Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕКОНСТРУКЦИЯ ФРОНТОВОГО КОНЦЕРТА КАК ФОРМА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Мазурова Н.А. 1 Мазуров К.В. 1 Лобанова О.Б. 1 Плеханова Е.М. 2
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета
2 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Историческая реконструкция приобретает особое значение в русле работы с молодым поколением граждан России как демократичная, творческая и интерактивная форма военно-патриотического воспитания. Поэтому сегодня, в среде российской молодежи, усиливается движение исторической реконструкции. Исследования, связанные с исторической реконструкцией как инновационной формой патриотического воспитания, становятся темой изучения не только ученых, но и педагогов-практиков. Актуальность исследования движения исторических реконструкций как формы патриотического воспитания, как формы творческого устроения досуга подтверждается постоянным вниманием к этому феномену средств массовой информации, охватом все большего числа городов и регионов России. В статье раскрывается опыт организации исторической реконструкции фронтового концерта, рассматривается понятие «историческая реконструкция», определяются возможности организации исторической реконструкции как формы военно-патриотического воспитания, анализируется репертуар фронтовых концертов, раскрываются идейно-художественные особенности произведений разных жанров; показано, что организация исторической реконструкции фронтового концерта способствовала формированию профессионально-значимых компетенций у студентов педвуза.
жанр
компетенция
историческая реконструкция
фронтовой концерт
военно-патриотическое воспитание
1. Божок Н.С. Движение исторической реконструкции как феномен молодежной культуры: автореферат дис… канд. социол. наук. – Саратов, 2013.
2. Глухарев И.В. Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен: дис… канд. культурол. наук. – М., 2000.
3. Думанян Ю. Фронтовые бригады и театры ВТО в период Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] // http://www.teatron-journal.ru/antrakt/istoriya/item/103-frontovie_brigady.html (дата обращения 12.01.2015).
4. Ковалев В.А. и др. Очерк истории русской советской литературы. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. [Электронный ресурс] // www.biografia.ru/arhiv/ochlit.html (дата обращения 12.01.2015).
5. Лунгуль А.А., Зырянова О.Н., Бахор Т.А.
6. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». [Электронный ресурс] // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/(дата обращения 12.01.2015).
7. Русский советский фольклор. Антология / Сост. и прим. Л.В. Домановского и др. – Л., 1967. – 189 с.
8. Симонов К. Собр. соч.: в 6 т. – М.,1970. – Т.6. – 799 с.
9. Тарасов Д.А. Историческая реконструкция, проблемы развития (аналитическая статья). [Электронный ресурс] // http://samlib.ru/t/tarasow_d/recon_problem.shtml (дата обращения 12.01.2015).
10. Черкасов Н. К. Записки советского актера / ред. Е.М. Кузнецов. – М.: Искусство, 1953. – 391 с. [Электронный ресурс] // http://teatr-lib.ru/Library/Cherkasov_N_K/Zapiski (дата обращения 12.01.2015).

Военно-патриотические воспитание студентов - одно из магистральных направлений современной государственной политики. В Постановлении Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы"» определены цель и задачи военно-патриотического воспитания, механизмы реализации программы, а также мероприятия по eё реализации. Среди мероприятий в Программе особая роль отводится организации «массовых театрализованных действий на полях ратных сражений и воинской славы России...». Тогда как результатом реализации Программы предполагается «внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания в систему образования, выработка новых подходов к формированию патриотического сознания обучающейся молодежи» [6].

Выше сказанное актуализирует инновационную форму военно-патриотического воспитания - историческую реконструкцию.

О важности патриотического воспитания говорит большое количество исследований, в которых отражены различные аспекты: патриотическое воспитание студентов (В.В. Гладких, С.П. Меньшиков, А.В. Осипова, В.А. Середа, А.Г. Черняк и др.), старшеклассников (С.З. Закрьяева, Г.Г. Терентьева, А.С. Целовальникова, Е.В. Ширекина и др.), подростков (М.Л. Афанасьева, Т.В. Левкина, О.Н. Теньшова и др.), младших школьников (Я.В. Макарчук и др.), дошкольников (Е.В. Борисова и др.), патриотическое воспитание как ведущее направление государственной молодежной политики (А.С. Вергузь, В.М. Хаустов и др.), патриотическое воспитание будущего учителя (А.В. Лукинова, И.М. Салпыкова и др.).

Историческая реконструкция приобретает особое значение в русле работы с молодым поколением граждан России как демократичная, творческая и интерактивная форма военно-патриотического воспитания. Поэтому сегодня, в среде российской молодежи, усиливается движение исторической реконструкции. Особенности этого движения отражены в работах Н.С.Божок, Е.В.Веселовой, Н.А.Гангур, И.В.Глухарева, М.Н.Кукаревич, А.Н. Милюкова, Д.А. Николаева и др. Авторы работ отмечают, что широкий диапазон факторов привлекательности исторической реконструкции позволяет молодежи наиболее полно реализовать духовные потребности, входя в реальность прошлого и соприкасаясь с «живой историей». Важно, что историческая реконструкция оказывает особое воздействие на формирование чувства сопричастности судьбоносным событиям отечественной истории [1].

Исследования, связанные с исторической реконструкцией как инновационной формой патриотического воспитания, становятся темой изучения не только ученых, но и учителей-практиков. Так, работы Д.А. Николаева «Военно-историческая реконструкция как форма изучения реальных событий военной истории (Нижегородский опыт)» и А.Н. Милюкова «Использование исторической реконструкции как наглядного метода изучения истории» имеют прикладной характер: в них рассматривается историческая реконструкция с точки зрения преподавания истории. В работе Д.А. Тарасова «Историческая реконструкция, проблемы развития (аналитическая статья)» [9] рассматриваются определения понятия «историческая реконструкция» и критерии аутентичности реконструкции на разных уровнях. В контексте молодежной субкультуры рассматривает историческую реконструкцию Н.С. Божок [1]. Пример исторической реконструкции свадебного обряда приведен в работе А.А. Лунгуль, О.Н. Зыряновой, Т.А. Бахор [5].

Традиционно под исторической реконструкцией подразумевается воссоздание события той или иной исторической эпохи с использованием археологических, изобразительных и письменных источников с элементами моделирования и театрализации. В истории понятие «реконструкция» охватывает многоступенчатый процесс восстановления предметов, поведения, социальной организации, событий прошлого [1]. Историческая реконструкция - область науки и культуры, позволяющая по имеющимся данным различных источников восстановить и воспроизвести в комплексе какую-либо область деятельности человека, с учетом социальных отношений, материальной культуры и традиций [2]. Актуальность исследования движения исторических реконструкций как формы патриотического воспитания, как формы творческого устроения досуга подтверждается постоянным вниманием к этому феномену средств массовой информации, охватом все большего числа городов и регионов России.

Красноярским краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности поддержан проект студентов Лесосибирского педагогического института «Фронтовой концерт (реконструкция концерта фронтовых бригад)». В качестве предмета реконструкции было выбрано такое событие времен Великой Отечественной войны, как фронтовой концерт. Проект направлен на создание условий для военно-патриотического воспитания студентов, формирование активной жизненной позиции, высоких духовно-нравственных и патриотических ценностей (гражданственность, ответственность за судьбу Отечества, готовность к его защите, уважительное отношение к отечественной истории, культурным традициям); развитие профессионально-значимых компетенций у студентов посредством организации и проведения культурно-просветительской деятельности среди детей, подростков и молодежи.

Обращаясь к теме реконструкции фронтового концерта, прежде всего, следует отметить его специфические черты. Так, фронтовой концерт - явление в годы войны широко распространенное, но в современной науке изучено слабо. Фронтовой концерт в самом общем смысле - концерт фронтовых бригад артистов. Фронтовая бригада артистов состояла из артистов драматических и музыкальных театров, артистов филармонии, артистов цирка, артистов оригинального жанра и др. На фронт, в прифронтовые районы, госпитали выезжали фронтовые бригады известных театров. По воспоминаниям Н.К. Черкасова можно понять, каково было содержание фронтовых концертов: «Мы целиком отдались нашей новой задаче, ежедневно встречались с писателями, помогавшими нам в работе. Шли поиски наиболее острых, доходчивых форм политической сатиры, спешно создавался репертуар, дружно велись репетиции. В конце июля мы показали свою первую концертную программу «Прямой наводкой». Она состояла из серии политических сценок остро злободневного характера. Сатирическая картинка «Сон в руку» рисовала встречу Гитлера с историческими личностями - полководцами, пытавшимися покорить Россию, но нашедшими в ней гибель. Пародийная сценка «Случай в сумасшедшем доме», посвященная разоблачению расовой теории фашизма, продолжала боевое направление всей программы. Особенно большой успех имел сатирический дуэт Адольфа Гитлера и Германа Геринга. Комический конферанс удачно проводился двумя персонажами - ополченцами Тетеркиным (Н. Корн) и Петеркиным (М. Иванов). В качестве вступления к программе я читал монолог профессора Полежаева, а в отдельных случаях - заключительную речь Александра Невского» [10].

В самом начале войны определился сатирический пафос фронтовых концертов: «В десятых числах августа мы начали готовить новую программу. В нее вошел хор веселых бойцов с сатирическими песенками, политический памфлет «Антонеску и Маннергейм», частушки о комических похождениях двух друзей - ротного повара и батальонного парикмахера, хор гусляров, «раешник» на злободневные темы (исполнявшийся двумя «балаганными дедами»)» [10].

Популярным жанром фронтовых концертов были частушки, которые отличались большим тематическим разнообразием. В начале войны были распространены частушки, в которых звучала тема расставания с любимым. Распространенным мотивом частушек на эту тему является мотив сиротства.

Взяли милку на войну,

Меня оставили одну.

Я с миленочком рассталась,

Сиротой кругом осталась.

Ой, подруга дорогая,

Обе мы сироточки:

У тебя и у меня

На войне залеточки [7, 106].

Распространившиеся еще в годы гражданской войны частушки «Яблочко» в годы Великой Отечественный войны получают новый импульс развития. Частушки отражают различные этапы войны: бои под Москвой, оборону Ленинграда, сражения под Ростовом.

Ой, яблочко,

Росло за Вислою.

У врага под Москвой

Дело кислое.

Ой, яблочко,

Да с червоточинкой.

Немцу взять Ленинград

Нету моченьки [7, с.112].

Частушки отражают понимание того, что главной силой, с которой столкнулся фашизм, является русский народ.

Ой, яблочко,

Да наливается.

Наша Русь на врага

Поднимается [Там же].

В частушках, как и в произведениях других жанров, звучит уверенность в победе народа.

Ой, яблочко,

Да так и сочится.

Враг живьем не уйдет,

Не воротится.

Ой, яблочко,

Да розмариново.

Да, всех врагов истребим

До единого [Там же].

Теме неизбежного поражения фашистских захватчиков посвящен целый цикл частушек, в которых сатирически изображаются образы Гитлера и его окружения.

Гитлер вздумал угоститься -

Чаю тульского напиться.

Зря, дурак, позарился -

Кипятком ошпарился.

Ехал Гитлер на Москву

На машинах-таночках,

А оттуда, из Москвы -

На разбитых саночках [7, с.110-111].

Сидит Гитлер на дороге,

В лапти обувается,

А на них написано:

Жизнь его кончается.

На осине две веревки,

Любо-дорого смотреть.

Скоро Гитлер с Муссолини

Будут рядышком висеть [7, с.131].

Во фронтовых концертах исполнялись не только частушки, возникшие в годы войны, но и частушки, давно бытовавшие в народе. Известной исполнительницей частушек была Лидия Русланова.

Распространенной формой была и большая литературно-музыкальная композиция героико-патетического характера. Н.К. Черкасов вспоминает о композиции «Александр Невский, Суворов, Кутузов», в которой использовались фрагменты фильмов, созданных до и во время войны. Говорит Н.К. Черкасов и об условиях, в которых проходили фронтовые концерты: «Мы выступали перед бойцами, отправлявшимися на фронт, на вокзалах и в призывных участках, у моряков и у летчиков, оборонявших Ленинград» [10].

Репертуар фронтовых театральных бригад состоял из пьес классических и современных. Так, например, в репертуар Ленинградского Большого драматического театра им. А.М. Горького входили спектакли по пьесам А. Горького «Мещане» и «Дачники», А. Чехова «Вишневый сад», современных драматургов А. Соловьева «Фельдмаршал Кутузов», И. Бехтерева «Полководец Суворов», А. Первенцева «Крылатое племя». Особенным вниманием театров пользовались пьесы К. Симонова. Тот же БДТ поставил пьесы «Парень из нашего города», «Русские люди». Фрагменты из пьес К. Симонова также исполнялись во фронтовых концертах.

В 1944 году К. Симоновым была написана пьеса «Так и будет», тотчас же ставшая популярной. К. Симонов, писавший преимущественно о событиях на фронте, в этой пьесе переносит действие в Москву, в подчеркнуто мирную обстановку. Это во многом определяет проблематику пьесы. Система образов пьесы построена таким образом, что персонажи делятся на тех, кто воюет, и тех, кто на фронте не был. Вопрос о том, как будет устроена жизнь после войны, как будут взаимодействовать между собой эти люди, - один из главных в пьесе. К. Симонов раскрывает новую коллизию времени и в то же время разрешает наметившийся конфликт через реплику героя пьесы: «Знаете что? Постарайтесь построить этим, вернувшимся с войны людям, новые города, лучше прежних, дома со всеми удобствами, от которых они давно отвыкли, и они от всей души простят то, что вы не были на фронте» [8, с.263].

Популярность пьесы К. Симонова у военного зрителя обусловлена тем, что драматург показывает в ней сугубо мирные отношения (Савельеву тоже хочется пойти в театр, но «чтобы пьеса без стрельбы» [8, с.263]), раскрывает кусочек мирной жизни, в которой есть свои проблемы, но они легко разрешимы.

Представленные выше воспоминания Н. Черкасова послужили основой для реконструкции фронтового концерта и позволили определить два этапа работы над данным проектом.

Первый этап, организационный, был направлен на набор участников концерта, планирования действий и распределение обязанностей среди участников по организации исторической реконструкции.

Второй этап, основной, предполагал решение ряда проблемно-поисковых задач, таких как: работа с архивными документами, научными материалами, воспоминаниями по изучению аспектов исторического события «Великая отечественная война», связанных с фронтовым концертом; анализ содержания, построения и особенностей проведения фронтовых концертов в годы Великой Отечественной войны для проектирования исторической реконструкции; подбор и восстановление материалов для постановки, проектирования и реализация исторической реконструкции «Фронтовой Концерт».

Важно, что данный вид работы с историческим материалом помогает развивать у студентов такие профессионально-значимые компетенции будущего учителя, как идейно-политический и культурный кругозор, общественную активность, чувство нового, потребность работать с детьми, настойчивость, умение организовать внеклассную работу по предмету (Ю.К. Бабанский). Возможность организации и проведения культурно-просветительского мероприятия позволила развить такие группы личностных качеств будущего учителя-профессионала, обусловленных соответствующими видами деятельности, как гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские (Н.В. Кузьмина).

Поэтому можно утверждать, что инвестирование в проекты культурно-исторического характера - это инвестирование в знания, в развитие человека как личности и профессионала, в формирование гражданского общества. Сегодня движение исторической реконструкции может рассматриваться как одно из направлений молодежной политики в России. Участие в исторической реконструкции дает возможность преодолеть социально-культурную ограниченность, создает дополнительные возможности для общения молодежи в группе единомышленников и духовного взаимообогащения всех участников.

Рецензенты:

Шарифуллин Б.Я., д..фил.н., профессор, профессор кафедры русского языка и литературы Лесосибирского педагогического института, филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск;

Алашкевич Ю.Д., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой, Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Мазурова Н.А., Мазуров К.В., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. РЕКОНСТРУКЦИЯ ФРОНТОВОГО КОНЦЕРТА КАК ФОРМА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18893 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674