Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Семенова А.А. 1 Койчуева А.С. 1
1 Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д.Алиева
Статья посвящена основным подходам к формированию семейных нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы, методическому сопровождению воспитательной работы в семье и школе, применению инновационных методов в практике работы общеобразовательных учреждений, роли повышения уровня педагогических знаний у родителей; представлена и обоснована концепция формирования нравственных ценностей старшеклассников и разработанная на её основе интегративная модель взаимодействия семьи и школы по формированию у старшеклассников нравственных ценностей, в которой представлены закономерности, принципы, функции, этапы формирования и компоненты: ценностно-целевой, критериально-оценочный, организационно-содержательный, результативный. В статье показана роль семьи в формировании ценностей, совместных тематических и досуговых мероприятий в оптимизации формирования у старшеклассников нравственных ценностей.
педагогическая технология
формирование у старшеклассников нравственных ценностей
модель взаимодействия семьи и школы
интериоризация и экстериоризация знаний
концепция формирования нравственных ценностей
взаимодействие семьи и школы
ценностная аномия
нравственные ценности
1. Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Вестник образования. - № 17. – сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации: www.vestnik.edu.ru/proect.html.
2. Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Уч. Пособие для студентов пед.ин-тов [Текст]/ И.С. Марьенко. – М.: Просвещение, 1980. – 183 с.
3. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвеще¬ние, 1983.– 160 с.
4. Хузина А.Б. Нравственное воспитание детей в семье средствами народ¬ной педагогики. – Казань: 1СГПУ, 1999. – 43с.
5. Шемшурина А.И. Смысложизненные аспекты нравственно-этического воспитания в современной школе [Текст] / А.И. Шемшурина// Этическое воспитание. – 2004. - № 1. – С. 13-19.
6. Щуркова Н.Е. За гранью урока (о внеклассной работе со школьниками) [Текст] / Н.Е. Щуркова-М: Центр гуманитарной литературы, 2004. – 192 с.

Социокультурная ситуация в российском обществе последние десятилетия характеризуется тем, что все более явно проявляются признаки нравственной дезориентации молодёжи, снижение ориентации на нравственные ценности, ценностной аномии, «системного духовного кризиса» (В.В. Абраменкова, В.А. Беляева, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, А.В. Кирьякова,. А.С. Койчуева, Н.В. Маслов, В.М. Меньшиков, Н.Д. Никандров, В.И. Слободчиков, В.Ю. Троицкий и др.). Среди значительной части учащихся общеобразовательных школ обостряются межличностные конфликты, проявляются бездуховность, жестокость, нивелируются сущность таких понятий, как доброта, человечность, справедливость, милосердие, чуткость, теряется значимость таких нравственных категорий, как долг, ответственность, сострадание и др., наблюдается асоциальное поведение, связанное с недостаточным развитием нравственных чувств, нравственного сознания, воли [3].

Вместе с тем, в стране активизировался поиск духовно-нравственных оснований, ценностных приоритетов, обеспечивающих основы формирования нравственности подрастающего поколения, позитивные отношения человека с миром, с людьми в условиях развития мировых цивилизационных процессов [1]. Этому во многом способствует как деятельность государства, так и общественных организаций и образовательных учреждений. Рядом ученых разработаны воспитательные технологии, способствующие повышению эффективности формирования нравственных ценностей: определена роль гуманистических ценностей в духовно-нравственном воспитания подростков (Т.И. Петракова, Л.Л. Супрунова), обоснованы педагогические условия нравственного воспитания и актуализации нравственных поступков школьников (И.С Марьенко, Е.В. Фадич, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова,), изучены вопросы формирования нравственных потребностей личности (Г.П. Мусаелян, И.Ю. Хитарова), проведен сравнительный анализ нравственного воспитания российских и американских подростков (М.И. Ковалева), обоснованы теоретические предпосылки формирования ценностных ориентаций в учебно-воспитательном процессе школы (З.И. Васильева, А.В. Кирьякова, А.С. Койчуева, Л.Ф Михальцова); выявлено влияние традиций народной педагогики на состояние нравственного воспитания (А.М. Аджиева, Г.А. Аргунова, К.И. Бузаров, Л.Х. Салимова, И.А. Шоров, JI.A. Энеева).

Вместе с тем, оптимизация процесса нравственного воспитания невозможна без решения проблемы взаимодействия семьи и школы, его перестройки в учреждениях образования, интеграции воспитательного процесса семьи и школы, учёта приоритета ценностей в семье, уровня воспитания в семье нравственных ценностей [3]. Следовательно, существует объективная потребность в научном осмыслении сущности нравственного воспитания основанного на приобщении к нравственным ценностям, его принципов и закономерностей и определение условий их реализации в воспитательном процессе во взаимосвязи семьи и школы, что составило цель исследования. В силу вышеуказанного, проблема исследования сформулирована следующим образом: определение совокупности педагогических условий, обеспечивающих успешность процесса формирования нравственных ценностей у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы Решение данной проблемы составляет цель исследования: теоретически обосновать концепцию формирования у старшеклассников нравственных ценностей в процессе взаимодействия семьи и школы и выявить педагогические условия ее реализации.

Исходя из проблемы и цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

1.Определить сущность, теоретико-методологические основы формирования у старшеклассников нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы;

2.Раскрыть воспитательную сущность семейных нравственных ценностей и особенности их формирования в семье и школе;

3. Обосновать концепцию формирования нравственных ценностей старшеклассников и на её основе разработать интегративную модель взаимодействия семьи и школы по формированию у старшеклассников нравственных ценностей, в которой представлены закономерности, принципы, функции, этапы формирования и компоненты: ценностно-целевой, критериально-оценочный, организационно-содержательный, результативный;

4.Разработать педагогические условия оптимизации формирования у старшеклассников нравственных ценностей в процессе взаимодействия семьи и школы.

Основные методы и база исследования. Исследование выполнялось с помощью комплекса методов, взаимодополняемость которых обеспечила объективность и научную достоверность результатов исследования: теоретические методы – анализ и изучение источников, теоретический анализ и синтез, моделирование, проектирование; эмпирические методы – наблюдение, опросные методы, педагогическая диагностика, методы статистической обработки и качественного анализа результатов эксперимента. Основная научно-исследовательская работа осуществлялась на базе образовательных учреждений Карачаево-Черкесской республики. В эксперименте были задействованы 5 средних общеобразовательных школ, 415 – старших школьников экспериментальных групп и 166 –контрольных групп.

После анализа научной литературы и обобщения опыта формирования нравственных ценностей в семье и школе, мы пришли к выводу, что успешное формирование у старшеклассников нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы могут обеспечить теоретически обоснованная целостная концепция, основанная на комплексе методологических подходов, закономерностей, педагогических принципов, функций, этапов педагогического взаимодействия и включающая следующие структурные компоненты: ценности личности, семьи, этноса, общества при оптимальном использовании факторов, влияющих на нравственное становление и развитие старшеклассников: на уровне общества (макроуровень); на уровне этноса (мезауровень); на уровне семьи и конкретной личности (микроуровень) и разработанные на её основе педагогические условия. В силу этого, для реализации цели исследования нами была разработана концепция, раскрывающая пути формирования нравственных ценностей у школьников. Она заключается в следующем:

  • определение наиболее важных нравственных ценностей, ценностных ориентаций для старшеклассников, уровня их сформированности;
  • ценностная ориентация учащихся на нравственные ценности выступает основой в целостном развитии личности; процесс ориентации должен протекать непрерывно от формирования чувств к сознанию, результаты их взаимовлияния образуют опыт поведения;
  • формирование позитивного отношения к национальным и общечеловеческим ценностям через осознание их приоритетных функций в процессе жизнедеятельности личности, формирование нравственного сознания;
  • в процессе формирования нравственных ценностей должна соблюдаться преемственность работы, проводимой педагогами и родителями на всех этапах развития личности учащихся; она должна находить выражение во взаимосвязи семьи и школы в ходе семейного воспитания и реализации содержания учебной, внеурочной и внеклассной работы:
  • обеспечение высокого уровня профессиональной и нравственной готовности педагога, включающая в себя соответствующие педагогическое и методическое мастерство, профессиональную и этнопедагогическую культуру, способность к педагогической рефлексии;
  • своевременное диагностирование степени овладения старшеклассниками нравственными национально-культурными, общероссийскими и общечеловеческими ценностями для внесения при необходимости корректировки в ценностно ориентированный процесс воспитания в СОШ;
  • соблюдение принципа последовательности усвоения ценностей от культурных достижений региона к культуре малой Родины, к общероссийской и от нее к общечеловеческой;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе формирования ценностных ориентаций, готовности к интериоризации и экстериоризации знаний;
  • разработка модели формирования нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы и критериального аппарата (показатели, уровни, критерии);
  • интеграция усилий школы, семьи и общественности, в процессе формирования нравственных ценностей, введенияв содержание учебно-воспитательного процессафакультативного курса «Нравственные ценности в современном обществе»и педагогической технологии «Нравственные требования к личности старшеклассника в современной социокультурной ситуации».

На основе разработанной Концепции нами была разработана структурная модель формирования нравственных ценностей личности на основе взаимодействия семьи и школы . Модель включает такие составляющие, как целевая, содержательная, процессуальная, оценочно-результативная, каждая из которых является основой опытно-экспериментальной работы и определяет этапы формирования нравственных ценностей личности на основе взаимодействия семьи и школы. Выделение критериев типологических групп с различным уровнем нравственной позиции является существенным для рассмотрения путей оптимизации освоения нравственных ценностей школьной молодежью.

Изучение опыта формирования нравственных ценностей и теоретический анализ научной литературы показывают, что нравственные ценности являются основой формирования личности, семья формирует нравственные ценности, начиная с самого раннего детства на основе традиционной практики воспитания, школа и семья должны продолжить их формирование, выполняя общую для этих двух воспитательных институтов задачу- социализацию личности в современной социокультурной ситуации, обеспечивая переход в цивилизационное инновационное общество через единство аксиологических установок и отношений родителей и педагогов [2;4;5;6].

Для родителей нами были созданы условия, способствующие вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс в контексте решения задач формирования нравственных ценностей старшеклассников (участие в совместном планировании воспитательной и внеучебной работы в классе, повышение уровня педагогических знаний родителей); условия, обеспечивающие эффективное управление педагогическим взаимодействием семьи и школы по формированию у старшеклассников нравственных ценностей, создание единого воспитательного пространства; создание методической службы для родителей). В системе повышения педагогической культуры родителей в экспериментальных школах нами были использованы следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский всеобуч, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Остановимся на работе родительского всеобуча. Мы пришли к выводу, что с родителями необходимо провести ряд занятий. Нами были прочитаны для родителей в начале формирующего эксперимента следующие лекции:«Нравственность как этическая категория в трудах ученых-философов, психологов, педагогов»; «Нравственные основы семьи: честь, совесть, нравственная чистота как научные понятия и нравственные категории»;«Категория «совесть» в семейном укладе»; «Геронтотимия как главное нравственное качество: истоки, развитие, современное состояние»; «Морально-этические традиции народов Российской Федерации»; «Семья как фактор нравственного становления личности» и др.

Большую роль сыграло оперативное управление, направленное на формирование учителями-предметниками, классными руководителями, воспитателями и родителями нравственных ценностей у старшеклассников в ходе взаимосвязанной деятельности.

Что касается совместной деятельности, то включение старшеклассников в различные виды деятельности, например, волонтерскую деятельность происходило во время социально значимых акций, работы с подшефными школами для детей-сирот, благотворительных мероприятий, обеспечивающую преемственность этнических традиций взаимопомощи, милосердия, покровительства и помощи старым, больным, беспомощным, сиротам, в которых принимали участие как учителя, так и родители. Также старшеклассники привлекались к участию в научно-исследовательской деятельности по изучению культурно-исторического наследия, в частности, нравственных ценностей.

Следует отметить, что реализация обозначенных выше педагогических условий и модели обеспечивает аксиологическое единство взаимодействия семьи и школы по формированию у старшеклассников нравственных ценностей и успешность деятельности всех субъектов этого взаимодействия: родителей, учителей, руководителей общеобразовательной школы, старшеклассников, семьи, педагогического коллектива, коллектива учащихся школы.

Ориентация семьи и школы в процессе взаимодействия на высокий уровень формирования у старшеклассников нравственных ценностей обеспечивает успешность их готовности не только к нравственному поведению, но и готовность к семейной жизни, ответственному родительству, гражданским обязанностям. Результаты изучения авторского курса «Нравственные ценности в современном обществе» были следующими: усилилось ценностное отношение к таким нравственным ценностям, как уважение к старшим, приобщение к таким нравственным ценностям, как эмпатия, милосердие, оказание покровительства младшим и сиротам и т.д. Исходя из того, что основным условием повышения уровня сформированности нравственных ценностей личности является приобщение к базовым национальным ценностям, можно сделать вывод о позитивных изменениях в ценностном сознании личности.На этапе формирующего эксперимента были проведены два среза: промежуточный и итоговый. Изучение учащимися содержания нравственных ценностей и этнокультурных народных традиций с целью ориентации на базовые национальные нравственные ценности привело к положительным результатам, что видно из следующего: число старшеклассников по уровням сформированности нравственных ценностей личности до эксперимента составляло: высокий(приближающийся к идеальному) – 18,95% ; достаточный уровень – 34,27% ; тревожный уровень – 27,41%; критический уровень – 19,35%; после него– 31,45% %; 49,19 %; 10,48 % % и 8,87 % соответственно, что показывает положительную динамику их развития (см. диаграмму).

Выводы

1. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что использование концепции и совокупности педагогических условий формирования нравственных ценностей на основе взаимодействия семьи и школы показала свою состоятельность, т.к. в таком разрезе осуществляется более глубокая форма взаимосвязи содержательных компонентов воспитательного процесса, который формирует нравственные ценности старшеклассников, такие, как честь, совесть, эмпатия, милосердие, любовь к членам семьи, уважение к старшим, патриотизм, интернационализм и др., что повышает готовность к исполнению общественного нравственного императива и моральных требований современного российского общества. Большую роль в оптимизации этого процесса сыграло введение в содержание авторского курса «Нравственные ценности в современном обществе» национально-регионального компонента блока «Нравственные ценности: история, эволюция, современное состояние», использование инновационных форм обучения и воспитания, педагогической технологии формирования у старшеклассников нравственных ценностей, основанной на интеграции традиционных и инновационных форм и методов воспитания во взаимодействии семьи и школы, использование этих знаний при организации учебной и внеучебной работы – социальных акций, кружковой работы, работы с подшефными школами для детей-сирот, благотворительных мероприятий, обеспечивающих преемственность этнических традиций взаимопомощи, милосердия, покровительства и помощи старым, больным, беспомощным, сиротам, в которых принимали участие как ученики, так и учителя, и родители.

2. Формами взаимодействия педагогов и родителей, выступающими как способы организации их совместной деятельности и общения (в сочетании коллективных групповых и индивидуальных) были родительские собрания, тематические встречи, лекторий, конференции, диспуты и др. Для повышения готовности родителей к ОЭР был организован родительский лекторий, на заседаниях которого происходило ознакомление родителей с вопросами воспитания, повышения их педагогической культуры, выработки единых подходов к воспитанию детей, ценностно ориентированной деятельности семьи и школы.

3. Отмечено, что педагогическая технология «Нравственные требования к личности старшеклассника в современной социокультурной ситуации» входила как составная часть в содержание факультативного курса «Нравственные ценности в современном обществе» и прошла апробацию в опытно- экспериментальной работе, которая предусматривала ряд инноваций в интегрированной воспитательной работе семьи и школы. Занятия со старшеклассниками согласно рекомендациям учёных были организованы как в традиционной форме, так и с использованием нетрадиционных форм работы, например, в форме тренинга с использованием игровых ситуаций, проблемных заданий и упражнений с учётом моральных требований современного общества и этноса, уроков по взаимодействию с родителями, помогающим в «погружения в атмосферу этноса», уроков-тренингов по использованию основ нравственной и соционормативной культуры, КТД, фестивалей, диспутов, конференций, викторин, праздников культуры народов РФ и мира и т.д.

Рецензенты:

Батчаева Х.Х-М., д.п.н., профессор кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО КЧГУ им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск;

Эбзеев М.М., д.п.н., профессор кафедры теоретических основ физической культуры и туризма ФГБОУ ВПО КЧГУ им. У.Д. Алиева г. Карачаевск.


Библиографическая ссылка

Семенова А.А., Койчуева А.С. ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18575 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674