Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РАМКАХ РАЗНЫХ РЕЖИМОВ

Потехина Е.Н. 1 Юричева Е.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Происходящие в России экономические и политические изменения направлены на развитие сельского хозяйства в части импортозамещения и вынуждают сельскохозяйственных товаропроизводителей искать новые подходы в своем развитии. Актуальным остается развитие инфраструктуры, создание четких и прозрачных схем выхода в розничный сегмент, а также моральный и физический износ основных средств. Проводимая государством налоговая политика требует постоянного контроля и корректировки существующего налогового и бухгалтерского учета. Для эффективного и устойчивого развития сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо выбор оптимальной системы налогообложения, обеспечивающей конкурентные преимущества в сложившихся экономических реалиях. Выбранная система налогообложения должна учитывать специфику сельскохозяйственных товаропроизводителей во всей совокупности их деятельности и особенно отдельных подкомплексов. Особенно актуальна, стоит проблема оптимизации налоговых платежей, упрощение учета и отчетности, недопущение ошибок в бухгалтерском и налоговом учете и связанные с этим налоговые пени, штрафы и санкции и в целом оптимизация и снижение налоговой нагрузки на предприятие.
налоговая нагрузка
КФХ
налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей
ЕСХН
1. Абакарова Р.Ш. Конкурентоспособность российского сельского хозяйства в условиях ВТО // Теория и практика общественного развития . 2014. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-rossiyskogo-selskogo-hozyaystva-v-usloviyah-vto (дата обращения: 27.11.2014).
2. Казьмин А.Г., Оробинская И.В. Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей России // СЭПТП . 2013. №9 (2). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nalogooblozhenie-selskohozyaystvennyh-tovaroproizvoditeley-rossii (дата обращения: 12.10.2014).
3. Налоговый кодекс (часть первая и вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 01 октября 2008 г. № 154-ФЗ – ФЗ: - Режим доступа: Консультант Плюс.
4. Пигорева И.И., Семыкина С.В. Финансовое оздоровление сельхозтоваропроизводителей через реструктуризацию кредитной задолженности // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 7 – стр. 81-83.
5. Федеральный закон от 29 июля 2007 г. № 95 «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации».
На протяжении всего периода реформирования сельского хозяйства государство пытается создать оптимальную систему налогообложения, максимально учитывающую особенности сельскохозяйственного производства и стимулировать его рост при одновременном снижение себестоимости. Для максимального использования всех возможных льгот, предоставляемых сельскому хозяйству, наиболее предпочтительным является консолидация и объединение сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основными конкурентными преимуществами сельского хозяйства являются природные ресурсы, состояние технологии и качества производства сельскохозяйственной продукции, материальные финансовые ресурсы, уровень квалификация кадров, наличие мер государственной поддержки и льготное налогообложение. Главным ограничением для развития конкуренции отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей является тот, что они реализуют свою продукцию по низким ценам, самостоятельный выход на рынок практически закрыт, а значительная часть выручки остается у посредников. Для всех отраслей экономики прибыль распределяется по отдельным частям во всей цепочки создания стоимости продукции, поэтому предприятия стремятся занять место в тех сферах, где прибыльность выше. Поэтому на сегодняшний день в России приоритетна посредническая деятельность, а не производство продукции [1].

В рамках существующего реформирования АПК является непрерывная корректировка изменения законодательства в рамках налогообложения, что так же усложняет стабильную работу сельхозпредприятий и не способствует их эффективности. Одной из проблем, сдерживающих эффективное и устойчивое развитие сельскохозяйственных предприятий обеспечивающие их конкурентоспособность, является выбор оптимального налогообложения, в частности выбор подходящей системы налогообложения из перечня возможных [4].

Материал и методы исследования. Научно обоснованная система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, является необходимым условием успешного реформирования сельского хозяйства России, особенно в условиях ограничительных мер и санкций, и повышения конкурентоспособности и эффективности сельскохозяйственных предприятий. Но действующая налоговая система не в полной мере учитывает специфику сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Результаты исследования и их обсуждение. Порядок уплаты налогов зависит от того формы хозяйствования. Гражданским кодексом РФ предусмотрена возможность регистрации сельскохозяйственных товаропроизводителей как юридических лиц, либо возможен вариант заключения соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) [2].

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, зарегистрированных как юридическое лицо, есть возможность выбора системы налогообложения:

При общей системе налогообложения (ОСНОН) сельскохозяйственное предприятие уплачивает: налог на добавленную стоимость, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с заработной платы наемных работников. При соблюдении определенных условий налог на прибыль сельскохозяйственными предприятиями не платиться. В частности, для сельскохозяйственных предприятий, не перешедших на ЕСХН, установлена пониженная ставка - 0%. Данная ставка действует для деятельности, связанной с реализацией (переработкой) произведенной сельскохозяйственной продукции.

При этом существует ряд проблем. Доходы, учитываемые при определении статуса сельхозпроизводителя и облагаемые налогом на прибыль по ставке 0 процентов, могут не совпадать. Сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе применять нулевую ставку к внереализационным доходам, напрямую связанным с основной деятельностью. Об этом сказано в письмах Минфина России от 8 июня 2012 г. № 03-03-06/1/296, от 21 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/108.

В то же время если поступления не имеют никакого отношения к сельскохозяйственному производству, то они должны облагаться по ставке 20 процентов (письма Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/612, от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/210). Отметим, что такая точка зрения поддерживается и судьями (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2012 г. № А27-9933/2011).

Субсидии, полученные предприятием, если они не связаны с деятельностью сельскохозяйственного товаропроизводителя, не попадают под льготу.

Полученные средства для компенсации расходов, связанных со строительством дороги и газопровода, необходимо учитывать при формировании налоговой базы, к которой применяется ставка налога на прибыль организаций в размере 20 процентов (письмо Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/611).

Не попадают под льготу и доходы от размещения денежных средств на депозитных счетах в виде процентов, полученных сельхозпроизводителями. Эти поступления не связаны с реализацией произведенной товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции (письмо Минфина России от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/210).

Для вновь образованных сельскохозяйственных предприятий в течении 5 лет действует льгота по НДФЛ. С доходов, полученных от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции НДФЛ не уплачивается. По истечении пяти лет НДФЛ уплачивается в общем порядке.

Согласно статей 387 и 388 Налогового кодекса РФ остальные налоги (НДС, налог на имущество, земельный и транспортный налоги) сельскохозяйственное предприятие платит в общем порядке [3].

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) особых особенностей налогообложения нет. Выбирается либо налоговая ставка 6%, когда объектом налогообложения выбраны доходы, либо налоговая ставка 15%, когда объект налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В республике Марий Эл льготная налоговая ставка для сельхозпредприятий составляет 10%.

Применяя единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) организация освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте товаров и при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом или по концессионным соглашениям); налога на прибыль (за исключением налога на прибыль, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых налог на прибыль удерживается (уплачивается) по ставкам 0, 9 или 15%); налога на имущество.

Все остальные налоги, взносы и сборы нужно платить на общих основаниях.

В соответствии с главами 25, 26.1 и 26.2 Налогового кодекса РФ сельскохозяйственные товаропроизводители без регистрации организации так же могут, осуществляется налогообложение в рамках: ОСНО, УСН, ЕСХН.

Глава КФХ регистрируется как индивидуальный предприниматель. Налогообложение для КФХ как индивидуального предпринимателя по ОСНО, УСН и ЕСХН происходит аналогичным образом, как при образовании юридического лица.

Для республики Марий Эл приоритетным является развитие сельского хозяйства. По итогам работы агропромышленного комплекса республики за 9 месяцев 2014 года отмечается следующие положительные тенденции:

  • рост объемов производства продукции сельского хозяйства за 9 месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15 %;
  • увеличение производства мяса скота и птицы в сельскохозяйственных организациях за январь-сентябрь 2014 года на 36 % до 147 тыс. тонн, в том числе мяса птицы - в 1,6 раза до 103 тыс. тонн;
  • увеличение по итогам сельскохозяйственного года валового сбора зерновых и зернобобовых культур - на 42 %, рост урожайности зерновых до 17,8 ц/га (в 2013 году - 11 ц/га).

А также отмечаются высокие темпы роста инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса (за 2006-2013 годы и 8 месяцев 2014 года общий объем инвестиций в отрасль составил 41,5 млрд. рублей) и, как следствие, рост уровня производительности труда и заработной платы работников сельхозпредприятий. По оценке в 2014 году в среднем по сельскохозяйственным предприятиям республики уровень производительности труда достигнет 1603 тыс. рублей на одного работника в год, размер среднемесячной заработной платы составит 17,5 тыс. рублей.

Все это стало возможным в Республике Марий Эл благодаря приятым мерам по совершенствованию государственной поддержки АПК и введении новых направлений финансирования в Государственной программе [5].

В целом надо отметить, что налоговая нагрузка для сельскохозяйственных товаропроизводителей значительно снижена по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Но факторы риска, существующие при ведении сельского хозяйства, а так же существующая разница в ценах между продукцией сельского хозяйства и промышленности.

Предельный размер налоговой нагрузки для сельскохозяйственных товаропроизводителей зависит от величины совокупного дохода, а значит от эффективности производственного и финансового состояния предприятия, поэтому необходимо учитывать всю совокупность их специфики деятельности.

Так же учитывая специфику взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающей промышленности с розничными сетями необходимо скорректировать противоречия в рамках налогообложения по НДС. Для небольших сельскохозяйственных товаропроизводителей обременительным является обязательный электронный документооборот и сдача деклараций в электронном виде. Одной из проблем налогообложения можно выделить существующую систему списания затрат по нормативам. Особенно по ГСМ.

В период нестабильности экономической ситуации в стране важно не повышать налоги, а больше инвестировать в сельское хозяйство, чтобы повысить его конкурентоспособность и сделать отрасль привлекательной как для работы на селе, так и для вложения инвестиций.

Необходимо сохранить нулевую ставку по налогу на прибыль что будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в сельское хозяйство, которые необходим для технической модернизации. Также пересмотр действующих ставок может привести к пересмотру действующих кредитных соглашений, и, как результат, к повышению процентных ставок как по уже выданным кредитам, так и по вновь привлекаемым. В итоге это отразиться на росте себестоимости продукции, снизится платежеспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей и конкурентоспособность, и все это может привести к росту цен для конечного потребителя.

Согласно «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», одной из главных целей является повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

Заключение. Для России повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса имеет важнейшее значение, так как сегодня стоит задача обеспечения населения качественным продовольствием собственного производства и импортозамещения ввозимых товаров за счет производства конкурентоспособной, пользующейся на внутреннем рынке продукции.

Среди важных характерных особенностей конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия можно выделить наличие оптимального соотношения качественных и стоимостных показателей, достижение лучших результатов по сравнению с конкурентами и взаимосвязь с платежеспособным спросом.

На рынке конкурентоспособным является товар, обладающий комплексом привлекательных потребительских, качественных и стоимостных свойств, который в условиях широкого предложения обеспечивает удовлетворение потребностей покупателей и коммерческий успех товаропроизводителям. Существует прямая зависимость влияния уровня конкурентоспособности продукции на эффективность производства, поскольку конкурентоспособная продукция в более полной мере удовлетворяет потребности в ней и всегда находит рынок сбыта, гарантирует финансовую стабильность предприятия, а также получение им прибыли [2].

Повышению конкурентоспособности сельского хозяйства России будут способствовать: совершенствование вторичного рынка сельскохозяйственной техники; применение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий; внедрение инноваций в сферу; регулирование объема экспорта минеральных и органических удобрений; увеличение заработной платы; реформирование кредитной политики [1].

Исследование выполнено в рамках реализации гранта РГНФ №14-12-12001

Рецензенты:

Ларионова Н.И., д.э.н., декан факультета управления и права ПГТУ Поволжского государственного технического университета, г. Йошкар-Ола;

Царегородцев Е.И., д.э.н., профессор кафедры «Экономики и финансов» Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Потехина Е.Н., Юричева Е.Ю. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РАМКАХ РАЗНЫХ РЕЖИМОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17178 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674