, ежегодно проводимую кафедрой сестринского дела.

Таблица 2

Вклад различных видов занятий в формирование знаний и умений по теме «Пролежни»

Виды занятий

I группа (n=79)

II группа (n=81)

- лекция

69

42

- практические занятия (обсуждение, таблицы)

57

37

- элективный курс, научный кружок

2

1

- студенческая научно-практическая конференция

58

44

- учебная практика

72

-

- производственная практика

71

79

- не помню/затрудняюсь ответить

8

10

При конкретизации форм учебной активности большинство студентов обеих групп выбрали несколько вариантов ответов, при этом лидирующим способом получения знаний было обсуждение темы с преподавателем (все респонденты обеих групп). Демонстрацию больных, имеющих пролежни указали студенты I группы в 32,9% случаев, II группы - в 17,2%.

Таблица 3

Формы учебной и иной деятельности, используемые для освоения темы «пролежни»

Формы деятельности

I группа

(n=79)

II группа

(n=81)

- обсуждение темы с преподавателем

79

81

- демонстрация слайдов, таблиц

67

66

- просмотр учебного фильма

11

1

- отработка навыков на симуляторах и манекенах

59

17

- демонстрация больных (на обходе) преподавателем

26

14

- демонстрация технологий по предупреждению пролежней (матрацы, поверхности)

61

19

- «внеурочное» дежурство с преподавателем

2

8

- работа с больными во время производственной практики

72

71

- не помню

7

10

Студенты значительно чаще самостоятельно наблюдали больных с пролежнями во время практик, нежели во время аудиторных занятий. Характерно, что у студентов I группы вклад симуляционного обучения и тренажеров был значительно выше, что свидетельствует об изменениях в методике преподавания в сторону практической ориентированности и также отражает улучшение материальной базы. Ознакомление с современными технологиями по предупреждению пролежней имело место в 77,2% в I группе и в 23,4% во II группе.

Обсуждение. Несмотря на высокую значимость проблемы предупреждения пролежней, внимание к ней остается недостаточным как в практическом секторе здравоохранения, так и в системе медицинского образования.  Среди кафедр, которые были указаны студентами фигурируют в большинстве случаев кафедры младших курсов, тогда как пристального внимания к проблеме пролежней на клинических кафедрах респондентами отмечено не было. Таким образом, наблюдается существенное различие в результатах анкетирования студентов медицинского ВУЗ, обучающихся по разным образовательным программам. Несмотря на лучшие результаты у студентов, программа обучения которых регламентирована ФГОС III поколения, уровень знаний о пролежнях является недостаточным.

Выводы

1.             Студенты, обучающиеся по новым Федеральным государственным образовательным стандартам оказались более подготовленными в вопросах этиологии и профилактики пролежней;

2.             Несмотря на высокую самооценку своих знаний о пролежнях, фактическая выживаемость знаний по данным исследования остается неудовлетворительной;

3.             Большое значение для приобретения знаний и клинического опыта по предупреждению и лечению пролежней имеет производственная практика;

4.             Результаты исследования свидетельствуют о необходимости включения темы «пролежни» в программу обучения на клинических дисциплинах старших курсов и в системе непрерывного последипломного медицинского образования.

Рецензенты:

Хуснутдинова З.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г.Уфа;

Янгуразова З.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды ГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г.Уфа.


Библиографическая ссылка

Фаршатов Р.С., Кильдебекова Р.Н., Кандалов А.В., Гильмиярова Э.Р. ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ О ПРОЛЕЖНЯХ ПО ДАННЫМ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16720 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674