Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Згурская Т.В. 1
1 ГОУ ВПО «Новокузнецкий институт-филиал Кемеровского государственного университета»
В статье поднимается актуальная проблема формирования познавательных потребностей младших школьников посредством применения методики формирования мотивации познавательной деятельности младших школьников, способствующая становлению потребности познавать новое. Уточнены определения основных понятий, значимых для исследования: познавательные потребности младших школьников, внутренняя позиция ученика. Представлены задачи методики формирования мотивации познавательной деятельности младших школьников. В основу построения методики положены приемы: самодиагностика и самопознание с разрешением проблемной учебной ситуации, вовлечение учащихся в учебные ситуации, способствующие осознанию младшими школьниками важности учения как ценности и своей готовности к познавательной деятельности. Описан разноуровневый характер (репродуктивных, аналитических, продуктивных) вопросов для бесед, задания с использованием приема вовлечения младших школьников в учебные ситуации. Охарактеризован перечень утверждений, отражающих внутреннюю позицию ученика. Представлены результаты принятия утверждений младшими школьниками.
мотивация познавательной деятельности
внутренняя позиция ученика
познавательные потребности младших школьников
1. Асеев В.Г. Личность и значение побуждений. – М.: Изд-во «Мысль», 1993. – 223 с.
2. Бондаревская Е.В. Научно-теоретические основы личностно- ориентированного образования. // Личностно-ориентированный процесс: сущность, содержание, технологии. – Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 1995. – 288 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды: под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Воронеж, 1997. – 349 с.
4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. – М., 1983; Т..3. – 320 с.
6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / Конспект лекций. – М.: МГУ, 1997. – 68 с.
7. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999. – 720 с.
Современный этап развития российского общества, интенсифицируя социальные, экономические, политические и др. процессы, вынуждают человека усиливать свою познавательную активность, способность к развитию своих познавательных потребностей. Формирование познавательных потребностей целесообразно начинать уже с первой ступени школьного обучения, создающей существенные предпосылки для становления человека как полноценного субъекта познания.

Младшему школьному возрасту свойственны новообразования, необходимые для становления его как субъекта учебной деятельности: учебная мотивация, познавательный интерес, произвольность психических процессов, рефлексивные возможности и т.д.

Теоретической основой формирования познавательных потребностей являются психолого-педагогические теории потребностей личности Л.И. Божович [3], Л.С. Выготский [4], С.Л. Рубинштейн [7] и др., мотивации В.Г. Асеев [1], А.Н. Леонтьев [6] и др., установки С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др., концепции формирования ценностных ориентаций личности Е.В. Бондаревская [3], Ю.В. Шаров и др.

Применительно к младшему школьному возрасту познавательные потребности младших школьников рассматриваются как необходимость сознательного, активного, творческого познания окружающего мира и явлений - интегративные свойства личности учащегося как субъекта учебной деятельности.

Основой мотивации познавательной деятельности является процесс формирования у младших школьников внутренней позиции ученика, которую Л.И. Божович [3] определяет как систему установок, мотивов, связанных с актуальными потребностями ребенка и определяющих собой основное содержание и направленность его деятельности в данный период жизни. Опираясь на данное положение, формирование у младших школьников внутренней позиции ученика обеспечивается становлением мотивов их познавательной деятельности, проявляющихся в их познавательных потребностях.

Для формирования у младшего школьника целостного представления о себе как о субъекте учения нами была разработана и применена методика формирования мотивации познавательной деятельности младших школьников, способствующая побуждению младших школьников к познавательной деятельности.

В основу построения методики положены следующие приемы: самодиагностика и самопознание с разрешением проблемной учебной ситуации, вовлечение учащихся в учебные ситуации, способствующие осознанию младшими школьниками важности учения как ценности и своей готовности к познавательной деятельности.

Задачами предложенной методики являлись:

1. Обеспечение включения младших школьников в рефлексивную деятельность, актуализирующую их готовность к познавательной деятельности.

2. Формирование познавательных мотивов учебной деятельности и ценностного отношения к ней.

3. Формирование осознанного целостного представление о себе как о субъекте учения.

Для решения поставленных задач нами использовался разноуровневый характер (репродуктивных, аналитических, продуктивных) вопросов для бесед и задания с использованием приема вовлечения младших школьников в учебные ситуации путем изменения условий одной и той же задачи.

Репродуктивные вопросы предполагают воспроизведение знаний и умений, необходимых для становления школьника как субъекта познавательной деятельности, тогда как аналитические вопросы требуют сопоставить имеющиеся знания, умения с особенностями учебной ситуации в познавательной деятельности. Продуктивные вопросы позволяют младшим школьникам определить собственное отношение к учению, имеющему личностно-значимый смысл.

Для вовлечения младших школьников в учебные ситуации с помощью разноуровневых вопросов нами был составлен перечень утверждений (таблица 1), отражающих внутреннюю позицию ученика, его отношение к учению, в соответствии с особенностями познавательных потребностей учащихся младшего школьного возраста.

Например, утверждение «Тот, кто много читает - интересный собеседник» отражает внутреннюю позицию ученика, определяющую его установку на познание нового с помощью чтения книг и его желание быть интересным собеседником для окружающих.

Учебную ситуацию мы рассматриваем как элемент личностно-ориентированного обучения, как систему отношений, складывающихся в определенный момент осуществления учебной деятельности, как отношение учащихся к целям и содержанию учебной деятельности; отношение учащихся к учителю, к сверстникам, как условия осуществления познавательной деятельности.

Работа с каждым утверждением проходила дифференцированно в четыре этапа с учетом уровней сформированности познавательных потребностей, выявленных в исходном констатирующем эксперименте. Нами использовались индивидуальные формы работы с учащимися, имеющими низший уровень сформированности познавательных потребностей и фронтальные формы работы с остальными школьниками.

С целью выявления эффективности работы по формированию мотивации познавательной деятельности младших школьников мы предложили учащимся весь перечень утверждений (таблица 1) и попросили их отметить знаком «+» правильные на их взгляд утверждения, знаком «-» те, с которыми они не согласны.

Таблица 1

Перечень утверждений, отражающих внутреннюю позицию ученика

 

Типы утверждений

 

Принятые утверждения в начале экспер-та

Принятые утверждения в конце

экспер-та.

Непринятые утверждения в начале

экспер-та

Непринятые утверждения в начале

экспер-та

К-во

уч-ся

В%

К-во

уч-ся

В%

К-во

уч-ся

В%

К-во

уч-ся

В%

1. Ученик должен быть ответственным в учении.

65

45,1

123

85,4

79

54,9

21

14,6

2. Каждый школьник - должен выполнять свои учебные обязанности.

56

38,8

131

91,0

88

61,2

13

9,0

3. Хорошая учеба помогает получить профессию.

71

49,3

144

100

73

50,7

0

0

4. Учиться хорошо - значит принести пользу Родине, обществу.

86

59,7

117

81,3

58

40,3

27

18,7

5. Учиться хорошо значит приносить пользу себе.

74

51,3

137

95,1

70

48,7

7

4,9

6. Одноклассники уважают трудолюбивых и старательных учеников.

 

55

 

38,2

 

114

 

79,2

 

89

 

 

61,8

 

30

 

20,8

7. Тот, кто много читает - интересный собеседник.

43

29,9

116

80,6

101

70,1

28

19,4

8. Дисциплина на уроке помогает лучше учиться.

62

43,1

132

91,7

82

56,9

12

8,3

9. Хороший друг всегда поможет в учебе.

19

13,2

108

75,0

125

86,8

36

25,0

10. Плохую оценку всегда можно исправить.

34

23,6

109

75,7

110

76,4

35

24,3

Анализ данных в таблице 22 позволяет заключить, что на начальном этапе исследования самое большое количество учеников не приняли утверждения: «Хороший друг всегда поможет в учебе» - 86,8 %, «Плохую оценку всегда можно исправить» - 76,4 %, «Тот, кто много читает - интересный собеседник» - 70,1 %. Полученные данные свидетельствуют о том, что исследуемые младшие школьники не готовы проявлять познавательную активность, преодолевать трудности в учении, проявлять настойчивость, уверенность в себе, вступать в отношения со сверстниками с целью принятия их помощи. Лишь 13,2 % учащихся готовы принимать помощь от одноклассников, 23,6 % школьников верят в свои познавательные возможности и в успех в учении, 29,9 % воспринимают чтение книг как ценность необходимую для себя. Поэтому, вовлекая детей в рефлексивную деятельность с помощью разноуровневых вопросов к учебным ситуациям, мы формировали у них целостное представление о себе как о субъекте учения.

Рассмотрим в качестве примера работу с утверждением «Каждый школьник имеет свои учебные обязанности».

На начальном этапе работы с данным утверждением учащиеся последовательно отвечали на репродуктивные вопросы:

- Как Вы понимаете слово обязанности?

- Зачем нужны обязанности?

- Назовите школьные обязанности.

- Какие обязанности Вы должны выполнять, чтобы хорошо учиться?

- Зачем Вам нужно выполнять эти обязанности?

- Какие школьники в классе добросовестно выполняют свои учебные обязанности?

Отвечая на предложенные вопросы, дети объясняли значение слова обязанности следующим образом: «что-то выполнять по дому, классу», «мыть пол, посуду, убирать за собой постель», «помогать маме» и т.д. Среди школьных обязанностей учащиеся называли «учиться хорошо», «выполнять все, что говорит учитель», «вести себя на уроках тихо», «выполнять уроки».

В ходе беседы выявилось, что для 54 % учеников понятие «обязанность» означает «что-то делать по классу». Также были школьники, утверждающие, что обязанности не нужны, можно учиться и не иметь обязанностей (22 %). Однако во время беседы эти дети проявляли всё большую активность. В конце беседы они называли обязанности, которые нужно выполнять, чтобы хорошо учиться: «всегда стараться», «делать домашнее задание», «много читать», «быть дисциплинированным». Школьники единодушно согласились с тем, что выполнение школьных обязанностей необходимо для хорошей учебы.

Далее школьникам предлагались аналитические вопросы - о самооценке готовности принять и выполнять свои учебные обязанности, требующие сопоставить имеющиеся знания о школьных обязанностях и умения их выполнять с особенностями учебной ситуации в познавательной деятельности.

- Считаете ли Вы, что добросовестно выполняете свои учебные обязанности?

- Что мешает Вам всегда выполнять свои учебные обязанности?

- Сможете ли Вы всегда выполнять свои учебные обязанности?

Отвечая на предложенные вопросы, школьники в присутствии одноклассников оценивали добросовестность выполнения своих учебных обязанностей. Необходимо отметить, что одноклассники усомнились в справедливости 24 % детей, считающих себя добросовестными в выполнении своих учебных обязанностей. Школьники называли причины, по которым нельзя того или иного ученика назвать добросовестным: «получает иногда плохие оценки», «не всегда готов к уроку», «учительница часто делает замечание» и т.д. После того как дети критично оценили отношение к своим учебным обязанностям, они осознанно называли причины, мешающие им всегда выполнять их: «я ленюсь», «часто забываю, что дежурный по классу», «думаю, что говорю во время урока с соседом тихо, а учительница говорит, что мешаю». Однако большинство учащихся 68 % ответили, что им ничего не мешает, что они готовы всегда выполнять свои учебные обязанности, нужно только не забывать о них.

Применение продуктивных вопросов позволило получить сведения о том, как вел себя школьник в учебной ситуации, требующей выполнения школьных обязанностей, какие чувства он испытывал (удовлетворения, разочарования), о дальнейших его действиях по выполнению своих учебных обязанностей.

- Вспомните случаи, когда Вы добросовестно выполняли свои учебные обязанности.

- Как отнеслись к этому одноклассники, учителя, родители? Что Вы испытывали?

- Что изменится, если Вы всегда будете выполнять свои учебные обязанности? Как Вы себя будете чувствовать? Как будут относиться к Вам одноклассники, учителя, родители?

На первый вопрос были следующие ответы: «вчера нам задали учить стихотворение, я вспомнил об этом поздно вечером, но не лег спать, а выучил его, и получил пятерку», «когда нам задали читать дополнительную литературу, я взял книгу в библиотеке, прочитал ее и мне поставили пятерку в журнал» и т.д. Школьники пришли к выводу, что в тех случаях, когда они добросовестно выполняли свои учебные обязанности, им ставили хорошие отметки. На второй вопрос учащиеся отвечали: «когда я получаю хорошие оценки за домашнюю работу, то радуюсь, что мама меня похвалит», «учительница говорит, что у меня аккуратные тетради и показывает их всему классу. Мне это нравится» и т.д. На последний вопрос школьники отвечали: «Если я всегда буду выполнять свои учебные обязанности, то буду получать хорошие оценки», «учительница будет меня хвалить и ставить в пример», «у меня будут лучшие тетради, лучшее поведение», «меня не будут ругать мама и учительница». Дети отметили, что им очень приятно получать заслуженную похвалу учителя и родителей, что результатом добросовестного выполнения ими учебных обязанностей является хорошая учеба, уважение окружающих (взрослых и детей).

С помощью беседы школьники осознавали свои позитивные представления о прошлом опыте, связанные с выполнением учебных обязанностей, они пришли к пониманию того, что этот опыт всегда сопровождается положительными эмоциями, удовлетворением от результатов, затраченных усилий, что поддерживало их готовность всегда выполнять свои учебные обязанности, способствовало формированию мотивации их познавательной деятельности.

На последнем этапе работы с данным утверждением младшим школьникам предлагалось прочитать на карточке текст, связанный с учебной ситуацией выполнения учащимися своих обязанностей, и ответить на вопросы к нему.

Текст на карточке: Сережа очень часто забывал выполнять домашнее задание. Учительница ставила двойки в дневник. Мальчик на нее за это обижался, потому что ребята обзывали его двоечником, а дома огорчалась мама, увидев дневник сына.

Отвечая на вопрос к тексту: «Как относится Сережа к своим учебным обязанностям?», - дети высказали схожие мнения: «безответственно», «недобросовестно».

На вопрос «Почему Сережа забывает выполнять домашнее задание?» ответы школьников были связаны с неумением мальчика распределять время для выполнения домашнего задания и с невыполнением обязанности записывать задания в дневник: Катя Д. «Наверное, все время гуляет во дворе и не успевает», Миша Д. «Он ленивый мальчик», «Ему неохота», Марина Б. «Сережа забывает выполнять домашнее задание, потому что не записывает в дневник то, что задает учитель?», Денис Л. «Сережа забывает приносить дневник в школу», Олег П. «Не готовится к уроку, не кладет дневник на парту» и т.д.

Вопрос: «Виновата ли учительница в том, что Сережу не уважают одноклассники и в том, что огорчается мама?» тоже вызвал у школьников единодушный отклик, что Сережа во всем виноват сам. Отвечая на вопрос: «Что может помочь Сереже помнить о выполнении домашнего задания каждый день?» дети также выразили общее мнение, что мальчику необходимо всегда помнить о своих учебных обязанностях. Учащиеся предлагали: «записывать домашнее задание в дневник, блокнот», «повесить над столом режим дня, с указание времени на выполнение домашнего задания», «попросить маму всегда напоминать об уроках и других школьных делах» и т.д.

Школьники пришли к выводу, что на месте Сережи они каждый день выполняли бы домашние задания и не обижались бы на учительницу за плохие оценки. 36 % учащихся посчитали, что на месте одноклассников они бы не стали обзывать его двоечником, но сказали бы ему о том, что он плохой ученик.

Ответы детей свидетельствуют об их умении устанавливать и устранять объективные причины школьных неуспехов, связанных с невыполнением учебных обязанностей, что способствует формированию их представлений об образе ученика и представления о себе как о субъекте учения.

На завершающем этапе формирования мотивации познавательной деятельности мы сочли необходимым выяснить, как изменилось отношение младших школьников к познавательной деятельности. Для этого учащимся был предложен тот же перечень утверждений, с которым они работали на занятиях. Нужно было отметить правильные, на их взгляд, утверждения, и те, с которыми они не согласны (таблица 1).

Анализ данных в таблице 10 позволяет заключить, что количество учащихся, принявших утверждения, отражающие внутреннюю позицию ученика, связанную с положительным отношением к учению, увеличилось.

Таким образом, формами и методами, способствующими формированию мотивации познавательной деятельности младших школьников, являются: вовлечение учащихся в учебные ситуации, требующие осознанного проявления ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, выполнения своих учебных обязанностей, терпения, уверенности в себе, понимания значения учения для себя и для общества, для будущей профессии, желания познавать новое, читать книги, быть интересным собеседником; использование разноуровневых репродуктивных, аналитических, продуктивных вопросов, обращенных к личному опыту учащихся в процессе учения.

Рецензенты:

Елькина О.Ю., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогических технологий начального образования и психологии развития ребенка, г. Новокузнецк;

Кропочева Т.Б., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики начального образования, г. Новокузнецк.


Библиографическая ссылка

Згурская Т.В. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18906 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674