Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА

Исмагилова Л.А. 1 Матягина Т.В. 1 Смольянинов Н.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»
В современных условиях очевидны перекосы в воспроизводстве профессионально-кадровой структуры общества и различия во взглядах на вопросы профессионального и образовательного выбора людей. Подходы к решению проблемы профессиональной ориентации и проектирования профессиональных и образовательных траекторий требуют систематизации. В работе введено понятие «профессионально-образовательный менталитет» и предлагается концептуальный подход к формированию менталитета широких социальных групп по вопросам профессионального и образовательного выбора, который позволяет реализовать общезначимые механизмы и инструменты информационного обмена идеями, создания привлекательного имиджа отдельных профессий и направлений обучения, предпрофессиональной и профессиональной ориентации и выбора образовательных траекторий, основанный на функционировании профессионально-образовательной биржи.
профессионально-образовательный менталитет
профессиональная ориентация
образовательная траектория
профессионально-образовательная биржа
непрерывное образование
образование на протяжении всей жизни
академическая мобильность
1. Бодрунов С. Д. Реиндустриализация. Круглый стол в Вольном экономическом обществе России. // Мир новой экономики. № 1, 2014. – С. 11-26.
2. Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://base.garant.ru/70350078/ - block_100000http://www.kremlin.ru/transcripts/47173/work (дата обращения: 16.12.2014).
4. Распоряжение Правительства РФ №487-р от 31 марта 2014 г. «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/government/132 (дата обращения: 16.12.2014).
5. Смольянинов Н. Е., Матягина Т. В. Систематизация подходов к трактовке категории «человеческий капитал» // Профессиональное образование и рынок труда: Материалы научной конференции. [Электронный ресурс]. // Научный электронный архив Российской академии естествознания, 2014. URL: http://econf.rae.ru/article/8376 (дата обращения: 16.12.2014).
6. Стиглиц Дж. Человеческое лицо глобализации. // Политический журнал № 7 (10) / 01 марта 2004 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.politjournal.ru/index.php?POLITSID=76a82cfc91ccf314b67a4bcdc3e33ec5&action=Articles&dirid=36&tek=693&issue=19 (дата обращения: 16.12.2014).
7. Экономическое пространство. Теория и реалии: монография / Л. А. Исмагилова, Н. И. Климова, М. П. Галимова и др. – М.: Экономика, 2011. – 374 с.
8. Becker, Gary S. Human Capital. — N.Y.: Columbia University Press, 1964.
9. Shultz T.W. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. –N.Y., 1968, vol. 6.
10. Simon S. Kuznets Modern Economic Growth: Rate, Structure, and Spread, 1966.

Постановка проблемы и актуальность темы

Одной из эффективных составляющих стратегии развития России в период кризиса считается реиндустриализация экономики [1], а одним из базовых условий экономического роста являются высокоподготовленные кадры, квалификация которых соответствующим образом подтверждена [3]. Поэтому вопросам воспроизводства профессионально-кадровой структуры сегодня уделяется особое внимание [4]. Но недостаточный уровень развития человеческого капитала и несоответствие его качества решаемым социально-экономическим задачам является барьером для реализации этой стратегии.

Природа человеческого капитала раскрыта в различных аспектах в работах зарубежных и российских ученых: Беккера Г. [8], Шульца Т. [9], Саймона С. [10], Стиглица Дж. [6], Дятлова С. А. [2], а также Кузнеца С., Глазьева С. Ю., Иноземцева В. Л., Капелюшникова Р. И. Заславской Т. И., Радаева В. В., Рывкиной Р. В., Тощенко Ж. Т., и др. Исследования последних лет сфокусированы на изучении механизмов эффективного управления человеческим капиталом, а также взаимного влияния отдельных факторов социальной среды, процессов глобализации, институтов развития и человеческого капитала [5; 7 и др.].

Однако все еще сохраняются различия во взглядах на вопросы профессионального и образовательного выбора, а также формирования привлекательного имиджа профессий и направлений подготовки кадров в интересах, как личности, так и других участников этого процесса. Это не позволяет людям правильно оценить свои карьерные перспективы и возможные последствия такого выбора, организациям – эффективно управлять человеческими ресурсами, государственным институтам – адекватно оценивать перспективы социально-экономического развития. В целом в науке до сих пор не существует единства концептуальных подходов к решению проблем формирования, трансформации и управления профессионально-образовательным менталитетом экономически активного населения.

Понятие «профессионально-образовательный менталитет» вводится как комплексная характеристика человеческого капитала и возникает в условиях новых высокотехнологичных видов деятельности, диссонансов социального развития, а также деструктуризации отраслей производства и развития индустрии услуг.

В современных условиях отмечается также дефицит инструментария, позволяющего формировать и трансформировать профессионально-образовательный менталитет на этапах выбора профессии, развития карьеры, профессиональной мобильности. По «инерции» личностных психологических и экономических установок 90-х годов прошлого века люди все еще стремятся связать свою трудовую деятельность с профессиями, которые, как им кажется, связаны с высокой доходностью. При этом не всегда адекватно оцениваются последствия возможных изменений конъюнктуры рынка труда в долгосрочной перспективе. Особенно это касается представителей молодежной среды.

Но проводимых исследований в этих направлениях сегодня явно недостаточно, а предлагаемые подходы к решению проблемы профессиональной ориентации и проектирования профессиональных и образовательных траекторий, выбору стратегий профессионального развития и роста еще недостаточно разработаны.

В связи с этим в данной статье предлагается технология формирования, на различных этапах жизни, менталитета широких социальных групп по вопросам профессионального и образовательного выбора, а также использованию практических инструментов и технологий предпрофессиональной и профессиональной ориентации, выбора профессиональных и образовательных траекторий.

Концепция формирования профессионально-образовательного менталитета

В работе предлагается концептуальный подход к формированию профессионально-образовательного менталитета экономически активного населения, который позволяет реализовать общезначимые механизмы и инструменты информационного обмена идеями, создания привлекательного имиджа отдельных профессий и направлений обучения, предпрофессиональной и профессиональной ориентации и выбора образовательных траекторий, основанный на функционировании профессионально-образовательной биржи.

Целью данного подхода является создание условий для повышения уровня информационного, научного и образовательного обмена по вопросам формирования профессионально-образовательного менталитета среди широкого круга заинтересованных лиц за счет использования нового социально-ориентированного инструментария научно-практического взаимодействия и обмена информацией в форме специализированной площадки в реальной и виртуальной среде.

Возможные способы использования информации, результатов и возможностей профессионально-образовательной биржи для различных категорий потребителей:

1) Учащаяся молодежь может использовать информацию о существующих профессиях, их востребованности на рынке рабочих мест, о возможностях профессионального и карьерного роста, о влиянии на уровень жизни для принятия обоснованного решения о продолжении обучения на последующих уровнях образования.

2) Молодежь из числа занятых в экономике, а также другие категории трудоспособного населения может использовать информацию для анализа альтернатив и обоснования выбора наиболее эффективных способов изменения своей профессиональной траектории. Например, информация о рынках образовательных услуг и образовательных ресурсов может способствовать повышению уверенности в выборе учебного заведения, необходимого для карьерного развития, направления будущего обучения; информация о спросе и предложении на рынках труда и рабочих мест призвана помочь им в формировании собственных целевых установок в отношении занимаемых должностей в рамках конкретных профессий.

3) Для молодых людей из числа незанятых в экономике может быть важна информация о рынках образовательных услуг и образовательных ресурсов для принятия решения об укреплении своих квалификационно-образовательных позиций, понимания своей компетентностной сущности, что, в результате, должно способствовать принятию обоснованного решения для продолжения обучения или смене вида профессиональной деятельности.

4) Организации коммерческого сектора могут воспользоваться информацией проекта для оценки потребности в трудовых ресурсах, обоснования корпоративной организационной структуры, повышения эффективности использования человеческого капитала.

5) Научные организации и организации сектора исследований и разработок могут использовать информацию (например, в виде научных сборников, монографий, аналитических документов) для выбора актуальных направлений исследований, продолжения научных работ и корректировки их планов.

6) Образовательные организации могут использовать информацию биржи для организации профессионально-ориентационных работ, проведения приемных компаний, планирования контингента, разработки перспективных планов развития структуры направлений и специальностей подготовки.

7) Государственные институты могут использовать информацию биржи для разработки государственных и региональных программ социально-экономического развития; выработки и корректировки государственной политики в области образования, молодежной политики; планов развития отраслей и др.

8) Все категории потребителей – для принятия решения об участии в мероприятиях биржи.

9) Частные и государственные организации для подготовки проектов и заключения соглашений о намерениях.

Информация, распространяемая в рамках биржи должна способствовать:

  • корректировке устойчивых взглядов (менталитета) широких слоев населения в отношении выбора и изменении траектории профессии, повышения уровня образования;
  • эффективному использованию ресурсов системы образования;
  • повышению уровня жизни;
  • наиболее полному удовлетворению потребности экономики территорий в человеческом капитале.

Таким образом, задачами профессионально-образовательной биржи (см. рис 1) являются:

  • информационный, научный и образовательный обмен по вопросам развития профессий, направлений и уровней образования;
  • модерация этой информации;
  • организация мероприятий, повышающих информированность общества в вопросах профессионального выбора и оценки имиджа образования.

Рис. 1. Структура профессионально-образовательной биржи

Профессионально-образовательная биржа должна быть реализована в двух формах: а) как добровольное объединение научных, образовательных, производственных и других организаций, государственных учреждений и физических лиц, а также б) как специализированная виртуальная площадка (портал).

Добровольное объединение лиц (ассоциация, консорциум, гильдия, саморегулируемая организация) предполагается с целью:

  • ведения координированной деятельности, содержанием которой являются формирование информационного, научного и образовательного контента по вопросам профессиональной ориентации, оценки образовательных траекторий, формирования профессионально-образовательного менталитета;
  • разработки практических инструментов и технологий обмена этой информацией;
  • формирования рынка обмена продуктами этой деятельности с использованием разработанных инструментов и технологий.

Участники такого объединения непосредственно участвуют в информационном обмене и обеспечивают передачу информации во внешнюю среду.

Специализированная виртуальная площадка (портал) создается с целью организации непосредственного информационного обмена идеями между научным сообществом, образовательной и профессиональной средой, а также рынком труда и рабочих мест, государственными институтами и является практическим инструментом для такого обмена. Такая организация биржи обеспечивает также визуализацию обмениваемой информацией и другими продуктами деятельности ассоциации, свободный доступ удаленных пользователей и организацию электронной платежной для обеспечения транзакций.

Возможные схемы обмена при формировании профессионально-образовательного менталитета показаны на рис. 2. Соединительные линии здесь показывают направления движения информационных потоков и обмениваемых продуктов.

Форма сетевого взаимодействия «звезда» предусматривает предоставление равных альтернативных возможностей при реализации обмена. В данном случае профессионально-образовательная биржа (ПОБ) выступает как инициатор и координатор сетевой реализации информационного обмена, а другие организации-участники (Орг1 – Орг5) и физические лица – люди (Л) не связаны между собой отдельными отношениями обмена.

а) звезда б) паутина в) сеть

Рис. 2. Возможные схемы информационного, научного и образовательного обмена при формировании профессионально-образовательного менталитета

В схеме «паутина» на отношения информационного обмена биржи с ключевыми партнерами накладываются отношения других организаций и физических лиц между друг другом, но в рамках единой политики сетевого взаимодействия, предложенной биржей.

«Сеть» предусматривает схожий с «паутиной» механизм, но на принципах равноправного взаимодействия и полной свободы выбора партнера и механизма обмена.

Модерация информационного обмена осуществляется для повышения его целенаправленности, интенсивности и качества контента, предполагающего приращение знаний и выявление социально-экономических, социально-правовых и иных закономерностей профессионального и образовательного развития. Для обеспечения полноты и качества данного контента необходимо формирование информационного пространства согласования потребностей развития представителей научного сообщества, образовательной, профессиональной среды и молодежной аудитории, а также формирования профессионально-образовательного менталитета. В результате ожидается устранение когнитивного общественного диссонанса устойчивых взглядов представителей различных социальных институтов и групп на проблемы профессионализации и образования, а также создание условий для формирования профессионально-образовательного менталитета.

Проведение мероприятий просветительского, научного, профориентационного и образовательного характера направлены на популяризацию знаний о действующей системе образования, о профессионально-кадровой структуре общества, об образовательных, научных, производственных и иных организациях, принимающих участие в функционировании биржи. Мероприятия проводятся, как очном формате, так и в электронном, с использованием всех возможностей, включая виртуальную площадку информационного обмена (портал), технические возможности электронного обучения, а также технические системы дистанционного образования, другие информационные ресурсы, включая ресурсы социальных сетей.В результате ожидается повышение информированности общества о структуре потребностей отраслей экономики в кадрах, о системе национальных квалификаций, о сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня, их продолжительности и содержании, о механизме профессиональной сертификации специалистов и о других вопросах, находящихся в компетенции биржи.

Заключение

В работе введено понятие «профессионально-образовательный менталитет». Этот менталитет, как основу воспроизводства и наращивания человеческого капитала, предлагается формировать, трансформировать и реализовать посредством профессионально-образовательной биржи, которая, в свою очередь, представляет собой комплекс результативных инструментов координации и коммуникации, обеспечивающих повышение уровня и интенсивности информационного обмена по вопросам профессионального и образовательного выбора, результативности и востребованности проводимых научных исследований, образовательных программ, потребностей и приоритетов заинтересованных потребителей, экономики и общества в целом.

Главными результатом реализации концептуального подхода к формированию профессионально-образовательного менталитета, является создание специализированной площадки в виртуальной и реальной среде, на которой создаются, поддерживаются в актуальном состоянии и используются новые методы, способы и технологии формирования устойчивых профессионально-образовательных взглядов широких социальных групп с учетом обеспечения удовлетворенности потребителей и востребованности экономики в развитии человеческого капитала.

Сведения о рецензентах:

Климова Нина Ивановна, д-р экон. наук, проф., заведующий сектором, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук (ФГБУН ИСЭИ УНЦ РАН).

Амирханова Лилия Рифовна, д-р экон. наук, проф., профессор каф. менеджмента и маркетинга, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный авиационный технический университет» (ФГБОУ ВПО «УГАТУ»).


Библиографическая ссылка

Исмагилова Л.А., Матягина Т.В., Смольянинов Н.Е. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17047 (дата обращения: 18.08.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.094