Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЗАПРЕТЫ В СИСТЕМЕ МАРИЙСКИХ КАЛЕНДАРНЫХ ПРАЗДНИКОВ

Абукаева Л.А. 1, 1 Фокина А.А. 1
1 ФГБОУВПО "Марийский государственный университет"
Статья посвящена рассмотрению такого жанра марийского фольклора, как ойöрö – запреты. В ней определяется специфика и языковые особенности жанра, устанавливается связь этого жанра с другими жанрами фольклора, подробно анализируются запреты, связанные с календарными праздниками и обрядами. Запреты восходят к древним языческим представлениям народа, когда в эпоху племенных культов создавались объекты поклонения и по отношению к ним вырабатывалась определенная система взглядов и представлений, в том числе разнообразные поверья, суеверия и табу. Стройность композиции, краткость ойºрº обеспечивает его доступность, прочность усвоения; включенность запретов в такие жанры, как сказка, песня, легенда, быличка и др.,способствует наглядности восприятия, системности и последовательности в воспитании и обучении.Функция запретов заключается в том, что они были призваны подчеркнуть почтительное отношение к объектам поклонения. Их соблюдение должно было обеспечить покровительство этих сил, безопасность и благополучие рода и семьи, а также отдельного человека.
синкретизм.
композиция
запреты
календарные обряды и праздники
язычество
1. Абукаева Л. А. Культовые запреты в системе воззрений мари // Вестник Марийского университета. – 2014. – № 2. – С. 72-77.
2. Абукаева Л. А. Мишкан мари c¢ан муро. Свадебные песни мишкинских мари. –¬ Йошкар-Ола, 2009. – 96 с.
3. Васильев В. М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. – Краснококшайск, 1927. – 128 с.
4. Запись Л. А. Абукаевой 1989 г. от Ӳ. П. Пезаевой, 1915 г. р., д. НовоключевоМишкинского р-на БАССР (ныне Республика Башкортостан).
5. Запись Л. А. Абукаевой 1998 г. от Л. Ш. Александровой, 1948 г. р., д. НовоключевоМишкинского р-на БАССР (ныне Республика Башкортостан).
6. Календарные праздники и обряды марийцев. – Йошкар-Ола, 2003. – 286 с.
7. Козлова К. И. Этнография народов Поволжья. – М., 1964. – 174 с.
8. Попов Н. С. О некоторых обрядах и обычаях, связанных с хозяйственной деятельностью марийцев // Археология и этнография Марийского края. – Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1979. –Вып. 4. – С. 123-138.
9. Сказки луговых мари. Свод марийского фольклора. – Йошкар-Ола, 1992. – 368 с.

Ойºрº - запреты - один из жанров устного поэтического творчества мари. Они берут началов древних языческих представлениях народа, когда в эпоху племенных культов создавались объекты поклонения и по отношению к ним вырабатывалась определенная система взглядов, в том числе разнообразные поверья, суеверия и табу.

Запреты мари по своей структуре представляют своеобразную формулу и состоят из двух частей. Первая часть - это собственно запрет со словом ок /о йºрº ‘не годится'; вторая часть - лаконичное изложение последствий нарушения запрета, реже причины его существования, например: «Кече, лек / лектеш» манашокйºрº - шинчатлектеш ‘Нельзя говорить «Солнце, выйди / выходит» - глаза «выйдут» из орбит'.Солнце воспринималось как своего рода божество и не подчинялось воле человека, поэтому обращение к солнцу в повелительной форме было недопустимым. Запрет сопровождается рекомендацией - вместо запрещенных выражений употреблять следующее: «Кече нöлтеш» ‘Солнце поднимается'.Считается, что это будет способствовать поднятию духа, настроения. Восточные мари закат солнца обозначают весьма образным выражением «Кече поя» - букв. ‘Солнце богатеет'.

Эмпирическим путем народ определил, что действенность запрета повышается, если сопроводить его содержательными пояснениями, комментариями.Формульность и краткость ойºрº обеспечивает его доступность, прочность усвоения; включенность запретов в такие жанры, как сказка, песня, легенда, быличка и др., способствует наглядности восприятия, системности и последовательности в воспитании и обучении.Жанровый синкретизм не только отражает единство религиозно-философских и эстетических воззрений народа, но и в случае с запретами способствует их лучшему запоминанию. Например, запрет пить воду непосредственно из водоема получает такое разъяснение: водяной схватит. Нарушение этого запрета получает яркое описание в сказке «СреброзубаяПампалче», в которой старик Янгелде, нарушивший этот запрет, был схвачен Водяным за бороду и, чтобы освободиться, вынужден был посулить свою дочь СреброзубуюПампалче замуж за сына Водяного [9, с. 87]. Этот же запрет находит свое отражение в свадебной песне восточных мари, которая исполняется в честь подружки невесты:


В¢дымат лай возынитй¢ылдал:

В¢диянатакылжым от пале.

Марланатлектатгын, пелкеит лек:

Пелылеҥынакылжым от пале.

Воду из родника, склонившись, не пей:

Не знаешь нрава водяного.

В чужую деревню замуж не выходи:

Не знаешь нрава чужого человека [2, с. 35].


 

Ойºрº, тесно связанные между собой по времени и условиям возникновения, различаются по своему содержанию и особенностям функционирования. С течением времени часть запретов культового характера изменила свою первоначальную природу: культовая сторона была вытеснена в связи с усилением ее утилитарно-практического содержания. В связи с этим сформировались две основные группы запретов мари: 1) запреты, восходящие к древнеязыческим представлениям и сохранившие свою первоначальную природу до настоящего времени; 2) запреты религиозно-практического, бытового характера, утратившие свое религиозно-культовое содержание [1, с. 72].

В данной работе анализируются запреты, соблюдаемые в определенные дни народного календаря. Объект исследования - фольклорные тексты, собранные авторами статьи в 1989- 2014 гг.; предмет исследования - запреты, рассматриваемые как особый жанр устного народного творчества. Работа нацелена на выявление специфики жанра, связь с другими жанрами фольклора. Исследование также позволяет сделать определенные выводы о религиозных, нравственных, этических и эстетических ценностях народа.

Запретами отмечены в основном тепраздники, которые связаны с древнеязыческими культами и культами умерших предков, т.е. наиболее значимые.В обрядовой жизни марийских крестьян значительное место занимали культовые действия, связанные с земледелием. Это общинные праздники Шорыкйол, Кугече, Сÿрем, Кÿсö, У киндепайрем, магические обряды вызывания дождя, обряды, выполняемые во время посева урожая и др. Наряду с земледельческими культовыми действиями сохранились и обряды, связанные со скотоводством.В основе земледельческих и скотоводческих обрядов и примыкающих к ним запретов - реальные заботы крестьянина о большей продуктивности его труда, хорошем урожае, приплоде. Запреты, соблюдаемые в ходе обрядовых действ и в течение всего календарного цикла, усиливают значимость обряда, способствуют достижению целей обрядового действа.

Особо почитаемым днем у некрещеных мари является пятница - кугарня. В этот день обязательно пекут хлеб, перемечи и / или блины, «чтобы дух хлеба достиг Бога». В пятницу запрещается стирать белье и мыть полы. Считается, что при нарушении этих запретов на том свете (вес тÿняште) грешника заставят пить грязную воду. Этот запрет действует и в отношении другого дня недели - среды (вÿргече). Нестрогим этот запрет считается для женщин, которые не достигли тридцатилетнего возраста [5].

Запрет на выполнение сельскохозяйственных работ налагается на Благовещение и день недели, на который пришлось Благовещение [8, с. 129].

Наибольшее количество запретов, на наш взгляд, включает праздник Кугече (букв. Великий день), отмечаемый в четверг на страстной неделе. Это праздник общения с отошедшими в потусторонний мир предками - общинные родовые поминки. Поэтому некоторые из запретов, соблюдаемых в этот день, носят на себе отпечатки культа умерших предков. Этому дню предшествует Ончылвÿргече (букв. предшествующая среда). Это день, когда запрещалось делать щёлок, выполнять какие-либо работы по хозяйству. Запрещалось топить печь из боязни, что может произойти пожар. Нельзя было мести двор, дом или расчесывать волосы. Все это якобы могло вызвать бурю [3, с. 107]. В этот день запрещалось доить корову, считалось, что от этого у нее могут потрескаться соски. Во избежание града нельзя было и перебирать яйца. Шить в этот день - значит рисковать получить опухоль руки. До полудня старались не есть и не пить, чтобы не сделаться прожорливым. Считалось, что то же самое может произойти со скотиной, птицей. А если их в этот день выпускать из помещений, то они будут потом отбиваться от дома. В этот день запрещается занимать деньги и отдавать их в долг, иначе весь год не будет денег - идалыкмучкооксан от лий. Эрденеэракпошкудо дек уналакошташокйöрö, тыгееҥынсуртперкежымпытарашлиеш ‘С утра пораньше нельзя ходить в гости к соседям, так можно навредить достатку в их доме'.Культ умерших предков получил отражение в следующих запретах: в этот день возбранялись шумные игры; игравших детей останавливали, угрожая им наказанием от дедушек и бабушек. Запрещалось шуметь как дома, так и на улице, шум в лесу и в поле не возбранялся [3, с. 107].

На следующий день - сорта кече / сорта чÿктымö кече ‘день свечи / день зажигания свечи' - также запрещались работы. В этот день зажигались свечи в честь умерших предков, для них накрывался отдельный стол с разнообразными угощениями, их «водили в баню», старались угодить, пели в их честь специальные песни (колшомуро). В этот день запрещалось долго спать. Говорили, что умершие предки засыпают глаза пеплом тем, кто залеживается в постели, выказывая тем самым неуважение к предкам [4]. Если современные женщины в будни не соблюдают какие-либо запреты в отношении одежды, то в этот день не ходят с непокрытой головой, оголенными руками и ногами,дабы не оскорбить умерших предков.

К культу земли имеют отношение запреты, соблюдаемые в духов день. Этот день марийцы называют мландевашталтыме кече ‘день смены земли' или мландешочмо кече ‘день рождения земли'. Накануне этого дня специально выдергивали колы, столбы, чтобы земля свободно «вздохнула». В этот день особенно возбранялись какие-либо работы, связанные с землей - мландымтÿкаш, логалашокйöрö ‘нельзя трогать землю, касаться земли'. «День отдыха земли» существует и у финнов, отмечается он в Вознесенье. Н. С. Попов считает, что разница в сроках этой даты связана с различием природно-климатических условий, в которых находились эти народы [8, с. 135].

Агавайрем(праздник сохи) отмечается незадолго до начала полевых работ в конце апреля или начале мая. Конкретная дата назначалась на деревенском сходе. Праздник завершает весенний цикл календарной обрядности и особо почитается как День творения Всевышнего и создания земной жизни. В течение недели женщины не стирали белье, не отбеливали и не красили нитки [6, с. 76].

Семык - марийский национальный праздник, знаменующий собой наступление лета, открывает летний праздничный календарь. Семык входит в праздничный комплекс кон пайрем (праздник щелока, праздник умерших). В отличие от русского Семика основной идеей марийского праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту. Семык отмечается через 7 недель от Пасхи со среды на Троицкой неделе (в тот же день, что и православный семик) и заканчивается в воскресенье в день Троицы. В период праздника не выполнялись работы, связанные с землей, женщины не стирали белье, не красили нитки и не белили холсты. С четверга по воскресенье (Лышташпайрем ‘Праздник листвы', Троица) называли тÿвытарня(мар. тÿвыт ‘совсем, совершенно', арня ‘неделя') или лочоарня‘тяжелая неделя'.В эти дни нельзя сажать никакие растения, поскольку онине будут расти. Поэтому посев и посадку стремились завершить до Семыка [6, с. 82].

Наложение запрета на выполнение сельскохозяйственных и домашних работ - характерная особенность праздника сынса, который был приурочен к периоду цветения хлебов. Запрет был обусловлен опасениями за будущий урожай, так как земля, по представлениям марийцев, была в это время беременна [7, с. 151]. Соблюдение запретов полностью контролировалось сельской общиной, и за их нарушение виновники строго наказывались. В это время нельзя выполнять никакую тяжелую работу, «по крайней мере, работы, сопровождаемые шумом: например: нельзя пахать, строить, нельзя поднимать из земли камни, валить деревья, обжигать кирпич, нельзя ни прясть, ни ткать. Запрещается также возка навоза и смолокурение, как и всякая другая работа, сопровождаемая резкими запахами. Не позволяется также мять рожь в поле, срывать некоторые цветы, красить пряжу, плавать, стирать белье, в особенности пользоваться в каком-либо деле золой, запрещается даже пить прямо из бутылки. Всякий, провинившийся в этом отношении, дает тем самым повод для пагубной грозы и града. Самое строгое время продолжается две недели, в особенности опасен полуденный час. Это свободное от труда время лучше всего употребить для устройства большого летнего жертвенного праздника» [6, с. 151].

Снятие запретов, наложенных в связи с цветением хлебов, с периодом покоя и отдыха Матери Земли, осуществляется во время праздника Сÿрем, который проводится ежегодно, у некоторых групп марийцев через каждые три года в начале июля на третьей неделе после дня летнего солнцестояния. Как отмечал С. К. Кузнецов, на праздник едут молча, «со встречными ничего не говорят, и даже не отвечают на вопросы. Ворота у хозяина остаются растворенными и не затворяются три дня» [6, с. 124]. «Как в этот праздник, так и в другие, восковые свечи у черемис не покупаются из лавок или из церкви, они сами сучат свечи из своего воска, а светильни делают из кудели» [6, с. 124].

В период праздника Сÿрем также действовали и строго соблюдались запреты на употребление алкогольных напитков и курение табака, сквернословие и шум. По свидетельству А. А. Фукс, на моленье запрещается присутствие женщин [6, с. 88].

Таким образом, запреты, связанные с аграрно-скотоводческим культом и соблюдаемые при совершении календарных обрядов, вытекали из хозяйственно-утилитарных потребностей крестьянской общины. В момент исполнения они осознавались как необходимые, жизненно важные и по-своему актуальные. Запреты, как и сами обряды, способствовали достижению какой-либо цели: сбору хорошего урожая, благополучию и успеху в работе, хорошему приплоду и здоровью скота и т.п.

 

Рецензенты:

Карташова Е. П., д.фил.н., профессорФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола;

Золотова Т. А., д.фил.н., профессорФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Абукаева Л.А., Абукаева Л.А., Фокина А.А. ЗАПРЕТЫ В СИСТЕМЕ МАРИЙСКИХ КАЛЕНДАРНЫХ ПРАЗДНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18405 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674