Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОВЫШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ (ПРЫГУЧЕСТИ) У ЮНОШЕЙ 17-20 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ СРЕДСТВАМИ СТЕП-ПЛАТФОРМЫ

Украинцева Ю.А. 1 Гуторова Г.А. 1 Дайнеко С.А. 1 Сулимова А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет им. Академика И.Г. Петровского»
В статье рассмотрены вопросы развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) у юношей 17–20 лет, занимающихся баскетболом. В исследовании принимали участие студенты Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, занимающиеся баскетболом. Рассмотрены средства, повышающие скоростно-силовые качества у спортсменов-баскетболистов. Приведены авторские комплексы упражнений со степ-платформами, рекомендуемые для развития двигательных качеств спортсменов. По завершении данного эксперимента обнаружены статистически достоверные (р<0,05) данные, показывающие, что применение степ-платформ способствует повышению скоростно-силовых качеств (прыгучести) баскетболистов. Результаты эксперимента можно применять как в тренировочном, так и учебном процессе. В результате данного эксперимента выявлена эффективность упражнений с использованием степ-аэробики на развитие прыгучести в процессе совершенствования физической подготовки баскетболистов 17–20 лет. В процессе педагогического эксперимента доказана эффективность экспериментальной методики развития прыгучести.
степ-платформа
баскетбол
прыгучесть
скоростно-силовые качества
1. Жбанков, О. В. Развитие прыгучести у юных баскетболистов / О. В. Жбанков // Физкультура и спорт. – 1995. – № 3. – С. 19-21.
2. Ерёмин, И.В. К проблеме развития прыгучести у баскетболистов / И.В. Еремин // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях. – Харьков; Белгород; Красноярск. – 2006. – С. 187-190.
3. Корнеев, Р.А. Динамика атлетической подготовки баскетболистов и критерии ее оценки / Р.А. Корнеев // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 3. – С. 48-50.
4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя. – М.: ООО Фирма «Изд-во АСТ», 1998. – 272 с
5. Ольхов, С.С. Специальная физическая подготовка баскетболистов высокой квалификации / С.С. Ольхов, Т.Г.
6. Физическая культура: учеб. пособие для вузов (ГОС ВПО: цикл ГЭС.Ф.02-«Физ. культура»). – М.: Юрайт, 2013. – 424 с.

Современный баскетбол предъявляет высокие требования к развитию скоростно-силовых способностей спортсменов, в частности к прыгучести. Баскетболист, у которого недостаточно развита прыгучесть, не может овладеть современной техникой броска в прыжке и результативно участвовать в борьбе за мяч у щита [3].

В настоящее время состояние баскетбола требует совершенствования развития скоростно-силовых качеств, в частности прыгучести, баскетболистов с использованием специфических средств и методов.

Скоростно-силовые качества включают в себя прыгучесть, которая является способностью к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояний.

Одним из важнейших комплексных скоростно-силовых характеристик баскетболистов является прыгучесть, которая обуславливается, прежде всего, взрывной силой ног. Для ее развития в практике тренировки все шире используют упражнения в динамических скоростных режимах: специальные прыжковые упражнения, толкания и броски ногами тяжелых предметов, упражнения с отягощениями и пр., выполняемые с максимальной интенсивностью [1,4,6].

Эффективным средством развития взрывной силы мышц ног баскетболистов являются различные прыжковые упражнения, выполняемые сериями:

- на месте и с продвижением вперед;

- толчком одной или обеих ног;

- в облегченных и усложненных условиях;

- с места или с разбега (многоскоки), как с учетом времени, так и дальности (например, в пятирном, десятирном прыжках);

- с предметной нацеленностью (допрыгнуть до подвешенного предмета, прыгнуть с места на гимнастического коня, перепрыгнуть через препятствие и т.д.)[2].

Важную роль в повышении прыгучести играет высокий уровень развития мышц бедра и голени, высокие показатели подошвенного сгибания стопы. В то же время у большинства баскетболистов, даже квалифицированных игроков, мышцы голени и стопы остаются, к сожалению, наиболее слабым звеном опорно-двигательного аппарата [5].

Актуальность этого исследования в том, что требования к тренировочному процессу требуют современных и результативных подходов в развитии скоростно-силовых качеств баскетболистов в условиях соревновательной деятельности.

Новизна исследования. Выбор данной темы обусловлен тем, что вопросы подготовки спортсменов-баскетболистов с применением фитнесс направлений не были широко рассмотрены в литературных источниках. Новизна исследования заключается в применении в тренировочном процессе авторских методик на степ-платформе, позволяет улучшить физическую подготовленность баскетболистов.

Объект исследования – скоростно-силовые качества (прыгучесть) спортсменов баскетболистов.

Цель исследования – повышение прыгучести с использованием комплекса упражнений со степ-платформой.

Методы и организация исследования. С целью изучения скоростно-силовых качеств нами использовались следующие контрольные испытания:

Тест № 1 – измерение высоты выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой.

На пролет гимнастической стенки крепится бумажная лента с разметкой от основания (0 см) до верхней точки (250 см) с точностью до 1 см.

Занимающийся становится боком к разметке в основной стойке и по сигналу выполняет прыжок. Оценивается высота выпрыгивания.

Тест № 2 – измерение высоты выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой с касанием рукой разметки.

Стоя боком к разметке, прикрепленной к пролету гимнастической стенки, испытуемый делает шаг вперед и выполняет прыжок вверх с сильным взмахом руками, касаясь разметки пальцами. Оценивается высота выпрыгивания.

Тест № 3 – измерение дальности прыжка в длину с места толчком двумя ногами со взмахом руками.

Занимающийся становится у начала разметки и по команде выполняет прыжок вперед толчком двумя ногами со взмахом руками. Дальность выпрыгивания оценивается с точностью до 1 см.

Тест № 4 – выпрыгивание вверх из упора присев со свободным движением рук.

Исследования проводилось на базе Брянского государственного университета. В экспериментальной группе учебно-тренировочный процесс проводился с внедрением, разработанной нами методикой. Эффективность разработанной нами методики осуществлялась путем сравнения результатов исследования с контрольной группой, где секционные занятия по баскетболу проводились по общепринятой методике.

Степ-платформа является оптимальным средством развития скоростно-силовых качеств. Метод применения степ-платформы использовался нами для контроля развития прыгучести у баскетболистов 17–20 лет.

Для развития прыгучести мы применили следующий комплекс упражнений:

Примерный комплекс упражнений со степ-платформой:

1. Стойка ноги врозь, степ между ног. Прыжки вверх с касанием стоп над степом (ноги вместе) и приземлением в исходное положение на месте и с продвижением вперед.

2. Прыжок через степ (с продвижение вперед) на двух ногах и одной.

3. Многократные напрыгивания на степ на двух и одной ноге.

4. Прыжки с ноги на ногу через степ с продвижение вперед и на месте.

5. Стоя боком к степу, прыжки на степ.

6. Стоя к степу боком, прыжки через степ.

7.Двойной прыжок на обеих ногах из и.п. стоя на краю степа.

8. Стойка на одной ноге, другая (выпрямленная в коленном суставе) – пяткой на степе. Прыжки на месте со сменой положения ног на каждый прыжок.

9. Спрыгивание с одного степа на другой, расположенных на расстоянии 80–100 см.

10. Спрыгивание с одного степа и напрыгивание на другой на расстоянии 80–100 см.

Данный педагогический эксперимент длился в течение 7 месяцев.

Контрольные тесты были проведены в начале (сентябре) и в конце (марте) педагогического эксперимента.

Достоверность результатов мы рассчитывали по t-критерию Стьюдента – http://ok-t.ru/studopedia/baza1/1394842341923/image137.gif, http://ok-t.ru/studopedia/baza1/1394842341923/image139.gif, http://ok-t.ru/studopedia/baza1/1394842341923/image141.gif.

Результаты исследований позволяют констатировать более высокий прирост прыгучести в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной группой.

По всем четырем тестам в экспериментальной группе мы наблюдаем достоверное улучшение. В тесте № 1 на 2,1 %, в тесте № 2 на 3,2 %, в тесте № 3 на 2,5 %, в тесте № 4 на 4,2 %. В контрольной группе прирост показателей прыгучести значительно ниже.

В контрольной группе во всех тестах динамика развития прыгучести улучшилась в незначительной степени по t-критерию Стьюдента, что говорит о том, что использованная методика развития скоростно-силовых качеств не отражала специфики физической подготовки баскетболистов.

Таким образом, результаты данного эксперимента показывают на эффективность упражнений с использованием степ-аэробики на развитие прыгучести в процессе совершенствования физической подготовки баскетболистов 17–20 лет.

В процессе педагогического эксперимента доказана эффективность экспериментальной методики развития прыгучести. По всем четырем тестам в экспериментальной группе мы наблюдаем достоверное улучшение в тесте № 1 на 2,1 %, в тесте № 2 на 3,2 %, в тесте № 3 на 2,5 %, в тесте № 4 на 4,2 %. Даная методика может приняться как в тренировочном, так и в учебном процессе развития скоростно-силовых качеств. В контрольной группе прирост показателей прыгучести значительно ниже.

Рецензенты:

Погонышева Д.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск;

Прядехо А.Н., д.п.н., профессор, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск.


Библиографическая ссылка

Украинцева Ю.А., Гуторова Г.А., Дайнеко С.А., Сулимова А.В. ПОВЫШЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ (ПРЫГУЧЕСТИ) У ЮНОШЕЙ 17-20 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ СРЕДСТВАМИ СТЕП-ПЛАТФОРМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16879 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674