Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ

Кильдюшова П.Е. 1 Валеева Р.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В предлагаемой статье рассматривается такой аспект нравственного развития личности учащихся, как ценностное отношение к семье. Автор раскрывает значимость ценности семьи с точки зрения проявления ее через личностное отношение к ней, а также возможности выбора семейных приоритетов как социальных норм семейной жизни. Актуализация исследуемой проблемы связана с формированием ориентации к семейным ценностям, что является важной частью нравственного становления личности школьника. В статье анализируются возможности семейного воспитания, продуктивность которого напрямую зависит от того, какие жизненные ценности будут трансформироваться в сознании ребенка. В статье показано, какую структуру имеет ценностное отношение младшего школьника к семье. В контексте этого раскрывается значимость личностного смысла ценностного отношения младших школьников к семье. В связи с этим делается вывод о том, что учителя не просто осуществляют воспитание детей, но также и педагогическое управление семейным воспитанием, согласовывая его со своей воспитательной деятельностью.
семейная культура
младший школьник
нравственные установки
воспитательный потенциал
ценностное отношение к семье
ценность семьи
семейные традиции
семейные ценности
1. Василенко В.А. Ценность и ценностное отношение. – М.; Л.: Наука, 1966. – 244 с.
2. Волжина О.И. Аксиологическая концепция семьи // Мир образования – образование в мире. Научно-методический журнал. – 2001. – № 4. – С. 29-47.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
4. Коган М.С. Воспитательная работа: дети – учителя – родители: методическое пособие. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 1999. – 54 с.
5. Магомедов А. А. Семья на Северном Кавказе. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. – 155 с.
6. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. – Л.: Наука, 1979. – 217 с.
Происходящие в современном обществе радикальные изменения часто вызывают распад привычного уклада жизни, что ведет к социальной нестабильности и пересмотру прежних норм и идеалов. Отсутствие способности выбирать подлинные идеалы приводит, как следствие, к ценностной дезориентации детей и подростков, выбирающих себе в качестве жизненных ориентиров мнимые ценности. На этом фоне нравственное развитие личности учащихся становится важнейшей составляющей школьного образования. Это особенно касается семейных ценностей, трансформация которых актуализировалась в 90-е годы XX века, а их эволюция сегодня обусловлена сменой мировоз­зренческих доктрин. Одновременно семья всегда выступала реальным носителем ценностей, сохраняющих и укрепляющих всевозможные мировоззренческие установки, базирующиеся на систе­ме ценностей.

В этой связи на повестку дня выходит в качестве приоритетной образовательная цель воспитания ценностного отношения школьников к образованию и труду, природе и жизни, человеку и человечеству и, наконец, к Родине и семье. Реализация данной задачи позволила бы сформировать у учащихся важнейшие базовые ценности, обозначенные при этом в государственном образовательном стандарте общего образования. Например, в Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России говорится о том, что нравственное развитие личности следует осуществлять как процесс социализации в ходе последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов [1, с.8].

Испокон веков семья выступала важнейшим источником критериев оценки, лежащих в основе ценностных представлений человека, обеспечивая, тем самым,  воспроизводство общественно значимых ценностей. Следует отметить, что к исследованию семейных ценностей обращались многие отечественные ученые (О.И. Волжина, Г.А. Горбова, О.Н. Шлычкова, И.О. Кон и др.). В исследовании данной темы особое значение для нас имеет образовательный аспект, поскольку позволяет рассматривать семейные ценности как общественное явление. Это связано с тем, что ценностная система семьи как института обладает воспитательным потенциалом по воздействию на детей в плане их личностного развития; а также с тем, что в условиях всевозможных изменений в обществе именно наличие устойчивой системы ценностей в семье позволяет противостоять негативным воздействиям извне. Данный тезис и берется сегодня за основу при разработке государственной политики поддержки семьи в вопросах воспитания молодого поколения. Поскольку семья не просто аккумулирует в себе ценности, приобретенные предшествующими поколениями, но способна и сама производить их, что является, по мнению исследователя А. А. Магомедова, продуктами жизнедеятельности и семьи, и  общества в целом, представляющие собой поступки людей, их моральные нормы и принципы, идеалы и понятия добра и счастья [5, с. 15-16]. Поэтому ценность семьи и проявляется через личностное отношение к ней, предоставляя каждому индивидуальный выбор ее ценностей, что говорит о возможности выбора семейных приоритетов как социальных нормы семейной жизни. А отсюда, как считает О.И. Волжина, «ценность семьи на уровне идеальной реальности будет сопоставляться с ее социальной значимостью» [2, с. 38].

Исходя из этого, ценностное отношение к семье можно представить в виде  интегрального свойства личности, включающего в себя единство таких аспектов, как: понимание, эмоции, мотивы, убеждения и деятельность. Это, в конечном счете, должно привести к пониманию индивидом сопричастности семье и роду; осознанию им важности любви и взаимоуважения, дружбы и верности с точки зрения основы семьи; активному участию в жизни своей семьи; пониманию ценности семьи и брака; проявлению ответственности в семейных отношениях; осознанию мотивации к выполнению любых обязанностей и т.д. Вот почему ориентация к семейным ценностям является сегодня важной частью нравственного становления личности школьника, к чему призывают и материалы стандартов, регламентирующих в нормативных документах организацию образовательного процесса в средней школе, делая акцент на такие положения, как принятие ценностей семьи, ее нравственных устоев, ответственность  перед семьей.

При изучении вопроса о ценностном отношении младших школьников к семье важно еще раз отметить, что в процессе развития школьника данного возраста семейные ценности считаются базовым образовательным компонентом, поскольку в семье закладываются основы формирования нравственных начал ребенка, сохранения его психического здоровья и появлению у него личностной «Я-концепции». От того, какие интересы и ценности стоят во главе угла старших представителей данной семьи, зачастую и зависит, как будут развиваться дети и какими они вырастут. Поскольку ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает все, что происходит в жизни семьи, то это часто становится источником его социального поведения и, по сути, подготовки к жизни. К этому добавим, что структура семьи, закрепленная обычаями и традициями, объединена системой отношений между старшими и младшими, создавая тем самым психологический климат семьи, где ребенок учится воспринимать мир и окружающих людей, получает навыки общения и опыт совместной жизни. Поэтому так важно, насколько приоритетны в этой семье ценности, связанные с сопричастностью к своему роду, почтительным отношением к родителям и семейным реликвиям, любовью и толерантным отношением к своим ближним, а также, насколько в этой семье защищены самые маленькие и пожилые.

Как известно, личный опыт каждого ребенка всегда, по-своему, уникален; и этот опыт не просто с каждым разом усложняется и множится, он еще и интегрируется ребенком, когда ему приходится те или иные события интерпретировать и преломлять через себя. На этом и желательно, как нам представляется, выстраивать семейное воспитание, продуктивность которого напрямую зависит от того, какие жизненные ценности преобладают в семье, и как они будут трансформироваться в сознании ребенка. В этой связи всегда надо понимать, что становление ценностных отношениях младших школьников к семье начинается в раннем возрасте и непосредственно связано с личностным самоопределением подрастающего человека.

Как считает исследователь В.А. Ядов, ценностные отношения младшего школьника к семье могут иметь следующую структуру:

  • младшие школьники воспринимают семейно-бытовые традиции как элементарную установку отношений к семейным традиционным ценностям;
  • младшие школьники осознают ценностные отношения через такие компоненты, как: эмоциональный (оценочный), когнитивный (рассудочный) и поведенческий;
  • младшие школьники воспринимают семейные традиции как ценности культуры;
  • сочетание в младшем школьнике интересов и потребностей с ценностными ориентациями способствует регулированию его поведения [6].

С этой точки зрения и исследователь В.А. Василенко считает, что процесс усвоения семейных ценностей у младших школьников проходит три фазы: вначале ребенок эмоционально воспринимает все, что происходит в его семье; затем он начинает осознавать личную сопричастность к миру его семьи; и далее ценностное отношение к семье он соотносит с другими ценностями на уровне личностной значимости [1,.с.17]. Более того, вникая в семейные традиции и поддерживая их, младший школьник учится понимать ценность семьи, бережно относиться к ней и  гордиться ею. И, как показывает жизнь, семья - это еще  и важнейшая школа нравственности ее членов; именно здесь дети делают первые шаги на пути к моральному становлению личности. Если, например, активная общественная направленность деятельности родителей находит отражение в образе жизни семьи, то у них вырастают и идейно убежденные дети.

Таким образом, в ценностных отношениях младших школьников к семье лежит глубинный личностный смысл; и устойчивость этого ценностного отношения может быть обусловлено также грамотной деятельностью учителей. Процесс воспитания ценностного отношения к семье у младших школьников в условиях школы станет результативнее, если во внеучебную их деятельность включать внеклассные занятия, связанные с тематикой семьи; если на деле, а не формально, осуществлять систематическое взаимодействие учителей с родителями; если использовать такие формы, как совместные родительско-ученические собрания, праздничные и спортивные мероприятия, встречи с известными людьми пожилого возраста и т.д. Чтобы начальная школа в воспитательном отношении так же, как и семья, стала хранительницей семейного очага, учителям необходимо быть доверенными и надежными субъектами, согласующими свою воспитательную деятельность с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям [4, c.15].

Анализ сущностно-содержательной характеристики таких понятий, как «ценности семьи», «ценностные отношения» и «ценностное отношение к семье», представленных в психолого-педагогической литературе, привел нас к выводу, что понятие «формирование у младших школьников ценностного отношения к семье» представляет собой процесс воспитания у детей младшего школьного возраста отношения к семье как к высшей ценности путем приобщения их к базовым общечеловеческим ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально ориентированной деятельности в рамках нравственных установок и моральных норм, связанных с принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепления установки на почтительное отношение к родителям и осознанное заботливое отношение к старшим и младшим, а также знакомства с культурно-историческими и этническими традициями национальной семьи с тем, чтобы младшие школьники чувствовали связь со своим народом, страной, понимали и уважали ее культурные ценности, реализуя тем самым ценностные ориентации в своей деятельности и поведении, закрепление которых в дальнейшем привели бы в статус качества личности.

Одной из основных целей модернизации обучения и воспитания в российском образовании является формирование самостоятельной и творческой личности, которое начинается еще в раннем детстве. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования именно в этом контексте и сформулирована главная цель нравственного развития и воспитания личности младшего школьника, которая заключается, в частности, в становлении таких личностных характеристик младшего школьника, как любовь к своей семье, своей большой и малой Родине и своему народу; готовность к самостоятельным действиям и ответственность за свои поступки перед семьей и обществом и т.д. Здесь важно подчеркнуть, что педагогически грамотное осуществление преемственности в системе «семья - детский сад - школа» зависит от продуктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и родителями ребенка. 

Школа в этом вопросе является сегодня важнейшим социальным институтом, где не просто осуществляется воспитание детей, но также и педагогическое управление семейным воспитанием. Именно здесь должна вестись подготовка к жизни молодого поколения для развития у детей индивидуальности, способностей, ценностных ориентаций и идеалов. Только единство воспитательной деятельности семьи и школы может по-настоящему отвечать современным требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям, включающим среди прочих научную обоснованность и постоянный творческий поиск в деле семейного воспитания. Для этого необходим учет воспитательного потенциала социального проектирования в формировании у младших школьников ценностного отношения к семье.

Заключение. Таким образом, содержательная сторона направленности младшего школьника по отношению к окружающему миру и другим людям, к семье, где он живет, и самому себе, представляет, по сути, сердцевину мотивации его жизненной активности и основу будущей жизненной концепции в вопросах семьи и брака. Главное, чтобы ребенок понимал непреходящую ценность семьи и для своего собственного развития, куда входит и его семейная культура, т.е. понимание и принятие безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к своему народу; почитание родителей и  забота о старших и младших; бережное отношение ко всем членам своей семьи; сохранение национальных и культурных традиций семьи и т.д.

Рецензенты:

Габдулхаков В.Ф., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань;

Закирова В.Г., д.п.н., профессор, зав кафедрой педагогики и методики начального образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Кильдюшова П.Е., Валеева Р.А. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17321 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674