Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Атабиева З.А. 1 Кушхова К.А. 1
1 ФГБОУ ВПО Кабардино- Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Статья посвящена исследованию проблем формирования ценностных ориентаций современной молодежи средствами социальной работы. Раскрывается понятие ценностных ориентаций и рассматриваются факторы их формирования в молодежной среде. Разработаны вопросы, связанные с оценкой ценностных ориентаций и нравственной культуры молодых людей, что представляется особенно актуальным в современном обществознании. Авторы выносят свои суждения по улучшению организации социальной работы с молодёжью в условиях вуза как важного фактора формированияценностных ориентаций молодежи в России. Среди важнейших направлений деятельности обозначены:формирование стремления к нравственному самосовершенствованию как основе и катализатору нравственной культуры, совершенствованиеи активизация этого стремления; умение реализовывать данное стремление практически во всех видах и аспектах жизнедеятельности личности.Средствами формирования ценностных ориентаций определены явления и предметы всех областей природы и человеческой жизни, обладающие теми или иными нравственными сторонами, но наиболее важными из них являются искусство, нравственное просвещение и образование, влияние социальной студенческой среды, личностное воздействие педагога, организация предметной среды вуза, общение с природой.
нравственное сознание
нравственная культура
ценностные ориентации
ценности
молодежь
1. Атабиева З.А., Виндижева А.О. Ценностные ориентиры молодежи Кабардино-Балкарии в процессе модернизации // Новый взгляд. Международный научный вестник. – 2014. – № 5. – С. 102-112.
2. Виндижева А. О. Нравственная культура студенчества в условиях стабилизации общества (на материалах вузов Северного Кавказа): Автореф. дис. …канд. социол. наук. – М., 2007.
3. Елишев С. Проблемы современной молодежи: чего хочет молодежь? URL: http://www.ruskline.ru/analitika/2010/8/17/problemy_sovremennoj_rossijskoj_molodyozhi_chego_hochet_molodezh.
4. Зейтунян М. А.Межэтнический брак в системе социально-ценностных заимодействий студенческой молодежи Республики Адыгея:Автореф. дис. …канд. социол. наук. – Майкоп, 2006.
5. Лисовский В.Т. Социальный и нравственный портрет современного студента // Социально-демографический портрет студента / Редкол:Э.К.Васильева и др. – М.: Мысль, 2006.
6. Теучеж Г.Я. Формирование культурно-нравственных ценностей студентов:Автореф. дис. …канд. пед. наук. – Владикавказ, 2002.

Общественные преобразования, происходящие в современном российском обществе, вновь актуализировали необходимость анализа и формирования ценностных ориентаций молодежи, в том числе средствами социальной работы. Именно молодежная социальная группаявляется средством трансмиссии общественных отношений и носителем социальных инноваций, в том числе в сфере ценностей и идеалов. Учитывая, что сегодняшнее общество отличает нестабильность имеющейся системы ценностей и ценностных ориентаций, в отличие от традиционных обществ, в котором эта система была неизменной и незыблемой веками, задача социализацииподрастающего поколения какносителя социально значимых качеств личности и ценностных ориентаций,становится и оценивается как приоритетная разными общественными   и государственными структурами. Разрушение старой идеологии и системы ценностей, на протяжении десятилетий скреплявшей культурное пространство страны и региона, на фоне отсутствия какой-либо альтернативы, сегодня является одним из ведущих факторов принятия иных ценностных ориентаций [1, с. 103].

Понятие «ценностные ориентации» актуализировалось и ставилось в центр внимания и исследовалось такими видными зарубежными и российскими учеными,как М.С. Каган, Уильямс Томас, В.Б. Ольшанский, ФлорианЗнанецкий, А.Г. Здравосмыслов, С.Н. Иконникова, В.А. Ядов, А.И.Запесоцкий,  А.А. Козлов, А.Г. Кузнецов, И.С. Кон, С.А. Кугель, В.Ф. Левичева, Е.Г. Слуцкий, Н. Э. Смирнова, И.А.Сурина, З.В. Сикевич, В.И Чупров, В.П. Тугаринов и другими.

Ценностная ориентация -  более широкое понятие, чем ценность, т.к.под ним подразумевается структурная связь некой ценности и ценностно-ориентированного субъекта, а значит, здесь редуцируется факт необходимой связи между ценностью и ее субъектом. При этом система ценностных ориентаций содержит следующие группы: материально- экономические; духовно- гуманитарные; символически-интерсубъективные как рациональные.

С учетом выделенных групп отметим, что ценностные ориентации молодежи формируются под влияниемтаких факторов, как:

Возрастно-демографический фактор, связанный с возрастными характеристиками, социальным статусом и в определенной мере зависимостью молодежи от общественного и государственного контроля и опеки. Возрастные особенности создают и проявляют  двойственность и не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм, которые  носят  внешний, поверхностный  и нерефлексивный характер. Символические законыи общественные нормы оцениваются и воспринимаются как привносимые извне,со стороны общества в целом и микросреды бытия.

Молодые люди, ощущающие зависимое состояниеот общества вынуждены идти на поводу у государственной идеологии и стереотипов общества, что не дает имвозможности проявления самостоятельности в выборе ценностных ориентаций. Негативное влияние этого положения проявляется в конформизме молодежи экономической несамостоятельностимолодых, особенно студенчества. Позитивное влияние возрастно-демографического фактора проявляется в открытостисознаниямолодежи для восприятия знаний аксиологической направленности.

Амбивалентно-транзитивный фактор связан с двойственно-переходным периодом молодости, когда их самостоятельность отчасти сказалась в выборе будущей профессии и специализации, но эта самостоятельность еще практически не реализована. Это состояние придает теоретическому основанию процесса формирования ценностных ориентаций в известной степени спекулятивный и умозрительный оттенок. Вместе с тем, транзитивностьнесет в себе потенциал полета творческой мысли в стремлении к высотам человеческого духа, что объясняется не привязанностью молодых людей к будущим профессионально- функциональным ценностям. 

Образовательный фактор расценивается как самый позитивный, посколькупредусматривает гуманитарное образование, чрезвычайно  значимое для  формирования ценностных ориентаций. Гуманитаризация образования, предусматривающая изучение философии, истории, социологии, религиоведения, сталкивает молодых людей с философскими идеями, историческими примерами подвигов героев народа, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальная стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.

Девиантно-делинквентный фактор выступает в качестве опосредующего асоциальные формы переоценки старых ценностей и усвоения новых. Такие формы отклоняющегося поведения, какалкоголизация, наркомания, суицидальные проявления, перверсивная сексуальностьзачастую обусловлены социальной фрустрацией, болезненной адаптацией к меняющимся и часто неблагоприятным условиям социума на фоне кризиса переходного возраста, коренной ломки инфантильных стереотипов.

Ценностная ориентация на уровне сознания представляет собой систему социальных установок на общезначимые ценности и идеалы; на уровне же деятельности, по мнению ученых,  она определяет осознанный выбор вариантов поступков и линии поведения в процессе освоения ценности [4,c.12].

В настоящее время наблюдается смена системы нравственных ценностей. Анализ научных исследований и реальной практики показывает, что формирование новой системы ценностей идет как бы по трем направлениям:

-  новые ценности формируются, принимая форму целевой установки, идеала из-за отказа от отношений и ценностей, господствовавших до настоящего времени;

-  на основе терпимости по отношению к старым ценностям;

-  в результате приспособления старых ценностей к новым[2,c.14].

Ценностные ориентации, будучи достаточно сложным интегральным образованием, в котором взаимодействуют сознание, чувства, способы духовно-практического освоения мира, представляют собой систему нравственных отношений и различных видов нравственной деятельности [6, с. 7].

Нравственная культура молодых людей формируется под влиянием: с одной стороны - стремления к самовыражению, романтизма, разнообразия интересов и увлечений, активного общения, тяги к творчеству, устремленности к будущему; с другой -  стереотипности оценок, максимализма, недостаточности жизненного опыта и скептицизма. Многочисленные исследования, проводимые для оценки уровня нравственной культуры молодежи, позволяют говорить о достаточно низком уровне развитости потребности в развитии нравственныхчувств и нравственной культуры.

В этих условиях очевидна необходимость выработки адекватных реалиям подходов к формированию ценностной и нравственной культуры молодых людей. При этом субъектам формирования необходимо иметь достаточное представление о состоянии их нравственного сознания, об уровне и направленности их нравственной деятельности в условиях сегодняшнего развития.

Пути развития нравственности молодежи, в том числе и студенческой, с точки зрения парадигмы социальной работы в основном следующие:

- формирование стремления к нравственному самосовершенствованию как основы и катализатора нравственной культуры: совершенствование и активизация этого стремления;

- умение реализовывать данное стремление практически во всех видах и аспектах жизнедеятельности личности [6,с. 11].

К достижению поставленных целей могут вестиразличные средства, причем   как традиционные, так и новые. Одной из главных, при этом, является общение с искусством.

В произведениях искусства отражен  многовековой  опыт людей, их знания о мире. Человек, понимающий, любящий  и  знающий  искусство,  может  более  глубоко и всесторонне познавать окружающий его мир. Любое произведение,  независимо  от  нравственной  позиции его автора, формирует взгляд человека на мир. Но даже если оно содержит в себе определенный нравственный образец, его воздействие обнаруживается отнюдь не скоро, это длительный процесс и не всегда результат  проявляется даже в вузе. Формирование высоких духовных чувств, интересов и потребностей, перевод знаний, мировоззрения в убеждение - большая, сложная и долговременная задача.

Следующим средством, прямо выходящим на область науки и образования социальной работы, является этическое просвещение и образование.  Выше уже отмечалось, что условиями  формирования   ценностей являются мировоззренческая зрелость и  моральныеустои.

Этическое  образование  влияет  на динамику индивидуального самосознания, выработку нравственной позиции в принятии и исполнении решений.  Оно помогает определить моральные критерии поведения,  сделать  правильный  выбор в конкретной жизненной ситуации. При этом моральное просвещение повышает культуру  нравственного  сознания  и поведения.  Тем самым укрепляется регулятивная роль этики студента.

Культура морального сознания и поведения - важнейший критерий  этики. Это  выражается  в  согласовании  рациональных сторон нравственного проявления личности, этического мышления  и  нравственных чувств.Этика способствует реализации мировоззренческих  установок, связи  теории с практикой.  Усвоение нравственного опыта человечества позволяет молодому человеку овладеть моральной культурой общества, перейти  с уровня обыденного морального сознания на уровень теоретического мышления, укрепить осознанное отношение к нравственным вопросам.

Культура и нравственность образованность студента  формируется  главным образом под воздействием учебного процесса (передачи знаний), главным субъектом которого является преподаватель этики.  Обязанность преподавателя - способствовать формированию нравственного сознания и убежденности студента [2,c.15].

В то же время, нельзя преувеличивать возможности и силу  целенаправленного учебно-воспитательного  воздействия на личность студента.  Такое понимание  сильноупрощает  процесс  формирования  нравственных убеждений  и  всей  нравственной культуры в целом.  Кроме учебно-воспитательного воздействия важными факторами их формирования являются воздействие окружающей действительности  - духовных, социально-экономических процессов, макро- и микросреды, а так же особенности личности самого молодого человека.

Современная нравственная культура  личности  немыслима  без широкой гуманитарной подготовки.  Следовательно, студентам необходимо овладевать знаниями, заключенными в таких курсах,  как история мировой и отечественной культуры, история искусства. Формирование нравственных убеждений молодежи существенно  зависит  от того,  насколько гармонично преподносимые знания связаны с художественными образами и ценностями, постигнутыми на эмоциональном уровне,  так  как  в  начале следует развивать чувственный мир и только затем постепенно переходить к духовному. Нравственная аргументация,  обращенная к молодежи, должна быть не только логически обоснованной,  но и психологически убедительной,  подкреплённой ассоциативными представлениями, чувствами, обязанными своим происхождением различным отраслям материального  и  духовного производства.

Поскольку большинство общечеловеческих моральных  ценностей веками развивалось в лоне мировых религий,  необходимо изучать и историю мировых религий, исходить из их философского и  научного осмысления.Изучение истории религий способствует приобщению студентовк  нравственным  ценностям мировой художественной культуры и искусства,  поскольку они своим происхождением во  многом  обязаны существованию религии.

Наряду с гуманитарной подготовкой в вузе,  гуманитарных наук, на современном этапе  огромную  роль в формировании ценностных ориентаций студентов играют средства массовой информации. Однакопроведенные исследования далеки от положительных оценок их деятельности, из-за чего, как представляется, их детализация должна быть отложена. Средства массовой информации, призванные буквально своей природой создавать необходимые условия для формирования нравственности,  нравственной убежденности молодых людей, в том числе и студентов, способствовать формированию нравственной культуры личности в современном ее понимании сегодня, к сожалению, довольно далеки от выполнения этих задач.

Одним из основных путей формирования современных ценностных ориентаций студента является вовлечение его в широкую социальную практику, в  активнуюсоциальную деятельность как внутри вуза,  так и за его пределами. Средствами ее формирования является  участие конкретного студента в соуправлении вузовскими делами, в непосредственном студенческом самоуправлении.Необходима также  вовлеченность студента в социальные и правовые процессы, происходящие в обществе, необходимо осознание им своей личной причастности к этим процессам, что составляет основу политкультуры.

Так, было быжелательно шире внедрять практику написания определенных рекомендаций и программ по представляющим общегосударственный интерес проблемам. При этом такая деятельность должна замечаться и поощряться высокими для студента инстанциями - ректором, министерством и т.п. У  студентов  должно крепнуть убеждение в полезности и нужности их труда, который необходимо хорошо оплачивать при  соответствующих его результатах.

Необходимо более активно формировать у молодых людей способность к сопереживанию, к проявлению добрых начал, развивать эмоциональную  культуру, добиваясь  утонченности  чувств, воспитывая  с потребностью в знаниях потребность в красоте человеческих  отношений.

Сильнейшим и действенным средством нравственного совершенствования студентов является общественное мнение.

В сложной структуре средств массовой информации особое место занимает многотиражная печать.  Оперативно откликаясь на важнейшие события в стране и за рубежом,  она уделяет основное внимание жизни вузовского коллектива,  его проблемам. Вузовская многотиражная печать служит важным направлением в формировании культурных ценностей студентов. Активное участие широкого круга студенческой молодежи во  внутривузовской печати заметно повышает их общую культуру,  оказывает существенное влияние на формирование личности будущего  специалиста.  Помощь  преподавателей гуманитарных знаний студентам в данном случае незаменима, ибо здесь происходит углубление и закрепление нравственных знаний.

По нашему мнению, все вышеперечисленные средства  необходимо использовать  как  в отдельности, так и в совокупности. Необходимо, чтобы в любой деятельности проявился нравственный характер. Кроме указанного, в процессе формирования нравственной культуры должен участвовать и принцип преемственности с учетом повышения роли студенческого актива.Формирование у каждого студента этической образованности, нравственной убежденности в соответствии с потребностями актуальной действительности и общей культуры - важные пути формирования  ценностных ориентаций студенческой молодежи.

Средствами формирования ценностных ориентаций могут бытьявления и предметы всех областей природы и человеческой жизни, обладающие теми или иными нравственными сторонами, но наиболее важными из них являются искусство, нравственное просвещение и образование, влияние социальной студенческой среды, личностное  воздействие педагога,  организация предметной среды вуза, общение с природой.

Рецензенты:

Хубиев Б.Б., д.ф.н., профессор, ФГБОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик;

Кильберг-Шахзадова Н.В., д.ф.н., профессор кафедры теории и методологии социальной работы ФГБОУ ВПО Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Атабиева З.А., Кушхова К.А. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18574 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674