Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нуждина-Фендель Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье раскрыта сущность понятия «интеллект» с позиции особой способности мышления, процесса рационального познания. Изучены существующие в науке представления о структуре интеллекта как совокупности различных составляющих. Обосновано, что интеллект обеспечивает человеку способность активно приобретать знания и применять их осмысленно. Выделены и описаны формы и свойства интеллекта. Подчеркивается необходимость постоянного поиска способов пробуждения в человеке стремления использовать свой интеллект в решении жизненно важных задач. Доказана важность туристско-краеведческой деятельности учащихся в расширении и углублении знаний об окружающем мире и наследии родного края. Раскрыты педагогические аспекты позитивного отношения учащихся к туристско-краеведческой деятельности в целях усиления интеллектуальной активности в познании.
неформальное объединение.
дополнительное образование
самоактуализация личности
туристско-краеведческая деятельность
рациональное познание
интеллектуальная активность
интеллект
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 352 с.
2. Болотов М. А.Развитие интеллектуальной одаренности старшеклассников в условиях раздельного обучения мальчиков: автореф. дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2014. – 23 с.
3. Жданова С.Н. Социум и школьник: методология педагогического исследования взаимодействия: монография / С. Н. Жданова, С. В. Сальцева. – М.: Изд-во УРАО, 2010. – 185 с.
4. Кукар У.Ю.Развитие исследовательских умений старшеклассников в учреждении дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2010. – 24 с.
5. Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец-Свешников. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2001. – 87 с.
6. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность: от идеи к реализации: монография / Л.Г. Пак. – Оренбург: Педагогический дом, 2013. – 312 с.
7. Смирнов Д.В. Становление системы дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов: монография / Д.В. Смирнов. – Киров, 2011. – 251 с.
8. Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – СПб.: Питер, 2014. – 589 с.
9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. – М.: Барс; Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 1997. – 392 с.

Исследование трактовки основных содержательных и структурных  характеристик понятия связано с углубленным рассмотрением его составляющих.

Изучение понятия «активность личности» обнаруживает его междисциплинарный характер. Изучены основные особенности категории и  условия формирования активности в процессе воспитания подрастающего поколения  и в условиях  жизненного опыта;  подчеркнута ее связь и обусловленность общественными нормами, правилами и  ценностями; утверждается преобразовательный характер; значимость проявления в социальной созидательной деятельности; а также целенаправленность  и  системность. Активность определяется как необходимое условие самоактуализации личности; способность регулировать поведение,  реализовать мотивы и потребности личности, стимулировать и пробуждать имеющийся потенциал; направлять самопознание личности,  подчеркивается, что активность является ключевым условием жизнедеятельности человека.

Понятие «интеллект» раскрывается как особая способность мышления, процесс рационального познания. В словарной литературе intellectus обозначается среди понятий познание, рассудок, понимание. Способность создания понятий, образования метафизических идей связана с понятием разум человека. Исследователи проявлений умственных способностей, дарований, таланта  человека группу  понятий «мышление», «разум», «ум»  рассматривают как синонимичные и  часто  заменяют одним термином - «интеллект» [1; 9].

В науке существуют представления о структуре  интеллекта как совокупности различных составляющих, включая вербальную способность, способность оперировать множеством  чисел,  визуально-пространственную  способность, технические способности, которые измеряются различными тестами, а также общие способности (или общий интеллект).  Как самостоятельная реальность интеллект проявляет свои функции в специфической  регуляции поведения. При  этом он имеет адаптационное значение в жизни человека, как и высших животных, обеспечивая его  приспособление к  постоянно изменяющимся  жизненным условиям.

Психологи человеческий интеллект представляют как способность приобретать знания, воспроизводить их и использовать  для понимания  определенных конкретных и абстрактных понятий или  отношений между существующими объектами и идеями, то  есть  применять знания осмысленно[4; 8].

В науке есть мнение, что интеллект является регулятором поведения на всех уровнях жизнедеятельности человека. Это также символ обучаемости человека возникающему новому. И тогда это совокупность таких познавательных процессов человека, которые помогают разумно действовать, обдуманно,  рационально мыслить, успешно справляться с  любыми жизненными обстоятельствами», эффективно адаптироваться к окружающей среде.По мнению ученых, активность и саморегуляция, в совокупности с  работоспособностью, выступают  базовыми факторами и основой  интеллектуальной продуктивности[3].

Традиционно  выделяют  несколько форм интеллектуального поведения:

1) вербальный интеллект (включая запас слов,  общую эрудицию, умение понимать и осваивать прочитанное);

2) эвристический интеллект (способность решать проблемы творчески);

3) практический интеллект (способность добиваться осознанно поставленных целей).

Выделяется  также минимум  ряда базовых свойств интеллекта:

- уровневые свойства, проявляющиеся в развитии познавательных функций и процессов (среди них: сенсорное различие, необходимая оперативная память, долговременная память, общий объем и распределенность внимания, осведомленность в конкретной содержательной сфере);

- комбинаторные свойства, отражающие  способность комбинировать пространственно-временные, причинно-следственные, категориально-содержательные компоненты опыта;

- процессуальные свойства, включающие операции, приемы и элементарные информационные процессы интеллектуальной деятельности;

-  регуляторные свойства, обеспечивающие координацию, управление  контроль психической активности [4].

Особо важным является вывод ученых об активности человека, обладающего идеальным интеллектом, который может правильно,  в одиночку,  решать и решить мыслительную задачу (или несколько задач) произвольно немалой сложности за бесконечно малое время, не обращая внимания на внутренние или  внешние помехи. Обыкновенно же люди  размышляют и думают медленно, зачастую ошибаясь, часто утомляясь и, кроме того,  периодически предаваясь просто интеллектуальной лени или пугаясь,  пасуя перед кажущимися  сложными заданиями [2].

В педагогической практике обнаруживается постоянный поиск способов пробуждения в человеке стремления использовать свой интеллект  в решении жизненно важных задач. Принципиально важным тренировочным полигоном, полем для применения умственных способностей растущего человека, общего интеллекта учащихся, на наш взгляд,  является  туристско-краеведческая деятельность.

Туристско-краеведческая деятельность дает возможность педагогу «войти» в качестве принятого сообществом,  в неформальное объединение  группы туристов, учащихся,  на основе общих для всех  интересов (желание участвовать в путешествиях, романтика). Происходящее при этом  взаимодействия  на основе  взаимодоверия  способствует  развитию у подростков общественно полезных, положительных мотивов деятельности, ведет к предупреждению антисоциальных проявлений в поведении, к профилактике  правонарушений.

Специфика совместно  организованной учащимися и педагогом туристско-краеведческой деятельности касается многих аспектов воспитания и самообразования, в том числе,  когда осуществляется  совместное «проживание» ситуации  «жизненного отрезка» (в форме похода, экспедиции, слета соревнования и др.). Вместе решаются жизненно необходимые для создавшегося  коллектива или личностно значимые для подростка вопросы и  проблемы (по организации быта,  по преодолению  естественно возникающих препятствий в походе, или при поиске выхода из экстремальных обстоятельств, при  совместном прохождении разной сложности  дистанции соревнований), и здесь важную роль играют и профессионально значимые и личностные, общечеловеческие  качества  подростка, отражающие его  социализированность, уровень собственной самооценки [5; 7].

Содержательно и целенаправленно туристско-краеведческая деятельность - это реально здоровый стиль в действии и  жизни, деятельностно окрашенное  поведение,  конкретная активная работа, ориентированная на то, чтобы существовать в гармонии и  единстве с принципами природы и культуры жизни.  Это позволяет влиять на чувства подростка, его эмоциональную сферу опосредованно, неавторитарно на глубинном, подсознательном уровне,  с помощью «общения» (познания) природной и социальной  среды.

 Педагогически организованная направленность туристско-краеведческой деятельности обеспечивает целостность влияния на различные  сферы личности: в том числе  интеллектуальную, эмоциональную,  волевую, физическую и нравственную, способствуя общему  всестороннему и гармоничному становлению личности.  Создаются  возможности для  приобретения  навыков общения с природой, для формирования ценных личных качеств: командность, общительность, настойчивость, а также  терпеливость, готовность к переносу стрессов, к оказанию своевременной помощи. Туристско-краеведческая деятельность подростков  связана также с изучением и исследованием родного края, региона, страны  его исторического, культурного и природного наследия, охраной объектов прошлого и сохранением настоящего.

Так, в ходе проведения  опытно-экспериментальной работы учащиеся оренбургских организаций и объединений дополнительного образования в соответствии с программами и своими индивидуальными маршрутами знакомились  с историей, традициями и обычаями края, с правилами по организации самодеятельных походов и экскурсий, изучали физико-географическую, историческую и экономическую характеристику города и края. Кроме того,  они знакомились с предметами  личного и группового снаряжения туриста, элементарной топографией, практиковались в ориентировании с учетом  разнообразия  местности, проводили простейшие и углубленные наблюдения за погодой, состоянием растительности, малыми водоемами,  накапливали и обрабатывали  сведения об охране природы, правилах санитарии, гигиены и  доврачебной помощи. Результаты их интеллектуальной активности были продемонстрированы при участии в окружных и городских соревнованиях, викторинах, конкурсах, конференциях. В конце года они принимали участие в туристическом слете, экспедиции.

В результате учащиеся значительно расширяли и углубляли знания об окружающем мире, изучали литературное наследие родного края, совершая экскурсии по местам   жизни и творчества того или иного писателя либо его литературных героев, приобщались к различным источникам информации, получая компетентность в виде знаний и практических навыков, без которых невозможно участие в походах,  подробно  изучали топографию, разные типы карт и их характеристики. Практиковались также совместная разработка маршрутов для предстоящих  походов по карте, приобретались навыки в изготовлении снаряжения, в оформлении исследовательских работ, в технике пешеходного туризма. Программа предусматривала экскурсии, походы выходного дня, туристические слеты, соревнования, конкурсы, прогулки, работу в библиотеке, архиве. При изучении отдельных тем использовались наглядные пособия, выполненные учащимися (гербарии, личное туристическое снаряжение, бивачное снаряжение), наборы фотографий, слайды, средства личной гигиены и средства первой медицинской помощи.

Все  это содержание позволяет пытливому разуму учащихся найти, сформулировать и результативно решить множество жизненно значимых лично и социально полезных интеллектуальных задач.

Учитывая, что пик проявления интеллекта начинается, по Г. Айзенку, с 13-ти лет, необходима педагогическая поддержка в активизации духовного и познавательного мира человека, его мотивации. При этом наряду с уже имеющимися  знаниями, умениями и навыками важно было в качестве показателей общего  интеллектуального развития  подростка  рассматривать его  инициативу, нацеленность на творчество, саморегуляцию,  и уникальность склада ума.

В туристско-краеведческой деятельности стимулируется активность, как деятельное состояние человека, детерминируемое врожденными или уже приобретенными в онтогенезе, в ходе социализации личности совокупностью потребностей. Она способствует продолжению мыслительной деятельности человека, за пределами заданных ему в процессе образования в школе задач и решенных им упражнений, и это продолжение обусловлено практическими нуждами человека, а не внешней оценкой работы со стороны взрослого, педагога или родителя. Именно туристско-краеведческая деятельность углубляет пространство дополнительного образования по избранному учащимся интересу в социально значимом контексте его жизнедеятельности, ненавязчиво подталкивая к  самостоятельности, настойчивости, успешности[6].

Развитие интеллектуальной активности учащихся происходит в этой связи на основе закрепления умения работать с информацией, понимания возникающих естественно и спонтанно вопросов, востребованности  адекватного выбора средств и методов обработки получаемой информации.

Требуется также целенаправленное использование в познавательной деятельности элементов занимательности, игры, оживляющих занятий,  используется  связь интереса к познанию с нравственностью, развитием убежденности в полезности проведенных социальных, природоохранных, экологических акций для человека и общества, в целом.

Любознательность и интеллектуальная  активность учащихся развивается при помощи естественных и социальных наук, знакомящих с землей, природой, обществом, что оказывается близким при изучении родного края. Чрезвычайно полезной оказывается при этом посредническая роль координатора, педагога - между познавательными возможностями учащегося и объектом познания; подчеркивающего, презентующего для самого учащегося успешно используемые им  способы и итоговую результативность интеллектуальной  активности в непредсказуемых  обстоятельствах и ситуациях туристско-краеведческой деятельности. При этом интеллектуальная  активность может быть представлена во взаимодействии двух основных компонентов: в интеллектуально-эмоциональной направленности и в виде  нравственно-волевого стремления, что  может осуществляться  на различных уровнях развития. Позитивное отношение к туристско-краеведческой деятельности определяют также  направленность и эффективность интеллектуальной активности, обнаруживая четкость таких  внешних проявлений, как инициатива, заинтересованность.

Рецензенты:

Пак Л.Г., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург;

Челпаченко Т.В., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»,г.Оренбург.


Библиографическая ссылка

Нуждина-Фендель Е.В. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18323 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674