Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДВИЖЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ: ПОДХОДЫ И УСЛОВИЯ

Тимофеев А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского»
Формирование культуры движения будущих учителей в педагогическом общении предполагает наличие определенной модели, которая традиционно вбирает в себя блоки: целевой, содержательный и результативный. Для осуществления модели необходимо соблюдать поэтапность формирования культуры движения студентов педагогических специальностей. Антропологический подход к формированию культуры движения позволил определить соответствие уровней (элементарный, достаточный и творческий) сформированности культуры движения с видами деятельности студентов при соблюдении условий: обеспечение единства учебной и внеаудиторной работы студентов по формированию у них культуры движения; готовность преподавателей вуза к формированию культуры движения будущего педагога; единство теоретизма и прагматизма. Модель позволяет сформировать культуру движения будущих учителей на творческом уровне, основанном на готовности студентов к формированию культуры движения в педагогическом общении. Наблюдаются приятие личностью студента знаний, умений и регулятивов (о культуре движения) в культурные сценарии (педагогической) деятельности, наличие умений не только управлять, контролировать и корректировать педагогическое общение посредством культуры движения, но и творчески подходить к выработке новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность (или повышающей степень этой общности). Прослеживается также наличие умений осуществлять творческую самореализацию в дальнейшей профессиональной деятельности.
условие.
подход
уровень
формирование
модель
культура движения
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – С. 480
2. Зубра А.С. Культура личности как духовная ценность: Пос. для педагогов, воспитателей, студентов. – Минск.: Университетское, 2001. – 184 с.
3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Уч. пос. для студентов вузов. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
4. Каган М.С. Философия культуры. – СПб.: Петрополис, 1996. – 416 с.
5. Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Лань, 2001. – 832 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
6. Клочкова Т.Н. Роль внутренней среды вуза в формировании профессиональной культуры специалиста: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата социологических наук. – Н. Новгород, 2003. – 22 с.
7. Крейдлин Г.Е. Семиотика, или Азбука общения: Уч. пос. – М., Флинта, Наука, 2004. – 239 с.
8. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: Уч. пос. – М.: Просвещение, 2006. – 318 с.
9. Паринова Г.К. Продуктивно-обобщающий подход к совершенствованию педагогического образования./ Науч. ред. Н.М. Трофимова – Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2003. — 168с.

Анализ современной образовательной ситуации в системе высшего и общего образования, связанной с демократическими переменами в экономической, социальной, духовной и информационной сферах жизни нашего общества, показал, что формирование культуры движения будущих учителей в педагогическом общении является стержневым направлением в осуществлении модернизации образования. Изучение теоретического материала потребовало рассмотрения его в следующей последовательности: понятие «культура», «общая культура личности, культура личности педагога», «профессионально-педагогическая культура», «культура общения», «культура движения» и ее формирование в педагогическом общении. В процессе  анализа существующих определений понятия «культура», ее сущности и содержания, проведенного А. Кребером и К. Клакхоном и дополненного М. С. Каганом и А. С. Карминным, выяснилось, что в своей основе все они содержат два подхода: аксиологический (ценностный) и антропологический[5].

По мнению М. С. Кагана, антропологический поход предусматривает наличие способов связи между человеком и миром, что составляет смысл культуры и ее форм - способов упорядочения культурных смыслов - знаний, ценностей, регулятивов[4].

К наиболее популярным подходам определения сущности и содержания общей культуры личности можно отнести исследования А. С. Зурба. Автор, рассматривая подсистемы культуры личности (психологическая, духовная, социальная, визуальная культуры и культура тела), говорит о культуре деятельности как об основополагающей в содержании культуры личности[2]. Это позволило с помощью культурных сценариев деятельности (общение, труд, игра, учеба, досуг) уточнить компоненты культуры личности, что и дало возможность определить общую культуру личности как совокупность и качественную характеристику (степень, уровень) освоения личностью смыслов свей культуры: базовые культурные формы, культурные сценарии деятельности и культурные формы личностного бытия: психологическую, психосоматическую, физическую и валеологическую культуры, культуру поведения и речи. К ним необходимо добавить еще одну: культуру движения, которая является характеристикой профессиональной деятельности и общения человека. Культурные сценарии деятельности напрямую связаны с подготовкой и процессом профессионально-педагогической деятельности. В результате сравнительного анализа теорий сущности профессиональной культуры педагога Н. А. Моревой,  Т. Н. Клочковой, И. Ф.Исаева мы смогли дать определение: это обобщающее явление, охватывающее всю педагогическую реальность и выражающее совокупность и степень освоения педагогом принятых в данном обществе культурных сценариев деятельности, в основе которых лежат педагогические смыслы - знания, ценности, нормы поведения и регулятивы движения [3, 6, 8].

Положение Н. В. Крутовой, П. М. Ершова, Е. А. Петрова, Т. М. Николаевой, Г. Е. Крейдлина и других о том, что в педагогической культуре личности учителя особое место отводится педагогическому общению, в котором ведущую роль играет невербальный компонент, представленный кинесикой (языком человеческого тела), расширяет круг задач, стоящих перед вузами, готовящими педагогические кадры [7].

Считаем целесообразным выделить в структуре педагогического общения будущих учителей его действенно-практический аспект, содержащий в себе три группы умений, связанных с культурой движения: умение понимать свои движения, а также движения партнера по общению (рефлексия, психоанализ, эмпатия); умение выражать свои эмоции и чувства в движении (экспрессия); умение управлять своим движением и движением партнера по общению (психотехника, психотерапия, суггестия). Доказано, что умения кинетической коммуникации должны целенаправленно формироваться в процессе обучения студентов в педагогическом вузе, параллельно с умениями словесного общения и психотехническими умениями, которые в значительно меньшей степени поддаются сознательному контролю и коррекции и требуют особого внимания и специальных методов.

Каждая отрасль науки и каждое научное направление, которое обращается к проблеме движения, так или иначе затрагивает тему формирования культуры движения, вернее - отдельные стороны этого процесса, а проблема формирования умения правильно двигаться рассматривается как периферийная. Соответственно, предлагаются не развернутые, целостные системы воспитания этого умения, а отдельные фрагменты, частные методики, либо воспитывается не культура движения, а частные двигательные умения и качества.

На основании теоретических положений о сущности культуры движения и ее формирования у студентов в педагогическом общении, анализа практических разработок в этой области, а также накопленных научных знаний о моделировании педагогического процесса такими учеными, как Ю. К. Бабанский, Б. А. Голуб, М. В. Кларин, Б. Г. Корнетов, Н. В. Кузьмина, И. П. Подласый и иные, нами обоснована модель формирования культуры движения будущих учителей в педагогическом общении.

Авторская модель построена на основе системного подхода. Формирование культуры движения будущих учителей происходит с помощью структурных компонентов любой модели: целевого, содержательно-организационного и результативного.

В предлагаемой нами модели в отношении цели формирования культуры движения будущих учителей, направленной на повышение эффективности педагогического общения, используется как декомпозиция, так и их агрегирование, а результат рассматривается как целое - умения внешние и внутренние, так и разбит на составляющие - уровни формирования культуры движения будущих учителей в педагогическом общении: элементарный, достаточный и творческий.

Содержательный компонент определяется совокупностью разработанных этапов достижения поставленных целей: теоретического, практического и творческого. Эффективное протекание данного процесса обеспечивает необходимое согласование данных элементов авторской модели. В связи с этим содержание формирования культуры движения наполнено учебным материалом, связанным с педагогическим общением в аудиторной и внеаудиторной деятельности будущих учителей. Исследования Н. А. Моревой, Н. Е. Щурковой, Н. В. Бордовской, И. А. Зимней и других позволили включить этот учебный материал в содержание курса «Педагогическое мастерство» (в рамках инвариантной составляющей учебного плана), а также расширить его за счет спецкурса «Основы культуры движения», спецпрактикума «Культура движения студентов в процессе подготовки к работе учителя» (в рамках его вариативной составляющей) [1, 8]. Прохождение этапов процесса формирования культуры движения будущих учителей как средства общения позволило вывести педагогическую сторону этого общения на новый, более качественный уровень.

Так, как уже на первом теоретическом этапе реализации модели с помощью вовлечения студентов в информационно-исследовательский вид деятельности происходит пробуждение устойчивого интереса к двигательной активности человека, к  роли движения в процессе общения, к изучению различных сторон культуры движения и влиянию его на общение студентов и преподавателей, учеников и учителей. Второй, действенно-практический, этап основывается на организационно-практическом виде деятельности и позволяет студенту применить полученные теоретические знания в педагогическом общении с целью получения конкретного результата, а также сформировать умения двигаться в соответствии с целью и задачами педагогического общения и приобрести собственный опыт моделирования формирования культуры движения на практике. И, наконец, результативно-творческий вид деятельности характеризует заключительный этап - творческий. На данном этапе происходят приятие личностью студента знаний, умений и регулятивов (о культуре движения) в культурные сценарии педагогической деятельности, формирование умений не только управлять, контролировать и корректировать педагогическое общение посредством культуры движения, но и творчески подходить к выработке новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность (или повышающей степень этой общности).

Результативный компонент модели включает в себя критерии, показатели и уровни сформированности культуры движения студентов. Критерии (знаниевый, личностный и процессуальный) и показатели, разработанные на основе компонентного состава культуры движения студентов в педагогическом общении, определили качественную характеристику ее уровней.

В основу определения трех уровней сформированности культуры движения студентов как результата реализации разработанной модели легли основополагающие виды деятельности студентов на каждом этапе формировании культуры движения. В представленных уровнях каждый из критериев присутствует в той или иной мере, показывая динамику стадиального его преобразования.

Элементарный уровень характеризуется наличием у студентов устойчивого интереса к двигательной активности человека, его общению, знаний о роли движения в процессе общения, о различных сторонах культуры движения и влиянии его на общение студентов и преподавателей, учеников и учителей. Имеет место нацеленность на использование культуры движения в педагогическом общении. Творческие действия почти не проявляются.

Достаточный уровень отличается тем, что студенты могут показать достаточно высокий уровень собственной культуры движения, достаточный уровень знаний, умений и навыков по формированию культуры движения, но у них имеется недостаток профессиональных знаний, умений и навыков педагогического общения. Этот уровень позволяет студенту применить теоретические знания в педагогическом общении с целью получения одного конкретного результата, а также сформировать умения двигаться в соответствии с целью и задачами педагогического общения и приобрести собственный опыт моделирования формирования культуры движения на практике. Творчество в учебной деятельности проявляется эпизодически.

Творческий уровень основан на готовности студентов к формированию культуры движения в педагогическом общении. На данном этапе наблюдается принятие личностью студента знаний, умений и регулятивов (о культуре движения) в культурные сценарии (педагогической) деятельности, наличие умений не только управлять, контролировать и корректировать педагогическое общение посредством культуры движения, но и творчески подходить к выработке новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность (или повышающей степень этой общности). Наблюдается также наличие умений осуществлять творческую самореализацию в дальнейшей профессиональной деятельности.

Взаимодействия внешних и внутренних условий базируется на следующих идеях (подходах):

1) усиление роли профессионально направленной воспитательной работы в единстве с учебной работой в педвузе. Эта идея определяет условие: обеспечение единства учебной и внеаудиторной работы студентов по формированию у них культуры движения;

2) роль культуры общения преподавателя, включающей использование возможностей движения в профессиональной подготовке студентов. Развертывая данную идею, следует указать, что современный преподаватель должен осознавать значимость движения во взаимодействии с обучающимися и быть готовым к использованию в своей практической работе способов и приемов формирования культуры движения студентов. Высказанная идея определяет условие -  готовность преподавателей вуза к формированию культуры движения будущего педагога;

3) единства теории и практики в подготовке будущего учителя, поэтому третьим условием реализации нашей модели будет единство теоретизма и прагматизма.

Организация и осуществление процесса педагогического общения посредством культуры движения являются важнейшей составляющей профессионально-педагогической культуры личности учителя, в связи с чем формирование культуры движения будущих учителей выступает одной из задач профессиональной подготовки студентов в период обучения в вузе, заключающейся в овладении знаниями, умениями и навыками культуры движения, состоящей из совокупности смыслов, придаваемых движению человеческого тела в том или ином обществе и уровней освоения человеком данных смыслов, что проявляется в степени понимания многофункциональной природы движения, степени владения человеком моторикой собственного тела, умении двигаться эстетично, грамотно с биомеханической точки зрения и эффективно с социальной и психологической. Профессиональная культура представляет собою совокупность и степень освоения личностью принятых в данном обществе культурных сценариев трудовой деятельности применительно к конкретной профессии. Культурные сценарии той или иной профессиональной деятельности составляют смыслы (знания, ценности, нормы поведения), освоение которых необходимо для эффективной деятельности в сфере данной профессии. Теоретические исследования и анализ педагогической практики позволили смоделировать процесс подготовки студентов к формированию культуры движения собственной и школьников и представить его в виде соответствующей модели, состоящей из следующих компонентов: цель, задачи, принципы, содержание и  поэтапная организация процесса формирования культуры движения студентов в аудиторных и внеаудиторных формах работы, субъекты подготовки, критериальные показатели и результат, условия формирования культуры движения будущих педагогов, а также из взаимосвязей и взаимозависимостей между ними [9]. Она позволяет не только отобразить деятельность студента по формированию культуры движения в педагогическом общении у себя и у школьников, но и описать развитие этой деятельности на соответствующих уровнях: элементарном, достаточном, творческом.

Результатом подготовки студентов к решению педагогических задач в профессиональной деятельности с использованием разнообразных приемов, способов, форм и методов выступает наличие знаний о сущности педагогического общения и культуры движения в нем; отношение студентов к овладению культурой движения и ее использование в педагогическом общении; умения понимать и оценивать с педагогической позиции свои движения, а также движения партнера по общению; умение выражать свои эмоции и чувства в педагогическом общении посредством  движения; умение управлять своими  движениям и движениями партнера по педагогическому общению. Основными критериями определения сформированности этого новообразования является продвижение студентов от элементарного через достаточный к творческому уровню владения культурой движения в педагогическом общении.

Таким образом, представленные выше условия и подходы к их реализации в практической работе по формированию культуры движения студента выступают активизирующей силой данного процесса, позволяя вскрыть связи и зависимости, лежащие в его основе. Чем больше «наполненность» содержания процесса формирования культуры движения студента, тем интенсивнее  переосмысление студентами знаний, ценностей и регулятивов, лежащих в основе культурных сценариев деятельности;  чем ярче выражена доминанта культуры движения как средства общения, тем эффективнее педагогическое общение, связанное формированием культуры движения студента; чем оптимальнее организовано использование культуры движения студентов на практике, тем  интенсивнее проявление их творческой активности.

Рецензенты:

Рахимбаева И.Э., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой теории, истории и педагогики искусства, директор института искусств ФГБОУ ВПО «Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского», г. Саратов;

Александрова Е.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой методологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского»,            г. Саратов.

 


Библиографическая ссылка

Тимофеев А.А. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДВИЖЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ: ПОДХОДЫ И УСЛОВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18406 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674