Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Зебзеева В.А. 1
1 Оренбургский государственный педагогический университет
В ходе исследования нами была создана система работы с детьми, включающая программу, благоприятную, развивающую предметно–пространственную среду, современные технологии социально-коммуникативного развития дошкольников, комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение педагогической культуры всех участников образовательного процесса. Были отобраны технологии, основанные на индивидуализации, интеграции образования: технология портфолио, проектное обучение, технология игрового обучения. В программе предусматривались современные формы организации образовательной деятельности детей: конкурсы, игра, экскурсии, праздники, викторины, исследования. Мы стремились насытить жизнь ребенка разнообразными событиями: встречами, праздниками, которые делали ребенка счастливым, позволяли проживать каждый день радостно и счастливо. Детская субкультура создавала собственное пространство, особый свод правил, собственное видение мира и способы его отражения, выполняла первичные функции социализации. Разработана и внедрена адаптивная модель оптимизации сопровождения детей в образовательной организации социального партнерства. Положительная динамика в развитии социально-коммуникативных отношений между сверстниками и взрослыми позволяет говорить об эффективности разработанного нами комплекса мероприятий социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
комплекс мероприятий социально-коммуникативного развития детей
модель
детская субкультура
формы организации образовательной деятельности
технологии
программа
педагогическое сопровождение
социально–коммуникативное развитие дошкольников
1. Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id= 240131 (дата обращения: 14.01.2015).
2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212951 (дата обращения: 14.01.2015).
3. Зебзеева В.А., Усова Н.И. Игровой фольклор в субкультуре детства // Фундаментальные исследования. — 2013. — 10. — Ч.9. — С. 2043-2049.
4. Основы социально-психологического тренинга [Электронный ресурс].—URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256452(14.01.2015).
5. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253801 (дата обращения: 14.01.2015).
Социализации детей остается одной из актуальных проблем на современном этапе. Учитывая, что детям необходимы новые впечатления и формы их поиска, важно научить их аналитично подходить к реалиям современного мира, самостоятельно решать возникающие вопросы. В связи с этим социализация детей находится постоянно в поле зрения психологов, философов, социологов, педагогов, которые пытаются выделить различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.

Цель исследования. В своём исследовании мы работали над созданием технологии педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, что особенно актуально в связи с введением федерального государственного стандарта дошкольного образования в практику.

Гипотеза исследования: мы предположили, что эффективность социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста обеспечит создание системы работы с детьми, включающей программу социального развития детей, благоприятную развивающую предметно-пространственную среду, современные технологии социально-коммуникативного развития дошкольников; комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение педагогической культуры всех участников образовательного процесса.

Задачи исследования. Нами решались следующие задачи: провести анализ состояния теории и практики социально-коммуникативного развития дошкольников; разработать программу социально-коммуникативного развития дошкольников; создать банк технологий работы с детьми, основанных на индивидуализации, интеграции, комплексно-тематическом планировании; обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Материал и методы исследования. На первом этапе исследования проводилось изучение педагогической, психологической, методической литературы, нормативных документов, определяющих деятельность дошкольных образовательных учреждений на современном этапе. «Социализация» в психолого-педагогической литературе рассматривается как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих социальной группе и обществу в целом, «усвоение индивидом социального опыта» (Р.С.Буре) [2]; как процесс, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях (А.В. Мудрик); как «вхождение в социальную среду, приспособление к ней, овладение определенными ролями и функциями» (Б.Д. Парыгин).

Социализация раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянова). В гуманистической зарубежной педагогике и психологии сущность социализации представлена как процесс самоактуализации, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, преодоления негативных влияний среды, мешающей ее саморазвитию и самоутверждению (А. Маслоу, К. Роджерс).

Основными механизмами и факторами социализации личности, по мнению А.В. Мудрика, являются: различные социальные институты, ближайшее окружение, субкультура детства и межличностное взаимодействие личности [5].

По мнению В.И. Слободчикова, социализация личности происходит в «событийной сообщности». Но при этом, как отмечал Д.И. Фельдштейн, активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса. Эта активность, формы ее проявления и уровень ее осуществления должны быть сформированы.

Социализация - процесс противоречивый, так как, с одной стороны, человек должен отвечать требованиям общества, а с другой стороны, - противостоять негативным влияниям общества, тормозящим его индивидуальное развитие. Эти положения составили теоретическую основу нашего исследования.

Второй этап предполагал разработку нормативно-правовой базы педагогического сопровождения процесса социально-коммуникативного развития детей в дошкольной образовательной организации. Были разработаны положения о «Школе социального партнерства», о центре «Педагогического мастерства», о «Творческих группах педагогов». Заключались соглашения с общественными организациями, участвующими в процессе организации социально-коммуникативного развития детей [5].

Нами была разработана программа, формируемая участниками образовательных отношений: «Школа социального успеха», ориентированная на эффективное использование социокультурных, гражданских концептов. Были сформированы творческие группы педагогов, участвующие в разработке педагогической технологии поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Ими были отобраны технологии, основанные на индивидуализации, интеграции образования. К ним были отнесены: технология портфолио, проектное обучение, технология игрового обучения и др.

«Школа социального успеха» стала неотъемлемой частью работы по социально-коммуникативному развитию детей. Особенностью её работы стало проживание ребенком различных ситуаций: «В кругу друзей», «Как достичь согласия», «Планета Детей», «Дружба без границ», «Игра- Планета».

Содержание программы «Школа социального успеха» построено на основе блочно- модульного подхода и включало блоки: «Я - гражданин России», «Я и мой город», «Мой любимый детский сад», «Моя семья», «Моя будущая профессия», «Мои друзья», «Мои успехи», «Мои добрые дела», «Мои события» и др.

В программе предусматривались современные формы организации образовательной деятельности детей: смотры, конкурсы, игра, труд, экскурсии, праздники, викторины, исследования. Мы стремились учить детей занимать активную гражданскую позицию во всех жизненных ситуациях. Использование разных видов социальной деятельности: проектной, кооперантной и организационной - помогало детям осознавать своё предназначенье в жизни, то есть быть успешными. Вместе с детьми составлялись и иллюстрировались сборники: любимых песен, любимых сказок, любимых игр. Учили детей тайне жестов, бесконфликтным отношениям, проводили тренинги [4].

Учитывая заинтересованность родителей в личностном росте своих детей, их успешности проводили с родителями семинары: «Как сделать ребенка успешным», «Планета детства», «Как сделать ребенка счастливым».

Мы учитывали, что одним из механизмов социализации выступает механизм подавления, суть которого заключена в исключении из сферы сознания, чувств, желаний, влечений - всего того, что причиняет боль, стыд, чувство вины и пр. Механизм самоограничения действует на протяжении всего периода развития личности и обеспечивает ей ситуативную адаптацию.

Мы стремились насытить жизнь ребенка разнообразными событиями: встречами, праздниками, которые делали ребенка счастливым, позволяли проживать каждый день маленькой успешной и радостной жизнью. Учили осознанно и системно относиться к своим поступкам, словам, управлять своим поведением, правильно реагировать на события, происходящие вокруг.

Среди многочисленных факторов социализации особое место занимают отношения среди сверстников. Детское общество является моделью взрослого общества. Именно в нем дети усваивают нормы поведения и морали. Автономность детского сообщества проявляется в детской субкультуре, которая рассматривается как феномен, отличающийся от взрослого сообщества, от общепринятых норм, ценностей и стереотипов. В нем детьми создается собственное пространство, особый свод правил, собственное видение мира и способы его отражения. Именно субкультура детства начинает выполнять первичные функции социализации. Правила, введенные в жизнь ребенка, позволяют ему приобщаться к опыту взрослых, жить по их законам. Человек, приученный подчинять свою жизнь правилам, может самоорганизоваться и самодисциплинироваться в любых жизненных ситуациях [3].

На первый взгляд, правилам нет места в жизни ребенка. Но, с другой стороны, сам ребенок стремится установить эти правила, говоря другим: «Мы пойдем гулять, как только уберем игрушки». «Нельзя ходить по траве, там могут быть насекомые, и мы их раздавим». «Я буду дружить с Наташей, потому что она разрешает поиграть её куклой». В игре надо соблюдать правила». Правила не имеют национального характера, но они раскрывают принципы жизни и отношений людей. Правила выстраивают картину нравственно-эстетических, эмоционально-рациональных и социально-ценностных отношений между людьми. Ребенок также ищет собственную модель поведения, создает образ собственной жизнедеятельности, но сохраняя при этом общечеловеческую схему жизни.

Мы учитывали, что вхождение ребенка в социальную жизнь осуществляется через подражание. Подражание представляет собой моделирование поведения. Игра, на наш взгляд, выступает для ребенка не только отражением социального способа взаимоотношения с другими, но и способом демонстрации взрослым внутреннего, эмоционального состояния. В дошкольном возрасте наблюдается динамика перехода от отражения отношения взрослых к предметам, к отражению его взаимосвязи с другими людьми, к моделированию в действиях внутренних оснований поведения отображаемого взрослого.

В «Школе социального успеха» мы учили детей быть всегда доброжелательными к друг другу. Каждый конфликт коллективно исследовался и превращался в урок, полезный жизненный опыт. Дети принимали участие в различных городских конкурсах, в социально-образовательных мероприятиях: «Маленькие мастера», «Традиции в нашей группе», «Лесенка творчества», «Предметы обихода в старину», «Секреты костюма», «Фольклор в нашей жизни».

Мы активно использовали в работе с детьми включение занимательных событий: «День игры», «День желаний», «День добра», «День дружбы», «День радостных встреч» и др. Были организованы детско-взрослые конкурсы: «Спортивные талисманы», «Летние воспоминания в миниатюрах», конкурс - на лучший сценарий ко дню города; творческие мастерские, ярмарки детских идей, акция - изготовление экологических плакатов «Люблю свою планету», презентации «Моя семья», проекты: «Город, в котором я живу», «Моя малая Родина», «Люблю тебя мой край родной» - проекты изучения родного края; «Планета людей», «Вместе дружная семья» - проекты международного воспитания; «Мои права, мои обязанности» - проекты правового воспитания детей; «Защитим елочку - зеленую иголочку», «Подснежник», «Юный эколог» - проекты практической природоохранительной направленности; «Будем здоровы», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» - валеологические проекты; «Поиск», проекты работы с ветеранами войны и труда; «Милосердие» - проекты оказания помощи социально незащищенным категориям населения.

Была разработана модель оптимизации сопровождения детей в образовательной организации с включением проектов - акций: «Трудовой десант», «Чем можем, поможем», «Золотая книга семейных традиций», «Твори добро», «Спасибо за победу», «Галерея славы».

Педагогическую технологию социально-коммуникативного развития мы рассматривали как компонент педагогической системы дошкольного образования, способ конструирования педагогического процесса, с помощью системы средств и инновационных методов воспитания и обучения дошкольников в образовательной организации.

Такое многоаспектное видение социально-коммуникативного развития в условиях реализации требований ФГОС ДО позволило добиться эффективности процесса развития социальных компетенций дошкольников, необходимых им для вхождения в общество.

Интеграция процессов развития и обучения достигалась благодаря способности педагога умело применять указанные проекты в различных видах детской деятельности. Отсутствие жестких лимитов времени и атмосфера соревнования, различные мотивационные эффекты - награды, привлекательность, групповой поиск решения, неожиданные варианты решения, улучшали характер взаимоотношений и эмоциональное благополучие детей.

В своей программе мы отмечали, что для того, чтобы действие приобрело самостоятельный характер, его необходимо оснастить специальными средствами, которые ребенок первоначально должен усвоить в сотрудничестве со взрослыми.

Были утверждены планы и начата работа в «Школе молодого воспитателя» по направлениям социализации и коммуникации: «Успешная социализация детей через театрализованные игры», педагогический тренинг «Способы преодоления проблем в общении со сверстниками», «Волшебные ключи педмастерства - об искусстве игры и мастерстве её организации» - тренинги креативности для воспитателей, презентация «Детский календарь». В рамках «Педагогического манежа» проходила диссеминация инновационного педагогического опыта по социально-коммуникативному развитию детей. «Игры и игрушки наших детей», «Сочиняем, рисуем...», «Патриоты России».

Был проведен конкурс «Профессионального мастерства педагогов». В режиме дистанционного повышения квалификации реализовывались программы самообразования педагогов: «Включение детей в систему социальных и коммуникативных отношений», «Развитие у воспитанников творчества, фантазии», выпуск видео-журнала «Игровые увлечения наших детей».

Ценностью педагогического концепта являлась совокупность условий, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, создание организационно-методического инструментария взаимодействия педагогического коллектива с социальными институтами, объединенных единой образовательной целью: социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации требований ФГОС ДО.

Были созданы материально-технические условия для реализации программы, смоделирована развивающая предметно-пространственная среда, представляющая этапы пополнения и сменяемости содержания оборудования игровых центров, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и СанПиН. Были выделены планируемые итоговые результаты освоения детьми программы, которые соотносились с ориентирами развития детей дошкольного возраста, обозначенными ФГОС ДО.

Особую роль в процессе социально-коммуникативного развития детей занимали ситуации развития. Моделирование своего социального действия, на наш взгляд, позволяло формировать у ребенка проектировочную и регулирующую функцию при общении с другими, что обеспечивало возможность предупреждения конфликтов между детьми [3].

Инновационность нашего исследования заключалась в создании образовательной программы, внедрении банка технологий социально-коммуникативного развития детей. Разработана и внедрена адаптивная модель оптимизации сопровождения детей в образовательной организации социального партнерства.

Результаты исследования. Третий этап был направлен на обобщение результатов исследования. Был осуществлен анализ и произведено теоретическое обобщение данных исследования, оформлены значимые результаты. Разработанная нами технология способствовала накоплению опыта группового общения, взаимодействия, сотрудничества, формированию ценностных ориентаций, развитию познавательной и эмоционально-личностной активности детей. Отслежена положительная динамика в развитии социально- коммуникативных отношений между сверстниками и взрослыми (с 63 % до 91 %), в мотивации к учебной деятельности (с 65 до 90 %), в положительной самооценке и уверенности в себе (с 41 % до 67 %), в коммуникативных умениях и навыках (с 55 до 92 %), в становлении основ духовно-нравственного облика личности и усвоении общечеловеческих ценностей (с 45 до 78 %); обеспечена высокая активность воспитанников и педагогов в конкурсном движении разного уровня.

Отмечено повышение профессионального уровня педагогов: через участие в работе творческих групп (47 %), через обобщение педагогического опыта (39 %), через внедрение инновационных технологий по социально-коммуникативному развитию дошкольников (54 %); успешно апробирована модель взаимодействия с родителями. Созданы условия для комфортного микроклимата в дошкольной организации.

Выводы или заключение. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы. Процесс социализации выступает пространством многообразных взаимоотношений. Использование разработанного нами комплекса мероприятий позволило эффективно решать задачи социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

Сопоставление результатов на этапе констатирующего и контрольного эксперимента свидетельствовало о значительном росте количества детей, способных устанавливать контакт со сверстниками, участвовать в обсуждении проблем, находить их решение. Так, показатель высокого уровня развития коммуникативных умений повысился с 27 % до 63 % соответственно. Расширились возможности детей участвовать в социально-значимых событиях, что в свою очередь способствовало оптимизации процесса социально-коммуникативного развития детей. Дети стали активны, демонстрировали интерес к окружающему. Подобные результаты получены во всех возрастных группах, что позволяет говорить об эффективности разработанной системы мероприятий, направленных на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста и возможности ее широкого применения в практике работы дошкольных образовательных организаций.

Рецензенты:

Русакова Т.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой художественно-эстетического воспитания, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Зебзеева В.А. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17141 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674