Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА ВОКАЛИСТОВ С ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ ВОКАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ И БЕЗ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Садретдинова Р.М. 1 Сетко Н.П. 1 Бейлина Е.Б. 1
1 ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет Минздрава России»
В статье приведена физиолого-гигиеническая характеристика адаптационных резервов организма вокалистов с потенциальными способностями и без них на основании особенностей динамики изменения показателей вегетативного статуса, функциональных резервов и биологической адаптации. В динамике обучения в группе вокалистов с потенциальными вокальными способностями наблюдалось увеличение процента студентов с ваготонией на 4 %; незначительное снижение вокалистов с удовлетворительной адаптацией и напряжением механизмов адаптации; незначительное увеличение вокалистов со сниженными функциональными возможностями. В группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей в динамике обучения отмечено увеличение индекса напряжения регуляторных систем в покое в 2,3 раза; увеличение процента студентов с симпатикотонией на 12,3 %; увеличение вокалистов с неудовлетворительной адаптацией на 6 % и вокалистов со срывом адаптации на 2,1 %; уменьшение вокалистов с достаточными функциональными резервами на 8,7 % за счёт увеличения вокалистов со сниженными и существенно сниженными функциональными резервами.
резервные возможности
индекс напряжения
вегетативный статус
адаптационные резервы
вокалисты
1. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани норы и патологии / Р.М. Баевский // М.: Медицина, 1979. – С.248-277.
2. Игишева Л.Н., Галлеев А.Р. Комплекс ORTO-EXPERT как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: методическое руководство. – Кемерово, 2003. – 36 с.
3. Судаков К.В. Теория функциональных систем. – М.: РАН, 1997.
4. Судаков К.В., Надирашвили С. А., Швыркова Н.А., Александрова Е.А., Ку¬пец Т. В., Гладкова A.M., Анохин К. В., Богомолова Е.М., Курочкин Ю.А., Макаренко Ю.А. Теория системогенеза. – М.: Горизонт, 1997.
5. Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: методическое пособие / Н.Н. Куинджи. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.
6. Кучма, В.Р. Теория и практик гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В.Р. Кучма. – М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001. – 376 с.
В условиях среды обучения гомеостатические функциональные системы включаются в целостную деятельность индивидуально и избирательно. При взаимодействии со значительно превосходящим по пространственно-энергетическим характеристикам условий среды обучения, организм оказывается перед необходимостью субкритического или даже предельного напряжения отдельных функциональных систем, что в ряде случаев может привести к нарушению саморегуляторных механизмов и отклонениям в состоянии здоровья [3]. При действии на организм комплекса факторов среды обитания и организации учебного процесса особое значение приобретают не только количественно-качественные характеристики основных функциональных систем, обеспечивающих адаптацию, но и их внутрисистемные и межсистемные взаимоотношения [4].

Взаимодействие функциональных систем гомеостазиса строится по принципу параметрического регулирования, в результате чего для функциональных систем в различных условиях среды характерен качественно новый принцип саморегуляции: отклонение от оптимального уровня того или иного параметра есть стимул к направленному перераспределению в определенных соотношениях значений всех других параметров обобщенной функциональной системы. Это происходит в интересах организма как целого, поскольку важна не стабильность каждого параметра в отдельности, а устойчивость результатов взаимодействия их совокупности [1].

Цель исследования - определение адаптационных резервов организма вокалистов с потенциальными способностями и без них на основании особенностей динамики изменения показателей вегетативного статуса, функциональных резервов и биологической адаптации.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования явились студенты вокальных отделений Оренбургского государственного института искусств им. М. и Л. Ростроповичей и Оренбургского музыкального колледжа. Первую группу составили вокалисты с потенциальными вокальными способностями; вторую группу - вокалисты без потенциальных вокальных способностей. Вегетативный статус, функциональные резервы и биологическая адаптация определялись с помощью кардиоритмографического комплекса ORTOExpert [2].

Результаты исследования и их обсуждение

У вокалистов с потенциальными вокальными способностями установлено незначительное снижение показателя АМо (амплитуда моды) к окончанию учебного года, что свидетельствует о снижении симпатического влияния вегетативной нервной системы на организм студентов. При этом имело место увеличение среднего значения ∆Х (вариационного размаха), что свидетельствует об увеличении влияний парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на регуляторные процессы в организме. В группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей показатель АМо (амплитуда моды) к окончанию учебного года увеличивается, а показатель ∆Х снижается, что свидетельствует о повышении симпатического влияния вегетативной нервной системы на организм студентов (таблица 1).

Таблица 1

Показатели параметров вариационной пульсометрии у студентов исследуемых групп в динамике учебного года (М+m)

 

Показатели

 

Время измерения показателя

исследуемые группы

вокалисты с потенциальными вокальными способностями

вокалисты без потенциальных вокальных способностей

 

Мода, (с)

Начало учебного

года

покой

0,651±0,013

0,792±0,021

ортостаз

0,582±0,012

0,791 ±0,009

Конец учебного

года

покой

0,645±0,016

0,641±0,007

ортостаз

0,545±0,015

0,633±0,012

 

AMo, (%)

Начало учебного

года

покой

42,19±2,81

41,10±6,61

ортостаз

47,42±3,37

38,32±0,84

Конец учебного

года

покой

40,88±3,49

45,99±0,92

ортостаз

50,92±3,98*

45,43±1,73

 

∆Х, (с)

Начало учебного

года

покой

0,29±0,03

0,39±0,02

ортостаз

0,26±0,04

0,49±0,01

Конец учебного

года

покой

0,34±0,037

0,30±0,01

ортостаз

0,25±0,029

0,28±0,01

 

ИН, (ед.)

Начало учебного

года

покой

160,2±31,4

87,4±9,1

ортостаз

164,3±46,2

107,7± 6,1

Конец учебного

года

покой

162,4±34,4

198,6± 10,9*

ортостаз

216,4±32,8*

235,7±37,7

* р<0,05 при сравнении начало и конец учебного года.

Учитывая, что характеристики сердечного ритма позволяют, в известной степени, дать интегральную информацию о состоянии организма в целом и быть своеобразным индикатором для оценки функционального состояния регуляторных систем, оценен уровень адаптации через определение индекса напряжения регуляторных систем [5,6].

У вокалистов с потенциальными вокальными способностями индекс напряжения регуляторных систем был больше, чем у вокалистов без потенциальных вокальных способностей, в 1,8 раза в покое и в 1,5 раза при ортостазе в начале учебного года и меньше в 1,2 раза в покое и в 1,1 раза при ортостазе в конце учебного года.

В динамике учебного года у вокалистов с потенциальными вокальными способностями нет выраженного изменения индекса напряжения в покое, что говорит о хорошем восстановлении функциональных резервов при растущем уровне мастерства пения. У вокалистов без потенциальных вокальных способностей, напротив, наблюдается увеличение индекса напряжения регуляторных систем в покое в 2,3 раза, что свидетельствует о высоком напряжении механизмов регуляции.

В динамике обучения в группе вокалистов с потенциальными вокальными способностями наблюдалось увеличение процента студентов с ваготонией на 4 %; в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей наблюдалось увеличение процента студентов с симпатикотонией на 12,3 %.

Сравнительный анализ уровня адаптации показывает, что в динамике учебного года в группе вокалистов с потенциальными вокальными способностями к концу учебного года отмечается равномерное изменение уровня адаптированности, которое проявляется в незначительном снижении вокалистов с удовлетворительной адаптацией и напряжением механизмов адаптации; в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей отмечено увеличение вокалистов с неудовлетворительной адаптацией на 6 % и вокалистов со срывом адаптации на 2,1 %.

К окончанию учебного года среди вокалистов с потенциальными вокальными способностями в 1,9 раза больше студентов с удовлетворительной адаптацией, чем в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей. Кроме того, к окончанию учебного года вокалисты с потенциальными вокальными способностями не имели срыва адаптации, тогда как в группе вокалистов без потенциальных вокальных способностей присутствовали студенты со срывом механизмов адаптации.

Успешность адаптации обусловлена резервными возможностями организма. В динамике обучения у вокалистов с потенциальными вокальными способностями наблюдалось незначительное увеличение вокалистов со сниженными функциональными возможностями; у вокалистов без потенциальных вокальных способностей наблюдалось уменьшение вокалистов с достаточными функциональными резервами на 8,7 % за счёт увеличения вокалистов со сниженными и существенно сниженными функциональными резервами. При этом, как в начале, так и в конце учебного года, отмечен самый низкий процент студентов с достаточными функциональными резервами среди вокалистов без потенциальных вокальных способностей.

Пределы адаптации человека обусловлены функциональной активностью его наследственного аппарата, возрастом, состоянием здоровья и степенью тренированности. Певческие тренировки играют большую роль при адаптации к вокальным нагрузкам. Систематические вокальные тренировки в сочетании с рациональным режимом труда и отдыха позволяют не только расширить диапазон адаптации, но и оптимизировать уже существующие приспособительные процессы, которые гораздо быстрее и легче происходят у людей тренированных.

Среди вокалистов с потенциальными вокальными способностями установлена слабая отрицательная корреляционная связь между вокальными способностями и индексом напряжения регуляторных систем (r=-0,278, p<0,05). Среди вокалистов без потенциальных способностей установлена умеренная положительная связь между вокальными способностями и индексом напряжения регуляторных систем (r=0,388, p<0,05).

Рецензенты:

Сетко А..Г., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург;

Боев М.В., д.м.н., заведующий кафедрой медицины катастроф ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Садретдинова Р.М., Сетко Н.П., Бейлина Е.Б. ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА ВОКАЛИСТОВ С ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ ВОКАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ И БЕЗ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18469 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674