Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ТЕРАКТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»)

Лепилкина О.И. 1 Бобрышова А.С. 2
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет"
2 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
Данная статья посвящена выявлению специфики функционального назначения социальных сетей в условиях такой чрезвычайной ситуации, как террористический акт. На основе анализа информационного сопровождения терактов в Ставрополе (26 мая 2010 года), в московском аэропорту Домодедово (24 января 2011 года) и в Волгограде (21 октября и 29, 30 декабря 2013 г.) в социальной сети «ВКонтакте» сделан вывод о том, что приоритетными в этот период становятся 2 функции социальной сети, которые в повседневной жизни играют менее значимую роль, – информационная функция и функция публицистической коммуникации. Их реализация, как и выполнение справочно-консультационной, непосредственно организаторской и функции формирования общественного мнения, позволяет говорить о наибольшем приближении социальных сетей к средствам массовой информации в условиях терактов.
социальные сети
«ВКонтакте»
террористический акт
функции
1. Акопов А.И. Web 2.0 как предчувствие [Электронный ресурс] // RELGA. Научно-культурологический журнал. – 2007. – № 6 (151). – URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1948&level1=main&level2=articles (дата обращения: 20.12.2014).
2. Бобрышова А.С. «ВКонтакте» – дискуссионная площадка и центр представления оперативной новостной информации // I-формат. Журналистика провинции: Научно-публицистический альманах. – Вып. 8. – Ставрополь, 2012. – С. 42-52.
3. Богданов Д.В. Социальные функции Интернета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – Серия Социальные науки. – 2011. – № 1 (21). – С. 114–120.
4. Браславец Л.А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Воронеж, 2010. – 22 с.
5. Вартанова Е.Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ // Информационное общество. – 2008. – № 5-6. – С. 37-39.
6. Лепилкина О.И., Бобрышова А.С. Социальная сеть «ВКонтакте» как информационная площадка для молодежи (на материале информационного сопровождения теракта в Ставрополе 26.05.2010) // Фундаментальные проблемы пространственного развития Юга России: междисциплинарный синтез. Тезисы Всероссийской научной конференции (28-29 сентября 2010 г., Ростов-на-Дону) / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. – С. 180-183.
7. Мансурова В.Д. Роль «народной журналистики» в публичном коммуникативном взаимодействии // Вестник Новосибирского государственного университета. – Серия: История, филология. – 2012. – Т. 11. №6. – С. 44–47.
8. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов. – 8-е изд., испр. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 351 с.
9. Шиллер В.В., Шелудков Н.Н. Российские социальные сети как потенциальная угроза национальной безопасности России (на примере сайтов «Одноклассники» и «ВКонтакте») // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 1 (53). – С. 124-129.
10. Tweeting the terror: modelling the social media reaction to the Woolwich terrorist attack / P. Burnap, M. L. Williams, L. Sloan, O. Rana, W. Housley, A. Edwards, V. Knight, R. Procter, A. Voss [Электронный ресурс] // Social Network Analysis and Mining. – June 2014. – URL: http://link.springer.com/article/10.1007/s13278-014-0206-4/fulltext.html (дата обращения: 20.12.2014).
Изучение социальных сетей неразрывно связано с научной рецепцией информационного общества и его феноменов в трудах М. Кастельса, М. Маклюэна, Э. Тоффлера и др. Теоретико-методологическую основу изучения социальных медиа, ощутимый рост популярности которых начался в 2003-2005 гг. и до сих пор продолжает увеличиваться, заложили работы А.И. Акопова, Е.Л. Вартановой, В.Д. Мансуровой и др. [1, 5, 7]. Рассматривая новые медиа как фактор модернизации СМИ, Е.Л. Вартанова развивает идею, что «Интернет как коммуникационная площадка и как пространство, где существуют медиапродукты, вполне успешно является заменителем традиционных СМИ. Он осуществляет информационную, мобилизационную, партисипационную, интеграционную и даже рекреационную функцию. Вся теория журналистики и массовых коммуникаций или средств массовой информации говорит о том, что эти функции - важнейшие. Новое же, реально инновационное, что приносит интернет, - это усиленная коммуникационная функция - то, что отсутствовало в старых медиа. Поэтому можно сказать, что Интернет сегодня выполняет все функции, которые выполняли старые СМИ, успешней, чем они» [5, с. 39].

На современном этапе в отечественной и западной научной среде возникает закономерный интерес к информационной активности пользователей социальных сетей в связи с важными для общества событиями, чрезвычайными ситуациями [см., например: 10].

В данном исследовании проведен функциональный анализ социальной сети «ВКонтакте» как источника информации в период террористических актов. Выбор данной социальной сети обусловлен тем, что она сохраняет лидирующие позиции на отечественном информационном рынке социальных медиа на протяжении последних лет. Относясь к социальным сетям анкетного типа [4], «ВКонтакте» предоставляет технологические возможности самопрезентации, создания и поддержания связи с другими пользователями сервиса и коммуникации между ними, реализуемой через механизмы обмена личными сообщениями, комментирования размещённых пользователем текстов и мультимедийных материалов, размещения сообщений на стене (гостевой книге) пользователя либо в темах в рамках группы. Именно эти возможности позволяют говорить о медийном потенциале социальной сети, поскольку ведущие теоретики журналистики неоднократно подчеркивали, что для средств массовой коммуникации «исходной функцией является коммуникативная функция (лат. communicatio «путь сообщения, форма связи») - функция общения, налаживания контакта» [8, с. 59].

Важным для развития «ВКонтакте» как социального медиа является и способность выполнять задачи информирования и получения информации. Об этом говорит факт наличия в пользовательском разделе ленты новостей, в которой агрегируются обновления страниц «друзей» пользователя и групп, в которых он состоит. В разделе «Мои новости» также могут выноситься комментарии к пользовательским материалам или к тем публикациям, к которым оставил комментарий сам пользователь. Сервис в режиме реального времени оповещает пользователя о самом факте публикации: лента новостей обновляется без необходимости перезагрузки страницы.

Ориентация на развлечение пользователя следует из набора возможностей социальной сети «Вконтакте», среди которых загрузка большого количества фотографий, формирования из них альбомов; загрузка аудио- и видеофайлов; размещение приложений развлекательного характера (в том числе игр); отправка другим пользователям «виртуальных подарков» и др.

Сеть «ВКонтакте» позволяет создавать временные группы - так называемые «события» («Мои встречи»). Они предназначены для облегчения организации различных мероприятий и приглашения их потенциальных участников. Очевидно, что механизм временных групп с наибольшим успехом реализует организаторскую функцию. Именно эта возможность вызывает наибольшие опасения у ряда исследователей, трактующих ее как потенциальную угрозу информационной безопасности страны и утверждающих, что «виртуальные социальные сети обладают огромным потенциалом в качестве канала распространения разнообразной информации, включая деструктивные идеи, и обеспечивают возможности тиражирования контента, носящего экстремистский характер и представляющего потенциальную и реальную угрозу национальной безопасности страны» [9, с. 124].

Результаты наших предыдущих исследований показали, что пользователи социальной сети «ВКонтакте», которая, по сути, является дискуссионной площадкой и центром предоставления оперативной информации [2], активно откликаются на актуальные общественно-политические события, в том числе и на такие чрезвычайные ситуации, как террористические акты [6]. Для их обсуждения преимущественно используются группы, как созданные в связи с этим событием, так и уже существующие.

С целью выявления функционального назначения социальной сети «ВКонтакте» в условиях террористических актов было проанализировано информационное сопровождение ее пользователями терактов в различных регионах страны: в Ставрополе (26 мая 2010 года), в московском аэропорту Домодедово (24 января 2011 года) и в Волгограде (21 октября и 29, 30 декабря 2013 г.).

Исследование показало, что пользователи сети оперативно откликаются на чрезвычайные ситуации подобного рода, выкладывая собственные новости и ссылки на средства массовой информации. Так, 21 октября 2013 года первое сообщение в группе «Типичный Волгоград» появилось через 25 минут после взрыва со ссылкой на агентство «Интерфакс». Новость о теракте в городе 29 декабря 2013 года разместили в 13:16 часов, т.е. через 31 минуту после взрыва. В 13:29 один из пользователей выложил фотографии вокзала, в 14:13 появилось видео взрыва с видеокамер вокзала. Всего постов в группе за 29 декабря было 22, из них 20 - по теме теракта. По нашим подсчетам, в тот день участники чаще всего делились материалами информационного интернет-издания и телеканала «Lifenews» (22 ссылки), блог-платформы «Живой Журнал» (9 ссылок), общероссийского телеканала НТВ (8 ссылок), федерального государственного информационного телеканала «Россия 24» (7 ссылок) и др.

Основное назначение постов на первом этапе - это информирование пользователей сети о событиях, связанных с терактом, что свидетельствует о приоритетности информационной функции. Ее значимость сохраняется достаточно долго. Так, например, в группе «Типичный Волгоград» выкладывание новостей, связанных с терактом 21 октября 2013 г., продолжалось, по нашим наблюдениям, в течение 9 дней. За это время администраторы группы разместили 36 записей, посвященных теракту, а пользователи - 15859 комментариев, часть из которых носила новостной характер (например, «В волгоградском автобусе произошел взрыв. Спасатели сообщают о десяти погибших и семерых раненых. Агентство Интерфакс сообщает, что в автобусе сработало взрывное устройство»). Стоит, однако, отметить, что размещались в том числе не подтвердившиеся впоследствии сообщения о новых взрывах в городе («Часа в 3 или 4 на Елисеева еще один взорвали», «Был второй теракт точно, где-то ближе к Ворошиловскому», «Ещё нашли одну, но не взорвалась ещё» и т.д.). Аналогично складывалась ситуация и при других терактах. Так, 29 декабря в сообщениях «взрывали» маршрутки, трамваи, троллейбусы, магазины, торгово-развлекательные комплексы, количество возможных взрывов называлось от 3 до 14, а предполагаемых смертников в городе - от 4 до 28 (например, «Ребят, их приехало в Волгоград 5 человек!!! еще 3 взрыва будет! будьте осторожны!!!», «Да, я слышала, что всего должно быть 7 терактов у нас» и т.д.).

Результаты исследования доказывают, что второй значимой функцией социальной сети в условиях терактов становится функция публицистической коммуникации. Новостная составляющая контента «ВКонтакте» с первых же сообщений о теракте сопровождается публицистическими откликами на него. Это проявилось даже в пользовательских статусах, которые фигурировали в период первого из анализируемых терактов и носили преимущественно эмоционально-оценочный характер («Я в шоке», «Кавказ - это не только жемчужина России, но и рассадник терроризма», «Сегодня четыре человека не придут домой. Скорбит Ставрополь... И мне страшно» и др.). В группе «Типичный Волгоград» за 21 октября 2013 года больше всего публицистических комментариев (2237) собрал пост с паспортом смертницы. Чаще всего пользователи делились картинкой «Свеча за погибших и пострадавших в результате теракта в Волгограде» (2708 раз), этот же пост набрал больше всего лайков - 18064.

Темы, которые поднимались в первых комментариях к постам по теракту, обсуждались и в дальнейшие дни. Помимо основных, которые могут быть сформулированы как вечные вопросы «кто виноват?» и «что делать?», обычно фигурировали такие, как «отношение к террористам», «способы борьбы с ними», «деятельность спецслужб / правоохранительных органов», «терроризм и мусульманство». В группах рассказывали о тех, кто погиб, и истории «чудесного спасения», писали о своих эмоциях в связи с терактом, обсуждали вопросы профессионализма СМИ и толерантности. В информационном сопровождении теракта в Домодедово выделилась тема «Нацизм! Молдавия аплодирует теракту в России и радуется гибели русских». Автор выложил материал, взятый с сайта «Риа Днестр. События&Комментарии», где «на молдавских новостных порталах читатели размещают радостные комментарии в связи с гибелью людей в России в результате террористического акта». Эта тема вывела разговор за пределы теракта, поскольку обсуждалось отношение к России других стран, т.е. произошло расширение локального события до геополитического уровня. Спецификой публицистического отражения названного выше теракта стали выкладываемые в связи с этим сатирические демотиваторы (изображения, состоящие из картинки или фото и комментирующей надписи-слогана, составленного по определённому формату).

При отражении волгоградских терактов краеугольной семантической оппозицией в массиве высказываний пользователей анализируемой группы в социальной сети «ВКонтакте» выступали формулы «у терроризма есть национальность» и «у терроризма нет национальности». Еще одна позиция сводилась к тому, что это провокация межнационального конфликта. Ситуация нередко характеризовалась пользователями словами «война» и «страшно».

Исследование аудиоконтента и иллюстративных материалов убеждает в их публицистическом наполнении. Свое отношение к событиям «Типичный Волгоград» выражал прежде всего с помощью прикрепленных аудиозаписей музыкальных произведений и различных фотографий. Так, администраторы группы сделали отдельный пост с фотографией полицейского Дмитрия Маковкина, который предотвратил проход террориста вглубь зала ожидания, с указанием даты его рождения и смерти и текстом «Полицейский, остановивший смертника на волгоградском вокзале. Спасибо за сотни спасенных жизней! Вечная память тебе!». Пользователи размещали фотографию Д. Маковкина с подписью «Человек года 2013». Один из пользователей шесть раз в переписках выкладывал ее с сообщением «Пусть страна знает своих героев!». Популярной была также фотография скульптуры «Родина-мать зовет!». Использовалась также возможность, которую сеть «ВКонтакте» предоставила пользователям в 2012 году, прикреплять анимированные графические изображения - «гифки» (англ. Graphics Interchange Format - формат графических изображений). Они стали способом выражений эмоций или мнений (слёзы, гнев, призывы к каким-либо действиям и др.).

Анализ публицистического контента, который наполнял анализируемые группы «ВКонтакте» в условиях чрезвычайных ситуаций, показал, что социальная сеть решала одну из важных задач, представляя различные точки зрения на происходящее, и в этом плане может восприниматься как важный инструмент демократии. Однако, обеспечивая возможность диалога, социального общения, «ВКонтакте» не решает, на наш взгляд, интегративных задач в той мере, в какой это способна делать журналистика как социальный институт. Ситуацию не меняло и появление в группах призывов к объединению людей (например, «Мы должны быть все вместе. Пока мы едины, нас никто и никогда не прогнет под себя. Мы сильная нация»), которые проходили как одна из позиций в обсуждении той или иной проблематики.

Во время каждого теракта в группах размещали опросы, представляющие собой вопрос и варианты ответов для выбора пользователями. Задачей опросов являлось выявление субъективных позиций по актуальным, с точки зрения администраторов группы, темам («До каких пор, по вашему мнению, будут продолжаться теракты в России?», «Не кажется ли вам, что террористы не случайно выбрали Домодедово?», «Смогут ли власти защитить от новых терактов?», «Повторятся ли в Волгограде события в Бирюлёво?» и т.д.). Опросы, концентрированно отражая общественное мнение, способствовали и его формированию, и это еще одна реализуемая в условиях терактов функция социальных сетей, подобных «ВКонтакте». Ее роль стала наиболее очевидной при анализе такого сюжетного мотива в общем массиве публикаций о теракте 29 декабря 2013 года, как установление личности смертницы. Резонансной оказалась много раз цитировавшаяся и долго обсуждавшаяся информация «Lifenews», впоследствии не подтвердившаяся, о предполагаемой террористке, с указанием имени и фамилии и с фотографией. Участники паблика осуждали администрацию группу и редакцию «Lifenews» за размещение непроверенных данных: «Админы, позор вам, проверяйте инфу, прежде чем выкладывать», «Это не та девушка! Удалите новость», «Вывод один - Lifenews верить нельзя» и т.д. О способности подобных публикаций оказывать влияние на общественное мнение свидетельствует страница «ВКонтакте» девушки, названной предполагаемой террористкой: в период с 29 декабря по 2 января ей отправили 102 «подарка» полярного эмоционального наполнения - от изображений перевязанного ленточкой динамита с подожженным фитилем, сопровождаемых издевательски-саркастическими подписями, до картинок со словами поддержки. При этом вторых было значительно меньше.

Попутно социальная сеть выполняла справочно-консультационную функцию, которая наиболее очевидно проявлялась при размещении информации прагматического характера: списков пострадавших и перечня больниц, в которые они госпитализированы, телефонов «горячей линии», карты пунктов приема доноров, разъяснении возможности помощи пострадавшим и т.д. Непосредственно-организаторская функция, которую как значимую для СМИ выделял известный теоретик журналистики Е.П. Прохоров [8], выражалась в социальной сети достаточно слабо и была направлена в каждом анализируемом случае в первую очередь на организацию сдачи крови для пострадавших.

В определенной мере можно говорить о попытке анализа участниками группы случившегося и происходящего. При этом зачастую интерпретация событий носила субъективный характер, тезисы авторов не подкреплялись аргументами, версии причин и прогнозы следствий ни на чем не основывались. Порой они оформлялись как слухи: «Слышал, что к Олимпиаде не успевают достроить, и надо типа небольшой теракт, чтобы перенести её...». Все это не позволяет говорить, что «ВКонтакте» реализовывала аналитическую функцию.

Исследование показало, что в условиях терактов утрачивала свои позиции функция самопрезентации, которую некоторые ученые считают для пользователей социальной сети самой главной [3] или наиболее типичной [4]. Безусловно, размещение контента позволяло им самовыразиться, но все же его доминирующим целевым посылом, на наш взгляд, было включение в совместное информационное сопровождение теракта.

Таким образом, на основе анализа контента «ВКонтакте» можно говорить о наибольшем приближении по функциональному назначению социальных сетей подобного типа к средствам массовой информации именно в условиях чрезвычайных ситуаций, когда доминируют информационная функция, функция публицистической коммуникации, функция отражения и формирования общественного мнения.

Публикация подготовлена по исследовательскому проекту «Политико-идеологические факторы снижения межэтнической напряженности и формы противодействия проявлениям ксенофобии, национализма в молодежной среде Юга России» в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 32 «Фундаментальные проблемы модернизации полиэтничного региона в условиях роста напряженности» (00-12-31).

Рецензенты:

Ежова Е.Н., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой средств массовой информации факультета филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь;

Лучинский Ю.В., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой истории журналистики и правового регулирования массовых коммуникаций факультета журналистики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.


Библиографическая ссылка

Лепилкина О.И., Бобрышова А.С. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ТЕРАКТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ») // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17690 (дата обращения: 09.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074