Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Горбунов В.Н. 1 Кулаков Д.О. 1 Манасян А.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
В статье рассмотрены проблемы формирования и развития кластеров в отечественном регионально-отраслевом комплексе, выявлены основные предпосылки этих процессов. Рассмотрены основные направления изменения системы управления предприятиями на основе сочетания подходов с активным влиянием государства на экономические процессы. Определен организационно-управленческий инструментарий реализации инвестиционной политики, который определяет роль органов государственной власти федерального и регионального уровней в осуществлении межотраслевой координации научно-технической и инновационной деятельности, в обеспечении оптимального сочетания форм и методов государственного, рыночного и общественного воздействия на развитие производства, в развитии межрегиональной и межотраслевой кооперации, в анализе, экспертизе и отборе приоритетных направлений развития отраслей, в создании инфраструктуры для развития производства, в формировании партнёрских отношений с бизнесом.
кластер
преобразования
инновационное развитие
инвестиционная политика
1. Англичанинов В.В. Развитие промышленных комплексов на основе кластерных образований: монография. / В.В. Англичанинов; Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2009. – 332 с. – С. 185.
2. Горбунов В.Н. Формирование и развитие эффективных зон деятельности предприятий строительного комплекса: автореф. дис. … канд. экон. наук. – Пенза, 2006. – 24 с.
3. Горбунов В.Н., Дмитриева Т.Н., Ханьжов И.С. Особенности новой фазы развития жилищного строительства // Вестник магистратуры. – 2014. – № 7-2 (34). – С. 38-40.
4. Горбунов В.Н., Оськина И.В., Ханьжов И.С. Проблемы формирования инвестиционной привлекательности инновационных проектов в строительной сфере // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www.science-education.ru/118-14150 (дата обращения: 30.12.2014).
5. Горбунов В.Н., Семенов А.В. Предпосылки возникновения кластеров в экономике регионов) // Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика: кол. монография. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 212 с. – С. 21-39.
6. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: учебное пособие / под общ. ред. И.И. Мазура. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2004. – с. 664. – С. 26.
7. Максимчук О.В., Горбунов В.Н., Мещерякова О.К. Особенности формирования кластерной системы в строительной сфере // Региональная архитектура и строительство. –2012. – № 2. – С. 196-199.
8. Хрусталёв Б.Б., Горбунов В.Н., Акифьев И.В. Формирование стратегии развития предприятий в зонах деятельности строительного комплекса Пензенской области // Региональная архитектура и строительство. – 2011. – № 1. – С. 179-184.
9. Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Оргин А.В. Управление инновационными процессами в региональном инвестиционно-строительном комплексе // Недвижимость: экономика, управление. – 2009. – № 3-4. – С. 46-50.
10. Хрусталев Б.Б., Саденко С.М., Горбунов В.Н. Необходимость проведения комплексной экспертизы при формировании стратегии развития строительного комплекса // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Строительство и архитектура. – 2008. – № 1. – С. 88-94.
В последние десятилетия все больший интерес у специалистов в области региональной экономики, а также разработчиков экономической политики вызывают вопросы размещения производительных сил в условиях рыночной экономики, проблемы агломерации и специализации. Большинство идей и концепций основывается на теории кластеров, предложенной М. Портером. Модели из этой теории применяются при разработке экономической политики регионов и стран в целях повышения конкурентоспособности экономики, стимулирования инноваций и экономического роста.

Материал и методы исследования

Эффективность производственной деятельности предприятий в настоящее время определяется структурной перестройкой российской экономики. В этой связи первостепенной задачей является выявление возможных подходов к структурной перестройке в процессе управления предприятиями. При этом важнейшим элементом механизма управления экономикой является формирование соотношения между государственным регулированием и возможностью саморегулирования рынка [7, 9]. Каждому этапу цикла экономического развития соответствуют свои пропорции и соотношения.

Концепция развития экономических систем включает два полярных подхода к механизму управления. Первый подход предполагает максимально возможное устранение государства от регулирования экономических процессов и предельную децентрализацию системы управления. Главный принцип этого подхода - рынок сам отрегулирует экономические процессы. Второй подход ориентирован на активное влияние государства на экономические процессы, включая формирование рыночных отношений. Первый подход основан на монетаристской теории управления экономикой, второй - на кейнсианской теории.

За последние десятилетия в российской экономике происходят масштабные изменения, сопровождающиеся коренной ломкой административной экономической системы и формированием новой. Изначально за основу создания и реализации новой экономической системы была взята монетаристская теория. Вследствие этого массовые процессы приватизации имущественного комплекса страны, осуществляемые без учёта критериев и требований социально-экономической целесообразности, не обеспечили создание института эффективного собственника и привели к глубокому падению социального уровня и качества жизни населения. Бесконтрольные рыночные процессы преобразования российской экономики, разрушительные по своей сути относительно сохранения и мобилизации потенциала, сохранение сырьевой ориентации развития, отсутствие сбалансированной инвестиционной политики предприятий и мощного финансового рынка на практике подтвердили недостаточность монетаристского подхода в качестве средства выхода из экономического кризиса.

Российская экономика и общество в настоящий момент переживают третий кризис за последние двадцать лет. При этом данный кризис вызван, в том числе и отсутствием эффективной инвестиционной политики, в результате чего сложилась следующая ситуация [3]. С одной стороны, бизнес, ориентированный на получение сверхприбылей за счёт реализации краткосрочных малотехнологичных инвестиционных проектов и высокорентабельных программ на рынке недвижимости. С другой стороны, экономическая политика, не создавшая благоприятного инвестиционного климата, а придерживающаяся монетаристских взглядов и предполагающая, что частный капитал самостоятельно сформирует устойчивый инновационно ориентированный отраслевой комплекс [10]. Предпринимаемые правительством меры по изменению сложившейся ситуации: переход на проектное управление - разработка национальных проектов и программ; формирование комплекса стимулирующих мер развития инвестиционных процессов и реальные шаги по приведению законодательной базы в соответствие с требованиями политики модернизации предприятий, не дали ожидаемого эффекта, так как запоздали по времени и на сегодня осложняются кризисными условиями. Вместе с этим кризис предоставляет значительные возможности для укрепления стратегически ориентированных организаций и удаления с рынка предприятий, выпускающих неконкурентоспособную продукцию, выполняя тем самым функцию оздоровления отраслевого комплекса.

Таким образом, фундаментальная уязвимость российской экономики, характеризуемая несбалансированной инвестиционной политикой развития отраслевого комплекса в сочетании со слабой финансовой системой, требует нового подхода к формированию системы выхода из кризиса, а, следовательно, её перестройки на основе сочетания подходов с активным влиянием государства на экономические процессы, включая развитие рыночных отношений.

В качестве основных направлений изменения системы управления предприятиями логично рассмотреть [5]:

  • усиление процессов взаимодействия власти и бизнеса;
  • формирование эффективного собственника;
  • переход на инновационное развитие производства;
  • модернизацию предприятий;
  • реструктуризацию и рекапитализацию;
  • национализацию и развитие инфраструктуры.

Цель институциональных изменений в социально-экономическом развитии рыночных структур заключается в модификации материально-вещественных и социально- экономических качеств и взаимосвязей между элементами системы экономики. Определено, что основой экономических преобразований должна стать активная роль государства в процессе формирования новых партнёрских отношений с бизнесом на основе принципов доверия к политике правительства и предпринимаемым антикризисным действиям, которые должны реализовываться в виде продуманной системы эффективных мер поддержки и развития реального сектора экономики.

Государственная поддержка предприятий должна основываться на главном критерии -  формировании эффективного собственника. Замена менее эффективных собственников более эффективными - одна из задач, которые решают экономические кризисы в рыночной экономике. Поэтому программа поддержки системообразующих предприятий должна оперировать комплексом критериев финансовой поддержки тех предприятий, которые ориентированы на развитие эффективных производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции.

Модернизация производственного потенциала должна сформировать общественное производство, отвечающее целям социально-экономического развития страны и обеспечивающее конкурентоспособность национальной экономики. Основная цель развития предприятий региональной экономики - удовлетворение внутреннего платежеспособного спроса на современную конкурентоспособную продукцию, а также расширение присутствия отечественных производителей на внешнем рынке, её достижение, в значительной степени определяющее эффективность и темпы социально-экономического развития России на современном этапе, должно быть осуществлено на основе преобразования отраслевых комплексов в конкурентоспособные, эффективные, динамично развивающиеся, высокотехнологичные и восприимчивые к инновациям комплексы, интегрированные в стратегические программы, определенные экономической политикой государства, а также в систему международного разделения труда.

Рост производственно-экономического потенциала предприятий за счёт реформирования систем организации и управления обеспечивается механизмом их реструктуризации. В условиях кризиса под воздействием сокращения спроса на продукцию и услуги, нарушения хозяйственных связей и нехватки финансовых ресурсов предприятия сталкиваются с необходимостью радикального изменения структуры и функций в форме слияния и приобретения, разделения и выделения, преобразования, комплексного изменения методов функционирования для решения проблем выживания. Реструктуризация применяется как эффективный рыночный инструмент повышения конкурентоспособности предприятий, включающий мероприятия по приведению условий работы предприятия в соответствие с изменяющимися условиями рынка и стратегией его развития.

В задачи реструктуризации предприятия входят:

  • комплексная диагностика состояния предприятия, оценка стратегии, ситуационный анализ, организационно-управленческий, финансово-экономический, производственно-хозяйственный анализ;
  • организация реструктуризации: проект изменения, структуры, мощности, функций; проект развития, расчет затрат, график проекта, расчет эффективности, оценка рисков;
  • совершенствование структуры и функций управления: изменение стратегии, структуры и функций, реинжиниринг бизнеса, логистика, система менеджмента качества, информатизация;
  • развитие финансовых методов управления.

В период кризиса реструктуризация на основе слияния и поглощения становится действенным инструментом для предприятий, стремящихся получить доступ к капиталу. Когда рынки кредитования почти закрыты и внешние заемные инвестиционные ресурсы крайне дороги, предлагая долю в бизнесе, предприятия стремятся обеспечить себя внутренними инвестициями для выживания и дальнейшего развития. Кроме этого, введение дополнительного инвестора выгодно и с точки зрения повышения качества менеджмента.

Объединяясь, предприятия могут достичь критической массы, которая создаст возможность пережить им кризисный период, сохранив производственный потенциал, и заставит стать более эффективными. Дополнительной выгодой при этом станет и объединенный бухгалтерский баланс, который важен в текущей ситуации.

В связи с кризисом кредитная политика банков в отношении реального сектора экономики строится на высоких процентах и жестких требованиях обеспечения кредитов. Как следствие, отсутствие возможности погашения долгов предприятиями стало угрожать их финансовой устойчивости. В качестве выхода можно рассматривать рекапитализацию предприятий на основе вхождения государства в капитал крупных компаний путем дополнительных эмиссий акций или перехода долей в капитале в государственную собственность в обмен на погашение долгов стратегически важных предприятий.

Поддержка банковской системы в кризисный период конца 2008 г. осуществлялось, в частности, путем рекапитализации банков через целевые государственные программы. В качестве одной из мер поддержки банковской системы следует рассматривать решение войти в капитал ряда банков через приобретение привилегированных акций, как это было предпринято в развитых европейских странах. Это позволяет банкам получить необходимый им капитал, а правительство обеспечивает укрепление банковской системы и соответствующую доходность.

Проектное управление (программный метод управления), в основе которого лежит система программ и проектов, нацелено на совершенствование управления экономикой. По степени важности выделяют федеральные, президентские, региональные, отраслевые, объектные целевые программы и проекты [6]. Программный метод управления является инструментом реализации инвестиционных проектов нужного качества в требуемые сроки в рамках заданного бюджета.

Федеральные целевые программы - средство реализации политики государства, активного воздействия на экономические процессы в стране [2].

Проектное управление является средством выхода из экономического кризиса, в основе которого лежат принципы управления в изменяющихся условиях и развивающихся системах: в условиях неопределенности, нестабильной налоговой системы и дефицита ресурсов.

Однако качественное перевооружение и развитие потенциала без соответствующего развития инфраструктуры бессмысленно и практически невозможно. Структурные изменения в отраслевом комплексе должны включать разработку и реализацию проектов развития транспортной и энергетической инфраструктуры как системы необходимых условий модернизации потенциала. Важная роль в этих процессах принадлежит государственному инвестору как на федеральном, так и на региональном уровне управления экономикой. Инвестиции государства в инфраструктуру позволят стимулировать спрос на продукцию большого количества предприятий, создать дополнительные рабочие места и заложить основу для экономического роста.

Эффективная политика управления предприятиями с учётом структурной перестройки экономики (как комплекса практических подходов к преодолению кризиса на принципах взаимодействия государственной власти и бизнеса в решении проблем развития экономической политики) может обеспечить устойчивое развитие потенциала.

Инвестиционная политика развития предприятий включает два направления мобилизации инвестиционных ресурсов - внешних и внутренних. Регулирование процессов аккумуляции внутренних источников инвестиций осуществляется на основе инструментов налоговой и амортизационной политики. К процессам мобилизации внешних источников инвестиционных ресурсов относятся меры кредитно-финансовой политики и организационно-управленческий инструментарий.

Организационно-управленческий инструментарий реализации инвестиционной политики определяет роль органов государственной власти федерального и регионального уровней:

  • в осуществлении межотраслевой координации научно-технической и инновационной деятельности [9];
  • в обеспечении оптимального сочетания в конкретном временном периоде форм и методов государственного, рыночного и общественного воздействия на развитие производства;
  • в развитии межрегиональной и межотраслевой кооперации;
  • в анализе, экспертизе и отборе приоритетных направлений развития отраслей;
  • в создании инфраструктуры для развития производства;
  • в формировании партнёрских отношений с бизнесом [1].

В качестве организационно-управленческих инструментов привлечения инвестиций в развитие предприятий возможно использовать кластеры, проекты государственно-частного партнёрства, статус приоритетного инвестиционного проекта, государственный и муниципальный заказы. При этом кластерный подход является основным организационно-управленческим инструментом структурной перестройки управления предприятиями. Формируя концептуальную основу инновационного развития, кластерный подход опирается на партнёрские отношения власти и бизнеса. Создание и развитие кластеров требует разработки инвестиционных программ, реализация которых без прямого участия региональной власти, осуществляющей административно-правовое регулирование функционирования бизнес-среды и определяющей инвестиционный климат, невозможно.

Формирование отраслевых кластеров определяет комплекс требований к процессу его ресурсного обеспечения, включающего элементы инженерной и логистической инфраструктуры. В связи с тем, что состояние данных обслуживающих сфер не в полной мере отвечает потребностям интегрируемых в кластер производств, логично утверждать не просто о создании отраслевых кластеров, а о формировании ресурсных и межотраслевых кластеров.

Приоритетные инвестиционные проекты и проекты государственно-частного партнёрства являются средствами привлечения инвестиций в создание и развитие ресурсных кластеров. Обеспечение сбыта производимой им продукции, наряду с действующими конкурентными механизмами функционирования товарных рынков, может осуществляться посредством государственного и муниципального заказов. Развитие кластера целесообразно реализовывать на основе государственно-частного партнёрства и приоритетного инвестиционного проекта.

Рецензенты:

Тараканов О.В., д.т.н., профессор, декан факультета «Управление территориями», заведующий кафедрой «Кадастр недвижимости и право» ПГУАС, г. Пенза;

Хаметов Т.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Землеустройство и геодезия» ПГУАС, г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Горбунов В.Н., Кулаков Д.О., Манасян А.Г. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРНЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17811 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674