Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ «ДИСЦИПЛИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ» ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Ахтариева Р.Ф. 1 Мокшина Н.Г. 1 Мартынова В.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Казанский федеральный университет»
Приведены результаты работы над модулем «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов» в рамках реализации государственного контракта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования». Рассматриваются основные образовательные результаты, которые должны быть достигнуты в процессе реализации данного модуля. В основу реализации идеи модуля положены трудовые действия, прописанные в Профессиональном стандарте педагога. Предлагается логика разворачивания модуля, учитывающая идею событийности, через которую «проходит» студент в условиях сетевого взаимодействия со школой.
практико-ориентированность
образовательные результаты
дисциплины профессионального цикла
трудовое действие
сетевое взаимодействие
модуль
1. Ахтариева Р.Ф., Мартынова В.А. Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-15389 (дата обращения: 16.11.2014).
2. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] //Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2014. No 2. C. 1–18. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 15.09.2014).
3. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) – приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Активизация творческого потенциала личности на фоне углубляющейся демократизации социального взаимодействия является наиболее ярким трендом развития общества XXI века, обусловливающим трансформацию практически всех сфер жизнедеятельности и, прежде всего, сферы образования. Традиционные подходы к образованию на всех его уровнях, основанные на приоритете процессов передачи усвоения учебной информации, категорически не отвечают запросам интенсивно развивающегося общества, вступая в противоречие с реальными потребностями основных потребителей образовательных услуг.

Разработанная и реализуемая в России стратегия развития педагогического образования, внедрение ФГОС нового поколения, утверждение профессионального стандарта педагога создают необходимую законодательную базу для формирования системы подготовки будущего учителя, адекватной выдвигаемым требованиям и выстраиваемой на основе компетентностного и деятельностного подходов.

В процессе выполнения работ по проекту «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования», наш коллектив принял участие в разработке модуля «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки». Название модуля было определено государственным заданием, было нами уточнено и стало называться «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов». Все это в совокупности потребовало реконструкции содержания и самого процесса прохождения студентами базового поля дисциплин психолого-педагогического цикла, придания им практико-ориентированного характера, достижения измеримых образовательных результатов в их компетентностном понимании, опоры на интерактивные практики образования, нацеленные не только на побуждение студентов к внешней активности, но и обеспечивающие их творческое саморазвитие в профессиональном поле.

Цель освоения модуля: готовность к конструированию и реализации образовательных процессов в основной школе на базовом уровне.

Задачи модуля: сознавать ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования; осуществлять конструирование образовательных процессов с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся; использовать современные методы и технологии обучения и воспитания; осуществлять воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООП обучающимся.

Характеристика выпускника, освоившего модуль «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов»: конструктор базовых образовательных процессов общего среднего образования, способный к самостоятельному подбору и профессиональному использованию путей и способов их реализации.

Модуль «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов» может являться самостоятельным базовым разделом при профессиональной переподготовке и повышении квалификации работников образования (учителя-предметники, классные руководители, педагоги-организаторы воспитательной работы, заместители директора по учебно-воспитательной, воспитательной работе, директора школ). Модуль логически связан с другими модулями основной образовательной программы: опирается на учебные дисциплины образовательных модулей «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла: гуманитарное и экономическое знание в образовательной практике» и «Дисциплины математического и естественнонаучного цикла: естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике»; изучается параллельно с учебными дисциплинами модуля «Психология и педагогика развития учащихся: практика личностно-ориентированного образования» и является основой для реализации модуля «Теоретические и экспериментальные основы педагогической деятельности: исследовательская и экспериментальная деятельность учителя».

Новизна, предлагаемая разработчиками модуля, заключается: в проектировании программы модуля «от планируемых образовательных результатов»; в пересмотре содержания дисциплин, методов, средств и технологий обучения в целях усиления практико-ориентированной подготовки будущих учителей и увеличения объема на практику; в разработке новых дисциплин базовой и вариативных частей; в построении дисциплин модуля в определенной логике и последовательности, способствующей реализации межпредметных и внутрипредметных связей на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования, позволяющего эффективно осуществлять «вход и выход» в школу и в ВУЗ; в изменении средств и методов оценивания результатов достижения студентов текущей, промежуточной и итоговой аттестации по модулю.

Освоение программы модуля «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов» будет проходить в течение двух семестров. Базовая часть («Феномен педагогической деятельности», «Психология образования», «Управление учебно-воспитательным процессом», «Интерактивные практики образования») должна быть изучена во 2 семестре, трудоемкость базовой части модуля 11 зачетных единиц. Вариативная часть («Оценивание эффективности учебно-воспитательного процесса», «Практикум по конструированию воспитательных программ», «Взаимодействие в образовательном процессе», «Психолого-педагогические основы творческого саморазвития», «Практикум по конструированию и реализации общеобразовательных программ») должна быть освоена в 3 семестре (выбор 3 из 5 дисциплин), трудоемкость вариативной части 6 зачетных единиц (таблица 1).

Таблица 1

Трудоемкость модуля «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки: конструирование и реализация образовательных процессов»

Дисциплина

Зачетные ед.

Часы всего

Лекц.

часы

Семинары/Практикум

Сам. работа

часы

1

Феномен педагогической деятельности

2

72

10

26

36

2

Психология образования

3

108

10

44

54

3

Управление учебно-воспитательным процессом

3

108

16

38

54

4

Интерактивные практики образования

2

72

10

26

36

5

Оценивание эффективности учебно-воспитательного процесса

2

72

8

28

36

6

Практикум по конструированию воспитательных программ

2

72

4

32

36

7

Взаимодействие в образовательном процессе

2

72

10

26

36

8

Психолого-педагогические основы творческого саморазвития

2

72

10

26

36

9

Практикум по конструированию и реализации общеобразовательных программ

2

72

2

34

36

10

Учебная практика (рассредоточенная)

4

144

 

 

 

11

Итоговое учебное событие (Педагогическая ярмарка)

1

36

 

 

 

13

Всего

25

900

80

280

360

*Объем часов (900ч.) включает общее количество часов по базовой и вариативной части модуля (по 5 дисциплинам, без учета выбора дисциплин - 3 из 5).

Всего на освоение программы модуля предусмотрено 25 зачетных единиц, включая обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося - 360 часов, в том числе: лекции - 80 часов (22 %), практико-ориентированные занятия (семинарские и практические занятия, лабораторные практикумы) - 280 час. (78 %); самостоятельную работу обучающегося - 360 часов; учебную практику - 144 часа (4 з.е.); итоговое учебное событие «Педагогическая ярмарка» -36 часов (1 з. е.).

Модуль имеет практико-ориентированный характер и состоит из множества учебных событий, завершающих распределенную учебную практику, в том числе вводных (деловая игра «Образ успешного учителя», работа Педагогических мастерских), промежуточных (Посвящение в педагогическую профессию) и аттестационных (конкурс «Мозаика педагогических идей», «Педагогическая ярмарка»). Реализация модуля опирается на практико-ориентированный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Пройдя через серию учебных событий, профессиональных проб студент пройдет этапы своего личностного и профессионального становления: от рефлексивного педагога до педагога-практика, реализующиеся в системе четырех «П» усвоения знаний: 1. получить; 2. понять; 3. применить; 4. преобразовать. Учебное событие рассматривается нами как часть целостного образовательного процесса, которое является результатом предшествующих событий и причиной последующих и обеспечивает вхождение в образовательное пространство модуля и выход из него.

Вход в модуль начинается с учебно-ознакомительной практики, завершающейся учебным событием - проведение деловой игры «Образ успешного учителя», которая проводится в рамках изучения учебных дисциплин «Феномен педагогической деятельности» и «Психология образования» с приглашением учителей-супервизоров сетевых школ в качестве экспертов. Деловая игра позволяет выявить насущные проблемы подготовки учителя и провести рефлексию студентами имеющихся у них личностных качеств, помогающих освоить данную профессию. Также рефлексивную роль играет и эссе «Мои первые шаги в профессию». Изучение дисциплины «Феномен педагогической деятельности» завершается промежуточным событием - «Посвящение в профессию учителя». Практикум реализуется через интерактивные формы и методы: деловые игры, практические занятия, дискуссии.

Изучение учебной дисциплины «Психология образования», где формируются личностно и профессионально значимые качества студента как будущего учителя, позволяет обеспечить целостное представление студентов о психолого-педагогических основах педагогической деятельности, а также успешное освоение педагогических дисциплин на последующих этапах обучения. При освоении данной дисциплины формируются трудовые действия, связанные со способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом индивидуально-типологических особенностей, управлять учебными группами с целью вовлечения учащихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

Вход в изучение учебной дисциплины «Управление учебно-воспитательным процессом» начинается с учебного события «Работа Педагогической мастерской». Для студентов проводится проблематизация полученных знаний и показывается необходимость новых знаний, которые нужны будущему учителю для успешного управления учебно-воспитательной деятельностью учащихся. Для этого проводится «Педагогическая мастерская» с участием учителей-супервизоров сетевой школы, где они покажут мастер-классы по управлению учебно-воспитательной деятельностью учащихся. Основой для изучения данного раздела модуля являются ранее изученная дисциплина «Введение в педагогическую деятельность» и его преподавание связано с учебными дисциплинами «Психология образования», «Интерактивные практики образования». Изучение раздела «Управление учебно-воспитательным процессом» является базой для ряда дисциплин педагогической направленности вариативного блока, дисциплины «Теория и методика обучения предмету» (по профилю) и создает необходимые условия для профессионального роста и совершенствования личности студента.

Параллельно с учебными дисциплинами «Психология образования» и «Управление учебно-воспитательным процессом» изучается дисциплина «Интерактивные практики образования», которая также предполагает входное учебное событие - знакомство в ходе работы педагогических мастерских с использованием учителями в своей педагогической практике интерактивных форм и методов обучения и воспитания. Завершающее базовую часть модуля учебное событие - конкурс «Мозаика педагогических идей», играет еще и аттестационную роль, с приглашением учителей-супервизоров и руководителей сетевых школ в качестве экспертов для оценки промежуточных образовательных продуктов. «Интерактивные практики образования» являются ведущей учебной дисциплиной для формирования трудовых действий, определяемых ПСП (реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности). Учебная дисциплина «Интерактивные практики обучения» способствует разработке, конструированию, организации и проведению урочных и внеурочных мероприятий будущим учителем в школе. Содержание дисциплины представляет собой систематизацию используемых в практике обучения форм, методов, приемов интерактивного обучения. Данная учебная дисциплина взаимосвязана с изучением дисциплин «Управление учебно-воспитательным процессом», «Психология образования» и является основой для изучения таких областей знаний как «Методика обучения предмету» (по профилю).

Вариативная часть модуля направлена на углубленную подготовку будущего учителя и начинается с входного события работа Педагогической мастерской, где преподаватели ВУЗа и школы проводят мини-мастер-классы с целью мотивирования студентов на изучение дисциплин по выбору данной части модуля. Студенты имеют право выбрать 3 из 5 предложенных дисциплин. Завершает изучение учебного модуля учебное событие Педагогическая ярмарка, где студенты предлагают сетевой школе свои наработки в виде общеобразовательных программ, программ воспитания и саморазвития. Учителя сетевых школ выступают в роли экспертов для оценки качества итоговых образовательных продуктов студентов.

Вариативная часть модуля содержит учебные дисциплины: «Оценивание эффективности учебно-воспитательного процесса», «Практикум по конструированию воспитательных программ», «Психолого-педагогические основы творческого саморазвития», «Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе», «Практикум по конструированию и реализации общеобразовательных программ».

Учебная дисциплина «Оценивание эффективности учебно-воспитательного процесса» способствует расширению, обобщению и систематизации у обучающихся знаний, умений и навыков о наиболее актуальных средствах оценивания результатов обучения и воспитания и направлена на формирование трудовых действий ПСП - организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей. Программа учебной дисциплины «Практикум по конструированию и реализации общеобразовательных программ» обеспечивает углубленное освоение студентами технологии конструирования и реализации общеобразовательных программ и развивает трудовые действия ПСП - разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы и осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Изучение данной дисциплины базируется на предметах базовой части учебного модуля «Управление учебно-воспитательным процессом», «Психология образования», в ходе которых обучающиеся знакомятся с трактовками таких понятий, как «образовательная программа», «технология в образовании», приобретают опыт работы с основной образовательной программы (ООП) образовательной организации.

Учебная дисциплина «Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе» направлена на расширение социально-педагогической и коммуникативной компетентности будущих учителей, повышение уровня их этического взаимодействия с учащимися, формирование позитивной направленности, эмпатийности, рефлексии и направлена на формирование трудовых действий, определяемых ПСП (реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности; использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся).

В рамках учебной дисциплины «Практикум по конструированию воспитательных программ» обеспечивается углубленное развитие трудовых действий - реализация воспитательных программ, и продолжается формирование умений и навыков будущих учителей по применению различных форм, методов, приемов и средств организации жизнедеятельности учащихся для создания вариативных воспитательных программ.

Важнейшей задачей педагогической деятельности является развитие учащихся, но полноценно развивать учащегося может лишь педагог, который сам находится в процессе саморазвития, что и обусловило необходимость изучения учебной дисциплины «Психолого-педагогические основы творческого саморазвития», которая направлена на дальнейшее формирование трудовых действий - развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей и формирование системы саморегуляции поведения и деятельности обучающихся.

Данный модуль апробируется в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета.

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор декан инженерно-технического факультета Елабужского института ФГАОУ ВПО «Казанского федерального университета», г. Елабуга;

Павлов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Ахтариева Р.Ф., Мокшина Н.Г., Мартынова В.А. РАЗРАБОТКА МОДУЛЯ «ДИСЦИПЛИНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ» ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17875 (дата обращения: 27.05.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252