Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Попова И.В. 1
1 ОГОБУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств»
В статье представлены результаты анализа деятельности творческих коллективов учреждений культуры, на основе которых разработана педагогическая модель развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческих коллективов учреждений культуры, основанная на аксиологическом подходе. В современных социально-культурных условиях именно подростковый творческий коллектив учреждения культуры становится одним из основных условий развития эмоциональной направленности и ценностных ориентаций. При разработке модели мы опирались на программу, разработанную А.Ф. Афальян «Школа самовыражения». Предлагаемая нами модель включает в себя следующие компоненты: мотивационный, содержательный и интеллектуальный, и основана на принципах: аксиологическом, гуманизации, опоры на творческое начало, педагогической поддержки и целенаправленности. Предполагаемым результатом реализации педагогической модели деятельности учреждений культуры по развитию эмоциональной направленности подростков в творческом коллективе должен стать высокий уровень развития всех ее составляющих.
педагогическая модель
эмоциональная направленность
аксиологический подход
1. Афальян А.Ф. Школа самовыражения. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — С. 315 с.
2. Гладилина В.И. Подросток и досуг // Российская культура глазами молодых ученых: сборник трудов. – СПб., 2003. – С. 47-51.
3. Горбачева Д.А. Развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств – будущих специалистов социально-культурной деятельности: аксиологический подход : дис. … доктора пед. наук. — М., 2009. - С. 107.
4. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М., 1978. — С. 36-38.
5. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. — М., 1996. — С. 75.
Актуальность проблемы развития эмоциональной направленности подростков обуславливается тем, что на современном этапе развития общества многие подростки не способны быстро адаптироваться к резко изменяющимся политическим и экономическим условиям, потому что не знают первопричины этих явлений и не имеют достаточного жизненного опыта. В этой ситуации удержать правильный курс развития поможет только положительная эмоциональная направленность, сформированная в процессе воспитания, общения, творчества.

«Направленность - системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности - вся система ее характеристик. В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (имеется в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» [2].

Под эмоциональной направленностью мы понимаем индивидуальные предпочтения в том или ином виде эмоций, то есть склонность к определенному типу переживания и выражения эмоций.

Проведенные нами исследования свидетельствуют о низком уровне основного наглядного критерия эмоциональной направленности - культуры эмоционального самовыражения. 38% подростков - участников эксперимента обладают низким уровнем развития культуры эмоционального самовыражения, средним уровнем обладают 38%, высокий уровень показали лишь 24% респондентов. При этом основная проблема заключается в неумении распознавать и корректно выражать собственные эмоции. Усугубляет ситуацию негативное отношение к окружающим людям и происходящим событиям, выявленное у 48% участников творческих коллективов. Все это отрицательно влияет на развитие положительной эмоциональной направленности подростка.

Исследование выявило также отсутствие осознания руководителями творческих коллективов собственной роли в развитии эмоциональной направленности подростков и неготовность к развитию собственного творческого потенциала.

Изменению ситуации, на наш взгляд, будет способствовать разработанная нами педагогическая модель развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры на основе аксиологического подхода, основной целью которой станет развитие положительной эмоциональной направленности подростков. Поставленная цель предопределила педагогические и технологические задачи. К ним мы относим: развитие коммуникативности, культуры эмоционального самовыражения, позитивного отношения к окружающим людям и происходящим событиям, целеустремленности и познавательного потенциала.

Основными принципами реализации предлагаемой нами модели являются:

  • принцип гуманизации, обеспечивающий свободу выбора и ответственности за этот выбор, расширение кругозора и уверенность в успехе;
  • принцип опоры на творческое взаимодействие, так как именно в творческом коллективе мы достигаем положительного результата;
  • принцип педагогической поддержки - во многом атмосфера в творческом коллективе учреждения культуры зависит от руководителя;
  • принцип целенаправленности, так как косвенное влияние деятельности учреждений культуры на развитие положительной эмоциональной направленности не приносит результатов.

Предлагаемая нами модель включает в себя следующие компоненты:

  • мотивационный компонент эмоциональной направленности характеризуется положительной эмоциональной оценкой к процессу и результату деятельности, что проявляется в повышении уровня познавательного потенциала; появлением новых творческих идей; захваченностью творческим процессом. Данный компонент определяет смысл творческой деятельности.
  • содержательный компонент делает творческую деятельность осмысленной. За счет реализации используемых социально-культурных технологий результат этой деятельности становится эмоционально ценным;
  • интеллектуальный компонент формирует знания об истинных общечеловеческих ценностях, предполагает проявление интереса к различным отраслям и сферам жизнедеятельности. Реализуется данный компонент на основе как традиционных, так и интерактивных технологий.

Слаженная работа всех компонентов возможна лишь при соблюдении комплекса условий:

  • создание эмоционально комфортной среды взаимодействия «подросток - подросток, подросток - руководитель»;
  • учет индивидуальных эмоциональных особенностей и творческих возможностей подростка;
  • осознание руководителями творческих коллективов учреждений культуры необходимости развития положительной эмоциональной направленности личности подростка.

При разработке содержательной и технологической основы для реализации нашей модели мы опирались на программу, разработанную А.Ф. Афальян, - «Школа самовыражения».

Под самовыражением мы понимаем умение выразить состояние души, свое настроение, отношение к окружающему миру и людям, создать условия, подразумевающие длительность новых отношений. Не всегда это можно сделать словами. Представленная ниже модель дает подросткам возможность сделать это вербально и невербально.

Самовыражение также является одним из критериев эмоциональной направленности, наиболее наглядно отражающим уровень ее развития.

И именно «Школа самовыражения», по мнению А.Ф. Афальян, является «способом социализации и индивидуализации, потому что первое определяет осознание подростком своего места в обществе, второе - подчеркивает его индивидуальность и не дает слиться с "массой"» [1].

Впервые термин «Школа самовыражения» был использован А.Ф. Афальян, основателем научной школы «Формирование у детей эстетического отношения к человеку в условиях самовыражения», которая давала данному термину следующее описание: «Школа самовыражения - открытая, подвижная система. Ее содержание зависит не от жесткой программной структуры, а от реальных ситуаций, реальных проблем социальной среды, в которой находятся подростки. Внутренняя свобода подростка - огромный резерв его саморазвития и совершенствования» [1].

На основе предлагаемой нами модели процесс развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры проходит в несколько этапов.

Первый этап: информационный.

Цель этапа: подготовить педагогов к работе с подростками по развитию эмоциональной направленности в условиях творческого коллектива учреждения культуры.

На данном этапе предполагается ознакомить руководителей творческих коллективов с методами работы с подростками. Использование данного вида технологий включает в себя: проведение лекций, семинаров и тренингов.

Второй этап: мотивационно-побудительный.

Цель этапа: повысить активность участников подростковых творческих коллективов учреждений культуры, развить коммуникационные навыки и, как следствие, повысить уровень эмоциональной направленности.

Мотивационно-побудительный этап в развитии эмоциональной направленности подростков предусматривает использование следующих социально-культурных технологий:

  • коммуникативные технологии направлены на развитие собственного потенциала в процессе общения. Коммуникативные технологии помогают развить коммуникативные навыки, расширить круг общения, познакомить с приемами бесконфликтного общения и поведения в обществе. Реализуется через социально-ориентирующие игры и другие формы;
  • информационные технологии, которые представлены направленными и сформированными информационными потоками. Информационные технологии позволяют повысить уровень общей культуры и эмоциональности, привить исконные ценности, направить процесс развития эмоциональной направленности в правильное русло.

К основным формам относятся: просмотр тематических программ, посещение выставок, театров и других культурных мероприятий, проведение интерактивных экскурсий, интеллектуальных онлайн-игр.

Третий этап: деятельностный.

Цель этапа: включение подростков в деятельность, способствующую формированию высокого уровня развития всех компонентов положительной эмоциональной направленности у подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры.

Деятельностный этап предусматривает использование следующих социально-культурных технологий:

  • культуротворческие технологии направлены на развитие творческих способностей и освоение общечеловеческих ценностей (к основным формам культуротворческих технологий относятся: совместные творческие вечера и концерты, фестивали, конкурсы, игры, праздники);
  • анимационные технологии предоставляют возможность для самовыражения, предотвратить отчуждение подростка от общества и его ценностей (к основным формам анимационных технологий относятся: театрализованные представления, массовые мероприятия);
  • технологии социального проектирования развивают у участников способность принимать решения и работать в команде (к основным формам технологий социально-культурного проектирования относятся: театрализованные представления, массовые мероприятия);
  • управленческие технологии направлены на построение системы грамотного руководства процессом развития эмоциональной направленности подростков (к основным формам управленческих технологий относятся: мастер-классы для педагогов и руководителей, курсы повышения квалификации);
  • рекреативно-оздоровительные технологии позволяют восстановить физические и моральные (эмоциональные) силы, потраченные подростком в процессе учебы, домашней работы и остальных видов деятельности. Использование данных технологий позволяет научить подростка рационально регулировать время для труда, досуга и отдыха;
  • художественно-творческие технологии воздействуют на эмоциональную сферу подростка. Они положительно влияют на развитие эмпатии, ответственности, уверенности, уважение к результатам чужого творчества.

Реализация предложенной нами модели способствовала яркая положительная динамика у участников экспериментальной группы развития эмоциональной направленности подростков в условиях творческого коллектива учреждения культуры, видимым результатом которой стал высокий уровень культуры эмоционального самовыражения.

Высокий уровень культуры эмоционального самовыражения после проведения формирующего эксперимента был выявлен у 43% опрошенных участников экспериментальной группы, средний уровень - у 40%, низкий - всего у 17% по сравнению с предыдущими показателями - 24, 38 и 38% соответственно. У участников контрольной группы показатели изменились в пределах погрешности 2%, что мы можем объяснить положительным влиянием занятий в творческих коллективах учреждения культуры.

Рецензенты:

Налетова Н.Ю., д.п.н., доцент кафедры философии, социологии и истории Смоленского филиала Московского государственного университета путей сообщения, г. Смоленск;

Гавриленков А.Ф., д.и.н., доцент, профессор кафедры социологии Смоленского государственного университета, г. Смоленск.


Библиографическая ссылка

Попова И.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18482 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674