Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ

Тюрина Ю.А. 1
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
В статье актуализируется значимость высшего образования в процессах передвижения и закрепления населения на тех или иных территориях. Рассматривается проблема закрепления молодежи в Дальневосточном регионе, являющемся депрессивным в разрезе миграционной ситуации. В своих выводах автор базируется на социологических опросах, проведенных в высших учебных заведениях Дальнего Востока России. Акцентирует внимание на историческом аспекте формирования дальневосточного вузовского комплекса, его роли в освоении и развитии региона. Характеризует особенности функционирования комплекса в оценках деятельности вузов основными субъектами образовательного процесса – студентами. Выявляет зависимости между мотивацией поступления в высшее учебное заведение, результативностью обучения в вузе и перспективами реализации профессиональных возможностей на Дальнем Востоке. Обосновывает необходимость сохранения высшего образования Дальневосточного региона, так как активное централизованное переустройство системы высшего образования в России может привести к разрушению вузовского комплекса и, как следствие, оттоку населения в целях получения образования в других регионах и последующему закреплению там.
высшее образование
студенческая молодежь
миграционная ситуация
дальневосточный регион
мотивы выбора
трудоустройство
1. Миграционные настроения в регионах РФ. Опрос Георейтинг 2010 г. Фонда общественного мнения //www.fom.ru
2. Тюрина Ю.А. Анализ формирования государственной системы управления образованием в советский период его развития // Менеджмент: научные исследования и разработки. – 2014.- Том 1. Выпуск 4. — С. 199–207.
3. Тюрина Ю.А. Социодинамика образовательного процесса в России: социологический анализ. – СПб.: Издательский дом С.-Петерб. ун-та, 2009. – 256 с.
4. Тюрина Ю.А. Трансформация образования в советской и постсоветской России: сравнительный анализ: монография. Т. 1 – Хабаровск. – Изд-во ДВГУПС, 2012. – 203 с.
5. Тюрина Ю.А. Трансформация образования в советской и постсоветской России: сравнительный анализ: монография. Т. 2 – Хабаровск. – Изд-во ДВГУПС, 2013. – 270 с.
Предназначение образования и его влияние на развитие общества неоспоримо. Участвуя в воспроизводстве общества, его институтов, социальных, в частности профессиональных, групп, являясь элементом формирования современного мирового пространства, а также выступая фактором или составляющей мотивационно-стимулирующей системы личности, образование воздействует на процессы передвижения и закрепления населения на тех или иных территориях [5].

Дальневосточный регион России в разрезе миграционной ситуации относится к депрессивным регионам [1]. Желание покинуть свой город и регион демонстрирует и молодое население Дальнего Востока. Это подтвердили результаты социологического исследования «Миграционный потенциал и механизмы закрепления молодых специалистов в регионе», проведенного зимой 2012-2013 гг. среди студентов выпускников высших учебных заведений Хабаровского и Камчатского краев, Еврейской автономной области.

Из принявших участие в опросе молодых людей 55 % в будущем безусловно навсегда хотят переехать из города (поселения), в котором живут, на другое место жительства; 10,9 % хотели бы уехать, но не имеют возможности. Твердо намеревающихся остаться жить в своем городе (населенном пункте) лишь 17,2 % отвечавших. Желание покинуть Дальний Восток высказали 41 % респондентов, из которых 26,6 % молодых людей ориентированы переехать в другой регион, 14,4 % хотят покинуть страну.

Большинство желающих переехать в будущем навсегда из города (поселения), в котором живут, на другое место жительства (64 %) или желающих, но не имеющих возможностей (66 %), отметили, что многие их друзья и знакомые уехали (или собираются уехать) с территории Дальнего Востока. Половина тех, кто твердо желает остаться в своем городе (населенном пункте), тем не менее отметили, что их друзья и знакомые покинули или собираются покинуть Дальневосточный регион (табл. 1).

Таблица 1

Мнения молодежи о переезде из своего региона (%)

 

Многие мои друзья и знакомые уехали (собираются уехать) с территории Дальнего Востока

Согласен

Не согласен

Трудно сказать

Хотите ли Вы в будущем навсегда переехать из города (поселения), в котором живете, на другое место жительства?

Да

64

22

14,0

Хочу, но не имею возможности

66

15

18,5

Не собираюсь уезжать

50

30

20,0

Затрудняюсь ответить

44

37

19,0

В данной ситуации актуализируется вопрос причины столь острого желания молодежи уехать и механизмов закрепления молодых специалистов на исследуемой территории. Отвечая на прямой вопрос о том, с чем связано желание сменить место жительства, респонденты демонстрируют разброс мнений: 12,1 % в качестве причины называют возможности, 10,7 % - работу, 5,2 % - уровень жизни, 4 % - цены, 3 % - климат, остальные предложенные ответы отметили менее 1 % респондентов.

Сложившееся отношение к своему региону молодых дальневосточников рассмотрим в контексте получения ими высшего образования, так как вузы в региональном разрезе выполняют ряд функций и задач, напрямую или косвенно влияющих на закрепление населения на территории и приток населения с других территорий.

Возникновение дальневосточных вузов в Царской России и дальнейшее развитие вузовского комплекса в Советской России происходило в целях подготовки специалистов, необходимых в условиях социально-экономического освоения территорий и масштабного послереволюционного развития отраслей промышленности [2, 3, 4]. Тем самым высшее образование Дальнего Востока, участвуя в развитии региона, влияло на стабилизацию, закрепление как приехавшего (по различным причинам), так и местного населения, предоставляя возможности получения образования и дальнейшего трудоустройства в регионе. Жесткая отраслевая привязка вузов усиливала прямую зависимость «образование - трудоустройство», а также зависимость процесса трудоустройства от развития отраслевых предприятий.

В личностном плане получение высшего образования - это возможность саморазвития, самосовершенствования и возможность занять желаемое положение в социальном пространстве, будь то социальный статус, профессиональный статус, материальное положение и т.д. В данном ключе актуализируется взаимосвязь: мотивация получения высшего образования молодежи (саморазвитие, положение в обществе, профессия, материальное благополучие и т.д.) и достижение результата в будущем при получении образования. Следовательно, если личность может получить желаемое образование и далее достичь желаемого в конкретном регионе, то регион для нее будет привлекателен.

В Дальневосточном регионе, по мнению чуть более четверти студенческой молодежи, принявшей участие в опросе (27,4 %), совершенствование системы образования - наиболее актуальное направление государственной молодежной политики для населенного пункта, где проживают отвечавшие. И хотя актуальность совершенствования образования отметил как минимум каждый четвертый респондент, образование не рассматривается студенчеством региона как наиболее актуальное направление политики, так как заняло 7-е место из 19 предложенных для обсуждения направлений. Более важными, по мнению молодежи, являются следующие направления политики: решение жилищной проблемы - 72,3 %, решение вопросов занятости и безработицы - 61,5 %, поддержка молодой семьи - 58,9 %, развитие спорта - 31,6 %, поддержка молодежного предпринимательства - 28,5 %, развитие системы отдыха и досуга - 27,7 %.

Если же взять во внимание прямую взаимосвязь «получение профессионального образования - последующее трудоустройство», то ситуация представляется менее благополучной. Как было отмечено ранее, 61,5 % ответивших (второе место в рейтинге направлений) определяют решение вопроса занятости и безработицы наиболее значимым направлением государственной молодежной политики, а рассуждая о проблеме безработицы, 45,3 % респондентов указали, что она вызывает у них личное беспокойство и тревогу.

Мотивы получения высшего образования молодыми дальневосточниками демонстрируют его инструментальный характер в достижении последующих целей респондентов, а именно в получении желаемого положения в социальном пространстве. Данные мотивы являются внешними по отношению как к учебной, так и к деятельности студентов. Работа и именно высокооплачиваемая работа - наиболее значимый мотив для молодых дальневосточников, что отметила почти половина респондентов (47,6 %). Второе место по значимости занимают мотивы достижения статуса и престижа. Так, для 43,1 % отвечавших на решение получить высшее образование повлияло желание иметь диплом о высшем образовании, а для 41 % респондентов при принятии этого решения была важна престижность высшего образования самого по себе. Интеллектуальное развитие как мотив получения высшего образования отметили 40,9 % респондентов. И только треть участников опроса указали, что на их решение получить высшее образование повлиял интерес к будущей профессии. Почти четверть молодых дальневосточников не была самостоятельна в своем выборе, так как 23,9 % респондентов, решая получить высшее образование, руководствовались советом родителей и знакомых.

Для студенчества Дальнего Востока выбор мотива получения высшего образования различается в зависимости от определения значимости направлений молодежной политики в регионе. Указывая на значимость направлений, респонденты также отмечают актуальность определенных сфер жизнедеятельности или проблем в своих представлениях.

Итак, более половины тех, кто определил важность поддержки молодого предпринимательства и решения вопросов занятости и безработицы, указали в качестве мотива получения высшего образования желание иметь высокооплачиваемую работу. Для более чем половины студентов, рассматривающих проблемы развития спорта и системы отдыха и досуга как наиболее важные, основным мотивом получения высшего образования также является высокооплачиваемая работа. Этот же мотив основной и у тех респондентов, для которых актуальны решение жилищной проблемы и поддержка молодых семей. Можно говорить, что в представлениях молодежи высокооплачиваемая работа - это ключ к решению проблем.

Потребность в интеллектуальном развитии - основной мотив у молодых дальневосточников, которые указывают на актуальность проблемы совершенствования системы образования и поддержки талантливой молодежи. Престижность образования самого по себе стала основным мотивом для респондентов, актуализирующих проблему закрепления молодежи в регионе.

Интерес к будущей профессии как мотив получения высшего образования не стал приоритетным ни для одной совокупности респондентов в разрезе важности для молодежи направлений политики в регионе.

Мотивы выбора вуза респондентами, как и мотивы выбора высшего образования, внешние, не связанные с основной деятельностью, учебной или профессиональной. И если интерес к профессии - это не основной мотив при выборе высшего профессионального образования, то уровень и качество преподавания не рассматриваются принявшими участие в опросе основным мотивом при выборе вуза (табл. 2).

Таблица 2

Мотивы выбора вуза: региональный аспект

Мотивы выбора вуза

Количество ответов, %

Относительно небольшой конкурс

12,0

Совет родных, знакомых

29,5

Поздний срок сдачи вступительных экзаменов

4,0

Территориальная близость к дому

29,5

Уровень и качество преподавания

21,4

Престижность вуза

38,8

Традиция (семейная)

6,3

Понимание целей своей дальнейшей жизни

28,1

Выбор был случаен

16,8

Другое

3,2

Дальневосточная молодежь,определяя для себя высшее учебное заведение, обращала прежде всего внимание на его престижность (38,8 %). Почти треть студенческой молодежи (29,5 %) при выборе учебного заведения брала во внимание его территориальную близость, что демонстрирует участие высшего образования в стабилизации населения.

Как и при выборе высшего образования, так и при выборе вуза не все респонденты самостоятельно принимали решение. И если при выборе высшего образования совету родных и близких доверилась четверть респондентов, то при выборе вуза - уже почти треть респондентов (29,5 %). Чуть меньше участников опроса (28,1 %) осознанно выбирали высшее учебное заведение в соответствии с целями своей дальнейшей жизни. И только пятая часть респондентов, определяя учреждение для получения образования, руководствовалась уровнем и качеством преподавания в нем.

Как отмечалось в настоящей работе, получение желаемого образования влияет на привлекательность региона для молодежи, по крайней мере на период обучения. Студенты-дальневосточники, принявшие участие в опросе, являются выпускниками и, естественно, могут дать объективный ответ о результативности своего выбора высшего образования и высшего учебного заведения на момент окончания вуза. Половина респондентов (49,9 %) считают, что высшее образование дает человеку хорошую профессию, чуть меньшее количество отвечавших (47,7 %) считают, что высшее образование позволяет получить диплом, дающий положение в обществе. Около четверти всех ответивших определили высшее образование как возможность добиться успеха (27 %) и материального благополучия (25,1 %). А, по мнению 24,9 % студентов, высшее образование дает человеку приятное времяпрепровождение в студенческие годы.

В разрезе мотивов получения высшего образования, по мнению дальневосточной молодежи, выбор его результативен. Большая часть тех, кто решил получить высшее образование, испытывая интерес к профессии, и тех, кто рассматривал высшее образование как возможность получить диплом, дающий положение в обществе, на момент окончания вуза считают, что это действительно возможно с помощью высшего образования.

Студенты, отмечавшие престижность высшего образования как мотив при его выборе, в большинстве своем определяют получение высшего образования как возможность достижения определенного положения в обществе. Респонденты, испытывавшие желание интеллектуального развития при выборе высшего образования, считают, что высшее образование дает хорошую профессию. Те же, кто в качестве мотива получения высшего образования определял высокооплачиваемую работу, не в полной мере удовлетворены результатом. Только 31 % из них считают, что с помощью высшего образования можно достичь материального благополучия. При этом их большее количество по сравнению с теми, кто решил получить высшее образование, руководствуясь другими мотивами.

Студенчество Дальнего Востока по-разному определяет возможности, которые предоставляет высшее образование, в зависимости от значимости направлений молодежной политики в регионе. Большее количество тех, кто акцентировал внимание на решении вопросов занятости и безработицы, на поддержке молодой семьи и талантливой молодежи, на развитии спорта, на совершенствовании системы образования, считают, что образование дает хорошую профессию. Те же, кто актуализировал решение жилищной проблемы, поддержку молодежного предпринимательства, развитие системы отдыха и досуга, рассматривают высшее образование как возможность получить диплом, дающий положение в обществе.

Материальное благополучие как результат получения высшего образования рассматривается молодыми дальневосточниками менее всего во всех группах респондентов по актуальности направлений молодежной политики. Выбрав высшее образование, дальневосточная молодежь в своих желаниях была ориентирована прежде всего на получение высокооплачиваемой работы (следовательно, материального благополучия), являющейся ключом, по ее мнению, к решению многих проблем. Но по окончании высшего учебного заведения данного результата (материального благополучия) она ожидает менее всего.

Респонденты, обозначившие как самое важное направление политики закрепление молодежи в регионе, в большей степени рассматривают образование как получение хорошей профессии.

Десятая часть респондентов, являющихся выпускниками, не рассматривает высшее образование как предоставление возможностей (7,8 %) или же затрудняется ответить на вопрос об этом (2,5 %).

Выбор высшего образования и его результат для дальневосточной молодежи в разрезе характеристики процесса обучения представляется следующим образом. Независимо от мотивации поступления большинству респондентов в целом нравится учиться в своем высшем учебном заведении (77,3 %). Из них 24,5 % отмечают, что им очень нравится учиться, 52,8 % ответили, что в целом им нравится учиться, но хочется большего. Более чем каждому десятому учиться не нравится (10,3 % выбрали ответ «в целом учиться не нравится, хотя и есть положительные моменты», 1,4 % выбрали ответ «совсем не нравится учиться»).

Отношение к процессу обучения в вузе различается у студентов в зависимости от мотива выбора высшего образования. Полное удовлетворение учебным процессом не продемонстрировала ни одна совокупность респондентов по мотиву выбора. Больше удовлетворены процессом обучения («в целом нравится учиться, но хочется большего») респонденты, выбравшие высшее образование из-за потребности в интеллектуальном развитии.

Половина респондентов, выбравших в качестве мотива получения высшего образования «интерес к будущей профессии», «желание получить диплом о высшем образовании», «желание получить высокооплачиваемую работу», «интерес к будущей профессии», «престижность высшего образования самого по себе», отметили, что в целом им нравится учиться, но хочется большего.

Равнодушие к процессу обучения и неудовлетворенность им из всех групп респондентов по мотиву выбора высшего образования большее количество отвечавших продемонстрировали в группах, в которых основной мотив «нежелание идти на работу» и «отсрочка от армии».

Прямая взаимосвязь «образование - трудоустройство», как уже было сказано, актуализируется в связи с исторически сложившейся отраслевой привязкой вузовского комплекса Дальнего Востока. Реализация жизненных планов молодежи в контексте «образование - трудоустройство на дальневосточной территории» является фактором привлекательности региона. И если результативность получения высшего образования, судя по ответам респондентов, характеризуется ими как положительная, что позволяет рассуждать о привлекательности региона (по крайней мере на период обучения), то вопрос дальнейшей (по окончании высшего учебного заведения) реализации возможностей молодежи в регионе обостряется.

Проблема занятости и безработицы отмечается дальневосточным студенчеством (61,5 % ответивших) как вторая по значимости (после решения жилищной проблемы). Перспектива безработицы не страшит лишь только пятую часть дальневосточной студенческой молодежи (19,9 %). Треть респондентов (34 %) очень сильно боится остаться без работы, побаивается перспектив безработицы 46,1 % отвечавших. Столь неоптимистичные настроения респонденты демонстрируют при знакомстве с региональным рынком труда. Половина принявших участие в опросе (50,8 %) работают. При этом половина работающих респондентов (26,1 %) работают вынужденно, в силу обстоятельств, а вторая половина (24,7 %) - так как работать им нравится и не мешает учебе. Чуть более четверти респондентов отмечают, что не работают, но хотели бы.

Решающими факторами при выборе места работы для студентов в порядке значимости являются большая зарплата (67,8 %), интересная работа (66,5 %), комфортные условия труда (44,3 %), наличие социального пакета (33,6 %) и престижность организации (32 %).

Результаты опроса позволили выявить интересную тенденцию. Студенты основным мотивом получения высшего образования определяют высокооплачиваемую работу (47,6 %), а основными возможностями, которые дает высшее образование, считают хорошую профессию (49,9 %) и диплом, предоставляющий определенное положение в обществе (47,7 %), но не материальное положение. При этом основной критерий выбора места работы для дальневосточного студенчества - большая зарплата (67,8 %), а только после этого - интересная работа (66,5 %). И хотя из тех, кто в качестве мотива получения высшего образования определял высокооплачиваемую работу, только треть (31 %) считают, что с помощью высшего образования можно достичь материального благополучия, подавляющее большинство из них (80 %) тем не менее ориентированы на поиск работы с высокой зарплатой.

Большая заработная плата при устройстве на работу значима прежде всего для тех, кто выбирал высшее образование из-за желания получить высокооплачиваемую работу, желания получить диплом о высшем образовании, престижности высшего образования самого по себе, отсрочки от армии, нежелания идти на работу. Респонденты последней группы по мотиву выбора высшего образования «нежелание идти работать» отмечали, что им не нравится учиться, но половина из них тем не менее желает высокооплачиваемую работу и четверть - простую и легкую работу.

Интересная работа является основным критерием при выборе ее места для тех, кто решил получить высшее образование из-за потребности в интеллектуальном развитии, интереса к будущей профессии, а также из-за совета родителей.

Будущее трудоустройство по специальности, полученной в высшем учебном заведении, в той или иной мере связывает большинство выпускников дальневосточных вузов, принявших участие в опросе (72,1 %) (табл. 3). При этом только четверть дальневосточной молодежи безусловно намерена работать по специальности (26,6 %), а 45,5 % респондентов рассчитывают на возможность совмещать деловую карьеру и специальность. Более четверти студенческой молодежи региона (27,9 %) не ориентированы на свою специальность, 20,2 % - будут работать по специальности в случае необходимости, а 7,7 % - затрудняются ответить на вопрос об этом.

Таблица 3

Трудоустройство по специальности и ее востребованность (%)

 

Как, на Ваш взгляд, является ли востребованной в Дальневосточном регионе профессия, которую Вы получаете в своем вузе?

Да, востребована

Скорее востребована, чем нет

Скорее не востребована, чем да

Не востребована

Затрудняюсь ответить

В какой степени Вы связываете получение образования в Вашем вузе по избранной Вами специальности с будущей своей карьерой?

Полностью ориентируюсь на свою специальность

50

34

28

5

3

Рассчитываю, на возможность совмещать деловую карьеру и специальность

29

44

16

5

4

Буду работать по специальности только в случае крайней необходимости

25

30

32

9

4

Ответы респондентов о трудоустройстве по специальности коррелируют с ответами на вопрос о ее востребованности в регионе. Большинство тех, кто считает свою специальность востребованной, намереваются работать по ней. Те же, кто характеризует свою специальность скорее как востребованную, чем нет, рассчитывают на возможность ее совмещения с деловой карьерой. Большая часть респондентов, определяющих свою специальность скорее как невостребованную, будут работать по ней в случае необходимости.

Намерения дальневосточной молодежи работать по специальности различаются в зависимости от получаемого в вузе образования. В группе респондентов, полностью ориентированных на свою специальность, большее количество студентов, получающих образование в сфере здравоохранения, сельского и рыбного хозяйства, геодезии и землеустройства. В совокупности респондентов, рассчитывающих совмещать деловую карьеру и специальность, больше представлены студенты сферы информатики, культуры и искусства, экономики и управления, естественных наук. Среди респондентов, рассматривающих возможность работать по специальности в крайних случаях, больше представлено студентов специальностей социальных наук, технологии продовольственных продуктов, а также строительства и искусства. Хотя студенты сферы строительства и искусства демонстрируют противоречивое отношение к специальности, однако 45,4 % из них полностью ориентированы на свою специальность.

Среди студентов, получающих образование в сфере здравоохранения, геодезии и землеустройства, наиболее оптимистичные настроения. Ни один из них не выбрал ответ «Буду работать по специальности только в случае крайней необходимости». Пессимизм выражают студенты сферы социальных наук, набравшие в группе респондентов «Буду работать по специальности только в случае крайней необходимости» большее количество ответов по сравнению с другими, и при этом лишь только пятая часть из них собирается безусловно связать свою карьеру со специальностью.

Студенты сферы обслуживания и технологии продовольственных продуктов неоднозначно представляют перспективы трудоустройства по специальности. В первой группе большая часть респондентов затрудняются ответить на вопрос о трудоустройстве по специальности (29,4 %), во второй довольно высок процент ответов «затрудняюсь ответить» и низок процент ответов о желании работать по специальности (16,6 %).

Ближайшие планы дальневосточной молодежи зеркально отражают отмеченные ею актуальные направления государственной молодежной политики, их мотивы при выборе высшего образования, его результативность, критерии выбора работы и перспективы трудоустройства. Большинство (61,4 %) в ближайшем будущем собираются устроиться на хорошую работу, более половины собираются создать семью (53,4 %) и приобрести жилье (51,3 %), чуть менее половины (49,7 %) планируют в ближайшем будущем повысить материальное благополучие.

Настораживает планирование молодежи в контексте «образование - трудоустройство - привлекательность региона».

Треть респондентов, являющихся выпускниками, собираются получить дополнительное образование (29,5 %), и это скорее способ усиления защищенности на рынке труда, так как 40 % из них очень сильно боятся безработицы. Сильно страшит перспектива безработицы и тех, кто хочет поправить здоровье (41 %), и это объяснимо.

Покинуть регион уже в ближайшее время планирует треть дальневосточной молодежи, 21,3 % собираются переехать в европейскую или иную часть страны, и 12,4 % хотят переехать за рубеж. Из планирующих в ближайшем будущем уехать с Дальнего Востока, не выезжая за пределы страны, 39 % респондентов очень сильно боятся безработицы.

Совершенно не беспокоящихся о перспективе безработицы больше всего среди тех (исключая службу в армии), кто в ближайшее время собирается открыть свой бизнес (26 %) и переехать за рубеж (24 %).

Рассуждая о реализации планов, дальневосточная молодежь указывает на затруднительность их воплощения на территории региона. Отвечая на вопрос о неотъемлемых условиях комфортной жизни и работы, респонденты из 12 предложенных условий на первое место поставили доступность жилья (75,7 % - три четверти ответивших), на второе место - высокую заработную плату (73,3 %). Возможности для профессионального и карьерного роста заняли в ответах студентов третье место (66,9 %), на четвертом месте - безопасность жизнедеятельности (39,2 %), на пятом - условия для образования и развития детей (38,8 %), на шестом - возможности трудоустройства по специальности (35, %).

Из шести приоритетных условий комфортной жизни и работы, кроме условий для образования и развития детей, в регионе, по мнению большинства респондентов, ограничены все, а условия доступности жилья отсутствуют. Кроме того, из шести приоритетных условий три связаны с вопросом трудоустройства. По мнению респондентов, менее всего в регионе созданы условия для получения высокой заработной платы (55 % - ограничены, 25,9 % - отсутствуют), являющейся основным мотивом получения высшего образования и выбора места работы. Не созданы условия и для профессионального и карьерного роста (62 % - ограничены) и для трудоустройства по специальности (59 % - ограничены).

Что касается условий для образования и развития детей, то, по мнению молодых дальневосточников, они существуют (43,8 %) и существуют, но ограничены (42,6 %). Только 5,2 % респондентов не считают, что в регионе есть такие условия. Этот результат довольно высокий по сравнению с оценками, данными респондентами по другим условиям комфортной жизни и работы на территории Дальнего Востока.

Таким образом, высшее образование региона, ранее являвшееся активным участником бурного социально-экономического и промышленного развития дальневосточных территорий, несмотря на сегодняшнее состояние промышленного комплекса региона на фоне своей отраслевой привязки, до сих пор выполняет свои функции и задачи.

Во-первых, по мнению респондентов, образование не является проблемной сферой Дальневосточного региона, в котором созданы условия для его получения.

Во-вторых, выбор высшего образования, по мнению выпускников дальневосточных вузов, результативен, так как по окончании образования им предоставляется ряд актуальных для них возможностей - профессия и положение в обществе. Результативность получения высшего образования, естественно, усиливает привлекательность региона для молодежи, по крайней мере на период обучения.

В-третьих, несмотря на то, что при поступлении в вуз студенты демонстрируют внешние мотивы, не связанные с учебной и профессиональной деятельностью, на выходе из вуза они положительно характеризуют учебный процесс и в качестве результата определяют получение хорошей профессии, что является подтверждением выполнения основного предназначения высшего профессионального образования.

В-четвертых, в контексте «получение образования - получение возможностей - привлекательность региона» обостряется проблема реализации возможностей на Дальнем Востоке. Получив желаемое образование, дальневосточная молодежь не видит перспектив достойного трудоустройства в регионе.

В сложившейся ситуации государственная образовательная политика должна быть направлена прежде всего на сохранение регионального высшего образования, позволяющего удерживать молодое население Дальнего Востока. Активное централизованное переустройство системы высшего образования в России может привести к разрушению вузовского комплекса и, как следствие, к оттоку населения в целях получения образования в других регионах и последующему закреплению там. Усиление стабилизации дальневосточного населения возможно при дальнейшем социально-экономическом развитии, позволяющем создать условия для желаемого трудоустройства молодых дальневосточников.

Рецензенты:

Спасский Е. Н., д.пол.н., доцент, заведующий кафедрой «Философия, социология и право» Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск;

Смирнов Б.В., д.ф.н., профессор, профессор кафедры «Философия, социология и право» Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск.


Библиографическая ссылка

Тюрина Ю.А. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18522 (дата обращения: 21.08.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252