Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕНТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОСВОЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Чёрная Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский Государственный Университет»
Формирование начальной информационной грамотности осуществляется через освоение информационных универсальных учебных действий (УУД) в процессе изучения различных дисциплин начальной школы, главным образом, в предметной области «Математика и информатика». Для формирования начальной математической грамотности целесообразным является использование нелинейных дидактических технологий. Автором статьи предлагается использовать такую технологию – концентрический подход для формирования начальной информационной грамотности при освоении универсальных учебных действий на уроках математики. В статье представлено экспериментальное доказательство целесообразности использования педагогической стратегии, основанной на нелинейной дидактической технологии, а именно – «концентрическом подходе». Опытно-экспериментальная работа, проведённая по плану двух групп экспериментальной и контрольной, показала положительную динамику в освоении начальной информационной грамотности при использовании концентрического подхода. Эффективность предлагаемого подхода с трехступенчатым построением учебного процесса подтверждена статистическим критерием Фишера (угловое преобразование).
универсальные учебные действия
начальная информационная грамотность
концентрический подход
1. Критерий Фишера. Автоматический расчёт углового преобразования Фишера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychol-ok.ru/statistics/fisher/ (дата обращения: 01.12.2014).
2. Пак Н.И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации [текст]: моногр. / Н.И. Пак – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 223с.
3. Петерсон Л.Г. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива» 1-4 классы/Л.Г. Петерсон – изд. «Просвещение», 2011. – 158 с. (С. 24).
4. Попова А.А. Теоретические основы подготовки учителя к диагностической деятельности: диссертация доктора педагогических наук. – Челябинск. 2000. ¬¬– С. 181.
5. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011. – 224 с.
6. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова/А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю. Плотникова, С.Г. Яковлева. – 2-е изд., перераб. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 224 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [текст]/М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва: Просвещение, 2010. – 31 с.

Анализ содержания учебников математики для начальной школы авторских коллективов И.И. Аргинской, Л.Г. Петерсон, анализ содержания предметной области «Математика и информатика» раздела 12.2 ФГОС НОО показал, что для формирования начальной информационной грамотности целесообразно использовать нелинейные дидактические технологии, к которым относится «концентрический подход» [3, 5-7]. Такой подход «предполагает ступенчатое, многоуровневое построение процесса обучения заданному курсу» [2]. В рамках концентрического подхода нами предлагается в первом классе акцентировать внимание на формировании одного или двух УУД, то во втором классе к этим УУД добавить ещё два-три УУД, в третьем классе к этой группе УУД добавляются ещё два-три УУД, а в четвёртом классе прибавляются оставшиеся УУД информационного наполнения.

Настоящая статья посвящена экспериментальной проверке целесообразности использования описанной педагогической стратегии, основанной на концентрическом подходе, при изучении предметной области «Математика и информатика».

В экспериментальной проверке на констатирующем этапе приняли участие ученики и учителя из школ г. Челябинска и Челябинской области. Для проведения формирующего эксперимента были отобраны 275 учащихся первых классов пяти школ, которые были разделены на две группы экспериментальную и контрольную. Учащиеся одной из школ составляли контрольную группу, остальные первоклассники входили в состав экспериментальной группы.

Для оценки эффективности воздействия экспериментального фактора эксперимент проводился по плану двух групп.

На первом этапе эксперимента проведён входной контроль с целью выявления уровня начальной информационной грамотности у учащихся. Для этого учащиеся выполняли предложенные задания на уроках математики, направленные на проверку уровня сформированности следующих УУД: «синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов» (ПЛ2); – ПО3 – «применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств»; ПЗ1 – «моделирование – преобразование объекта из чувственной формы, в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая)»; ПО13 – «самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем»; ПЗ2 – «преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область»; ПО12 – «понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»; ПО6 – «выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от условий» [7].

Оценку выполнения заданий диагностической работы выставляли на основе следующей трехбалльной шкалы: 0 – учащийся не освоил УУД (не выполнил задание), 1 – частично освоил УУД (частично выполнил задание или допустил ошибку), 2 – освоил УУД (выполнил задание полностью, без ошибок). Для оценки сформированности УУД использовалось несколько заданий, поэтому в качестве итоговой оценки использовался средний результат. Если итоговый средний результат по группе учащихся выше 1,50 балла, то считается, что учащиеся в основном освоили данное УУД, а если не более 1,50 балла, то это является сигналом для проведения формирующего этапа эксперимента.

Диагностические задания предъявлялись учащимся 1-3 классов в конце каждого учебного года в период проведения формирующего эксперимента. Результаты выполнения диагностических заданий включены в оценочные баллы освоения УУД информационного наполнения соответствующего года обучения.

Ниже представлены результаты входного контроля в баллах (табл. 1).

Таблица 1

Результаты входного контроля уровня сформированности УУД информационного наполнения в баллах

Подгруппы

 

Коли-чество обучаю-щихся

Средний балл оценки сформированности УУД

Синтез (ПЛ2)

Модели-рование (ПЗ1)

Преобра-
зование модели (ПЗ2)

приме-нение методов информаци-онного поиска (ПО3)

выбор наиболее эффектив-ного способа решения (ПО6)

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации (ПО12)

создание алгоритмов деятельности (ПО13)

Экспериментальные школы

Подгруппа 1

86

1,02

1,23

1,09

1,24

0,72

0,65

0,59

Подгруппа 2

97

1,04

1,37

1,26

1,01

0,57

0,48

0,87

Подгруппа 3

19

0,99

0,79

0,89

1,21

0,68

1,16

0,57

Подгруппа 4

54

0,85

1,33

0,64

1,12

0,84

1,01

1,10

Контрольная школа

Подгруппа 0

19

0,71

0,89

1,16

1,05

0,43

1,21

0,41

Как видно из табл.1 не наблюдается ни одного случая превышения среднего балла более 1,50, это значит, что необходимо внести изменения в методику формирования начальной информационной грамотности, то есть провести формирующий эксперимент.

Необходимо обсудить вопрос пригодности подгрупп для проведения формирующего эксперимента. Проверка сходства (различия) подгрупп проводилась с помощью критерия Фишера (угловой) [1]. Необходимые частотные данные представлены в табл. 2 (число учащихся, имеющие средний балл по выполненным заданиям выше 1,50 балла).

Таблица 2

Результаты входного контроля уровня сформированности УУД информационного наполнения (число учащихся)

Подгруппы

Количество обучающихся

Количество обучающихся, получивших балл выше 1,50

ПЛ2

ПЗ1

ПЗ2

ПО3

ПО6

ПО12

ПО13

Экспериментальные школы

Подгруппа 1

86

11

23

12

24

10

10

8

Подгруппа 2

97

14

43

32

12

8

7

10

Подгруппа 3

19

7

2

3

6

3

5

2

Подгруппа 4

54

6

28

4

10

6

8

10

Контрольная школа

Подгруппа 0

19

3

4

5

5

2

6

2

Сравнения экспериментальных и контрольной групп, проведенные по критерию Фишера, показали, что, в основном, значения критерия φ*эмп находится в зоне незначимости (φ*эмп < 1,64), а это значит, что можно считать экспериментальные и контрольные подгруппы могут использоваться для проведения формирующего эксперимента. Различия (17,8%) обнаружены лишь в результатах формирования универсальных учебных действий «Моделирование» (ПЗ1) и «Адекватная оценка языка средств массовой информации» (ПО12).

На втором этапе эксперимента проводилось формирование универсальных учебных действий с использованием концентрического подхода в экспериментальных подгруппах. В первом и втором классах отрабатывались универсальные учебные действия: «синтез» (ПЛ2); «применение методов информационного поиска» (ПО3); «моделирование» (ПЗ1); «создание алгоритмов деятельности» (ПО13). Второй контроль уровня освоения УУД информационного наполнения проведён к концу второго года обучения. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты промежуточного контроля освоения УУД информационного наполнения в баллах (на конец второго года обучения)

Подгруппы

Количество обучающихся

Результаты освоения универсальных учебных действий, средний балл

ПЛ2

ПЗ1

ПЗ2

ПО3

ПО6

ПО12

ПО13

Экспериментальные школы

Подгруппа 1

86

1,20

1,34

1,23

1,36

0,89

0,88

0,87

Подгруппа 2

97

1,18

1,47

1,25

1,12

0,79

0,78

0,98

Подгруппа 3

19

1,09

0,91

0,95

1,32

0,69

1,00

0,78

Подгруппа 4

54

0,99

1,48

0,85

1,25

0,85

1,05

1,24

Контрольная школа

Подгруппа 0

19

0,72

0,88

1,19

1,15

0,59

1,22

0,44

Положительные изменения в средних баллах с точностью до одной десятой выделены цветом; интенсивно окрашенные ячейки соответствуют формируемым УУД; неокрашенные ячейки – практически нет положительных изменений.

Сравнение 1 и 3 таблиц позволяет сделать вывод, что стабильные положительные изменения в средних баллах произошли для формируемых УУД в экспериментальных подгруппах. Нестабильные положительные изменения отнесены нами за счёт взросления и развития детей. Учащиеся за два года обучения в экспериментальных условиях существенно улучшили свои результаты овладения УУД информационного наполнения.

В третьем классе в экспериментальных подгруппах проводилась работа по формированию всех вышеперечисленных УУД, кроме ПО6 (выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от условий).

Второй контроль уровня освоения УУД информационного наполнения проведён в конце третьего года обучения в экспериментальных и контрольной подгруппах. Результаты в средних баллах представлены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты контроля освоения УУД информационного наполнения в баллах (на конец третьего года обучения)

Подгруппы

Количество обучающихся

Результаты освоения универсальных учебных действий, средний балл

ПЛ2

ПЗ1

ПЗ2

ПО3

ПО6

ПО12

ПО13

Экспериментальные школы

Подгруппа 1

87

1,61

1,43

1,51

1,56

1,13

1,54

1,51

Подгруппа 2

98

1,65

1,49

1,37

1,52

1,29

1,25

1,53

Подгруппа 3

19

1,12

1,20

1,29

1,57

1,01

1,35

1,01

Подгруппа 4

53

1,12

1,54

1,56

1,29

1,23

1,18

1,57

Контрольная школа

Подгруппа 0

19

1,16

1,16

0,94

1,05

1,00

1,16

1,01

Как видно из таблиц 4 и 1, результаты формирующего эксперимента положительны – во всех экспериментальных подгруппах произошли существенные изменения, что нельзя сказать о контрольной подгруппе.

Для выявления различий в результатах освоения УУД информационного наполнения у учащихся третьих классов экспериментальных и контрольной подгрупп применили статистический критерий Фишера (угловое распределение). В таблице 5 представлено количество учащихся третьих классов, освоивших УУД информационного наполнения (средний балл выше 1,50).

Таблица 5

Результаты контроля освоения УУД (число учащихся, освоивших УУД)

Подгруппы

Количество обучающихся

Результаты освоения универсальных учебных действий, количество обучающихся

ПЛ2

ПЗ1

ПЗ2

ПО3

ПО6

ПО12

ПО13

Экспериментальные школы

Подгруппа 1

87

45

41

42

43

21

43

42

Подгруппа 2

98

49

45

39

47

37

36

57

Подгруппа 3

19

5

6

7

12

5

7

5

Подгруппа 4

53

21

34

35

25

24

21

35

Контрольная школа

Подгруппа 0

19

5

5

4

4

4

4

4

Существенные отличия по критерию Фишера в освоении УУД информационного наполнения в процессе изучения математики в третьих классах составили 60,7%, что существенно выше доли отличий в освоении УУД информационного наполнения на начало формирующего эксперимента (17,8%).

Для выявления эффективности использования концентрического подхода при формирования начальной информационной грамотности применили динамический коэффициент «темп прироста», который определялся по формуле [4]:

где – средний балл по всем УУД информационного наполнения к концу третьего года обучения;

– средний балл по всем УУД информационного наполнения на начало формирующего эксперимента.

Полученные значения коэффициента «темп прироста» представлены в табл. 6.

Таблица 6

Темпы прироста результатов освоения УУД информационного наполнения по подгруппам

Подгруппы

 

Средний балл

Темп прироста,

, %

На начало формирующего эксперимента

На конец формирующего эксперимента

Экспериментальные школы

Подгруппа 1

0,934

1,470

57,3

Подгруппа 2

0,943

1,437

52,4

Подгруппа 3

0,898

1,221

35,9

Подгруппа 4

0,998

1,356

35,8

Контрольная школа

Подгруппа 0

0,837

1,068

27,6

Как видно из таблицы, динамический коэффициент положителен для всех подгрупп, а наибольший темп прироста наблюдался в экспериментальных подгруппах.

Таким образом, экспериментальная проверка показала, что концентрический подход способствует эффективному освоению универсальных учебных действий у младших школьников в процессе формирования начальной информационной грамотности на уроках математики.

Рецензенты:

Дрозина В.В., д.п.н., профессор кафедры математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск;

Дильман В.Л., д.ф.-м.н., доцент, заведующий кафедрой прикладной математики ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Чёрная Е.В. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕНТРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОСВОЕНИИ МАТЕМАТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17457 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674