Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ БИОЭТИКИ» У МАГИСТРАНТОВ

Бакирова Р.Е. 1 Молотов-Лучанский В.Б. 1 Муравлева Л.Е. 1 Тусупбекова К.Т. 1 Нурсултанова С.Д. 1 Беков Е.К. 2
1 Карагандинский государственный медицинский университет
2 Карагандинский государственный медицинский университет
Проведен анализ методологических подходов к организации и проведению занятий по дисциплине «Основы биоэтики» у магистрантов Карагандинского государственного медицинского университета. Внедрение дисциплины «Основы биоэтики» способствует приобретению магистрантами новых теоретических знаний в области основных международных и национальных документов по этике научных исследований. С учетом новых позиций в образовании составлены учебно-методические комплексы по дисциплине. Конечная цель дисциплины – приобретение компетенций в вопросах биомедицинской этики. Применение инновационных методов обучения при изучении дисциплины «Основы биоэтики» с использованием технологий обучения в команде, элементов интерактивного обучения способствует улучшению обучаемости магистрантов и более эффективному овладению ими практическими знаниями по биоэтике.
магистратура
биоэтика
командно-ориентированное обучение
компетенции
1. Бакирова Р.Е., Ли В.В., Нурсултанова С.Д., Молотов-Лучанский В.Б., Муравлева Л.Е. Методологические подходы к организации и проведению занятий по дисциплине компонента по выбору «Основы биоэтики» для магистрантов для специальности «Медицина»» (научное произведение) : Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права № 1094. 2014.
2. Бакирова Р.Е., Муравлева Л.Е. Рабочая программа по элективной дисциплине «Основы биоэтики» для магистрантов, обучающихся по специальности «Медицина» (научное произведение) : Свидетельство о регистрации прав на объект авторского права № 1722. 2014.
3. Кодекс Республики Казахстан «Об охране здоровья населения и системе здравоохранения».
4. Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика : учебник. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 272 с.
5. Молотов-Лучанский В.Б., Риклефс И.М., Ташетова А.Б., Букеева Л.С. Организация методической работы : методические указания. - Караганда, 2014. - 60 с.
6. Этика научных исследований в здравоохранении : учебно-методическое пособие / Сарымсакова Б.Е., ред. Кульжанов М.К. – Алматы : Б.и., 2003. - 37 с.
7. Этическая экспертиза биомедицинских исследований в государственных участниках СНГ (социальные и культурные аспекты) / ЮНЕСКО. – СПб. : Феникс, 2007. - 408 с.

Необходимость введения дисциплины «Основы биоэтики» в учебный процесс вуза обусловлена тем, что в современном мире медицина претерпевает процесс цивилизационных преобразований. Она становится качественно иной, не только более технологически оснащенной, но и более чувствительной к правовым и этическим аспектам врачевания. Биоэтика - свод принципов и норм, действующих на основе традиционных духовных ценностей в области здоровья и здравоохранения и регулирующих в этой сфере взаимоотношения государства с обществом, семьей и личностью, а также взаимоотношения медицинского работника и пациента в связи с медицинским вмешательством [4; 6; 7]. Все международные руководства в качестве основных мер по защите как отдельного человека, так и сообщества людей, участвующих в исследованиях, предписывают проведение этической и научной экспертизы биомедицинского исследования, включая рассмотрение информированного согласия на участие в исследовании и надлежащую защиту тех, кто не способен дать информированное согласие. К биомедицинским исследованиям относятся исследование лекарственных средств, медицинской техники, медицинской радиологии, радиографии и других излучений, хирургических манипуляций, медицинской документации и биологических образцов, а также эпидемиологические, социальные и психологические исследования [4; 6; 7]. Биомедицинское исследование на человеке и на животных - исследование с участием человека, проводимое с целью изучения новых диагностических, лечебных и/или профилактических средств и методов, получения новых знаний по физиологии и психологии человека в условиях нормы, патологии и экстремальных ситуаций. Биомедицинские исследования могут как предусматривать интересы конкретного участника исследования, так и осуществляться без непосредственной пользы для лица, участвующего в исследовании. Положения биоэтики приобрели силу закона в странах - членах Совета Европы, включая Республику Казахстан (РК) [6].

Цель исследования: проанализировать методологию и организацию проведения занятий по дисциплине «Основы биоэтики» у магистрантов.

Методы исследования: теоретические, педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, метод научного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно нормативным документам составлен учебно-методический комплекс дисциплины «Основы биоэтики», включающий в себя рабочую программу (РП) дисциплины, силлабус, лекционный комплекс, методические рекомендации для занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы магистрантов с преподавателем (СРМП), методические рекомендации для самостоятельной работы магистрантов (СРМ), контрольно-измерительные средства (тестовые задания, билеты), карты учебно-методической обеспеченности дисциплины. РП дисциплины была составлена на основании Государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО) РК по послевузовскому образованию и инструктивного письма Министерства здравоохранения РК. По завершении изучения дисциплины магистранты должны знать основные принципы биомедицинской этики, правовые и этические проблемы Казахстанского здравоохранения по вопросам биоэтики, основы международного и отечественного законодательства о биомедицинских исследованиях, этические аспекты клинических испытаний. Обучающиеся должны уметь применять морально-нравственные нормы, правила и принципы при проведении научных исследований и в их будущей профессиональной деятельности, защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора, защищать неприкосновенность частной жизни пациентов, расширять свои знания по биоэтике, обогащать свою профессиональную компетентность на основе информационных и образовательных технологий.

Целью изучения «Основ биоэтики» является формирование у магистрантов знаний в области биоэтики, ознакомление с основами биомедицинской этики и международными документами, стандартными операционными процедурами по этике исследований, воспитание у них глубокой убежденности в необходимости неукоснительного соблюдения этических и морально-нравственных норм, правил и принципов в своей практической деятельности.

В РП отражены следующие компетентности, которыми должен овладеть магистрант: общая образованность, знания биомедицинских наук, коммуникативные навыки, навык постоянного самосовершенствования, навыки научных исследований, навык работы в команде, профессионализм, клинические навыки (специальности «Общая медицина», «Общественное здравоохранение», «Медико-профилактическое дело», «Фармация»). Компетентности составлены согласно Дублинским дескрипторам, являющимся составной частью Европейской рамки квалификаций высшего образования и представляющим согласованные требования к оценке результатов обучения на каждом цикле высшего образования, и могут применяться в национальных системах высшего образования с большей степенью детализации. Дублинские дескрипторы - описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных магистрантами по завершении образовательной программы послевузовского образования, базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве кредитных (зачетных) единиц ECTS [5].

Магистранты при изучении дисциплины знакомятся с этическими и научными стандартами проведения биомедицинских исследований, которые были разработаны и предложены в ряде международных руководств, включая Хельсинкскую декларацию (1964), Международное Руководство по проведению биомедицинских исследований с вовлечением человека (CIOMS, 1993) и Руководство по правилам клинических исследований - «Качественная клиническая практика» (Good Clinical Practice - GCP, 1996), разработанными Всемирной организацией здравоохранения (WHO) и Международной конференцией по гармонизации (ICH). В РК основными документами в области биоэтики являются: Конституция, «Закон об охране здоровья граждан в Республике Казахстан», Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», различные инструктивные письма, правила и т.д.

В связи с необходимостью этико-правовой оценки биомедицинских исследований в научно-медицинских учреждениях РК созданы комиссии и комитеты по биоэтике. При изучении «Основ биоэтики» магистранты приобретают практические навыки по оформлению документации, необходимой для согласовывания с Комитетом по этике КГМУ.

Комитет по этике КГМУ является совещательным органом, осуществляющим защиту прав, безопасности и благополучия испытуемых и исследователей, а также этическую и нравственно-правовую оценку материалов научных исследований, объектами которых являются человек или животное. Комитет по биоэтике КГМУ руководствуется в своей деятельности этическими принципами Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации, отраженными в Государственном стандарте по надлежащей клинической практике и нормативных правовых актах Республики Казахстан. Основными задачами Комитета являются: защита здоровья, прав и интересов лиц, участвующих в клинических исследованиях, медико-биологических экспериментах, обеспечение гарантий их безопасности; защита прав животных, являющихся объектами научного эксперимента; консультирование по вопросам этики и защита добросовестных исследователей, реализующих надлежащую клиническую и лабораторную практику; осуществление этической и нравственно-правовой оценки планируемых, текущих и завершенных клинических и экспериментальных исследований; рассмотрение спорных вопросов, возникших до начала, в ходе проведения или после завершения клинических и экспериментальных исследований; рассмотрение вопросов этичности, целесообразности и возможности проведения научных экспериментов над животными, степени обоснованности и минимизации наносимого животному вреда.

Комитетам по биоэтике посвящена статья 181 Кодекса РК «Об охране здоровья населения и системе здравоохранения». Согласно Кодексу РК комиссии по вопросам этики являются независимыми экспертными органами, осуществляющими защиту прав, безопасности и благополучия исследуемых и исследователей, а также нравственно-этическую и правовую оценку материалов клинического исследования. Целью деятельности комиссий по вопросам этики является защита прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины. В состав комиссий по вопросам этики могут входить специалисты в области здравоохранения, науки, искусства, права, представители религиозных конфессий и общественных объединений.

В РК функционируют Центральная и локальные комиссии по вопросам этики. Центральная комиссия по вопросам этики создается при уполномоченном органе для независимой оценки исследований, проводимых на международном и республиканском уровнях. Состав и положение о Центральной комиссии по вопросам этики утверждаются уполномоченным органом. Локальные комиссии по вопросам этики создаются при организациях здравоохранения для независимой оценки исследований, проводимых на базе данных организаций. Состав и положение о локальной комиссии по вопросам этики утверждаются приказом руководителя организации здравоохранения, при которой создается данная комиссия [3].

В статье 180 Кодекса РК отражены основные положения проведения медико-биологических экспериментов, доклинических (неклинических) и клинических исследований, применения новых методов диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Согласно Кодексу при получении согласия на участие в исследовании участнику исследования должна быть предоставлена информация о медицинской технологии, фармакологическом или лекарственном средстве, сущности и продолжительности клинического исследования; о безопасности и эффективности медицинской технологии, фармакологического или лекарственного средства, а также о степени риска применения для здоровья; о действиях в случае непредвиденных эффектов применения медицинской технологии, фармакологического или лекарственного средства на состояние здоровья; об условиях страхования здоровья [3].

В соответствии с Кодексом РК с целью создания единых требований к планированию, проведению, документальному оформлению и контролю медико-биологических экспериментов, доклинических (неклинических) и клинических исследований, призванных гарантировать защиту прав, безопасность и охрану здоровья лиц, участвующих в исследованиях, а также обеспечить достоверность и точность получаемой в ходе исследования информации, утверждены «Правила проведения медико-биологических экспериментов, доклинических (неклинических) и клинических исследований» (№ 697 от 12 ноября 2009 г.).

При прохождении дисциплины «Основы биоэтики» магистранты знакомятся с процедурами получения информированного согласия, правилами проведения и прекращения клинических исследований. Так, в Кодексе сказано, что обязательными условиями проведения клинических исследований являются оформление документов о страховании жизни и здоровья участвующих в исследованиях пациентов и добровольцев, а также этическая оценка материалов исследований. Прекращение проведения клинического исследования возможно на любом этапе: по требованию участвующего в исследованиях несовершеннолетнего лица, его законного представителя, пациента или добровольца; в случае возникновения угрозы жизни, здоровью несовершеннолетнего лица, пациента или добровольца. Магистранты при подготовке материалов для рассмотрения в Комитете по биоэтике должны знать о том, что количество специальных терминов, используемых в информации о клиническом исследовании, включая форму информированного согласия, должно быть минимальным, а сама информация дожна быть подготовлена на двух языках. Информация должна быть понятной для испытуемого и подробно разъяснена ему или его законному представителю, а также незаинтересованному свидетелю. Испытуемый или его законный представитель должны получить исчерпывающие ответы на все вопросы о клиническом исследовании. В информации о клиническом исследовании, предоставляемой испытуемым, кроме цели исследования разъясняются: обязанности испытуемого; ожидаемый риск или неудобства для испытуемого; ожидаемые выгода и/или польза для испытуемого; компенсация и/или лечение, доступные испытуемому в случае причинения вреда его здоровью в результате участия в исследовании; планируемые выплаты испытуемому за его участие в исследовании, если таковые предусмотрены; планируемые расходы испытуемого, если таковые ожидаются, связанные с его участием в исследовании.

Комиссия по вопросам этики, в пределах своей компетенции, имеет прямой доступ к оригинальным медицинским записям испытуемого для проверки процедур и/или данных клинического испытания, не нарушая при этом конфиденциальности данных испытуемого. В связи с тенденциями форсированного развития биомедицинских наук, внедрения высокотехнологичных методов лечения необходима постоянная коррекция программ обучения в вузе, что ведет к необходимости постоянного обновления учебно-методического обеспечения, связанного в первую очередь с переносом акцента на самостоятельную работу обучающегося, прежде всего в условиях внедрения кредитной технологии. Учитывая вышеизложенное, для повышения компетентности магистрантов в процессе преподавания дисциплины в РП дисциплины «Основы биоэтики» включены инновационные формы обучения: командно-ориентированное обучение (ТBL - Team-BasedLearning), элементы интерактивного обучения в разборе отдельных тем. TBL - это метод обучения в малых группах, где магистранты делают индивидуальную работу до занятий, и командная работа выполняется во время занятий. Основными принципами TBL являются: 1) правильно сформированные и управляемые команды, 2) оценивание магистранта, 3) задания для команд для стимулирования обучения, группового взаимодействия и самосовершенствования команд и 4) частая и немедленная обратная связь для магистрантов. Логическое обоснование использования TBL является хорошей альтернативой пассивным лекциям, не требует дополнительного оборудования и персонала, развивает коммуникативные навыки [4].

Методика проведения практического занятия с использованием инновационной технологии ТBL, позволяющей развивать у магистрантов навыки работы в команде, состоит в следующем: преподаватель формирует подгруппы из лиц с разнообразными умениями и способностями; перед началом занятия разрабатываются основные правила работы в команде (малой группе) - каждый магистрант должен быть ответственным за всех членов команды и быть ответственным за себя; в ходе обсуждения магистранты должны активно использовать доску, флипчарты и другие технические средства для наглядного изображения своих идей; группа должна определять и решать роль и долю участия каждого члена группы в процессе работы команды. В начале занятия преподаватель проводит тестирование для определения степени готовности участников команды к занятию. Для быстрой оценки результатов тестовых заданий на кафедре были подготовлены чек-листы для занесения магистрантами своих ответов и трафареты для оценки их ответов.

Командам предоставляются разные клинические задачи, соответствующие целям и задачам занятия. Далее члены команды обсуждают проблему, принимают единое диагностическое решение, и один из участников группы докладывает результаты обсуждения. В основе ситуационных задач лежит разбор конкретного случая из практики с этическими проблемами. Использование ситуационных задач способствует формированию клинического мышления магистранта, поощряет творческий спор, значительно стимулирует магистрантов и даёт чувство удовлетворенности от своей работы.

При данной технологии обучения магистрант получает возможность думать критически, учиться у своих коллег, быть ответственным за процесс собственного обучения, участвовать в оценке своих коллег, быть ответственным за группу посредством проведения групповых тестов, получать немедленную обратную связь на предмет владения материалом посредством проведения скретч-тестов (групповой тест), быть более эффективно подготовленным через самостоятельное обучение. По методике проведения занятий мы получили несколько свидетельств о регистрации прав на объект авторского права [1; 2].

В соответствии с тематическим планом СРМП каждый магистрант готовит презентацию проектов, которые защищает в последний день изучения дисциплины по выбору.

Выводы

1. Внедрение дисциплины «Основы биоэтики» способствует приобретению магистрантами новых теоретических знаний в области основных международных и национальных документов по этике научных исследований.

2. Ознакомление с международными и отчественными документами, стандартными операционными процедурами по этике исследований в процессе изучения дисциплины «Основы биоэтики» поможет магистрантам при проведении их научных исследований.

3. Применение инновационных методов обучения при изучении дисциплины «Основы биоэтики» с применением технологий обучения в команде (ТBL), элементов интерактивного обучения способствует улучшению обучаемости магистрантов и более эффективному овладению ими практическими знаниями по биоэтике: оформление документов, связанных с их научными исследованиями согласно требованиям этических норм, составление процедуры получения информированного согласия на участие в исследованиях магистранта, составление информационного листка для участника исследования.

Рецензенты:

Ибраева Л.К., д.м.н., доцент, заместитель директора по научной работе РГКП «Национальный центр гигиены труда и профзаболеваний» Министерства здравоохранения и социального развития РК, г. Караганда;

Койчубеков Б.К., д.м.н., профессор, зав. кафедрой медбиофизики и информатики Карагандинского государственного медицинского университета, г. Караганда.


Библиографическая ссылка

Бакирова Р.Е., Молотов-Лучанский В.Б., Муравлева Л.Е., Тусупбекова К.Т., Нурсултанова С.Д., Беков Е.К. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ БИОЭТИКИ» У МАГИСТРАНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17747 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674