Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКВД МОРДОВСКОЙ АССР (1934-1941 ГГ. )

Тязин Е.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
В статье рассматривается история создания и развития органов НКВД МАССР в довоенный период. На основе действовавшего в период 1920-х – 1930-х гг. законодательства СССР и РСФСР, документов и материалов центральных и региональных государственных архивов, а также архива УФСБ РФ по РМ, анализируются вопросы организации Народных комиссариатов внутренних дел СССР и Мордовской АССР, структура и численный органов государственной безопасности и рабоче-крестьянской милиции НКВД МАССР, а также отдельные направления их деятельности в период 1937-1938 гг. В статье делается вывод, что создание органов НКВД на территории СССР было вызвано рядом объективных причин и, прежде всего, централизацией государственного управления и необходимостью укрепления всех правоохранительных органов. Реорганизация органов ОГПУ происходила на основе решений ЦК ВКП (б). Роль высших органов законодательной власти в решении этих вопросов являлась второстепенной. В период 1937-1938 гг. органы государственной безопасности, занимая главенствующее положение в НКВД, стали ядром всей карательной системы советского государства. По распоряжениям высшего партийного руководства и лично И.В. Сталина они активно участвовали в осуществлении массовых политических репрессий В годы «большого террора» деятельность УГБ НКВД МАССР являлась антиконституционной и противоправной.
законность.
массовые политические репрессии
рабоче-крестьянская милиция
органы государственной безопасности
Народный комисса-риат внутренних дел (НКВД)
политбюро
государственное управление
государство
1. Архив МВД РМ. Ф. 33. Д. 4. Л. 90-94.
2. Ведомости Верховного Совета СССР. – 1941. – № 7.
3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 9401. Оп. 1. Д. 5.
4. Исторический архив. – 1992. – № 1. – С. 125-128.
5. Кокурин А., Петров Н. НКВД: структура, функции, кадры // Свободная мысль. – 1997. – № 6. – С. 105-118.
6. Красная Мордовия. – 1937. – 30 августа.
7. Лубянка. ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-КГБ. 1917-1960.Справочник / Науч. ред. Р.Г. Пихоя. – М.: МФД, 1997. – 352 с.
8. Мозохин О. Б. Право на репрессии. – М.: Кучково поле, 2011. – 752 с.
9. Пятая сессия Верховного Совета Мордовской АСССР, 15-17 апреля 1941 г. Стенографический отчет. – Саранск: Мордкиз, 1941. – 180 с.
10. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ).
11. Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза Советских Социалистических Республик (СЗ СССР).
12. Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР (СУ РСФСР).
13. Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ).
В последние десятилетия в отечественных и зарубежных изданиях появилось большое число публикаций, посвященных ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. Вместе с тем, многие вопросы становления и развития местных органов государственной безопасности и внутренних дел изучены недостаточно полно и требуют, на наш взгляд, тщательного анализа и осмысления. На сегодняшний день основная масса документов и материалов по истории органов НКВД, хранится в секретных фондах центральных ведомственных архивов, что существенно затрудняет проводить научный анализ их деятельности. В предлагаемой статье предпринята попытка исследовать вопросы организации и структурного построения НКВД МАССР в довоенный период, а также осветить отдельные проблемы участия органов государственной безопасности в массовых репрессиях в период 1937-1938 гг.

При написании статьи автор руководствовался диалектическим, историческим, формально-юридическим, сравнительно-правовым, системным и другими методами познания.

Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР) был создан в результате реорганизации Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) при СНК СССР. 10 июля 1934 г. ЦИК СССР принял постановление «Об образовании Общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел» [11, 1934, № 36, ст. 283]. Создание НКВД было вызвано рядом причин. Во-первых, в 1930-х гг. в развитии Советского государства все отчетливее стала проявляться тенденция к централизации управления, что нашло свое отражение в коренной перестройке всего государственного аппарата, в том числе и правоохранительных органов.

Во-вторых, органы ВЧК-ГПУ-ОГПУ с момента их создания помимо борьбы с контрреволюцией и обеспечения безопасности страны, выполняли ряд специфических функций и стали важным элементом государственного управления. В условиях сложившейся в стране командно-административной системы, органы госбезопасности и внутренних дел являлись надежной опорой коммунистической партии. Поскольку роль этих органов в механизме государства неуклонно возрастала, требовалось постоянно расширять их компетенцию и укреплять чекистские кадры.

В-третьих, к началу 1934 г. ОГПУ превратилось в крупнейшее ведомство с многочисленным штатом сотрудников и сложной организационной структурой. Так, в центральный аппарат ОГПУ входили: коллегия ОГПУ, управление делами, отделы: кадров, особый, секретно-политический, иностранный, оперативный, транспортный, специальный, учетно-статистический, финансовый, а также: Экономическое управление, Главное управление пожарной охраны и войск ОГПУ, Главное управление рабоче-крестьянской милиции, Главное управление лагерей, Особоуполномоченный при коллегии ОГПУ, Особое совещание при коллегии ОГПУ, судебная коллегия ОГПУ [7, с. 11]. Другими словами, ОГПУ «достигло» уровня наркомата.

В-четвертых, в связи с ликвидацией кулачества как класса в период коллективизации, Политбюро ЦК ВКП (б) был взят курс на укрепление социалистической законности и свертывание массовых репрессий в отношении крестьянства. Требовалось ликвидировать внесудебные права ОГПУ и освободить органы государственной безопасности от выполнения несвойственных этим органам функций, направив их деятельность, главным образом, на расследование и пресечение особо опасных преступлений.

Решение об организации НКВД СССР, с включением в него реорганизованного ОГПУ, было принято 20 февраля 1934 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) по докладу И. В. Сталина [10, ф. 17, оп. 3, д. 939, л. 2]. По решению Политбюро судебная коллегия ОГПУ, которой ранее были предоставлены широкие права применять к виновным во внесудебном порядке меры уголовного наказания вплоть до расстрела, подлежала упразднению. Вместо нее предлагалось оставить действовавшее при коллегии ОГПУ Особое совещание с ограниченными внесудебными полномочиями. 8 марта 1934 г. для выработки проекта Положения о НКВД и Особом совещании, из членов Политбюро, представителей ОГПУ, прокуратуры и НКЮ была создана специальная комиссия [10, ф. 17, оп. 3, д. 941, л. 12], а 10 июля 1934 г. Политбюро утвердило представленный комиссией проект постановления ЦИК СССР об образовании НКВД СССР [10, ф. 17, оп. 3, д. 948, л. 33]. В тот же день ЦИК СССР оформил решение Политбюро в законодательном порядке.

На НКВД СССР были возложены задачи по обеспечению революционного порядка и государственной безопасности, охране общественной (социалистической) собственности и границ государства и др. Судебная коллегия ОГПУ, которая ранее имела право применять во внесудебном порядке меры уголовного наказания вплоть до расстрела в отношении лиц, совершивших контрреволюционные преступления, упразднялась. Расследуемые НКВД СССР и его местными органами дела о государственных преступлениях по окончании следствия должны были направляться в судебные органы по подсудности в установленном законом порядке [11, 1934, № 36, ст. 284].

В состав НКВД СССР вошли следующие управления: а) Главное управление государственной безопасности (ГУГБ); б) Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ), в) Главное управление пограничной и внутренней охраны (ГУПВО); г) Главное управление пожарной охраны (ГУПО); д) Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений ГУЛАГ); е) отдел актов гражданского состояния (ОАГС); ж) административно-хозяйственное управление (АХУ).

Ведущую роль в системе НКВД СССР играло ГУГБ. Структура управления утверждалась Политбюро ЦК ВКП (б) и лично И. В. Сталиным. Одной из первостепенных задач ГУГБ являлась борьба с внутренними и внешними врагами Советского государства, всякого рода шпионами и агентами иностранных разведок. Именно с организацией ГУГБ собственно и появляются такие понятия, как «государственная безопасность» и «органы государственной безопасности» [5, с. 106-107]. Несмотря на все преобразования, проект Положения о НКВД СССР так и не был представлен на утверждение СНК СССР ни в 1934 г., ни в последующие годы [7, с. 11].

На основании приказа НКВД СССР № 001 от 13 июля 1934 г. «Об организации органов НКВД на местах» создается УНКВД по Мордовской автономной области (МАО) с непосредственным его подчинением УНКВД СССР по Средне-Волжскому краю (с 1935 г. Куйбышевский край) [3, ф. 9401, оп. 1а, д. 5, л. 2]. Начальником управления был назначен В. М. Ванд, с 1932 г. возглавлявший Мордовский областной отдел ОГПУ. В соответствии с приказом НКВД СССР № 0044 от 21 августа 1934 г. «О структурном построении и подчинении органов НКВД» в УНКВД по МАССР входили следующие подразделения: Управление государственной безопасности; Управление рабоче-крестьянской милиции; отдел пожарной охраны; отдел актов гражданского состояния; административно-хозяйственный отдел; инспекция резервов; отдел кадров. В подчинении УНКВД по МАССР находились районные отделения (РО), которые состояли из аппарата УГБ (начальника РО, уполномоченных и помощников уполномоченных), отделения милиции, инспектора противопожарной охраны, инструктора ОАГС, аппарата связи, секретариата [3, ф. 9401, оп. 1а, д. 5, л. 23].

20 декабря 1934 г. постановлением Президиума ВЦИК Мордовская автономная область была преобразована в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику [12, 1935, № 1, ст. 1]. В связи с этим УНКВД по МАО было переименовано в УНКВД по МАССР. Конституцией СССР 1936 г. НКВД был отнесен к числу союзно-республиканских наркоматов. Приказом НКВД СССР от 16 февраля 1937 г. УНКВД по МАССР переименовывается в НКВД МАССР, а наркомом назначается капитан госбезопасности С. М. Вейзагер. Конституции СССР (ст. 22) предусматривала прямое вхождение МАССР в состав РСФСР, минуя Куйбышевский край, поэтому в июле 1937 г. НКВД МАССР был непосредственно подчинен НКВД СССР. Соответствующие изменения в статусе республики и НКВД Мордовской АССР нашли закрепление и в Конституции МАССР (ст. 44), принятой на Втором чрезвычайном съездом Советов МАССР 30 августа 1937 г. [5]. В этот же день VI сессия ЦИК МАССР постановила реорганизовать УНКВД по МАССР в НКВД Мордовской АССР [13, ф. Р-175, оп. 1, д. 227, л. 7-8].

Руководящий состав и штатная численность НКВД МАССР утверждались НКВД СССР. В 1937 г. в структуру наркомата входили следующие подразделения:

- руководство НКВД: нарком, заместитель наркома и помощник наркома; секретариат наркома; особоуполномоченный; отдел кадров; финансовый отдел;

- Управление государственной безопасности. УГБ действовало на основании Положения о прохождении службы начальствующим составом ГУГБ НКВД СССР, утвержденного ЦИК и СНК СССР от 16 октября 1935 г. [11, 1936, № 56, ст. 240а, 240б]. Еще 7 октября 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР для начальствующего состава ГУГБ были введены специальные звания [11, 1935, № 54, ст. 440]. Структура и штаты УГБ НКВД МАССР были утверждены приказом НКВД СССР № 377а от 1 июля 1937 г. и объявлены приказом НКВД МАССР № 00257 от 3 августа 1937 г. В состав УГБ НКВД МАССР входили: 2 отделение (оперативное), 3 отдел (контрразведывательный), 4 отдел (секретно-политический), 5 отделение (особое), 8 отделение (учетно-регистрационное), 9 группа (специальная). Численность аппарата УГБ составляла всего 39 человек [13, ф. Р-526, оп. 1, 9, л. 1-4]. Также в введении УГБ находилась внутренняя тюрьма НКВД МАССР для содержания подследственных. На территории МАССР действовали 30 РО НКВД, а Саранский район и г. Саранск обслуживались непосредственно НКВД МАССР;

- Управление рабоче-крестьянской милиции. Деятельность УРКМ строилась в соответствии с Положением о прохождении службы начальствующим составом Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 июля 1936 г. [7, с. 214-219]. Штаты УРКМ НКВД МАССР были утверждены приказом НКВД СССР № 00734 от 21 ноября 1937 г. и предусматривали следующую структуру управления:

а) руководство УРКМ: начальник (он же заместитель наркома по милиции); заместитель начальника УРКМ; старший инспектор по мобилизационной работе; б) оперативный секретариат, в) административно-хозяйственный отдел; г) отдел службы (отделение службы, паспортное отделение); д) отдел уголовного розыска; е) отделение ОБХСС; ж) политическая часть; з) командное отделение; и) особая инспекция; к) финансовое отделение; л) государственная автомобильная инспекция; м) курсы участковых инспекторов; н) медицинский пункт; о) городское отделение милиции г. Саранска; п) конвойная команда; р) коменданты пунктов «Заготзерно». Численность аппарата УРКМ на 1 декабря 1937 г. составляла 131 человек      [1, ф. 33, д. 4, л. 90-94].

Кроме того, в структуру НКВД МАССР входили административно-хозяйственный отдел, санчасть, комендатура, пожарный отдел, отдел мест заключения, отдел актов гражданского состояния, отдел мер и весов, отдел резервов, отделение связи, отделение шоссейных дорог. Эти подразделения действовали на основе Положений о соответствующих управлениях и отделах центрального аппарата НКВД СССР, утверждаемых наркомом внутренних дел СССР. В каждом из 30 районов республики было создано 30 районных отделения милиции и 2 городских отделения в Саранске и Рузаевке.

Во второй половине 1930-х гг. органы УГБ НКВД МАССР активно участвовали в осуществлении массовых репрессий. После назначения в сентябре 1936 г. вместо Г. Г. Ягоды наркомом внутренних дел СССР Н.И. Ежова, И.В. Сталиным и Политбюро ЦК ВКП (б) перед органами НКВД была поставлена задача по ликвидации зиновьевцев, троцкистов, правых и других оппозиционеров. Предшествующая деятельность НКВД в этом направлении была признана неудовлетворительной. В результате последовавшей чистки лишился своей должности начальник УНКВД по МАССР В. М. Ванд, впоследствии арестованный как враг народа и агент немецкой разведки. Наркомы С.М. Вейзагер и Н.В. Красовский в 1937-1938 гг. по приказам из центра развернули невиданные ранее по своим масштабам массовые репрессии. В 1937 г. органами НКВД МАССР было арестовано 3434 человека, а в 1938 г. - 1771           [8, с. 459, 463].

В период 1937-1938 гг. на территории Мордовии, по нашим подсчетам, судами, различными несудебными органами было репрессировано свыше 4160 человек, из них приговорено к расстрелу - 1694. Так, по постановлениям одной только «тройки» при НКВД МАССР в порядке оперативного приказа НКВД СССР № 00447 от 31 июля 1937 г. подверглись репрессиям не менее 2426 человек, из них приговорены к расстрелу - 916.

В 1937-1938 гг. в НКВД МАССР с участием прокурора МАССР действовала «тройка» по рассмотрению дел об уголовных и деклассированных элементах в составе председателя - наркома внутренних дел и членов - начальника Управления рабоче-крестьянской милиции и начальника отдела уголовного розыска УРКМ НКВД МАССР (т. н. «милицейская тройка»), которой в соответствии с приказом НКВД СССР № 00319 от 21 мая 1938 г. предоставлялось право принимать во внесудебном порядке административные решения о заключении указанных лиц в ИТЛ НКВД на срок до 5 лет. «Работа» этой тройки также отличалась многочисленными нарушениями законности.

Массовые репрессии осуществлялись по прямым распоряжениям И. В. Сталина и Политбюро ЦК ВКП (б). Внесудебная деятельность органов государственной безопасности и внутренних дел НКВД МАССР являлась антиконституционной и противоправной. В проведении репрессий активное участие принимал прокурор МАССР В.А. Трубченко. В судах приоритет отдавался централизованному и неконтролируемому следствию, которое проводилось с обвинительным уклоном.

В конце 1938 г. Политбюро приняло решение о свертывании репрессий. В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП (б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» от 17 ноября 1938 г. осуждалась практика упрощенного ведения следствия и суда, которая привела «к ряду крупнейших недостатков и извращений в работе органов НКВД и Прокуратуры» [4, с. 125-128]. «Тройки» и «двойки» были ликвидированы, а вся вина за репрессии, в конечном счете, была возложена на Н. И. Ежова и «пробравшихся» в органы НКВД «врагов народа». Весной 1939 г. за незаконные методы ведения следствия и применение мер физического воздействия к арестованным, были привлечены к уголовной ответственности 17 сотрудников НКВД МАССР. По приговору Военного трибунала войск НКВД Московского округа от 8-11 сентября 1939 г. 14 человек были осуждены на длительные сроки лишения свободы, 3 человека - к расстрелу. Бывший нарком Н. В. Красовский 15 февраля 1940 г. военной коллегией Верховного суда СССР был осужден на основании ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР (злоупотребление властью, превышение власти, а также халатное отношение к службе лица начальствующего состава РККА) к 10 годам лишения свободы, с лишением воинского звания «полковник».

В соответствии с приказом НКВД СССР № 0096 от 28 января 1939 г., приказом НКВД МАССР № 009 от 19 февраля 1939 г. устанавливалась следующая структура и штатная численность УГБ НКВД МАССР: руководство НКВД (нарком, заместитель наркома, секретариат); 2-е отделение (секретно-политическое); 3-е отделение (контр-разведывательное); 7-я группа (специальная); Экономическое управление; 3-е управление: следственная часть, 1-е спецотделение (учетно-регистрационное), 3-е спецотделение (оперативное); отдел кадров; особоуполномоченный; финансовый отдел. Всего в УГБ насчитывалось 56 чел. [13, ф. Р-526, оп. 1, д. 35, л. 20-22]. Следственная часть состояла из начальника и 4 следователей. В результате проверки накопившихся в оперативных подразделениях УГБ с 1937 г. следственных дел, многие дела о контрреволюционных преступлениях были производством прекращены, с освобождением обвиняемых их из-под стражи по реабилитирующим основаниям. В 1939-1940 гг. органами НКВД МАССР было арестовано «всего» 265 человек [8, с. 467, 475].

В 1939 г. в ведение НКВД были переданы все республиканские государственные архивы.

3 февраля 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР общесоюзный НКВД был разделен на два наркомата - НКВД СССР и НКГБ СССР [2, 1941, № 7]. Соответствующее разделение было оформлено и законодательством союзных и автономных республик. Указом Президиума Верховного Совета МАССР от 12 апреля 1941 г. были образованы НКВД МАССР и НКГБ МАССР [9, с. 160]. С началом Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 г. НКГБ МАССР был вновь объединен с НКВД МАССР [13, ф. Р-234, оп. 4, д. 290, л. 114].

Работа выполнена в рамках темы НИР № 53/47-14 «Развитие национальной государственности мордовского народа: историко-правовое исследование».

Рецензенты:

Еремин А.Р., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, г. Саранск;

Бибин М.А., д.и.н., ведущий научный сотрудник ГКУ РМ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия», г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Тязин Е.Н. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКВД МОРДОВСКОЙ АССР (1934-1941 ГГ. ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16817 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674