Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ РОСТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Чаплыгина Е.В. 1 Каплунова О.А. 1 Чистолинова Л.И. 1 Корниенко Н.А. 1 Вартанова О.Т. 1
1 ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России
Целью данной работы является анализ интерактивных методов обучения, в частности, кейс-метода и его возможностей в аспекте применения в практике теоретических кафедр медицинского университета и интеграции его в систему преподавания дисциплины «анатомия». Кейс-метод в качестве основного интерактивного метода был использован при проведении предметной олимпиады по дисциплине «анатомия» года на базе Ростовского государственного медицинского университета. В результате полученного опыта были открыты дополнительные возможности для повышения мотивировки студентов на достижение более высоких результатов в учебе, повышение уровня знаний и практических навыков для их применения в будущей профессиональной деятельности, а также отмечено повышение творческой активности студентов, стремление их к самореализации.
интерактивное обучение
кейс-метод
анатомия
1. Васильева Е.Ю. Кейс как метод обучения алгоритму неотложной помощи в медицинском вузе/Е. Ю. Васильева, О. В. Самодова // Инновации в образовании. – № 11. – С.98–107.
2. Гуревич А. М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах./ А.М.Гуревич. – СПб.: Речь, 2006. – 144с.
3. Михайлова, Е. И. Кейс и кейс- метод: общие понятия / Е.И.Михайлова // Маркетинг. – 1999. – № 1. – С. 107–111.
4. Попов А.И. Организация интерактивной творческой подготовки студентов заочной формы обучения / А.И. Попов, В.Г. Однолько, А.А. Букин // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – № 12. – С.58–64.
5. Сидорова С.Н. Проблема оценивания компетенций у студентов в контексте введения ФГОС ВПО третьего поколения/С. Н. Сидорова // Инновации в образовании. – 2013. – № 9. –С.67-71.
6. Скуратовская Н.С. Кейс-метод в оценке персонала / Н.С. Скуратовская // Справочник кадровика. – 2007. – № 5. – С. 98–104.
7. Смолянинова О.Г. Информационные технологии и методика Case Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза/ О.Г. Смолянинова // Труды II Всероссийской научно-методической конференции «Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации». – Красноярск, 2000.
8. Фурс М.В. Интерактивные формы обучения – средство повышения уровня профессиональной подготовки студентов: [представлен обзор современных методов обучения студентов; приведены примеры применения этих методов в российских и зарубежных вузах] / М.В. Фурс // Alma mater. – 2011. – № 10. – С. 29–33.
Одной из форм интерактивного обучения является кейс-метод или метод case-study, «метод казусов» (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Метод был использован в 20-х годах прошлого века в Гарвардской бизнес школе, а также был хорошо известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране. В СССР этот метод не применялся и получил свое развитие лишь в 70-е годы ХХ века в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова.  В настоящее время курс на модернизацию образования высшей школы России приводит к поиску новых систем обучения.  Сейчас кейс-метод применяется  при изучении многих других наук, в том числе и медицины.

Актуальность внедрения кейс-метода в настоящее время обусловлена потребностью не столько в получении конкретных знаний в процессе обучения, сколько необходимостью в формировании профессионально компетентной личности с необходимым объемом навыков и умений и со способностью к постоянному обучению и применению полученных знаний в конкретных ситуациях.

Метод case-study заключается в создании проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Цель метода - анализ конкретной ситуации в результате совместной работы группы студентов, выработка ею наилучшего решения в контексте предложенной клинической задачи. Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) предполагает получение навыков в работе с информацией, ее осмысление путем работы с предположениями и заключениями, умение принимать решения.  Метод кейсов развивает умение работать в коллективе: распределять  время, отстаивать свое мнение, делегировать полномочия, умение слушать и быть услышанным [2]. Кейс-метод направлен на активизацию дискуссии в аудитории, анализ и обсуждение ситуации [7]. Данная технология  предлагает подавать учебный материал в виде микро-проблем, в процессе решения которых студенты приобретают знания путем активной творческой деятельности.

Одной из положительных сторон этого метода является то, что он не требует значительных материальных затрат и легко вписывается в существующую систему обучения, мотивирует студентов на овладение знаниями для их будущей профессиональной деятельности, создает  уверенность в том, что они могут справиться с аналогичными задачами в реальной жизни. Кейс-метод может включать в себя различные методические приемы: построение модели ситуации; системное представление и анализ ситуации; мысленный эксперимент (осмысление ситуации); а также методы описания (создание описания ситуации); проблемный метод (представление проблемы, лежащей в основе ситуации); метод классификации (создание перечней свойств, характеристик, структур, составляющих ситуацию); «мозговой штурм» (генерирование идей относительно ситуации); дискуссия и т.д. [3].

В целом, понятие «занятие в интерактивной форме» можно трактовать очень широко: от десятиминутной проблемной дискуссии до выполнения сложного коллективного проекта [4]. Н.С. Скуратовская [6] кейсы классифицирует по задачам на кейс- предприятие и кейс- ситуацию. По объему и степени сложности выделяют комплексные кейсы и «мини» кейсы. Комплексные кейсы отличаются большим объемом (от 15 страниц), содержат много подробных сведений, иногда избыточных. Студент самостоятельно должен выделить необходимую информацию и произвести ее анализ. Мини-кейсы представляют собой практические ситуации в краткой форме - от одного абзаца или предложения до страницы текста [6]. Также кейс может содержать приложения.

Организация работы с кейсом включает следующие этапы [6]:

Первый этап - в начале занятия определяется основная проблема кейса, в соответствии с изучаемым материалом, определяется уровень знания слушателями материала кейса и заинтересованность в обсуждении, что настраивает студентов на  совместную деятельность.

Второй этап - организация совместной деятельности по решению проблемы. Обсуждение может проходить в малых группах или индивидуально в течение определенного преподавателем времени. В малых группах (от трех до пяти человек) индивидуальные ответы сопоставляются и обдумываются, при этом вырабатывается единая позиция.

Для представления решения (возможно в виде презентации) и  ответов на вопросы выбирается или назначается «спикер».

Преподаватель организует и направляет общее обсуждение либо в виде  традиционной открытой дискуссии (Гарвардский метод), либо в виде группового или индивидуального опроса.

Третий (последний) этап - анализ результатов как совместной, так и индивидуальной работы. Преподаватель завершает дискуссию и подводит итоги.

При рассмотрении учебной ситуации преподаватель может занимать активную или пассивную позицию, иногда он «дирижирует» разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии.

Представление результатов анализа кейса в виде презентации является очень важным аспектом метода сase-study. Презентация может быть устной и предполагает представление решений кейса в группе, она максимально вырабатывает навыки публичной деятельности и участия в дискуссии. Такая подача материала при анализе кейса может послужить началом дискуссии.

Письменная презентация менее эффектна, но обучающая роль ее весьма велика. Чаще всего она заключается в  подготовке отчета по выполнению задания, при этом стимулируются такие качества, как умение подготовить текст, точно и аккуратно составить отчет, не допустить ошибки.  Как письменная, так и устная презентация результатов анализа кейса может быть групповая и индивидуальная (в зависимости от сложности и объема задания). Индивидуальная презентация формирует ответственность, собранность, волю; групповая - аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект. Можно использовать промежуточную презентацию с анализом промежуточного результата, и конечную - с представлением готового решения. В последнее время кейсы используются как для обучения, так и для контроля знаний на экзаменах. В отличие от классической методики преподавания, интерактивный метод предполагает не столько оценку набора знаний, сколько умение студентов анализировать, принимать решения, логически мыслить. При этом необходимо учитывать содержательную активность студента при участии в дискуссии или презентации, подготовке письменной работы. Чтобы студент понимал обоснованность оценки, преподаватель предварительно должен разъяснить правила разбора кейса,  систему оценивания. Открытость системы оценивания, ее справедливость и понятность для студента имеет большое воспитательное значение [7].

Традиционная пятибалльная система оценивания не отвечает требованиям кейс метода, так как не позволяет накапливать баллы за промежуточную работу, за активность и многократность выступлений. С этой точки зрения более приемлемой является система оценки знаний с большим количеством баллов (от 10 до 100).

Использование в высшей школе кейс-метода при формировании оценки знаний по всей дисциплине предполагает три варианта решения.

Первый вариант используется, если кейс включает в себя основные положения дисциплины, отражает ключевые моменты, предполагает использование всего комплекса знаний и умений, а также практических навыков. В этом случае полученная оценка по кейсу может выступать как его оценка по дисциплине.

Поскольку метод сase-study не является универсальным методом получения и  оценки знаний студента, второй вариант предполагает наряду с кейс-методом использование устного или письменного экзамена, тестов и т.д. В этом случае оценке за анализ кейса выделяется определенная квота баллов.

В третьем варианте метод сase-study рассматривается как один из многих методов, применяемых при обучении данной дисциплине.

Что касается внедрения кейс-метода в практику обучения студентов на кафедре нормальной анатомии Ростовского государственного медицинского университета, то этот метод в качестве основного интерактивного метода был использован при проведении предметной олимпиады по дисциплине «Анатомия» 15 декабря 2014 года на базе Ростовского государственного медицинского университета. Олимпиада проходила в несколько туров. Состав участников определялся на первом этапе олимпиады - тестировании.

К теоретическому и практическому туру олимпиады по решению жюри допускались учащиеся, набравшие определенное количество баллов. Участникам олимпиады по анатомии предоставлялась возможность ознакомиться с результатами проверки своей работы, ее оценкой и замечаниями. Критерии оценки работы участников олимпиады устанавливались организационным комитетом и жюри олимпиады по анатомии.

Студенты, отобранные для участия в олимпиаде, были разделены на 6 групп по 5 человек в каждой.

Каждая группа выбрала своего «спикера» для презентации результатов обсуждения. Студентам были предложены задания различной степени сложности и направленности.

Каждое задание оценивалось по 10-балльной системе, оценки за все задания складывались в одну кумулятивную оценку, которая и определяла победившую группу.

Второй тур включал обсуждение анатомических характеристик нативных анатомических препаратов и использование практических навыков для презентации результатов обсуждения и демонстрации «спикером»  анатомических структур на конкретных препаратах по всем разделам анатомии. После обсуждения группой вопросов «спикер» группы презентовал результаты обсуждения, демонстрировал анатомические структуры на конкретных препаратах.

В третьем туре задания касались знания лучевой анатомии, умения распознавать и расшифровывать основные анатомические структуры и образования на рентгенограммах, магнитно-резонансных томограммах, спиральных компьютерных томограммах, спиральных компьютерных ангиограммах и сопровождались мультимедийной презентацией лучевых исследований.

В четвертом туре студентам для обсуждения были предложены клинические ситуации и вопросы. Путем дискуссии при анализе данных кейса участники вырабатывали единую концепцию ответа и делегировали «спикера» для презентации ответа. Иногда студенты запрашивали дополнительные данные для уточнения клинической ситуации из приложений к задаче, что является характерным для кейс-метода.

В последнем - пятом туре кейс-метод был применен в индивидуальном соревновании «спикеров», каждый из них получал индивидуальное задание по решению клинической задачи, ответ был дан в виде письменного отчета. Жюри оценивало отчет и определяло победителей индивидуального тура олимпиады.

Следует отметить, что во время, отведенное на обсуждение кейсов в группах участников олимпиады, со зрителями также проходила интерактивная викторина на темы: «Искусство в анатомии», «Занимательная анатомия» с мультимедийной презентацией произведений  художников, посвященные анатомической тематике. Студенты, которые быстрее и чаще  других давали правильные ответы, были отмечены поощрительными призами. 

Студенты, достигшие успехов в олимпиаде и занявшие призовые места, как в групповых, так и в индивидуальных состязаниях, получили определенные бонусы при сдаче экзамена по анатомии в виде зачета результатов тестирования и ответов по  практическим навыкам.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения актуализируют проблему качества подготовки специалистов и поднимают вопрос о необходимости поиска оптимальных методов обучения будущих врачей [1]. Смещение акцента с содержания обучения на его результаты послужило основанием для определения в качестве результативности обучения выявление компетенций. Выработка компетенций связана не только с освоением теоретической части дисциплины, но в большей степени обусловлено сочетанием различных форм и технологий обучения [5,8].

Кафедра нормальной анатомии РостГМУ как и  другие кафедры, работающие со студентами первого курса, с сентября 2011 года приступила к работе по новым учебным планам, составленным в соответствии с ФГОС-3. Метод case-study увеличивает роль компетентностного подхода к организации учебного процесса при изучении фундаментальных дисциплин.

Дисциплина «Анатомия» входит в базовую часть естественнонаучного учебного цикла основной образовательной программы (ООП) по специальностям Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело и  Стоматология, в которые включены 8 общекультурных  и 32 профессиональных компетенций.

Особого внимания с точки зрения использования кейс-метода в преподавании «Анатомии» заслуживают следующие компетенции:

  • «способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности....»;
  • «способность и готовность владеть компьютерной технологией, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях...»;
  • «способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования»;
  • «способность и готовность анализировать закономерности отдельных органов и систем, использовать знание анатомо-физиологических основ... для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов»;
  • «общекультурные компетенции».

Таким образом,  использование кейс-метода при проведении олимпиады по анатомии человека способствует более эмоциональному восприятию студентами предмета, повышает мотивацию к обучению. Использование ситуационных задач способствует формированию клинического мышления студента, поощряет творческий спор, значительно стимулирует студентов в их подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Харламов Е.В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой физической культуры, ЛФК и спортивной медицины ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, г. Ростов-на-Дону;

Хлопонин П.А., д.м.н., профессор, зав. кафедрой гистологии и эмбриологии ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, г. Ростов-на-Дону.


Библиографическая ссылка

Чаплыгина Е.В., Каплунова О.А., Чистолинова Л.И., Корниенко Н.А., Вартанова О.Т. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ НОРМАЛЬНОЙ АНАТОМИИ РОСТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17443 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674