Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Лобастова М.А. 1
1 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26»
Модель профессиональной подготовки учителя физической культуры к работе с учащимися СМГ, теоретически обоснованная и экспериментально апробированная в ходе исследования, сконструированная на основе системного, личностно-деятельностного и компетентностного подходов, релевантная к выявленным традициям и проблемам физкультурно-оздоровительной работы с учащимися СМГ, требованиям ФГОС СПО и профессиональному стандарту педагога, представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных блоков: целевого, методологического, содержательного, технологического, результативно-диагностического. Эффективность созданной модели, комплекса учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ в педагогическом колледже подтверждена данными, свидетельствующими о наличии устойчивой тенденции к увеличению доли выпускников, имеющих оптимальный и предельный уровни сформированности изучаемой компетентности.
педагогический колледж
учащиеся специальной медицинской группы
учитель физической культуры
образовательный стандарт
профессиональная подготовка
1. Ашихмин В.Н. Введение в математическое моделирование : учеб. пособие / В.Н. Ашихмин [и др.]; под ред. П.В. Трусова. – М. : ЛОГОС, 2005. - 440 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожнов. – Киев : Здоровье, 1987. - 224 с.
3. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности : дис. … д-ра пед. наук. – М., 1983. - 356 с.
4. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Понаморенко. – Минск, 1985. - 206 с.
5. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6. – С. 10–15.
6. Мещерова Л.Ф. Педагогические условия формирования готовности к профессиональному самоопределению будущего учителя в высшей школе : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2003. - 19 с.
7. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 031000 Педагогика и психология (ДПП.Ф.01– Общ. основы педагогики): Доп. УМО / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. – М. : Academia, 2003. - 187 с.
Развитие физической культуры как основного фактора укрепления и сохранения здоровья граждан является одной из приоритетных задач Российской Федерации. На ее обеспечение направлена Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы».

Проведенные нами научные исследования и анализ результатов реализации различных целевых программ по здоровьесбережению школьников и требований ФГОС, возможности большинства школ в оздоровлении учащихся, особенно относящихся к специальной медицинской группе (далее - СМГ), реализуются недостаточно эффективно. Одной из причин этого является, с одной стороны, при формальном наличии фактическое отсутствие уроков физической культуры для этой категории детей, с другой - неготовность учителей физической культуры к работе с учащимися данной группы.

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что большинство учителей физической культуры общеобразовательных школ получает образование в педагогических колледжах, несмотря на то что профессиональная подготовка по этой специальности осуществляется и в вузах. Поэтому качественное совершенствование процесса и результата подготовки учителей физической культуры в педагогическом колледже к работе с учащимися СМГ требует обоснования соответствующих научных подходов к ее содержанию и организации, разработки не только отдельных специальных методик обучения, но и построения теоретической модели профессиональной подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ в условиях педагогического колледжа.

При этом должны быть учтены специфические особенности подготовки учителей физической культуры, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 015041 «Физическая культура», в том числе к такому виду профессиональной деятельности выпускников, как оздоровление детей. Анализ содержания данного стандарта показывает, что, несмотря на то что в нем определена такая область профессиональной деятельности выпускников, как оздоровление детей, ФГОС СПО не выделяет общие и профессиональные компетенции, необходимые для ее осуществления. Очевидно, что определение таких компетенций и их составляющих (дескрипторов), а также разработка педагогической технологии их освоения студентами является актуальной и необходимой. При этом данную проблему целесообразно рассматривать в контексте формирования готовности специалистов к профессиональной деятельности как всеобъемлющей проблемы педагогической теории и практики (В.К. Бальсевич [2], К.М. Дурай-Новакова [3], М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [4], Л.И. Лубышева [5], В.А. Сластенин [7] и др.). Необходимость данного подхода объясняется тем, что подготовка к работе с учащимися СМГ затрагивает все стороны профессионального становления студента как будущего специалиста, учителя физической культуры.

Цель проведенного исследования заключалась в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать теоретическую модель, содержание и педагогическую технологию профессиональной подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ в педагогическом колледже.

В ходе теоретического исследования мы убедились в необходимости разработки теоретической модели профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ (рис. 1). При разработке данной модели был использован опыт, накопленный учеными в области педагогического моделирования. Так, Л.Ф. Мещерова определяет модель как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования, при этом модель какого-либо объекта может быть или точной копией этого объекта, или отражать некоторые характерные свойства объекта в абстрактной форме [6]. В.Н. Ашихмин утверждает, что модель может рассматриваться как материально или мысленно представленный объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты [1].

Рис. 1. Теоретическая модель профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ.

Мы предположили, что реализация разработанной нами теоретической модели подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ обеспечит положительную и достоверную динамику уровня готовности учителей физической культуры к данному виду деятельности, если будет апробирована и проверена в условиях реального образовательного процесса.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Краевого бюджетного образовательного учреждения СПО «Алтайский государственный колледж» (КБОУ СПО «АГК»), Государственного бюджетного образовательного учреждения «Спортивно-педагогический колледж» Департамента физической культуры и спорта города Москвы (ГБОУ СПО «СПК» Москомспорта).

На основе созданной модели было определено содержание экспериментальной деятельности по профессиональной подготовке студентов к работе с учащимися СМГ, которое реализовывалось последовательно в рамках четырех взаимосвязанных между собой этапов: I этап - пилотажный эксперимент, проводимый в целях выявления проблем учителей физической культуры, бывших выпускников педагогического колледжа, по работе с учащимися СМГ; II этап - констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в изучении фактического состояния подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ; III этап - формирующий эксперимент, основной целью которого было внедрение разработанной теоретической модели профессиональной подготовки студентов к работе с учащимися СМГ, формирование и реализация содержания и технологии подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ; IV этап - контрольный эксперимент. Цель данного этапа заключается в осуществлении оценки эффективности предложенной теоретической модели.

Пилотажный эксперимент был проведен в 2007-2009 гг. для предварительного исследования состояния и проблем учителей физической культуры, выпускников педагогического колледжа в работе с учащимися СМГ. Мы выяснили, что уровень овладения компетенцией методического обеспечения процесса физического воспитания учащихся СМГ у большинства педагогов следует признать недостаточным. Результаты анкетирования показали, что многие из учителей физической культуры пренебрегают правилами здорового образа жизни, имеют скудные знания о нетрадиционных методах оздоровления и практически не владеют ими. Итоговые результаты тестирования знаний учителей физической культуры в области работы с учащимися СМГ показали, что 8% учителей физической культуры имеют предельный уровень компетентности, 69% учителей физической культуры имеют оптимальный уровень знаний в работе с учащимися СМГ и 23% учителей физической культуры обладают достаточным уровнем знаний в работе с учащимися СМГ. В рамках констатирующего эксперимента была осуществлена первичная диагностика уровня сформированности выделенных нами компонентов готовности студентов к данному виду деятельности. Обобщенные результаты диагностики уровня сформированности готовности студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ на этапе констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень сформированности готовности студентов педагогического колледжа к работе с учащимися специальной медицинской группы

(на начало эксперимента)

п/п

Компонент готовности

Уровень сформированности

низкий

достаточный

оптимальный

предельный

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

1.

Мотивационный

90,5%

95,5%

7,9%

2,8%

1,6%

1,4%

-

-

2.

Личностный

49,2%

65,3%

23,8%

18%

22,2%

13,9%

4,8%

2,8%

3.

Профессиональный

63,5%

59,7%

22,2%

25%

12,7%

13,9%

1,6%

1,4%

Как следует из приведенных в таблице данных, студенты контрольных и экспериментальных групп в начале эксперимента по уровню готовности к работе с учащимися СМГ не имеют значимых различий. В целом в обеих группах доминирует низкий уровень. Предельного уровня мы не имели ни в одной из групп. Следует обратить внимание и на тот факт, что менее всего сформированным в обеих группах является профессиональный компонент готовности будущих учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ.

Данные констатирующего эксперимента и выводы, полученные в ходе теоретического анализа исследуемой проблемы, послужили основой для проектирования технологии формирования готовности студентов к работе с учащимися СМГ. При этом учитывалась необходимость взаимосвязи различных форм и методов обучения, их взаимодополнение и усиление.

В ходе формирующего эксперимента решалась задача внедрения и оценки эффективности теоретической модели профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ посредством реализации разработанной технологии формирования готовности студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ.

Технолого-педагогическое обеспечение формирующего эксперимента осуществлялось в группе студентов 3-го курса КБОУ СПО «АГК» и ГОУ СПО «СПК» Москомспорта в процессе изучения раздела «Физическое воспитание детей школьного возраста» междисциплинарного курса «Методика обучения предмету «Физическая культура» и студентов 4 курса при освоении раздела «Особенности занятий физическими упражнениями со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья (подготовительная и специальная медицинские группы) по общепрофессиональной дисциплине «Основы врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа». Кроме того, в рамках формирующего эксперимента апробировались разработанные нами «Методический портфель» и спецкурс «Нетрадиционные методы оздоровления учащихся СМГ на уроках физической культуры и во внеурочное время».

В целом анализ данных, полученных в ходе эксперимента, показал, что у студентов экспериментальной группы произошли достоверные изменения в уровне готовности к работе с учащимися СМГ. Расчет достоверности изменений в личностном, профессиональном и мотивационном компонентах готовности выпускников к данному виду деятельности, измеряемых по установленным в работе критериям и показателям, был произведен по критерию согласия Пирсона (х² - критерию) (р < 0,01). Следовательно, можно заключить, что разработанная нами теоретическая модель профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ действительно способствовала повышению уровня их готовности к работе с учащимися СМГ в урочное и внеучебное время.

Обобщение и анализ результатов экспериментального исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

1. Требования ФГСО СПО к уровню подготовки выпускников по специальности 050141 «Физическая культура» требуют адекватных перемен в содержании и технологии обучения в педколледже, которые должны быть ориентированы не только на овладение студентами общих и профессиональных компетенций по физическому воспитанию здоровых детей, но и по работе с учащимися СМГ на уроках и во внеурочное время.

2. Обеспечение эффективности профессиональной подготовки студентов педколледжа к работе с учащимися СМГ обусловлено наличием в основной профессиональной образовательной программе общих и профессиональных компетенций и релевантных к ним вариативных дидактических единиц в учебных дисциплинах и междисциплинарных курсах, а также спецкурсов, отражающих содержание и методику данной деятельности.

3. Профессиональная подготовка учителей физической культуры, оптимизированная на физкультурно-оздоровительную работу с учащимися СМГ, должна включать мотивационный, личностный и профессиональный компоненты, интеграция которых позволяет достичь выпускникам готовности к проведению уроков и внеаудиторных мероприятий с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.

4. Технология профессиональной подготовки к работе с учащимися СМГ представляет собой совокупность последовательных целенаправленных взаимодополняющих совместных действий преподавателей и студентов в рамках технологических блоков: обеспечение мотивационной поддержки студентов педагогического колледжа к работе с учащимися СМГ; формирование у них практического опыта, умений и знаний в работе с учащимися СМГ; формирование компетенций методического обеспечения процесса физического воспитания учащихся СМГ и использования нетрадиционных методов оздоровления учащихся СМГ на уроках и во внеурочное время; участие студентов в практической работе с учащимися СМГ.

5. Реализация в образовательном процессе педагогического колледжа разработанной теоретической модели и технологии профессиональной подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ позволила: повысить уровень сформированности мотивационного, личностного и профессионального компонентов готовности студентов педколледжа к работе со школьниками, имеющими проблемы с учащимися СМГ; создать необходимые условия для эффективного профессионального становления и мобильности выпускников педагогического колледжа за счет освоения ими дополнительных общих и профессиональных компетенций по работе с учащимися СМГ.

6. Решение проблемы профессиональной подготовки учителей физической культуры к работе с учащимися СМГ в педагогическом колледже имеет важное научно-педагогическое и практическое значение, позволяющее получить серьезный социально-экономический эффект за счет, с одной стороны, повышения конкурентоспособности выпускников педагогического колледжа, с другой - воспитания здорового активного поколения молодежи.

Рецензенты:

Сокольникова Э.И., д.п.н., профессор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Крайник В.Л., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул.


Библиографическая ссылка

Лобастова М.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17233 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674