Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Кулиш И.А. 1
1 МАОУ СОШ «Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41 г.»
В одобренных Правительством Российской Федерации приоритетных направлениях развития образовательной системы до 2020 года отмечается, что на современном этапе необходимо сформировать общенациональную систему оценки качества образования. Одним из показателей качества обучения русскому языку младшего школьника является результат освоения программы русского языка, учебные достижения. В условиях введения Федеральных государственных стандартов и Федеральных государственных требований к программам обучения по русскому языку в начальной школе. Цель современного подхода к повышению качества обучения русскому языку младшего школьника – компьютерная диагностика. Под компьютерной диагностикой понимаем совокупность компьютерных технологий, обеспечивающих фиксацию языковой информации, её обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие), как эффективный инструмент совершенствования системы методов и приёмов повышения качества обучения русскому языку младшего школьника.
компьютерное диагностирование
русский язык
начальная школа
качество обучения
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
2. Молокова, А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы // Начальная школа. – 2005. – № 1. – С.119-123.
3. Полякова А.В. Творческие задания по русскому языку для учащихся 1–4 классов. Пояснения для учителя. – Самара, 1993. – 120 с.
4. Строкова Т.А. Качество образования: сущность и критерии мониторинговой оценки / Т.А. Строкова // Образования и наука. – 2009. – № 4. – С. 36-47.
5. Трубайчук Л.В. Современный урок, или основные черты современного занятия [Текст]/ Л.В. Трубайчук // Инновационные процессы в обучении / под редакцией Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук и др. – М.: Издательский Дом «Восток», 2002. – 256с.
Понятие качество в настоящей статье рассматривается применительно к сфере обучения русскому языку и будет исследоваться как степень достоинства, ценности и пригодности использования компьютерных технологий в начальной школе. Такой комплексный подход отвечает целям нашего исследования, поэтому мы будем придерживаться трактовки Т.А. Строковой, под качеством обучения понимающей «совокупность отражённых в его результате, процессе и условиях сущностных свойств, отвечающих интересам государства, потребностям общества и образовательным запросам учащихся и их родителей» [4].

Раскрытие системы диагностической работы учителя по повышению качества обучения при помощи современных методов и приёмов обучения русскому языку в начальной школе - одна из важнейших задач качественного обучения русскому языку. Так, в учебно-методическом комплексе Т.Г. Рамзаевой процесс диагностирования качества обучения русскому языку реализовывается через коммуникативно-деятельностную направленность. Особенностью курса является то, что в процессе усвоения элементарных знаний по фонетике, лексике, грамматике, словообразованию и правописанию у детей развивается умение анализировать, сопоставлять и находить главное, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка, слова, предложения [6]. М. С. Соловейчик, Н. М. Бетенькова, Н. С. Кузьменко, О. Е. Курлыгина видят процесс диагностирования качества обучения русскому языку, который построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвистического образования младших школьников. Диагностирование учащихся в освоении языковых и речевых понятий, закономерностей и правил, формирование соответствующих языковых умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению, осмыслению необходимого способа действия - и далее к последующему осознанному использованию приобретённых языковых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, А.А. Леонтьев главной особенностью диагностирования качества обучения русскому языку определяют в содержательно-методических линиях. Усилено внимание к диагностированию знаний по синтаксису и пунктуации как основе письменной речи. Ими реализовывается единый подход по диагностированию освоения знаний учащихся на основе работы с текстом (формирование правильного типа читательской деятельности). В качестве диагностического материала в тестировании используются фрагменты текстов из книг для чтения. Это дает возможность увидеть, что любой текст создан по законам языка. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий одной из основных целей при диагностировании качества обучения русскому языку видят в развитии абстрактного лингвистического мышления, формирований научных, доступных младшим школьникам представлений об языковых понятиях и явлениях, их связях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности. Начиная со второго класса ими закладываются основы для диагностирования грамматических понятий: синтаксических, словообразовательных, морфологических. Диагностируются общие представления об этих понятиях и некоторых их существенных признаках, о связи между признаками понятий и самими понятиями. В третьем классе диагностирование качества освоения учащимися грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, члены предложения, значимые части слова и др.) отводится центральное место.

Таким образом, в настоящее время многие диагностические задания по русскому языку в начальной школе, рассчитанные на повышения качества обучения русскому языку, формируют лишь способность действовать по образцу, формируют воспроизводящий, репродуктивный характер деятельности. Хотя репродуктивная деятельность является важным компонентом мышления, многие задания особенно на последующих ступенях обучения русскому языку не могут быть решаемы только на репродуктивном уровне, они требуют самостоятельного творческого мышления, формированию которого должны служить и соответствующие грамматические задания, включающие элементы проблемности [3]. Так, например, в тестовом задании на проверку знаний «Части речи» учитель выводит на экран следующее задание: Выпиши из текста все слова, относящиеся к каждой группе частей речи.

В лесу

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

Существительное______________________________________________

Прилагательное_______________________________________________

Глагол_______________________________________________________

Местоимение__________________________________________________

Наречие______________________________________________________

Предлог______________________________________________________

Союз_________________________________________________________

Проведение работы по повышению качества обучения русскому языку средствами компьютерной диагностики, обеспечивающей адресную помощь по устранению выявленных проблем в освоении планируемых результатов по предметной области «Филология» в ведущих учебно-методических комплексах России, является одной из основных проблем повышения качества обучения русскому языку младшего школьника. Одним из видов диагностики качества обучения русскому языку младших школьников, которое обеспечивает закрепление теоретических знаний о языке, применение этих знаний на практике и выработку языковых умений и навыков, является использование на уроке компьютерной диагностики. Необходимость такой организации контроля на уроке раскрывает механизм применения конкретного языкового закона, что повышает качество обучения русскому языку младшего школьника.

В настоящее время появляется большое количество компьютерных обучающих и диагностических программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, представленный в исследованиях М. Ширинкиной. «Компьютерное обеспечение гуманитарного образования: информационные технологии в обучении русскому языку».

Таким образом, под компьютерной диагностикой по русскому языку в начальной школе мы понимаем объективную оценку способности учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, представленные в цифровой форме: видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации компьютерного диагностирования на уроках русского языка в начальной школе. Компьютерное диагностирование позволяет не только проверить достижения планируемых результатов по 6 разделам программы по русскому языку (фонетика, графика, состав слова, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи), но и выявить проблемы по усвоению планируемых результатов начального общего образования в области «Филология».

Практика использования компьютерной диагностики в начальной школе как предлагаемого мониторинга качества знаний (диагностические работы) поможет установить, насколько глубоко и прочно усвоен учащимися материал основных разделов курса русского языка начального общего образования. Таким образом, решаются следующие педагогические задачи:

  • закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на уроках русского языка на основе базовых умений, усвоение программного содержания по русскому языку в начальной школе;
  • проверка умений пользоваться полученными знаниями, развитие аналитических навыков мышления. Сосредотачивая усилия на повышении качества обучения русскому языку в начальной школе с помощью компьютерной диагностики, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей. Например, определения рода существительных можно провести по аналогии игры. Вам необходимо определить род имен существительных: мужской род, женский род, средний род, нельзя определить. Мы умышленно вводим в заблуждения детей: даётся языковой материал, в котором невозможно определить род, а некоторые существительные указаны во множественном числе.

Учитель, классифицируя диагностический материал, представляя его в компьютерной обработке, даёт возможность учащимся выводить новые формулы устного (письменного) ответа: алгоритмы, доказательства. Например, чтобы проверить знания учащихся о составе слов, используя компьютерную диагностику, мы предлагаем следующее задание, которые с помощью компьютерных технологий (фон, визуальных эффектов, звук, анимация, и т.д.) мы можем представить так:

Прочитай. Подчеркни однокоренные слова.

Лесной, лес, леса, роща, перелески.

Проверь, правильно ли ты выполнил работу. Для этого: запиши под схемами подчёркнутые слова.

Вспомни, какие части слова служат для образования новых слов, а какие помогают изменить форму слова. Или задания на классификацию изученных орфограмм: Вите и Тане предложили распределить слова берёзка, будкой, солнце, счастливый на 2 группы по орфограммам, которые в этих словах встречаются.

Витя выполнил задание так:

Слова с парным согласным

Слова с непроизносимым согласным

берёзка

Солнце

будкой

Счастливый

Таня выполнила задания так:

Слова с безударным гласным в корне

Слова с безударным гласным окончании

берёзка

Солнце

счастливый

Будкой

Кто из ребят выполнил задания правильно? Объясни свой ответ (запиши 1-2 предложения)._____________________________________________________

Диагностические задания на оценке качества планируемого результата различать звуки и буквы; характеризовать звуки русского языка, по разделу «Фонетика», может выглядеть так: прочитай предложения:

Поезд остановился на маленькой станции.

Выпиши из предложения слова: оканчивающиеся на звонкий согласный звук_________________________ оканчивающиеся на глухой согласный звук__________________________ выпиши из предложения слово, которое состоит из 2 слогов и 1 слог ударный_______________ на какой звук заканчивается слово, запиши его [__]. Данные задания ориентируют младшего школьника на «переживания успеха», но учитель должен предусмотреть и помощь ученикам, успех которых недостаточно выражен. Главной задачей компьютерной диагностики на уроках русского языка в начальной школе - создать положительную мотивацию для преодоления затруднений в выполнении языковых заданий, что положительно влияет на повышение качества обучения русскому языку.

Важно подчеркнуть необходимость гибкого и вариативного подхода к организации компьютерной диагностики младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе. Многое определяется условиями конкретного класса, речевым окружением школьников, их индивидуальными особенностями в освоении языковых единиц. Следует отметить, что частичное или даже полное отсутствия у учащихся отдельных знаний или навыков по отдельным разделам программы русского языка в начальной школе не является основанием для дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данными учащимися в течение всего обучения в начальной школе. Работа должна проводиться планомерно, систематически, параллельно с изучаемым языковым материалом. Младшие школьники с удовольствием выполняют любые задания и упражнения: зафиксированные на интерактивной доске, проходят компьютерную диагностику. Реакция в виде анимации и появление правильной буквы, фотографии слова, проверочного слова, выделения корня слова, суффикса, окончания и основы слова и т.д., позволяют ученику контролировать правильность своего выбора на письме. Таким образом, компьютерное диагностирование повышает качество обучения русскому языку в начальной школе и отвечает лингводидактическим требованиям к организации обучения языку, культуре и межкультурной коммуникации. Оно обеспечивает вариативность в выборе видов языковой деятельности и способов предоставления учебного материала, дифференциацию и индивидуализацию обучения, систематический контроль. Компьютерное диагностирование за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умение применять полученные знания в различных языковых ситуациях строятся на основе оперативной обратной связи (заложенной в организацию возможности виртуального и непосредственного обращения к языковому материалу), позволяет осуществлять систематический и комплексный учет и анализ уровня усвоения учащимися основных правил фонетики, грамматики и орфографии и т.д. по дисциплине «Русский язык». Компьютерная диагностика объективно отражает уровень знаний у учащихся 1-4 класса и соответствие этого уровня государственным нормам и параметрам, а также учитывает современное состояния научного прогресса.

Рецензенты:

Трубайчук Л.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой Педагогики и психологии детства ЧГПУ, г. Челябинск;

Емельянова И.Е., д.п.н., профессор кафедры Педагогики и психологии детства ЧГПУ, г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Кулиш И.А. КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17250 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674