Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ

Ильин А.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский Государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
В статье освещаются вопросы профессионально направленного обучения будущих менеджеров сферы управления иностранному языку с целью совершенствования процесса их профессиональной подготовки в вузе. В данном контексте профессиональная направленность обучения дисциплине «Иностранный язык» рассматривается как эффективное средство развития определенных компонентов, входящих в структуру профессиональной компетентности будущих менеджеров направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», к которым автор относит когнитивный компонент, включающий теоретические знания будущих менеджеров-управленцев в сфере избранной профессии; деятельностный компонент, обеспечивающий студенту наличие важных для профессиональной деятельности умений и навыков; и личностный компонент, подразумевающий сформированность у обучаемого профессионально важных личностных качеств. Предлагается комплекс мер, которые преподаватели иностранных языков могут использовать в процессе обучения дисциплине для усиления профессиональной направленности процесса обучения дисциплине, а также с целью улучшения показателей в развитии каждого из вышеперечисленных компонентов профессиональной компетентности обучаемых. Также обосновывается важность такого компонента процесса профессионально ориентированного обучения иностранному языку, как самостоятельная работа студента.
менеджеры сферы управления
профессиональная направленность
обучение иностранному языку
профессиональная подготовка
компетентностный подход
1. Грабчук К.М. Профессиональная компетентность и оценка ее сформированности // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 65-70.
2. Зыбина Н.Е. О способах организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих специалистов сферы туризма и сервиса // Молодой ученый. – 2012. – № 5. – С. 420-423.
3. Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов : дис. ... канд. пед. наук. – Орел, 2005. – 245 с.
4. Ильин А.Е. К вопросу о структуре и содержании профессиональной компетентности будущих менеджеров сферы управления // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2013. – № 4 (80). – Ч. 3. – С. 80-86.
5. Коробова О.В. Концепция компетентностно-ориентированного образования при обучении иностранному языку // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (Чита, февраль 2013 г.). – Чита, 2013. – С. 107-110.
6. Кучерявая Т.Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб., 2012. – С. 336-337.
7. Максимова О.Г. Проблема подготовки научно-педагогических кадров для высшей школы в условиях модернизации образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2013. – № 1-2 (77). – С. 173-179.
8. Матухин Д.Л. Использование активных методов в обучении устному иноязычному общению // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 4. – С. 104-109.
9. Михеева Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков: учеб. пособие. – М.: РУДН, 2010. – 73 с.
10. Покушалова Л.В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. – 2011. – №5. – С. 155-157.
11. Хрисанова Е.Г. К вопросу о профессиональной компетентности учителя современной школы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2007. – № 3. – Т. 2. – С. 129-134.
12. Шейпак С.А. Из опыта профессионально ориентированного обучения иностранному языку // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). – Т. II. – Пермь, 2013. – С. 153-155.
Использование компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих менеджеров сферы управления предполагает определенные изменения в содержании обучения, а также усовершенствование методики преподавания многих дисциплин.

В процессе обучения будущих менеджеров сферы управления дисциплине «Иностранный язык» реализация компетентностного подхода предусматривает, по нашему мнению, максимально возможное использование потенциала дисциплины в целях профессионально-личностного развития обучаемых и повышения уровня их профессиональной компетентности. В данном ключе под профессиональной направленностью процесса обучения будущих менеджеров иностранным языкам мы понимаем ориентацию обучения на формирование соответствующих профессиональных и личностных качеств студентов, а также использование потенциала дисциплины для приобретения студентами профессионально важных знаний, умений и навыков [3, 5].

По мнению многих ученых-исследователей (Н.Е. Зыбина, О.В. Коробова, Д.Л. Матухин, Н.Ф. Михеева, Л.В. Покушалова, С.А. Шейпак и др.), профессиональная направленность в обучении дисциплине «Иностранный язык» дает возможность развивать у студента многие важные для будущей профессиональной деятельности качества, обеспечить будущему менеджеру-управленцу значимые для профессиональной деятельности знания, придать личности студента профессиональную направленность, повысить у обучаемого мотивацию постоянно совершенствоваться в профессиональном плане и таким образом обеспечить всестороннюю и полноценную профессиональную подготовку будущего менеджера в процессе обучения в высшей школе. [1, 65]. Одной из важных составляющих профессиональной направленности обучения иностранному языку является формирование у будущих менеджеров-управленцев достаточного для эффективного использования в профессиональной деятельности уровня иноязычной профессиональной компетентности [6, 336].

Опыт работы в высшей школе показывает, что профессиональная направленность процесса обучения студентов факультета управления иностранным языкам также стимулирует познавательную активность студентов, при этом создаются все условия для плодотворной аудиторной и самостоятельной работы обучаемых. По нашему мнению, крайне важна роль практической связи обучения с будущей профессиональной деятельностью для сознательного и прочного усвоении будущими менеджерами-управленцами содержания дисциплины. Сознательность и активность в учебной деятельности может обеспечиваться за счет ориентации процесса обучения на профессиональные интересы студентов-управленцев и повышения интереса к учебно-познавательной деятельности по обучению дисциплине «Иностранный язык» как средству достижения успеха и повышению уровня конкурентоспособности в профессиональной сфере.

Итак, в контексте применения компетентностного подхода в процессе обучения будущих менеджеров сферы управления дисциплине «Иностранный язык» под профессиональной направленностью процесса обучения мы понимаем использование потенциала иностранных языков для повышения уровня профессионально-личностного развития студентов-управленцев, что предполагает повышение показателей по когнитивному, деятельностному и личностному компонентам, непосредственно входящим в структуру профессиональной компетентности будущего менеджера данного направления подготовки [4, 82]. Соответственно одним из способов усиления профессиональной направленности обучения студентов факультета управления дисциплине «Иностранный язык» мы считаем введение комплекса мер по вооружению студентов-управленцев необходимыми знаниями в области избранной профессии, которые в своей совокупности сформируют теоретический базис профессиональной компетентности студентов и будут являться основой их теоретической подготовленности к профессиональной деятельности, а в будущем непосредственно повлияют на профессиональную конкурентоспособность и успешность выполнения ими профессиональных задач. На наш взгляд, развитию этого компонента профессиональной компетентности будущих менеджеров-управленцев способствует введение в процесс обучения иностранным языкам таких мер, как целенаправленный отбор учебного материала, отвечающего требованиям к подготовке будущих управленцев со стороны государства и общества; дополнение рабочей учебной программы дисциплины соответствующими новыми разделами, обогащающими теоретические и практические знания студентов; применение в процессе обучения дисциплине таких методов, приемов и средств обучения, которые повышают активность и сознательность студентов в процессе обучения и стимулируют стремление самостоятельно пополнять объем профессионально важных знаний (например, систематическое использование на занятиях по иностранному языку текстовых, аудио- и видеоматериалов, расширяющих профессиональные знания студентов-управленцев и повышающих их познавательную активность); соотнесение и по необходимости корректировка содержания обучения дисциплине «Иностранный язык» с содержанием обучения специальным дисциплинам на факультете управления и др.

Для усиления профессиональной направленности процесса обучения иностранным языкам с целью улучшения показателей по деятельностному компоненту профессиональной компетентности будущих менеджеров-управленцев, куда входят необходимые для их будущей профессиональной деятельности умения и навыки, мы предлагаем использование комплекса практических заданий. Целью внедрения данного комплекса в процесс обучения иностранным языкам на факультете управления является имитация особенностей будущей профессиональной деятельности и по возможности наиболее точная передача ее содержания в процессе обучения. Его использование даст возможность студентам понять сущность избранной профессии, усвоить требования социума к профессионалу-управленцу, дополнить и развить умения и навыки, необходимые в сфере избранной профессии [2, 421]. Здесь мы считаем возможными такие меры, как использование в учебно-познавательной деятельности по изучению иностранных языков типовых для профессиональной сферы практических ситуаций, а также профессионально ориентированных заданий, которые развивают способность нестандартно и творчески подходить к решению поставленного вопроса и на практике использовать имеющиеся теоретические знания; участие будущих менеджеров-управленцев в ролевых играх, драматизациях, круглых столах, дискуссиях на иностранном языке для развития способности применять полученные на занятиях по иностранному языку знания в профессиональной сфере; работа на занятиях по иностранному языку с документами, используемыми в работе госслужащих (электронными письмами, резюме, заявлениями и др.); работа с материалами иностранных СМИ и ресурсами сети Интернет профессиональной тематики и др. Для развития у будущих менеджеров-управленцев умений и навыков критически анализировать и отделять важную информацию от второстепенной целесообразно применять работу с соответствующими текстовыми, аудио- и видеоматериалами, для развития умения грамотно строить устную и письменную речь можно использовать подготовку к выступлениям с докладами профессиональной тематики на практических занятиях по иностранному языку, а также участие студентов в научно-практических конференциях.

Усиление профессионально-практической направленности обучения дисциплине «Иностранный язык» формирует у студентов факультета управления ясное представление о возможностях использования полученных знаний, умений и навыков для повышения своей конкурентоспособности в сфере избранной профессии [6, 336], что усиливает мотивацию к учебно-познавательной активности, стимулирует интерес студентов факультета управления к получению новых знаний и использованию их в профессиональной деятельности. Сформированная таким путем мотивация студентов к овладению новой информацией, желание обогатить уже имеющийся набор профессионально значимых умений и навыков опосредованно развивает у будущих менеджеров трудолюбие и работоспособность, целеустремленность и исполнительность; дисциплинированность и ответственность и другие профессионально важные личностные характеристики. Этому способствуют, в том числе профессионально ориентированные коммуникативные задания и используемые для усиления профессиональной направленности обучения иностранным языкам формы индивидуальной и групповой работы. Их применение на занятиях по иностранному языку создает благоприятные условия для развития у студентов профессиональной коммуникабельности, которая, как мы считаем, является одним из наиболее важных профессионально значимых личностных качеств профессионала-управленца. Мы также согласны с мнением Е.Г. Хрисановой, которая считает, что одной из наиболее важных целей обучения иностранному языку студента любого направления подготовки в современной высшей школе является развитие профессиональной коммуникативной компетенции обучаемого [11]. Наличие у менеджера сферы управления такой комплексной личностной характеристики включает умение общения с другим субъектами трудовой деятельности, умение ясно выразить свое мнение, способность доказать и обосновать, а также эффективно преподнести свою точку зрения собеседнику, используя потенциал родного и иностранного языков. Таким образом, можно говорить о том, что усиление практической направленности процесса обучения иностранным языкам на факультете управления с учетом требований ФГОС ВПО развивает профессионально значимые личностные качества будущих менеджеров сферы управления, входящие в состав личностного компонента их профессиональной компетентности.

По нашему мнению, усиление профессиональной направленности в обучении будущих менеджеров-управленцев иностранным языкам предусматривает в том числе и усиление роли самостоятельной работы студентов. Формирование профессионально значимых и важных личностных качеств студента, т.е. становление обучаемого как будущего профессионала, происходит не только на учебных занятиях, но и в значительной степени зависит от такой важной составляющей учебного процесса, как внеаудиторная работа обучаемых [7, 174]. Для усиления профессиональной направленности процесса обучения дисциплине «Иностранный язык» с целью повышения уровня профессионально-личностного развития будущих менеджеров-управленцев наиболее эффективными мы считаем такие формы самостоятельной работы, как подготовка к семинарам и практическим занятиям, подготовка к различным формам текущего и итогового контроля; работа с электронными письмами и деловыми документами; самостоятельная работа с различными электронными ресурсами и сетью Интернет; работа с учебной литературой и другими письменными источниками; самостоятельная работа обучаемых по подготовке к участию в научно-практических конференциях и др.

В ходе самостоятельной работы у студентов факультета управления повышается уровень фундаментальных знаний в области профессиональной деятельности, происходит развитие соответствующих профессионально значимых умений и навыков, формируется опыт использования теоретических знаний в решении практических вопросов. Таким образом, в ходе индивидуальной и групповой самостоятельной работы формируются и развиваются необходимые личностные качества студента, развивается творческая индивидуальность обучаемых, т.е. происходит реализация личностного потенциала студентов.

Проведенный нами анализ научной литературы, а также практический опыт показывают, что усиление профессионально-практической направленности учебно-познавательной деятельности по изучению иностранных языков способствует повышению эффективности процесса профессионально-личностного развития студентов. Использование в процессе обучения иностранным языкам вышеуказанных мер, средств и форм работы по усилению профессиональной направленности процесса изучения иностранных языков оказывает положительное влияние на изменение показателей по таким компонентам профессиональной компетентности будущих менеджеров сферы управления, как когнитивный, деятельностный и личностный, что непосредственно сказывается на продуктивности профессиональной подготовки студентов на факультете управления в вузе в целом.

Рецензенты:

Максимова О.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;

Павлов И.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Ильин А.Е. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17341 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674