Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА)

Зулькарнаева А.Т. 1 Ахмадуллин У.З. 1
1 ГБОУ ВПО «Башкирский Государственный медицинский университет»
Описано значение рационального питания в детском и подростковом возрасте. Приведены данные мониторинга организации питания в общеобразовательных учреждениях большинства регионов страны и сделан вывод о том, что средств, выделяемых из региональных и муниципальных бюджетов на укрепление материально-технической базы школьных столовых, в большинстве случаев явно недостаточно. Изучено фактическое питание 495 школьников, обучающихся в 1 - 11 классах различных общеобразовательных учреждений города Уфы. Проведено социологическое исследование родителей учащихся общеобразовательных учреждений, участвующих в реализации экспериментального проекта по совершенствованию школьного питания. При оценке рационов питания школьников установлено их несоответствие принципу количественной и качественной полноценности питания. Содержание белков в рационах было ниже нормы во всех возрастных группах и покрывало возрастную потребность на 55,46–72,87%. Содержание жиров в рационе питания школьников было минимальным (50,43% возрастной нормы) у девочек 11-14 лет и максимальным, но не достигающим возрастной потребности, у мальчиков 7-11 лет (75,07% от нормы). Содержание углеводов колебалось от 59,03% суточной потребности у девушек 14-18 лет до 78,29% у мальчиков 7-11 лет. Рационы питания школьников дефицитны по содержанию витаминов во всех возрастно-половых группах, а также по содержанию фосфора, магния, железа и избыточны по содержанию натрия. Все родители отмечают, что в школах, где учатся их дети, произошли положительные изменения в организации школьного питания в ходе реализации проекта по совершенствованию организации питания в общеобразовательных учреждениях. На основании полученных результатов разработаны практические рекомендации по улучшению управления системой школьного питания.
гигиеническая оценка
организация школьного питания
количественная и качественная полноценность пищи
рацион питания
1. Винярская И.В. Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности медицинских технологий: Автореф. дис. докт. мед.наук. – Москва, 2008. -46 с.
2. Земляной Д.А. Гигиеническая оценка факторов школьной среды и состояния здоровья обучающихся (на примере Невского и Выборгского районов Санкт-Петербурга): Автореф. дис. канд. мед.наук. – Санкт-Петербург, 2014. -25 с.
3. Зулькарнаева А.Т. Гигиеническая оценка фактического питания школьников и эффективности региональных мероприятий по совершенствованию организации питания в общеобразовательных учреждениях (на примере г. Уфа): Автореф. дис. канд. мед.наук. – Оренбург, 2013. -26 с.
4. Проект «Школьное питание» МУП "Центр школьного и детского питания" Городского округа город Уфа Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://цшдп.рф/project (дата обращения: 18.12.2014).
5. Салдан И.П., Филиппова С.П., Турчанинов Д.В., Гигиеническая оценка эффективности региональной программы модернизации школьного питания в Алтайском крае // Гигиена и санитария. - 2014.-N 4.-С.95-100.
6. Ширяева Г.П. Пути и эффективность реализации оздоровления детей и подростков в условиях городских образовательных учреждений: Автореф. дис. докт. мед.наук. – Уфа, 2008. -46 с.
Дети школьного возраста и подростки проводят большую часть времени вне дома в условиях общеобразовательных организаций. Следовательно, в условиях школы важно не только сохранять здоровье учащихся, но и укреплять его. В то же время распространенность функциональных отклонений и хронической патологии, в том числе алиментарно-зависимой, среди детей и подростков с каждым годом увеличивается, а число здоровых детей уменьшается. В связи с этим важной задачей государства является реализация комплекса мер по реорганизации системы питания как важного фактора внутришкольной среды [5].

Рациональное питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к факторам окружающей среды, оказывает существенное влияние на состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.

В период получения общего образования организм школьника испытывает повышенные нагрузки, как умственные, так и физические, что связано с большим расходом энергии и с высоким потреблением пищевых веществ.

На показатели заболеваемости отчетливое влияние оказывают особенности воспитания и обучения детей: заболеваемость детей в системе начального и среднего специального образования выше на 30%, чем среди школьников. Патологическая пораженность девушек в 1,5 раза выше, чем юношей. Нарушения репродуктивного здоровья у девушек коррелируют с нарушениями желудочно-кишечного тракта, центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, анемией и высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности [6].

Исследованиями Винярской И.В. установлено, что нерациональное питание учащихся, приводит к снижению общего уровня качества жизни (р<0,01). По мнению детей данной возрастной группы, материально-экономические факторы не имели существенного влияния на их субъективное благополучие. Родители оценили качество жизни детей школьного возраста ниже, чем сами дети, при этом степень разногласий повышалась с возрастом детей, была выше у мальчиков, детей II группы здоровья, в случае высшего образования родителей, в неполной семье, в семьях с высоким уровнем доходов [1].

По результатам исследования Земляного Д.А., питание школьников младшего и среднего школьного возраста Санкт-Петербурга носит несбалансированный характер (выявлен дефицит белков, избыточное содержание в пище углеводов и минералов - натрия, калия, магния, и значительный (40%) дефицит кальция, а также цинка, меди, кобальта; повышенная энергетическая ценность среднесуточного рациона,) с нарушением основ рационального питания (несоблюдение режима питания с удлинением перерывов между приемами пищи). Это отражается на физическом развитии школьников, увеличивая долю учащихся младшего и среднего школьного возраста с высоким индексом массы тела [2].

Именно изменения здоровья школьников, в последнее время часто носящие негативный характер, вызывают наибольшие опасения. Это, прежде всего, рост числа хронических заболеваний, психических отклонений и пограничных состояний, нарушения физического развития. Так, у 2/3 детей к 14 годам развивается различная хроническая патология, из-за этого до 80% выпускников школ ограничены в выборе профессии. Нарушения питания у детской группы населения являются одной из причин высокой частоты заболеваний желудочно-кишечного тракта, занимающих первое место (10-12%) в структуре заболеваемости у школьников, а также в возникновении анемии и болезней обмена веществ, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы (у 10-15% детей школьного возраста).

По результатам проведенного Министерством образования и науки России мониторинга организации питания в общеобразовательных учреждениях большинства регионов страны можно сделать вывод, что средств, выделяемых из региональных и муниципальных бюджетов на укрепление материально-технической базы школьных столовых, в большинстве случаев явно недостаточно. Технологическое оборудование пищеблоков образовательных учреждений обновляется крайне медленно, его износ составляет от 80 до 90%. Около 9% общеобразовательных учреждений не имеют условий для организации школьного питания. Как показывают результаты мониторинга, низкий уровень материального достатка многих семей не позволяет родителям обеспечить детей полноценным питанием дома и оплачивать их питание в образовательных учреждениях. Срочное решение проблемы доступности здорового питания в общеобразовательных учреждениях для детей и подростков напрямую связано с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в стране [3].

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года № 799 в 14 субъектах Российской Федерации с 2008 года реализуется экспериментальный проект «Школьное питание». Предметом данного проекта является разработка и практическая реализация мониторинга всех этапов комплексной реорганизации системы школьного питания в рамках эксперимента [4]. Цель проекта - осуществление систематического контроля за последовательной реализацией всех этапов региональных комплексных программ "Здоровое школьное питание".

Нами было изучено фактическое питание 495 школьников, обучающихся в 1 - 11 классах различных общеобразовательных учреждений города Уфы. Полученные результаты свидетельствуют о нарушении основных принципов рационального питания.

При оценке рационов питания школьников установлено их несоответствие принципу количественной полноценности питания. Энергетическая ценность рационов питания во всех возрастно-половых группах была ниже рекомендуемых величин. И если в возрасте 7-11 лет организм школьников был обеспечен энергией на 77,07% у мальчиков и 70,94% у девочек, то в возрасте 11-14 лет этот показатель значительно снижается и составляет 64,86% у юношей (р<0,05) и 57,67% у девушек (р<0,05). Калорийность питания школьников 15-18 лет значительно различается в зависимости от пола: у юношей она составляет 72,66%, а у девушек 58,06% от рекомендуемой (р<0,05), что, вероятно, связано с тем, что часть школьниц сознательно ограничивает свое питание для сохранения фигуры.

Выявлено, что не соблюдался и принцип качественной полноценности рациона питания. Содержание белков в рационах было ниже нормы во всех возрастных группах и покрывало возрастную потребность на 55,46-72,87%, при этом наиболее выраженный недостаток был отмечен у девушек 11-14 (на 44,17%) и 14-18 лет (на 44,54%). Содержание жиров в рационе питания школьников было минимальным (50,43% возрастной нормы) у девочек 11-14 лет и максимальным, но не достигающим возрастной потребности, у мальчиков 7-11 лет (75,07% от нормы). Уровень полиненасыщенных жирных кислот покрывал 3,51-5,46% суточной калорийности рациона вместо рекомендуемых 5-10% для 7-11-летних и 6-10% для 11-18-летних школьников. Содержание углеводов колебалось от 59,03% суточной потребности у девушек 14-18 лет до 78,29% у мальчиков 7-11 лет. При этом на долю простых сахаров приходится 27,8%-33,7% суточной калорийности рациона вместо положенных 10%. Недостаток пищевых волокон был наиболее выраженным у девушек 11-18 лет и составил 51,5% от возрастной потребности [3].

Содержание кальция было ниже возрастной физиологической нормы на 55,5-69,2% и было минимальным у девочек 11-14 лет. Рационы питания школьников были также дефицитны по содержанию фосфора, магния, железа и избыточны по содержанию натрия. [3].

Рационы питания школьников дефицитны по содержанию витаминов во всех возрастно-половых группах. Содержание витамина С в суточном рационе питания учащихся всех возрастных групп колеблется от 52,5 до 73,22%. При этом наибольшая недостаточность витамина С на 46,9% и 47,4% выявлена для мальчиков 7-11 лет и юношей 14-18 лет соответственно. Потребность в витамине В1 покрывается лишь на 39,9 - 62,7%, в витамине В2 - на 36,7-70,8%, в витамине РР - на 37,1-58,3%. Что касается жирорастворимых витаминов, то отмечен глубокий дефицит витамина А: в суточном рационе его недостаток составляет от 86% до 73,9%. Дефицит витамина Е менее значителен - от 54,0 до 28,0%. При этом наибольший дефицит витаминов характерен для девочек 11-15 лет.

В целом, можно отметить, что во всех возрастных группах обеспеченность организма энергией, а, следовательно, и нутриентами у мальчиков выше (64,6-72,9%), чем у девочек (57,7-70,9%), а в возрасте 7 - 11 лет лучше, чем в другие возрастные периоды (77,1% у мальчиков и 70,9% у девочек по сравнению с 64,9% и 57,7% в 11-14 лет и 72, 7% и 58,1% в 15-18 лет у юношей и девушек соответственно).

Управлением образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан проводится опрос родителей обучающихся общеобразовательных учреждений, участвующих в реализации экспериментального проекта по совершенствованию школьного питания, по анкетам, направленным Департаментом государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России.

Наряду с этим, начиная с 2009 года, проводится социологический опрос жителей городского округа г. Уфа РБ по теме: «Социальная поддержка. Образование» на базе социологической лаборатории Восточной экономико-юридической гуманитарной академии согласно муниципальному контракту с Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Из числа опрошенных большинство родителей (70,6%) считают, что питания ребенку в школе достаточно. Ответили, что их ребенку недостаточно питания в школе 8,6% родителей, 17,7% ответили, что ребенок не питается в школе (таблица №1).

Таблица №1

Достаточно ли Вашему ребенку того питания, которое он получает в школе?

№№

Ответы респондентов

% ответов

1.

Достаточно

40,2

2.

Скорее достаточно

30,4

3.

Скорее недостаточно

5,5

4.

Недостаточно

3,1

5.

Затрудняюсь ответить

2,9

6.

Ребенок не питается в школе

17,7

Согласно опросу все родители знали, что школа, в которой учатся их дети, участвует в экспериментальном проекте по совершенствованию организации школьного питания. 46% родителей узнали об этом из информации, размещенной на специальном стенде в школе. Большая часть родителей узнали о данной информации на родительском собрании, в том числе 64% из выступления классного руководителя, 56 % из выступления директора школы.

Родители проинформированы о нормативно правовых документах, на основании которых реализуется указанный эксперимент. Так, 34% родителей знают документы федерального уровня (постановление Правительства российской Федерации от 21.11.2007 г.), 46% - документы регионального уровня (постановление Правительства Республики Башкортостан от 18.03.2009 г. № 67), 36% нормативные документы образовательного учреждения. 71% родителей отметили, что данные документы были размещены на стенде в школе.

Из мероприятий, направленных на пропаганду здорового питания в школе, 67 % родителей отметили классные часы, 25% - конкурсы, 39% - беседы с врачом диетологом. 85 % родителей отметили, что в период проведения мероприятий по реализации экспериментального проекта по школьному питанию, их дети стали более информированы в вопросах здорового питания, но 5% родителей отрицают данный факт, 10% не обратили на это внимание.

Нами также было оценено мнение об улучшении качества питания по сравнению с предыдущим годом (табл. №2). Так, по данным 2014 года, 22,4% родителей отметили изменения в лучшую сторону, 4,2% - изменения в худшую сторону, 64,8% родителей считают, что ничего не изменилось.

В 2014 году в 1,9 раза возросло количество респондентов, отметивших, что ничего не изменилось (33,9% в 2013 году и 64,8% в 2014 году) и в 1,8 раза уменьшилось количество ответивших, что произошли изменения в лучшую сторону (41,6% в 2013 году и 22,4% в 2014 году). Почти в 2 раза уменьшился процент отметивших изменения в худшую сторону (8,3% в 2013 году и 4,2% в 2014 году).

Таблица №2

Заметили ли Вы улучшение питания в сентябре этого года по сравнению с питанием в прошлом учебном году?

Ответы респондентов

% ответов

2009

2010

2011

2012

2013

2014

1.

Да, изменения в лучшую сторону

34,0

16,0

11,2

39,2

41,6

22,4

2.

Ничего не изменилось

53,6

73,6

82,4

54,8

33,9

64,8

3.

Нет, изменения в худшую сторону

0,8

9,6

6,4

6,0

8,3

4,2

4.

Ребенок не питается в школе

11,6

0,8

0

0

16,2

8,5

По ответам родителей изменения в сторону здорового питания выразились у 60 % детей в том, что они стали больше употреблять в пищу овощей и фруктов, 31% детей стал более разборчив в еде, а 16% детей отказались от жевательной резины и чипсов.

Все родители отмечают, что в школах, где учатся их дети, произошли положительные изменения в организации школьного питания в ходе реализации проекта по совершенствованию организации питания в общеобразовательных учреждениях. 90 % родителей указывают на проведенной ремонт столовой, 35% - на улучшение качества пищи, 21%- на новое оборудование, 8%- на появившееся желание у ребенка посещать школьную столовую, 6%- на то, что меню стало более разнообразным. 69 % родителей указывают на улучшение в состоянии здоровья детей в новом учебном году по сравнению с прошлым годом, 14 % родителей улучшение в состоянии здоровья не отмечают, а 17 % не обратили на это внимание. 56% родителей, которые заметили улучшение в состоянии здоровья ребенка в новом учебном году склонны считать, что это связано, в том числе, и с улучшением организации питания в школе, где учится их ребенок. 15 % родителей не связывают улучшения в состоянии здоровья детей с питанием в школе. 29% родителей затруднились ответить на данный вопрос.

Эффективная модель управления системой школьного питания должна включать в себя анализ актуальной ситуации в сфере школьного питания; учет имеющихся и привлечение дополнительных ресурсов планирование, постановку цели и задач развития системы школьного питания, составление сетевого графика реализации мероприятий по совершенствованию системы школьного питания. Важным направлением деятельности является обмен опытом с регионами, успешно реализовавшими экспериментальные проекты по совершенствованию организации школьного питания; проведение мероприятий, направленных на достижение всех задач реорганизации системы школьного питания; внедрение систем учета, контроля в сфере организации школьного питания. Необходимо проведение мониторинга организации школьного питания, включая мониторинг здоровья школьников; анализ удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством школьного питания; постановку новых целей и задач на основе мониторинга и анализа удовлетворенности потребителей.

Рецензенты:

Егорова Н.Н., д.м.н., профессор, Ученый секретарь отделения медицинских наук Академии наук Республики Башкортостан, г. Уфа;

Красовский В.О., д.м.н., профессор, заведующий отделом гигиены физиологии труда ГБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Зулькарнаева А.Т., Ахмадуллин У.З. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16900 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674