Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ

Горячева Н.Л. 1 Гурова И.В. 2 Трифонов В.В. 2 Милехин А.В. 2
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
2 Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.Вавилова
В статье рассматривается проблема становления личности подростков, занимающихся волейболом. На основе индивидуально-типологического опросника определен уровень типологических свойств личности подростков по показателям экстраверсии, спонтанности, агрессии, ригидности, интроверсии, сензитивности, тревожности, лабильности до и после педагогического эксперимента. По результатам обработки данных был составлен психодиагностический профиль контрольной и экспериментальной групп. Результаты, полученные по окончании эксперимента, свидетельствуют о том, что в процессе занятий волейболом у подростков отмечается повышение показателей интроверсии и понижение тревожности, агрессии, ригидности и сензитивность, что проявляется в повышении внимания, активности, решительности, стрессоустойчивости, организованности, способности приспосабливаться к определенной системе взаимоотношений. Проведенные исследования подтверждают положительное влияние занятий спортом, в частности волейболом, на формирование личности подростков.
психодиагностический профиль
индивидуально-типологические свойства личности
волейбол
1. Горячева Н.Л., Анцыперов В.В. Компетентностный подход в организации и проведении учебных занятий по избранному виду спорта (спортивная акробатика) // Инновации в образо-вании.  2014.  № 2.  С. 5-11.
2. Григорьева И.В., Волкова Е.Г. Спорт и социальная активность личности. Моделирование систем и информационные технологии : сборник научных трудов. - Воронеж, 2010. – Вып. 7. – С. 364-366.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: личность, образование, самообразование, профессия.  Минск : Хэлтон, 1998.  399с.
4. Собчик Л.Н. Индивидуально типологический опросник. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. ‒ Боргес, 2010. ‒ 60 с.
5. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. ‒ Речь, 2005. ‒ 624 с.
6. Сиротин О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки борцов : автореф. дис. … д.п.н. ‒ М. : ВНИИФК, 1996. ‒ 49 с.

Интерес к проблеме становления личности в спорте имеет давнюю и достаточно противоречивую историю на всем протяжении развития физической культуры и спорта. Вызвано это как причинами прагматического характера, так и подходами в рамках психологических и социологических исследований.

В любой спортивно-игровой команде, в том числе и волейбольной, результат деятельности в условиях соревнований имеет свой социально-психологический аспект и связан с согласованностью действий игроков, взаимопониманием игроками друг друга. Деятельность волейбольной команды характеризуется групповым взаимодействием, где на передний план выступают отношения взаимопомощи, взаимной требовательности, контроля. В спортивной команде игроки обладают большой силой воспитательного воздействия. Это предполагает полное включение индивида в команду, что создаёт возможности для разностороннего проявления и развития его личности [2].

Изучение индивидуально-типологических особенностей может открыть новые перспективы как в воспитании личности юных спортсменов, так и в подготовке спортсменов высокого класса [6].

Современные технологические подходы в спортивной психодиагностике позволяют более детально проследить динамику отдельных характеристик спортсменов в процессе такой специфической деятельности, как спорт [5]. Причем необходимо отметить, что в отдельных видах спорта эта динамика имеет существенные отличия и может иметь разнонаправленный характер [1]. Необходимость обоснования этих различий обусловила актуальность нашего исследования.

Мы предположили, что систематические занятия волейболом оказывают определенное воздействие на основные характеристики личностного профиля юных спортсменов-волейболистов. Причем динамика изменения этих характеристик по отдельным параметрам может значительно расходиться с направленностью и темпами динамики аналогичных характеристик личностного профиля у детей, не занимающихся спортом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Исследование проводилось на базе МБОУ ДОД СДЮШОР г. Саратова в период с сентября 2013 года по май 2014 года. В эксперименте приняли участие 28 подростков (12-13 лет). Были сформированы экспериментальная (волейболисты) и контрольная (школьники) группы. Экспериментальная группа посещала учебно-тренировочные занятия по волейболу три раза в неделю, а контрольная группа – не занималась никакими видами спорта.

На первом этапе при помощи индивидуально-типологического опросника [4] был определен исходный уровень свойств личности подростков в обеих группах. Индивидуально-типологические свойства представляют собой устойчивые индивидуальные особенности человека, характеризующие его как личность или индивидуальность и проявляющиеся в его поведении [3]. В основе методики индивидуально-типологического опросника лежит разработанная Л.Н. Собчик теория, согласно которой основу личностного фактора составляет одна или несколько ведущих тенденций, пронизывающие разные уровни развития личности. Данные уровни включают типологические свойства и качества личности ? от врожденных свойств темперамента, через характер, который формируется в процессе взаимодействия темперамента с социальной средой, ? к зрелой личности, в которой объединение осуществляется интегрированным «Я» (самосознание, самооценка, самоконтроль).

Исходные среднегрупповые показатели уровня типологических свойств подростков, занимающихся и не занимающихся волейболом, представлены в таблице 1. Анализ результатов тестирования, проведенного в начале исследования, показал отсутствие существенных различий у испытуемых обеих групп (р > 0,05).

Таблица 1

Показатели уровня типологических свойств подростков контрольной и экспериментальной групп до эксперимента

Группа

 

Свойства личности

Контрольная

(n=14)

Экспериментальная

(n=14)

х

±σ

х

±σ

Экстраверсия

4,1 *

0,91

4,3 *

0,82

Спонтанность

1,9 *

1,38

2,1 *

1,29

Агрессия

3,0*

1,61

2,9 *

0,94

Ригидность

3,1 *

0,91

2,5 *

1,55

Интроверсия

3,3 *

1,06

3,6 *

1,27

Сензитивность

3,6 *

1,08

3,9 *

0,99

Тревожность

4,1 *

0,91

3,7 *

0,99

Лабильность

3,6 *

0,93

3,1 *

0,77

Примечание: * – достоверность различий (p > 0,05).

Сравнительный анализ показателей типологических свойств личности контрольной и экспериментальной групп на первом этапе показал, что у испытуемых обеих групп ортогональные признаки интроверсии-экстраверсии дополнены противопоставленными друг другу тревожностью – агрессивностью, ригидностью – лабильностью и сензитивностью – спонтанностью.

На диаграмме наглядно представлены показатели типологических свойств личности контрольной и экспериментальной групп до эксперимента (рис. 1).

Рис. 1. Показатели типологических свойств личности контрольной и экспериментальной групп до эксперимента

Полученные данные свидетельствуют о том, что у обеих групп все исследуемые показатели хорошо выражены. Количество полученных баллов варьирует от 1,9 до 4,3. При этом в контрольной группе отмечается превосходство по таким показателям, как тревожность, лабильность, ригидность (4,1 и 3,7; 3,6 и 3,1; 3,1 и 2,5 баллов соответственно). В то время как по шкалам экстраверсии, спонтанности, агрессии, интроверсии и сензитивности показатели обеих групп практически равны.

Результаты, полученные в ходе обработки данных контрольной и экспериментальной групп, позволили составить психодиагностический профиль, характеризующий свойства личности (рис. 2). На диагностограмме в виде замкнутой ломаной линии показаны уровни выраженности у испытуемых определенных психических свойств. Возвышения и спады определяются в отношении осевой линии среднего уровня.

Рис. 2. Психодиагностический профиль контрольной и экспериментальной групп до эксперимента

Далее проводился педагогический эксперимент, задачей которого было определение влияния занятий волейболом на свойства личности подростков. После его окончания было проведено повторное анкетирование.

Результаты анкетного опроса представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели уровня типологических свойств подростков контрольной и экспериментальной групп после эксперимента

Группа

 

Свойства личности

Контрольная

(n=14)

Экспериментальная (n=14)

 

p

х

±σ

х

±σ

Экстраверсия

4,0

1,40

3,2

1,15

> 0,05

Спонтанность

2,1

1,20

1,6

0,74

> 0,05

Агрессия

2,8

0,89

1,7

0,70

< 0,05

Ригидность

3,2

1,54

2,1

1,35

< 0,05

Интроверсия

3,0

1,18

4,1

0,99

< 0,05

Сензитивность

3,4

1,55

2,2

0,99

< 0,05

Тревожность

4,0

1,04

2,6

1,01

< 0,05

Лабильность

3,8

0,89

3,2

0,80

> 0,05

В результате анализа полученных данных отмечаются существенные изменения у спортсменов экспериментальной группы. Так, показатель тревожности понизился на 30%, агрессия – на 41%, ригидность – на 16%, сензитивность – на 42%. В свою очередь интроверсия повысилась на 13%. Изменения по этим показателям являются статистически достоверными при 5%-ном уровне значимости. А такие показатели, как лабильность, экстраверсия, спонтанность, понизились на 3, 26 и 24% (р > 0,05) соответственно. Однако эти данные являются не достоверными.

Сравнительные результаты типологических свойств личности участников контрольной и экспериментальной групп по завершении эксперимента представлены в диаграмме на рисунке 3.

Рис. 3. Показатели типологических свойств личности контрольной и экспериментальной групп в конце исследования

При сравнении результатов до и после эксперимента следует отметить, что у волейболистов произошел значительный прирост (13%) по показателю интроверсия (р<0,05). Показатель тревожности снизился на 30%. Это способствовало тому, что спортсмены стали активнее и решительнее. В контрольной группе достоверных изменений по этому показателю не отмечено. Чем меньше тревожности, тем больше смелости. Показатели агрессии в экспериментальной группе уменьшились на 41%. Это указывает на то, что спортсмены стали лучше управлять собой. Ведь вся их энергия была потрачена на игру, что и подтвердили результаты педагогического наблюдения. Дети стали менее конфликтны и агрессивны. Изменения по шкале ригидности свидетельствуют о том, что спортсмены стали быстрее приспосабливаться к определенной системе взаимоотношений, поскольку в тренировке очень часто меняются игровые ситуации. В результате этого спортсмены адекватнее себя ведут, уменьшается ригидность. Сензитивность в экспериментальной группе понизилась на 42%. Это говорит о снижении у занимающихся тревожности, боязни новых испытаний, ситуаций. Разнонаправленно изменились другие характеристики типологических свойств личности. Так, если чувствительность уменьшилась, то стрессоустойчивость наоборот – повысилась. По шкале спонтанности показатель в экспериментальной группе уменьшился на 24%. Это указывает на то, что спортсмены стали значительно организованнее.

По результатам полученных экспериментальных данных был повторно составлен психодиагностический профиль контрольной и экспериментальной групп (рис. 4).

Рис. 4. Психодиагностический профиль контрольной и экспериментальной групп после эксперимента

Видно, что психодиагностический профиль экспериментальной группы значительно сместился по оси интроверсия-экстраверсия влево. Это можно объяснить влиянием вида спорта, т.к. сама специфика тренировки в волейболе на начальном этапе связана с освоением техники и направлена на сосредоточение ? дети во время занятий стали более внимательными, сосредоточенными.

Выводы. Проведенные исследования свидетельствуют о положительном влиянии занятий волейболом и способствуют формированию личности подростков, что характерно для командной игры. Эти свойства проявились в повышении внимания, активности, решительности, стрессоустойчивости, организованности, способности приспосабливаться к определенной системе взаимоотношений.

Рецензенты:

Сентябрев Н.Н., д.б.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградская академия физической культуры», г. Волгоград;

Анцыперов В.В., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградская академия физической культуры», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Горячева Н.Л., Гурова И.В., Трифонов В.В., Милехин А.В. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18915 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674