Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ К ВРЕМЕННЫМ ЗАДЕРЖКАМ В УСЛОВИЯХ ДИХОТИЧЕСКОЙ СТИМУЛЯЦИИ

Агеева Е.Л. 1 Лекомцева А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО НГПУ им. К.Минина
Было обследовано 96 детей 7-18 лет с глубокими нарушениями зрения, у которых с помощью метода дихотической стимуляции моделировали ощущение движения звукового образа (ЗО). Использовались серии коротких звуковых щелчков с изменяющейся в автоматическом режиме интерауральной временной задержкой (Δt). При начальной Δt=0 интерауральную задержку изменяли с шагом ±23 мкс и определяли минимальную Δt, при которой испытуемый начинал чувствовать движение ЗО из центра субъективного звукового поля (СЗП). Было установлено, что у детей с глубокими нарушениями зрения чувствительность к вводимым Δt ниже, чем у их здоровых сверстников. Полученные результаты не согласуются с мнением тех авторов, которые считают, что пространственный слух слепых и слабовидящих компенсаторно улучшается по сравнению с нормально видящими.
интерауральная временная задержка
звуковой образ
дихотическая стимуляция
субъективное звуковое поле
нарушение зрения
1. Альтман Я.А., Дубровский Н.А. Пространственный слух // Физиология сенсорных систем. – Л.: Медицина, 1972. – Ч. 2. – С. 398-426.
2. Косюга Ю.И. Механизмы нарушений локализации звуков при выключении коркового уровня слуховой системы: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Н.Новгород, 1995. – 24 с.
3. Краснопёрова Н.А., Рожкова Г.И. Состояние зрительной системы у глухих и тугоухих. Обзор // Сенсорные системы. – 2007. – Т. 21. – № 4. – С. 275-285.
4. Кураев Г. А., Бахтин О. М., Иваницкая Л. Н. и др. Исследование активности структур центральной нервной системы слабовидящих детей на основе анализа ЭЭГ, омега-потенциала и состояния слуховой системы // Валеология. – 2003. – № 4. – С. 38–42.
5. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб., 2006. – 336 с.
6. Паренко М.К. Психофизиологические механизмы формирования пространственного образа звука и субъективного звукового поля: автореф. дис. … д-ра биол. наук. – Н. Новгород, 2009. – 49 с.
7. Сергиенко Е.А. Влияние ранней зрительной депривации на интерсенсорное взаимодействие // Психологический журнал. – 1995. – Т.16. – № 5. – С.32-48.
8. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. – Л.: Наука, 1969. – 387 с.
9. Щербаков В.И., Паренко М.К, Полевая С.А., Шеромова Н.Н Возрастные особенности структуры субъективного звукового поля человека // Сенсорные системы. 2001. – Т. 15. – № 4. – С. 309–315.
10. King A.J. Visual influences on auditory spatial learning // Philos. Trans. R. Soc. Lond. B. Biol. Sci.. – 2009. – V. 364. – Р. 331-339.
Источниками надежной информации, обеспечивающей адекватное восприятие окружающего объективного (предметного) пространства, являются рецепторные поля дистантных сенсорных систем: зрительной, слуховой и обонятельной. Дистанционная рецепция и способность к перемещению в пространстве, по мнению Ч. Шеррингтона, явления настолько взаимосвязанные, «что физиология одного не может быть изучена без физиологии другого» [8]. Важнейшее значение звуковая информация, особенно пространственная, приобретает для людей с глубокими нарушениями зрения [5].

В настоящее время убедительно показано, что восприятие пространства имеет системный характер, т.е. деятельность одного анализатора всегда соотносится с деятельностью других, участвующих в пространственном анализе. Отсюда является очевидным, что исследование вклада каждой сенсорной системы (зрительной, слуховой, вестибулярной, проприоцептивной, обонятельной) в процесс восприятия пространства имеет большое значение для понимания того, как протекают компенсаторные процессы при поражении любой из этих систем.

Исследование пространственного слуха у слепых и слабовидящих людей довольно широко распространено, хотя полученные результаты достаточно противоречивы. Так, с одной точки зрения, зрительная депривация ухудшает слуховые возможности индивидуумов, поскольку качественное развитие пространственного слуха возможно лишь при взаимодействии зрительной и слуховой систем [4]. По другой точке зрения считается, что слепые лучше «утилизируют» слуховую информацию, в том числе и ее пространственную составляющую [10].

Есть много способов для изучения механизмов пространственного слуха, но наиболее широко распространенный и доступный - метод дихотической стимуляции [1]. В настоящее время с его помощью подробно изучено большое количество психоакустических феноменов, возникающих у слушателя при прослушивании различных стимулов со статичными или меняющимися межушными амплитудными и (или) временными различиями (Δt, ΔI), у испытуемых самого разного возраста [6,9]. Использование метода дихотической стимуляции для исследования звуколокализационных возможностей слепых и слабовидящих и анализ латерометрических показателей у этой категории испытуемых даст дополнительные сведения о формировании пространственного слуха в условиях дефицита предметного зрения. При дихотической стимуляции все слушатели, независимо от состояния их зрительной функции, ставятся в равные условия, так как формирующийся слитный звуковой образ (ЗО) ощущается в пределах головы, в так называемом субъективном звуковом поле (СЗП), недоступном для зрительного контроля.

Методика

В экспериментах приняло участие 252 человека, из них 96 учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV вида Нижнего Новгорода в возрасте от 7 до 18 лет включительно. В группу контроля вошли 156 детей сопоставимых возрастов. Работа проводилась в первой половине дня. Все испытуемые имели нормальный слух.

Звуковыми сигналами служили дихотически предъявляемые серии щелчков с изменяющейся в автоматическом режиме интерауральной временной задержкой (шаг Δt=±23 мкс). Предъявляли серии звуковых щелчков с нарастающей от нуля Δt. Обычно в данных условиях стимуляции слушатель ощущает движение слитного ЗО от средней линии головы (центра СЗП) в правую или левую сторону. Определялась минимальная Δt, при которой испытуемый начинал чувствовать движение ЗО из центра СЗП (Δtmin-пр и Δtmin-лев). В какую сторону будет сдвигаться ЗО, испытуемому заранее не было известно, направление смещения чередовалось произвольно.

Для генерации звуковых щелчков использовали возможности ПЭВМ. Длительность электрического импульса составляла 46 мкс, частота импульсов в серии - 5 Гц, длительность серий щелчков - 5-30 сек. Интенсивность серий звуковых щелчков была постоянной и при монауральном предъявлении составляла около 40 дБ над порогом слышимости испытуемого.

Определение Δtmin-пр и Δtmin-лев проводили по три раза, полученные результаты усредняли. Статистическая обработка проводилась с использованием пакета компьютерных программ «Биостатистика».  Использовался парный критерий Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ, критерий Стьюдента с поправкой  Бонферрони.

Результаты и их обсуждение

Испытуемые были поделены по степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции на три группы. Группа слепых (тотально и парциально) с остротой зрения от 0 до 0.04 включительно (28 чел.). Группа слабовидящих с остротой зрения от 0.05 до 0.2 (31 чел.). Группа испытуемых с «недостаточной коррекцией зрения» с остротой зрения от 0.2 до 0.8 (37 чел.).

При введении нарастающей от нуля Δt большинство детей с нарушениями зрения (за исключением 2 слепых и 1 слабовидящего) и все испытуемые контрольной группы ощущали движение ЗО, а степень потери зрения не влияла на величину Δtmin.  Поэтому мы сочли возможным объединить показатели всех больных детей 7-18 лет и сравнить их с группой контроля (табл.). Проведенные сравнения показали, что в группе контроля  по сравнению с детьми с нарушениями зрения  для возникновения у них ощущения смещения ЗО от центра СЗП требуются меньшие Δt (p<0,001) в среднем на 60-80 мкс.  Также установлено, что у детей с глубокими нарушениями зрения наблюдалась более высокая чувствительность к вводимой Δt при моделировании движения ЗО от центра СЗП вправо (р=0,06).

Показатели латерометрии, характеризующие центральную зону СЗП

Группы испытуемых

Порог смещения ЗО из центра СЗП, мкс

Δtmin вправо

Δtmin влево

Слепые

309±153

299±132

Слабовидящие

284±145

257±105

С «плохой» коррекцией зрения

281±96

270±122

Здоровые

212±46

213±42

Таким образом, можно сделать заключение, что у всех детей с глубокими нарушениями зрения снижается чувствительность к вводимым межушным различиям по времени стимуляции. По всей вероятности, снижение чувствительности к Δt может быть обусловлено сразу несколькими причинами. Известно, что при глубоких нарушениях зрения в рамках общей закономерности компенсаторно повышается неспецифическая активность вестибулярных образований с вовлечением стволовой ретикулярной формации [2]. На фоне повышения общей возбудимости мозга и относительного ослабления тормозных процессов работа механизма трансформации интерауральных Δt в азимутальные характеристики ЗО становится менее эффективной [9]. В результате при введении межушной задержки преимущества контралатеральной звуковой стимуляции проявятся у слепых при бóльших значениях Δt.

Существует точка зрения, что для преобразования Δt в азимут ЗО требуется определенная зрелость ипсилатеральных слуховых путей, так как возможно, что они выполняют роль «модулятора» основного контралатерального возбуждения, идущего от слуховой периферии [6,9]. Также имеются данные о том, что сенсорная депривация в детском возрасте приводит в целом к более медленному созреванию мозговых структур [7], что, по-видимому, сказывается на формировании механизма трансформации интерауральных Δt в азимутальные характеристики ЗО.

Полученные результаты не согласуются с мнением тех авторов, которые считают, что пространственный слух у слепых и слабовидящих компенсаторно улучшается по сравнению с нормально видящими. Наоборот, полученные данные подтверждают противоположную точку зрения о том, что полное или частичное выключение из межанализаторного взаимодействия ведущей анализаторной системы - зрительной, приводит к ухудшению звуколокализационных способностей, особенно у детей [7]. Эти данные совпадают также с выводами работы, посвященной состоянию зрительных функций у лиц с глубокими нарушениями слуха. В ней авторы отмечают, что процент глазных патологий и нарушений зрения у глухих и слабослышащих больше, чем у лиц с нормальным слухом [3]. Проведенное исследование подтвердило, что полноценное развитие каждой анализаторной системы возможно лишь в условиях совместной работы зрительной и слуховой систем, а недостаточное поступления информации со стороны любой из них всегда будет отражаться на состоянии более сохранной.

Рецензенты:

Дмитриев А.И., д.б.н., профессор, зав. кафедрой биологии, химии и биолого-химического образования, ФГБОУ ВПО НГПУ им. К.Минина, г. Нижний Новгород;

Ягин В.В., д.б.н., профессор кафедры физиологии и БЖ человека, ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Агеева Е.Л., Лекомцева А.А. ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ К ВРЕМЕННЫМ ЗАДЕРЖКАМ В УСЛОВИЯХ ДИХОТИЧЕСКОЙ СТИМУЛЯЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18942 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674