Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ РАЗВИТИЯ ПЛАЦЕНТАРНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

Эльжорукаева Ж.А. 1 Линде В.А. 1 Лысенко А.А. 1 Кудинова Е.И. 1 Мартыненко Е.А. 1 Григорянц А.А. 1
1 ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии» Минздрава России
При плацентарной недостаточности выявлен достоверный рост активности в сыворотке крови супероксиддисмутаза (СОД). Увеличение данного параметра в сыворотке крови выявлено до появления признаков декомпенсации в системе «мать—плацента—плод». Нарушение гемодинамики в фетоплацентарном комплексе коррелирует с нарастанием активности СОД в периферической крови. Изменения между данными параметрами достоверны и значимы. Основная роль в формировании плацентарной недостаточности принадлежит дисбалансу экспрессии факторов роста. Немаловажное значение имеет и взаимодействие этих цитокинов с регуляторами перекисного окисления липидов и, конечно, с мелатонином. Только при достаточной концентрации в крови СОД, мелатонина и каталазы происходит формирование и физиологическое развитие плаценты.
фето-плацентарная гемодинамика
беременность
плацентарная недостаточность
мелатонин
задержка роста плода
1. Gonzalo P. / Arroyo AG: MT1-MMP is required for myeloid cell fusion via regulation of Rac1 signaling / Gonzalo P., Guadamillas MC, Hernandez-Riquer MV, Pollan A, Grande-Garcia A, Bartolome RA, Vasanji A, Ambrogio C, Chiarle R, Teixido J, Risteli J, Apte SS, del Pozo MA // Dev.Cell 2010, 18:77—89.
2. Handwerger S. / New insights into the regulation of human cyto-trophoblast cell differentiation / Handwerger S. // Mol Cell Endocrinol 2010, 323: 94—104.
3. Kashif M. / p45NF-E2 represses Gcm1 in trophoblast cells to regulate syncytium formation, placental vascularization and embryonic growth/ Kashif M, Hellwig A, Kolleker A, Shahzad K, Wang H, Lang S, Wolter J, Thati M, Vinnikov I, Bierhaus A, Nawroth PP, Isermann B // Develop-ment 2011, 138:2235—2247.
4. Tatti O. / MT1-MMP releases latent TGF-beta1 from endothelial cell extracellular matrix via proteolytic processing of LTBP-1 / Tatti O ,Vehvilainen P, Lehti K, Keski-Oja J // ExpCellRes 2008, 314:2501—2514.
5. Tamura H. /Fetal placental regulation of maternal melatonin in rats / Tamura H., Takayama H., Nakamura Y., Reiter R.J., Sugino N. // J Pineal Res. 2008 Apr; 44 (3): 335-340.
Формирование и становление плаценты зависит от нескольких ключевых процессов, выполняемых клетками синцитиотрофобласта. В ранние сроки беременности происходит инвазия цитотрофобласта в спиральные артерии матки (тем самым создаются нормальные условия для формирования и развития функциональной системы «мать-плацента-плод»), обеспечивающая плод всю беременность кислородом [2]. Роль ворсинчатого синцитиотрофобласта также заключается в формировании маточно-плацентарного барьера, через который питательные вещества и кислород должны быть транспортированы к эмбриону [3]. При беременности, осложненной фетоплацентарной недостаточностью и задержкой роста плода (ЗРП), эти ключевые функции синцитиотрофобласта нарушены, и транскрипционные факторы регулирующие процессы дифференцирования, включая инвазию трофобласта и модификации материнских спиральных артерий, уменьшаются [4, 5].

Клинические исследования, описанные в доступной мировой литературе, свидетельствуют о том, что все эти функции трофобласта зависят от протеолиза и внеклеточного матрикса [1]. В то же время известна роль клеточных биорегуляторов мелатонина, СОД, каталазы в процессах инвазии трофобласта и развитии плацентарной недостаточности, хотя такие работы встречаются крайне редко.

В данном исследовании мы проверили гипотезу, что плацентарная недостаточность и ЗРП - патология, связанная прежде всего с повышением активности СОД.

Цель исследования: определить роль мелатонина, СОД и каталазы в формировании плацентарной недостаточности с учетом влияния дисбаланса данных факторов в сыворотке крови на фетоплацентарную гемодинамику.

Материалы и методы исследования

Основу исследования составили 95 беременных, из которых 45 женщин вошли в I группу с физиологическим течением наблюдавшихся по программе «Акушерский мониторинг» в ФГБУ «РНИИАП». II группа представлена 50 женщинами с диагностированной фетоплацентарной недостаточностью и формированием задержки роста плода II-III степени по данным ультразвукового исследования. При доплерометрическом исследовании у всех пациенток имело место нарушение фетоплацентарной гемодинамики.

Взятие венозной крови из периферической, кубитальной вены проводилось при госпитализации в «Акушерское отделение патологии беременности» ФГБУ «РНИИАП». Информирование согласие было получено у всех пациенток. Объем методов обследования был выбран в связи с целью и задачами данного исследования и одобрен Локальным Этическим Комитетом.

При выполнении исследования проводили: сбор анамнеза, жалоб, осмотр, общелабораторные исследования, ультразвуковое и доплерометрическое исследование фетоплацентарной гемодинамики. Подробно анализировали наследственный и семейный анамнез. В исследование были включены как перво-, так и повторно беременные женщины в возрасте от 18 до 35 лет, без соматической патологии, аномалий развития органов малого таза и пороков развития плода. Социальный, профессиональный, психологический и гинекологический статус при включении женщин в выборку не играл решающей роли.

Изучая акушерско-гинекологический анамнез, оценивали характер менструальной функции, наличие гинекологических заболеваний, паритет родов, количество предшествующих абортов и самоабортов, течение настоящей беременности.

По паритету родов, возрасту и течению беременности группы были сопоставимы.

Определение содержания в крови мелатонина проводили с использованием тест-систем Buhlmann LaboratoriesAG (Швейцария). Активность супероксиддисмутазы (СОД) осуществляли с применением тест-систем Abfrontier (США). Для определения активности каталазы использовали тест-системы Cloud-ClomCorp (США). В основе перечисленных методов исследования используется иммуноферментный анализ. Ультразвуковое и доплерометрическое обследование осуществляли с помощью ультразвукового диагностического прибора «AlokaSSP-1400», 2010 г., сканирующего в реальном масштабе времени, снабженного 2 датчиками: эндовагинальным электронным датчиком с диапазоном частоты UST-984-5 МНЧ и линейным датчиком -3,5 МНЧ. В ходе проводимого исследования, получая изображение в реальном режиме, определяли размеры плода и полученные данные фетометрии сравнивали с нормативными показателями. Помимо этого, регистрировали расположение плаценты и степень ее зрелости, количество околоплодных вод. Регистрация кривых скоростей кровотока в фетоплацентарном комплексе проводилась путем активирования функции цветного доплеровского сканирования, что позволило проводить визуализацию сосудов, располагающихся на различной глубине, с одновременной селективной регистрацией кривых скоростей кровотока с их проекцией. Размещая датчик над окрашенными областями и активируя функцию доплера, получали типичные для данного триместра кривые скоростей кровотока, характеризующиеся высоким систолическим и низким диастолическим компонентами, а также наличием выраженной протодиастолической выемкой.

Полученные артериальные доплерограммы подвергались качественному анализу в режиме off-Line. Кривой-маркером огибали три последовательных сердечных цикла, что предполагало более точный расчет средних значений индексов сосудистого сопротивления. Для качественного анализа характера кровотока в сосуде во внимание принимали систоло-диастолическое отношение (СДО), пульсационный индекс (ПИ) и индекс резистентности (ИР). УЗИ и ДПМ исследование проводилось до и после лечения. Исследование кровотока в артерии пуповины осуществляли в ее средней части на достаточном отдалении от места вхождения в брюшную полость плода и места прикрепления к плаценте. Для проведения исследования кровотока в средней мозговой артерии плода проводили на уровне ножек мозга, в области сильвиевой борозды.

Статистическая обработка материала проводилась с применением процедуры описательной статистики: оценивались значения медианы и интерквартильного размаха (25%, 75%). Статистическая значимость полученных результатов рассчитывалась при доверительной вероятности 95%. Обработка исходных признаков осуществлялась с использованием пакетов прикладных программ Statistica версии 6.1 и EXCEL 2010, SPSS21.0, MegaStat, DeductorStudioAcademic 5.3. Для сравнения межгрупповых различий использовали непараметрический критерий Вилкоксона для независимых групп с помощью пакета AtteStat12.5.

Результаты

При физиологическом и осложненном течении беременности концентрация мелатонина в сыворотке крови достоверно не отличалась, составив 300,10 пг/мл (266,10-310,94) и 306,03 пг/мл (299,37-310,94) соответственно (табл. 1). В то же время, как видно из представленных в таблице данных, активность СОД в крови женщин II клинической группы в 1,75 раза превышала аналогичный результат, полученный в крови женщин I группы (19380 пг/мл) и была равна 34023,00 пг/мл.

Таблица 1

Уровень мелатонина и активность СОД и каталазы (пг/мл) в сыворотке кровипациенток I и II клинической групп.

Показатель

Исследуемые группы

I группа (n=50) 45

II группа (n=50)

Медиана (1-й и 3-й квартиль)

Мелатонин, пг/мл

300,10 (266,10-310,94)

306,03 (299,37-310,94)

СОД

19380,50 (9178,00-29420,00)

34023,00 (20720,00-38120,00)

Каталаза

4,29 (3,12-5,48)

4,46 (3,25-6,06)

Сравнительный анализ активности каталазы в сыворотке крови пациенток клинических групп показал отсутствие статистически значимых отличий между контрольными данными и результатами женщин с патологией. Так, у беременных с физиологическим течением беременности этот показатель составил 4,29 пг/мл. Сывороточная активность каталазы у пациенток основной группы составила 4,46 пг/мл.

Анализируя полученные результаты, мы отметили особенности выявленных изменений в продукции изученных клеточных биорегуляторов у женщин с ФПН. Как указывалось выше, нарушений в активности антиоксидантных соединений (каталазы и мелатонина) беременных данной группы не обнаружено относительно величин при физиологическом течении гестации. Последнее позволяет считать, что как каталаза, так и мелатонин обеспечивает поддержание определенного уровня свободных радикалов (пероксида водорода (Н2О2) и гидроксилрадикала (НО-), поскольку эти антиоксидантные соединения являются специфическими для инактивации указанных метаболитов. Однако следует акцентировать внимание на значительном повышении в сыворотке крови у пациенток II группы (ФПН) активности СОД. Этот антиоксидантный фермент в физиологических условиях обеспечивает нейтрализацию свободных радикалов (О2-), в результате данной реакции образуется пероксид водорода (Н2О2), который разлагается с участием каталазы на нейтральные метаболиты.

Поскольку активность СОД в этой ситуации резко повышена, то несомненно происходит уменьшение образующегося супероксидрадикала (О2-), вследствие чего снижается фактор повреждения клеточных мембран плаценты. В данном случае, очевидно, можно считать наличие компенсаторных реакций с участием СОД - необходимого условия для функционирования плаценты. При этом также супероксидрадикал (О2) может спонтанно или в присутствии металлов с переходной валентностью превращаться в более агрессивный радикал - гидроксидрадикал (НО-).

В процессе свободно-радикальных реакций в организме наряду с О2 и Н2О2 образуется еще более агрессивный радикал - гидроксидрадикал (НО-), главный инициатор перекисного окисления липидов (ПОЛ). Известно, что специфическим антиоксидантом для гидроксидрадикала является мелатонин. В нашем исследовании продукция данного антиоксиданта соответствует нормальным величинам, в связи с чем очевидно поддерживается определенный уровень полиненасыщенных жирных кислот в структуре клеточных мембран плаценты. По всей вероятности, это объясняется тем, что мелатонин относится к адаптогенам. При этом можно полагать, что при беременности, осложненной фетоплацентарной недостаточностью и гипотрофией плода, существенную роль в формировании данной патологии играет накопление супероксидрадикала - универсального повреждающего фактора биомембран.

Следующий фрагмент исследования был посвящен анализу показателей фетоплацентарной гемодинамики, полученных при доплерометрическом обследовании. Анализ показал, что во II клинической группе пациенток нарушение кровотока в артерии пуповины наблюдалось в 100% случаев, где показатель Vs/Vd составил 2,92 (2,62-3,30).

Для проведения корреляционного анализа был использован непараметрический анализ по Спирмену. Задачей данного фрагмента исследований явилось изучение закономерности изменений между биохимическими маркерами при физиологическом и осложненном течении беременности.

Корреляционный анализ показал, что при увеличении активности СОД в сыворотке крови при уровне мелатонина и каталазы, не отличающемся от результата при физиологической беременности, наблюдается нарушение кровотока в артерии пуповины. Данная связь прямая и равна r=0,5. Исходно высокая активность СОД у пациенток основной группы - это результат гипоксии, в результате чего определяется формирующаяся задержка роста плода.

Заключение

Выявленная активность СОД в сыворотке крови у женщин с ФПН свидетельствует о наличии компенсаторных возможностей организма беременной в условиях патологической гестации. Обусловлено данное положение исходя из функции СОД нейтрализующей О2-. Однако в этих условиях сохраняется возможность образования особенно агрессивного гидроксидрадикала (НО-) из О2-, что, очевидно, приводит к нарушению структуры клеточных мембран, в том числе и артерии пуповины. Последнее подтверждается нарушением кровотока в ней по данным доплерометрии.

Рецензенты:

Ермолова Н.В., д.м.н., заместитель директора по научной работе ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии». Федеральное государственное бюджетное учреждение «Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии» Минздрава России, г. Ростов-на-Дону;

Друккер Н.А., д.м.н., профессор, главный научный сотрудник медико-биологического отдела ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии». Федеральное государственное бюджетное учреждение «Ростовский научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии» Минздрава России, г. Ростов-на-Дону.


Библиографическая ссылка

Эльжорукаева Ж.А., Линде В.А., Лысенко А.А., Кудинова Е.И., Мартыненко Е.А., Григорянц А.А. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ РАЗВИТИЯ ПЛАЦЕНТАРНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18416 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674