Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Пахтусова Н.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
В статье рассматриваются методологические подходы к исследованию проблемы формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения. Обосновывается необходимость рассмотрения совокупности системного, синергетического, компетентностного и деятельностного подходов применительно к решению проблемы профессионально-творческой подготовки будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза. Охарактеризована совокупность принципов (целостности, саморазвития будущих педагогов в учебной и творческой деятельности, принцип диагностичности, принцип профессионально-творческой направленности содержания подготовки, принцип творческой активности, творческой самостоятельно-сти и рефлексивности деятельности), положенных в основу построения модели формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения и реализации целостного процесса их профессиональной подготовки в контексте творческого саморазвития.
подход
принцип
профессиональная творческая компетенция
саморазвитие
педагог профессионального обучения
1. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновац. технологий, 2000. – 608 с.
2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 270 с.
3. Гнатышина Е.А. Теоретические аспекты управления инновационными процессами в учреждении профессионально-педагогического образования: монография. – М.: Компания «Спутник-плюс», 2007. – 184 с.
4. Гребенюк Е.Н. Синергетический подход в гуманитарном исследовании : монография. – Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2011. – 100 с.
5. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2005. – 216 с.
6. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии. Вып. 1. / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С.56-65.
В настоящее время организация качественного профессионально-педагогического образования происходит посредством постепенной переориентации его с трансляции знаний и формирования навыков на овладение будущим специалистом компетенциями в процессе решения теоретических и практических задач, модернизацией его содержания и развитием новых педагогических компетенций.

Актуальность исследования проблемы формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза обусловлена сложившимися противоречиями между возросшими требованиями к уровню развития профессиональной творческой компетенции педагогов профессионального обучения и фактическим уровнем их подготовленности к творческой педагогической деятельности; между целесообразностью формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в вузе и недостаточной разработанностью теоретических основ формирования профессиональной творческой компетенции студентов в условиях вуза; между необходимостью методического сопровождения формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения и недостаточностью его программно-содержательного обеспечения в педагогической практике.

При этом под профессиональной творческой компетенцией будущих педагогов профессионального обучения мы понимаем интегративное свойство личности, включающее систему специальных знаний, умений, мотивов и совокупность профессионально важных качеств, обеспечивающих готовность к осуществлению профессиональной творческой деятельности, отражающей бинарную сущность педагогического процесса.

Концепции профессионально-педагогического образования разрабатывали Э.Ф. Зеер, П.Ф. Кубрушко, B.C. Леднев, Г.Н. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, Н.Н. Тулькибаева, В.А. Федоров и др., в работах которых вузовская подготовка будущих педагогов профессионального обучения рассматривается как фактор профессионально-личностной самореализации студентов. Основные положения теорий педагогического творчества раскрыты в трудах Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, A.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, П.И. Пидкасистого и др. Психологические и дидактические исследования проблем активизации и развития творческого потенциала личности посвящены исследования В.И. Андреева, В.Н. Дружинина, М.М. Зиновкиной, Я.А. Пономарева, В.Г. Рындак и др.

Важным аспектом процесса формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза является выбор совокупности научных подходов и соответствующих им принципов, влияющих на выбор способов и средства обучения, построение целостного процесса профессиональной подготовки. Рассматривая формирование профессиональной творческой компетенции как сложный и многоаспектный процесс, полноценное изучение которого не может осуществляться с одной точки зрения, мы опирались на сочетание системного, синергетического, компетентностного и деятельностного подходов.

Системный подход (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.) составляет общенаучную основу исследования и позволяет рассматривать процесс формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения как сложную педагогическую систему, обладающую специфическим содержанием и соответствующую основным признакам педагогической системы; выделить системообразующий фактор формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения, а именно - цель; спроектировать модель процесса формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения, выявить составляющие ее компоненты, их место и значение; раскрыть диалектику их взаимосвязи. Основным принципом системного подхода к исследованию проблемы формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения выступает принцип целостности, который отражает структуру педагогической системы в многообразии необходимых для ее функционирования системно организованных компонентов и реализуется нами при построении модели данного процесса в условиях вуза.

Однако системный подход, обеспечивая общее направление научного познания, не раскрывает особенностей действующих субъектов представленной педагогической системы.

Синергетический подход (В.И. Аршинов, Е.Н. Князева, И.Р. Пригожин, Г. Хакен и др.) позволяет рассматривать педагога профессионального обучения как самоорганизующуюся систему, способную реализовать свой творческий потенциал через самоорганизацию в процессе учебно-творческой деятельности; определить сущность и содержание творческого саморазвития личности будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза как стратегию раскрытия их творческого потенциала; обосновывает роль творческого саморазвития личности будущего педагога профессионального обучения в процессе формирования его профессиональной творческой компетенции. «Синергетика как теория самоорганизации описывает поведение саморазвивающейся личности, изучает системы открытого типа, а ведущим принципом существования является самоорганизация, саморазвитие, осуществляемые на основе постоянного и активного взаимодействия этих систем с внешней средой» [4].

В качестве центрального выдвинем принцип саморазвития будущих педагогов в учебной и творческой деятельности, в рамках которой создаются условия для их перевода в статус субъектов образовательной деятельности - их поэтапного перехода от репродуктивной к активной, инициативной, творческой образовательной деятельности в контексте саморазвития личности, на основе анализа, коррекции и прогнозирования путей развития предшествующего учебно-профессионального опыта. Заключается в самоуправлении обучающимся учебно-познавательной и творческой деятельностью, способностью ставить цели, выбирать средства и методы, осуществлять процесс, анализировать и корректировать результат деятельности.

Стратегией исследования на конкретно-научном уровне выступает компетентностный подход (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.К. Маркова, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.), который дает возможность рассмотреть профессиональную творческую компетенцию будущих педагогов профессионального обучения; раскрыть ее содержание и сущность как результат профессиональной подготовки в условиях вуза; определить критерии и показатели сформированности. Принципами компетентностного подхода выступают: принцип диагностичности, заключающийся в объективной оценке и самооценке уровня сформированности профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения на основе разработанных критериев и показателей, выполняющих роль обратной связи в развитии личности. Принцип и предполагает возможность получения оперативной информации о состоянии развития профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения, прогнозирование ее результатов. И принцип профессионально-творческой направленности содержания подготовки, согласно которому усваиваемый студентом материал должен быть ориентирован на подготовку будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению творческой педагогической деятельности и соотносится с личностной направленностью процесса обучения. Реализация принципа творческой направленности заключается в организации учебно-творческой деятельности. Этот принцип воплощается в учебных программах, отборе изучаемого материала, в применяемых формах и методах, посредством расширения творческого компонента профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения, а также в процессе решения будущими педагогами разноуровневых творческих задач профессиональной направленности, отражающих специфику их профессиональной подготовки.

Практико-ориентированной тактикой исследования выступает деятельностный подход (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн Н.Ф. Талызина и др.), который позволяет рассмотреть особенности профессиональной творческой педагогической деятельности будущих педагогов профессионального обучения; создать условия для формирования профессиональной творческой компетенции и саморазвития будущих педагогов посредством их включения в различные виды деятельности (творческая игровая, исследовательская, проектная и др.); определить содержание образования, формы, методы для организации активности будущих педагогов профессионального обучения.

Исходя из общих представлений о деятельности, отметим, что отличительной особенностью деятельности будущих педагогов профессионального обучения в процессе приобретения профессиональной творческой компетенции в условиях вуза выступает ее двойственность: 1) учебно-творческая деятельность - вид деятельности (во внешнем плане), процессуальный аспект и специфика которого обусловлена организацией образовательного процесса с применением форм, методов, технологий образовательного процесса; 2) саморазвитие личности (деятельность во внутреннем плане) - это управляемый процесс самопроявления и это деятельность личности, направленная на четко сознаваемый результат путем самопознания, самосовершенствования и самореализации своих возможностей и творческого потенциала, обеспечивающего эффективное формирование профессиональной творческой компетенции (процесс творческого саморазвития личности будущего педагога).

На основе вышеизложенного сформулируем принципы деятельностного подхода к исследованию проблемы формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза.

Принцип рефлексивности деятельности будущих педагогов позволяет задействовать их личностно-смысловую позицию путем включения механизмов самопознания (самоанализ, самооценка), самопроектирования и самоуправления и обеспечивает эффективную обратную связь через анализ каждым студентом реальных результатов своей учебной деятельности. Реализация принципа рефлексивности деятельности предполагает использование разнообразных средств самодиагностики будущими педагогами профессионального обучения в образовательном процессе и рефлексивной технологии, позволяющих им самостоятельно выстраивает траекторию своего развития и саморазвития профессиональной творческой компетенции: ставить цели, выбирать средства и методы, анализировать и корректировать результат деятельности.

Принцип творческой самостоятельности обеспечивает необходимые психологические предпосылки для реализации знаний, умений, проявления профессионально важных качеств в ситуациях, требующих самостоятельного принятия решений, связанных с собственным профессиональным становлением. К правилам реализации данного принципа мы относим следующие: предоставление альтернатив для самостоятельного выбора (творческого задания, творческого проекта, темы собственного исследования, вида внеучебной творческой деятельности и т.п.); использование таких методических приемов и форм организации учебно-творческого процесса, которые предполагают самостоятельную аудиторную творческую деятельность студентов (ролевые игры, дискуссии, составление кроссвордов, синквейнов, поисковых вопросов для обсуждения на семинаре, подбор игр и упражнений и т.п.) и внеаудиторную (самостоятельное выполнение творческих заданий проблемно-поискового характера, выполнение творческих проектов и др.).

Cледование принципу творческой активности будущих педагогов означает разумное сочетание руководства деятельностью студентов с развитием их инициативы и творчества, при этом акцент переносится с преподавательской активности педагога на учебную деятельность, основанную на инициативе и творчестве самих обучающихся. Следование принципу активности в учебно-воспитательном процессе предполагает: учет индивидуальных интересов и потребностей студентов; включение студентов в разнообразную творческую деятельность в учебном процессе, во внеучебной деятельности, в собственной практической деятельности; организацию активных видов познавательной деятельности обучающихся в контексте овладения профессией, использование в учебном процессе активных методов и форм обучения (проблемных, эвристических, игровых, тренинговых и др.), которые ставят обучающихся в активную позицию исследователей различных вариантов решений учебных задач.

Таким образом, совокупность системного, синергетического, компетентностного и деятельностного подходов определяет возможность всестороннего и глубокого исследования актуальной проблемы формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения в условиях вуза и построения целостного процесса профессиональной подготовки. Мы выяснили, что для более эффективного и продуктивного осуществления образовательного процесса, направленного на формирование профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения, необходим учет определенных системообразующих педагогических принципов (целостности, саморазвития будущих педагогов в учебной и творческой деятельности, диагностичности, профессионально-творческой направленности содержания подготовки, принцип творческой активности, творческой самостоятельности и рефлексивности деятельности), которые в своем комплексе создают предпосылки к тому, чтобы будущий педагог профессионального обучения постоянно находился в условиях личностного и профессионального становления.

На основе вышеописанных методологических принципов и подходов нами была разработана модель формирования профессиональной творческой компетенции будущих педагогов профессионального обучения и педагогические условия ее эффективной реализации в условиях вуза.

Рецензенты:

Уварина Н.В., д.п.н., профессор, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;

Шумилова Е.А.., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Пахтусова Н.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17371 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674