Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УСТНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ

Лихошерст Ю.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье описан констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития умений младших школьников создавать устные повествовательные высказывания с учетом эстетических качеств устной речи. Выделены эстетические качества устной речи: интонационные паузы, логическое ударение, темп, мелодика тона, интенсивность и средства эмоциональной экспрессивности (гнев, испуг, нежность, обида, грусть, радость, удивление). К каждому эстетическому критерию представлен графический знак, которым расшифровывались тексты. Проанализированные устные повествовательные высказывания дают полную характеристику анализа устным сочинениям и пересказам через поэтапный алгоритм. Проведенный эксперимент позволил представить состояние методической проблемы и разработать поэтапную методическую систему обучения младших школьников созданию текстов с учетом эстетических качеств устной речи повествовательных высказываний.
эстетические критерии устной речи
устные повествовательные высказывания в начальной школе
устные рассказы и устные сочинения
1. Касаткин Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку: Учебное пособие для вузов (под ред. Леканта П.А.). Изд. 3-е, испр., доп. / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант. – М.: Высшая школа, 2006.
2. Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация: Учеб. пособие. М., 2001.
3. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации: Учеб. пособие. – М.: Флинта, наука, 1999. – 515 с.
4. Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. Начальное обучение. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2000. – 256 с.
5. Яковлева В.И. Сборник текстов для изложений в начальных классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1972. – 173с.

Обучение учащихся созданию текстов повествовательного характера занимает в начальной школе ведущее место. Умение представлять повествовательные высказывания с учетом эстетических качеств звучащей речи в форме устного сочинения (рассказа), устного пересказа, безусловно, повышает качество создаваемого текста, поскольку заметно исчезает монотонность речи, которая притупляет восприятие учащихся, желание активно слушать и переживать рассказываемое.

В процессе работы над устными рассказами и сочинениями, однако, мало внимания уделяется эстетическим качествам создаваемого текста, поэтому младшие школьники плохо владеют представлением об эмоционально-экспрессивной звучащей речи: не знают, как владеть мелодикой тона, как расставить логическое и эмоциональное ударение, распределить темп, паузы, не используют приемы вокализации.

Цель исследования

В 2010-2011 учебном году нами был проведен констатирующий срез с целью выявления уровня развития у младших школьников умения учитывать при пересказе устного повествовательного текста эстетических качеств устной речи. Эксперимент проходил в МОБУ СОШ № 25 г. Оренбурга, охвачено было 43 третьеклассника и 44 четвероклассников.

На период проведение эксперимента у учащихся должны быть сформированы следующие умения: 1) подробно пересказывать тексты объемом 60-70 слов; 2) логически излагать его; 3) отбирать языковые средства; 4) произносить с учетом выразительных средств [3]. Нас интересовало в большей степени такое умение, как вокализация текста, реализация которой происходит, по нашему мнению, только при соблюдении интонационных пауз, логического ударения, темпа, мелодики тона, интенсивности и средств эмоциональной экспрессивности (гнев, испуг, нежность, обида, грусть, радость, удивление).

Учащимся была предложена группа текстов, записанных на доске. Представим один их них.

Морской цирк.

В бассейне живут дельфины. Они артисты.

Началась игра в баскетбол. Ник на кончике носа несет мяч. Бросок. Мяч в корзине.

Над бассейном повесили обруч и подожгли его. Марк прыга­ет через огонь.

Из кармана зрителя торчит платок. Нина подплыла и выхвати­ла его. Минут пять она играла. Потом подала хозяину. Вот четыре дельфина взлетают над водой на шесть метров. Очень красиво! (По И. Бельковичу) [1].

Работа проводилась по следующему алгоритму:

1. Анализ текста и выделение главной мысли.

2. Составление плана к повествовательному тексту.

3. Создание устного повествовательного высказывания учащимися.

4. Запись экспериментатором устных высказываний детей на диктофон.

5. Расшифровка текстов по критериям:

/ - граница синтагмы (перерыв в звучании до 2 секунд);

// - граница предложения (перерыв в звучании то 3 до 4 секунд);

- ядерное слово синтагмы или предложения;

- повышение тона синтагмы или предложения;

- понижение тона синтагмы или предложения;

___ - сильная интенсивность синтагмы или предложения;

_ _ _ - слабая интенсивность синтагмы или предложения;

- монотонная интенсивность синтагмы или предложения;

- медленный темп произнесения предложений;

_ _ - быстрый темп произнесения предложений;

- умеренный темп произнесения предложений;

- эмоциональная экспрессия гнева;

- эмоциональная экспрессия испуга;

- эмоциональная экспрессия нежности;

.. - эмоциональная экспрессия грусти;

- эмоциональная экспрессия обиды;

- эмоциональная экспрессия радости;

- эмоциональная экспрессия удивления.

Второе задание было связано с создание устного сочинения «Что я люблю рисовать» (3 класс), «Моя мама» (4 класс).

В ходе эксперимента было получено 174 повествовательных высказываний: 87 устных повествовательных пересказов по подготовленному и проанализированному тексту на тему: «Морской цирк» (3класс) и «Сапог Великана» (4 класс) и 87 устных повествовательных сочинений по подготовленному плану на тему «Что я люблю рисовать» (3класс) и «Моя мама» (4 класс) [5].

Результаты исследования

Проанализировав серию пересказов учащихся, мы выявили, что у учащихся недостаточно сформированы умения (процент вычислялся от общего числа учащихся):

- членение предложения и синтагм (38%); выделение логического центра предложения (42%); соблюдение мелодики тона (18%), темпа (50%), интенсивности (12%); эмоциональной экспрессии (8%).

Анализ устных сочинений отражает, что показатели качества говорения выше, чем при говорении устных пересказов: отсутствует заикание, низкий показатель повтора конечного слова после произнесенного слова и в 3 классе, и в 4 классе составляет 4 %, слова-организаторы "ой", "нет", "а" употребляются лишь 6% учащихся 3 классов и 4 классов, растягивание слов в 3 классе меньше (12%), чем в 4 классе (22%), говорение звуков типа "а-а", "э-э", "э-м", "э-ф", "ф-ф", "и-и", "х-х" в 4 классе 32%, а в 3 классе 18%, показатель употребления хезитации между фразами и между синтагмами при говорении выше у учащихся 4 классов (20%, 16%), у учащихся 3 классов снижен (16%, 10%), самоисправлений в 3 классе больше (10%), чем в 4 классе (8%).

В процессе анализа текстов с позиции использования эмоциональной экспрессии в устных сочинениях мы выявили три уровня владения учащимися способами эмоциональной экспрессии: высокий уровень – во всем устном высказывании учащимся используется какой-либо тип эмоциональной экспрессии (гнев, испуг, нежность, грусть, обида, радость, удивление); средний уровень – в 70% - 40% всего устного высказывания используется тип эмоциональной экспрессии; низкий уровень – не более 30 % в тексте применяются способы выражения той или иной эмоциональной экспрессии.

Разработанная нами методическая система обучения учащихся по созданию устных повествовательных высказываний с учетом эстетических критериев звучащей речи была апробирована в личном преподавании в третьих классах МОБУ «СОШ № 25» г. Оренбурга после проведения констатирующего среза.

При ознакомлении с компонентами эстетических качеств устной речи были организованы наблюдения за живой, выразительной, яркой, эмоциональной речью как учителя, так и учащихся по следующим критериям: 1) интенсивность речи (слабая, сильная и монотонная); 2) темп (общий и абсолютный); 3) паузы (синтаксические и хезитационные); 4) логическое ударение (восходящее); 5) мелодика (синтаксическое повышение и понижение тона) [2]; 6) эмоциональная экспрессия (гнев, грусть, испуг, обида, нежность, радость, удивление) (критерий введен нами – Ю.Л.). По каждому критерию устной речи, ознакомлению с ними была проведена специальная работа на уроках русского языка.

Поскольку устная речь с учетом эстетических критериев воспринимается учащимся затрудненно (трудности в высоте, мелодике, темпе голоса), нами были разработаны графические схемы текстов с использованием условных обозначений, которые использовались при устных пересказах, и графические схемы вопросов к подготовке устных сочинений. Графические разметки текстов и вопросов (пунктов) плана, как свидетельствуют данные нашего исследования, способствовали правильному выбору учащимися мелодики, темпа и т.д. при озвучивании своего текста, что придавало устной речи учащихся большую выразительность и эмоциональность.

Развитие устной речи с использованием эстетических качеств в процессе обучения учащихся над устными повествовательными высказываниями проходила в три этапа:

1 этап – подготовительный, в котором раскрывались понятия (интенсивность, пауза, темп, мелодика и эмоциональная экспрессия) и их обозначения в устной речи, а также на письме;

2 этап – обучающий, реализующий процесс формирования коммуникативных умений использовать при создании повествовательных текстов эстетических качеств устной речи (интенсивность, пауза, темп, мелодика и эмоциональная экспрессия).

3 этап – воспроизводительный (свободная речь), на данном этапе создаются самостоятельные устные сочинения и рассказы, совершенствуются со стороны экспрессии и эмоциональности звучания, а также происходит коррекция и самокоррекция созданных высказываний.

Отметим последовательность работы учителя по формированию умений: сначала отрабатываются умения пересказывать повествовательные тексты с учетом эстетических критериев, а затем проводится работа по формированию у школьников умения произвольного выразительного и эмоционального говорения при создании устных сочинений.

Заключение

По проведенному констатирующему эксперименту мы увидели, что в начальной школе необходима работа над формированием умений создавать тексты с учетом эстетических качеств устной речи. Отметим, что выстроенная система поэтапной развития эстетических качеств устных повествовательных высказываний дает позитивные результаты и заметно повышается уровень качества развития устной речи младших школьников на уроках русского языка.

Рецензенты:

Кулаева Г.М., д.п.н., профессор кафедры языкознания и методики преподавания русского языка ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Попова В.И., д.п.н., профессор кафедры языкознания и методики преподавания русского языка ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Лихошерст Ю.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УСТНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17804 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674