Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О МОДЕЛИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Фоменко С.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф.Ушакова»
Проведен анализ различных научных источников и авторских исследовательских материалов, основанных на сложившемся в недалеком прошлом опыте наблюдения за проведением выполнения миротворческих задач, анализ военно-политической обстановки в мире, характера современных войн и вооруженных конфликтов. Воинское воспитание патриотизма – процесс весьма сложный и противоречивый. Однако этот процесс не лишен диалектики, и его решение зависит от большого числа факторов. Автор предлагает обсудить ряд проблем и противоречий, полученных в процессе исследования, и рассмотреть авторскую модель построения образовательного процесса, направленного на патриотическое воспитание и развитие патриотичной личности. В статье вводятся понятия: «модель воспитания патриотичности военнослужащих», «модель-портрет личности с высоким уровнем развития патриотичности», которые рассматриваются применительно к организации совместной деятельности курсантов и преподавателей учебных военных учреждений. Автор дает теоретический сравнительный анализ научных работ коллег в рамках рассматриваемой проблемы, предлагает краткое описание моделей и дает рекомендации по их внедрению в образовательный процесс военного учреждения.
воинское образование
модель воспитания
патриотичная личность
патриотизм
1. Актуальные проблемы и пути дальнейшего совершенствования государственно-патриотического и воинского воспитания военнослужащих Пограничной службы Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции на тему. – М. : Граница, 2003. – 124 с.
2. Фрунзе М.В. Избранные произведения. – М.: Наука, 1977. – 240 с.
3. Фоменко С.И. Современные условия гражданско-патриотического воспитания курсантов военного образовательного учреждения // Конструктивное обучение в образовательной системе Школа-вуз: проблемы и решения. Материалы II Международной научно-практической конференции. Дополнительный выпуск. / под ред. проф. Н.П.Шаталовой.– Красноярск: изд. ООО «Научно-инновационный центр», 2014. – С.127-133.
4. Фоменко С.И., Шаталова Н.П. Проектирование поля мотивации при подготовке военных кадров // В мире научных открытий. Серия: Социально-гуманитарные науки. – № 11.4, 2014. - 0,5 п.л.
5. Фоменко С.И., Шаталова Н.П. Мотивационно-целевое управление совместной деятельностью преподавателя и курсантов военного образовательного учреждения // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал) Серия Социально-педагогические и психологические исследования. - 2014. – № 9. – 0,8 п.л.
Сущность воинского воспитания патриотичности у личного состава базируется на:

1) высоких морально-психологических качествах, которые необходимы вооруженному защитнику Отечества;

2) верности воинскому долгу, присяге и уставам;

3) высокой дисциплинированности, мужестве, стойкости, отваге, верности боевым традициям и  пр.

Процесс воспитания патриотичности  является центральной линией концепции воспитания военнослужащих в рядах  Вооруженных Сил Российской Федерации. Концепция служит основой для реализации Программы совершенствования системы воспитательной работы с военнослужащими, оптимизации организационно-штатной структуры и определения задач органов воспитательной работы, поэтому представляет собой систему взглядов, понятий, идей, целевых установок, приоритетных направлений, принципов, методов, форм и связей между ними в области воспитания  патриотичности у военнослужащих.

Цель исследования

Рассмотрение вопроса о построении модели патриотического воспитания как инновационной формы образовательной деятельности военнослужащих.

Материал исследования

В настоящее время проектирование и конструирование Вооруженных Сил осуществляется в рамках непрерывно изменяющейся сложной социально-экономической, общественно-политической и информационной обстановки, которая ведет к трансформации самого социального портрета армии. И тому есть причины:

1) понижение образовательного уровня пополнения, поступающего на военную службу;

2) ухудшение физического и психического здоровья молодых людей;

3) пацифистские  и антиармейские настроения;

4)  негативные установки  на воинскую службу у третьей части призывников;

5) религиозные и национальные  расположения духа.

Анализ проведенных эмпирических исследований в среде призывников показал, что существенно изменилась направленность жизненных приоритетов, таких как:

1) чувство коллективизма;

2) общественная активность;

3) любовь к родине;

4) патриотичность.

Социально-экономическая молодежная политика не имеет особых приоритетов, на военнослужащих серьезное влияние оказывает социальная обстановка в стране:  детская безнадзорность, беспризорность, пьянство, наркомания.

Негативное влияние на воспитание патриотичности оказывает и морально-психологическое состояние военнослужащих Вооруженных Сил: деятельность определенных политических сил по подрыву авторитета военной службы, доверия в обществе к армии и политике руководства страны в области обороны и безопасности государства. Невысокий уровень патриотичности военнослужащих без соответствующего морального настроя и без их психологической готовности добросовестно исполнять обязанности военной службы, естественно, не позволяет иметь весомые результаты в реформировании современной российской армии.

Несомненно, что перечисленные выше факторы оказывают влияние на уровень морально-психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины военнослужащих и  вместе с тем определяют модель патриотического воспитания, которая должна в полной мере отвечать требованиям современного этапа строительства и подготовки Вооруженных Сил.  Проектирование модели патриотического воспитания военнослужащих способно обеспечить высокую эффективность самого процесса воспитания и ответственность органов военного управления и должностных лиц за его конечные результаты. Оно должно учитывать как негативные, так и положительные факторы, имеющие место в современном обществе.

К структурам модели патриотического воспитания можно отнести:

1) систему информирования военнослужащих;

2) систему координации деятельности органов военного самоуправления, осуществляющих информационное обеспечение войск;

3) систему культурно-досуговых мероприятий.

Подструктурами модели патриотического воспитания должна выступать собственно материально-техническая база: полиграфические предприятия, культурно-досуговые учреждения, организационно-штатная подготовка должностных лиц органов воспитательной работы [4].

Анализ исследовательских материалов, основанных на сложившемся в недалеком прошлом опыте проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, выполнения миротворческих задач, анализе военно-политической обстановки в мире, характера современных войн и вооруженных конфликтов, позволяет утверждать, что характер внешних и внутренних угроз национальной безопасности России ставит вопрос о необходимости осуществления мер по укреплению морально-психологического потенциала страны через обращение к патриотическому воспитанию всей молодежи нашей страны. Воспитание патриотичности молодого человека путем повышения престижа военной службы и решения социальных проблем военнослужащих показывает, что роль человека, который управляет оружием и боевой техникой, повышается  благодаря  приоритету его духовно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия.  

Модель воспитания патриотичности именно военнослужащих определяет свое содержание, место и роль в самой системе воспитания при осуществлении государственной политики в области военного строительства, поскольку  каждый юноша, вступая в ряды Вооруженных Сил, подчиняется особому укладу жизни во многом отличному от гражданского, и под руководством командиров (начальников) решает новые, специфические задачи. Модель патриотического воспитания призвана способствовать соответствующему развитию личности: сознания, перестройке психики, становлению военного человека.

Таким образом, модель-портрет личности с высокой степенью развития патриотических чувств обязана:

  • во-первых, глубоко осознать предназначение армии и флота, важность службы в них и безупречного выполнения воинского долга;
  • во-вторых, понять существо армии как строжайше централизованной военной организации с особым укладом жизни, требующим от каждого военнослужащего высокого напряжения моральных и физических сил, организованности, дисциплинированности и четкости действий;
  • в-третьих, развить сознательное отношение к овладению военным делом;
  • в-четвертых, развить определенные физические и психические качества, необходимые для защиты Отечества [5].

В совокупности с перечисленными выше качествами защитник Отечества приобретает такие качества, как стойкость, мужество, отвага, которые понадобятся ему в повседневной службе и для успешных действий в экстремальных условиях. Средой, в которую внедряется модель патриотического воспитания и модель-портрет личности с высокой степенью развития патриотических чувств, является прежде всего среда обучения различным дисциплинам и среда обучения различным искусствам. Это - две стороны общего процесса подготовки  не только военных специалистов. Действительно, в  ходе обучения члены воинских коллективов овладевают знаниями, навыками и умениями, необходимыми для защиты своего Отечества. В единстве с  обучением дисциплинам и разного рода искусствам решаются все перечисленные выше проблемы. Внедрение модели патриотического воспитания воздействует и на обучение военнослужащих. Взаимосвязь патриотического воспитания и обучения вытекает из существа нашей военной доктрины, требующей готовить войска на основе единых взглядов и установок. Это положение неоднократно подчеркивал М. В. Фрунзе: «Красная Армия должна воспитываться и обучаться на основе единых понятий, единых взглядов по всем вопросам, связанным с ее деятельностью и задачами, и это единство должно охватить и пропитать все стороны, все проявления ее жизни, как в мирное, так и в военное время» [2].

Именно поэтому в своей основе воинское воспитание патриотичности в процессе обучения дисциплинам и различного рода военным искусствам  имеет общие закономерности и принципы, определяющие модель-портрет личности с высоким уровнем развития патриотичности.

Центральными элементами модели воспитания патриотичности военнослужащих  в Вооруженных Силах Российской Федерации являются субъекты и объекты воспитания.  Субъектами воспитания выступают: государство; органы местного самоуправления; средства массовой информации; семьи и близкие родственники военнослужащих; командиры и начальники всех степеней; штабы, службы, другие органы военного управления; органы воспитательной работы; воинские коллективы; военные учреждения культуры; общественные организации в воинских частях.

Объектами воспитания являются: проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы; проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий, женщины-военнослужащие; суворовцы, нахимовцы, кадеты, воспитанники, а также воспитанники воинских частей и военных оркестров. В модели воспитания патриотичности взаимодействие субъектов и объектов в воспитательном процессе выступает как целостный организм. Субъекты воспитания в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню.

Выводы

Важнейшим условием эффективного функционирования  модели воспитания патриотичности является ясность цели и задач воспитания. Только при этом условии влияние воспитателей будет целеустремленным, конкретным и получит желаемую отдачу. В целях воспитания находят свое выражение духовная модель будущего желаемого морального облика человека, характер поведения, наличие определенных качеств, черт, наклонностей. В воспитании определяются общие, долгосрочные перспективные цели [4].

Приоритетными перспективными задачами модели воспитания патриотичности определены следующие:

  • развитие информационно-рекламного сопровождения военного строительства;
  • формирование системы многофункциональных информационно-пропагандистских и редакционно-издательских комплексов, военных средств массовой информации;
  • создание на основе соответствующих сил и средств Вооруженных Сил, других силовых структур системы телерадиовещания, работающей в интересах обеспечения военной организации;
  • совместное использование потенциала и арсенала средств военных учреждений культуры, координация военно-шефской работы с творческими союзами, учреждениями и организациями страны и субъектов Российской Федерации;
  • создание унифицированной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров воспитательных структур [2].

Для решения этих сложных задач многое еще предстоит осмыслить и исследовать, так как  процесс воспитания в целом и его составная часть - воинское воспитание патриотичности - опирается на широкую научную основу. Оно базируется на научной методологии, является объектом исследования ряда общественных, а также естественных и технических наук. Большое значение здесь имеют положения исторического материализма: о взаимодействии материальной и духовной жизни общества; о роли и месте идеологии в общественном развитии. В настоящее время вопросы воинского воспитания  патриотичности являются для Вооруженных Сил наиболее значимыми и актуальными, так как от их решения зависит уровень безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Результаты исследования и их обсуждение

В статье вводятся понятия: «модель воспитания патриотичности военнослужащих», «модель-портрет личности с высоким уровнем развития патриотичности», которые рассматриваются применительно к организации совместной деятельности курсантов и преподавателей учебных военных учреждений. Автор дает теоретический сравнительный анализ научных работ коллег в рамках рассматриваемой проблемы, предлагает краткое описание моделей и дает рекомендации по внедрению моделей в образовательный процесс военного учреждения.

Статья имеет научную ценность, так как содержит обобщения автора, обладающие новизной, научные выводы, направленные на раскрытие и решение проблем по организации воспитательной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Метод или методология проведения работы: теоретическое моделирование, метод сопричастного наблюдения, формальный педагогический метод.

Область применения результатов: общая педагогика; история педагогики и образования.

Рецензенты:

Воробьев В.В., д.пл.н., профессор ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет им. Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск;

Томилин А.Н., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет им. Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск.


Библиографическая ссылка

Фоменко С.И. О МОДЕЛИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17561 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674